Презентация на тему "исаак ильич левитан". Презентация на тему "исаак ильич левитан" Пробуждение в творчестве

Cлайд 1

Cлайд 2

Мостик. Саввинская слобода под Звенигородом, 1884 год. Мостик, брёвна, ивы, солнце, покосившиеся избы и зелёная трава. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.

Cлайд 3

К величайшим шедеврам весенней лирики относится картина «Весна. Большая вода» (1897 год). Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые берёзы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в мелодичное, чистое, прозрачное целое. И всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Cлайд 4

Вечер. Золотой Плёс. 1899 год. Один из шедевров, созданных Левитаном. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой…Всё наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам.

Cлайд 5

После дождя. Плёс, 1889 год -ещё один шедевр созданный Левитаном в Плёсе. Картина пронизана ощущением всеобщности движения жизни, дыхания как бы умывшейся, обновлённой, окроплённой святой водой природы. С этого произведения начинается знаменитая «поэтика неба» в творчестве Левитана. Никто ещё до него не писал русское небо так сильно, душевно и разнообразно.

Cлайд 6

Сохранились свидетельства о том, что после появления на передвижной выставке картины «Тихая обитель» в 1891 году имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди приходили на выставку только для того, чтобы ещё раз увидеть картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызвал этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».

Cлайд 7

Прославленная картина «Вечерний звон» была создана мастером под впечатлением от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Картина является состоянием души, когда человек видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями…

Cлайд 8

Владимирка, Владимирский тракт-дорога, по которой на протяжении многих лет через всю Россию шли ссыльные, отправленные на каторгу в Сибирь. В картине Левитана соединились и его гражданское неравнодушие к несчастным, и любовь художника к родной земле. Картина является одной из самых сильных и зрелых работ в творчестве великого мастера. Она была подарена им Павлу Третьякову, основателю Третьяковской галереи.

положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров. В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В летние месяцы 1880-1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка). «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», - писал Константин Паустовский. Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

И.И.Левитан () Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.


И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Первые работы И.Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Весна»,), и картина унылой осени с размытой дорогой, голыми деревьями, которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.


Осенний день. Сокольники 1879 Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Март Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Золотая осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора! Весь лес стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев


С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя. Каждый раз Левитан находит единственно возможный для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. В первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, красного и белого, в динамике встречного движения кораблей по диагонали, в вовлеченности зрителя в общее движение. Во втором – река пребывает в инобытии мечты, отодвигается вглубь, оставляя нас томиться на берегу. В третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки, котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Перед зрителем всегда только часть реки, без обозначения начала и конца, даже без обозначения направления течения.


После дождя. Плес И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.


Вечер. Золотой плес Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.


Вечерний звон Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Тихая обитель 1890 Тёплый золотистый колорит представлен в картине. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана. многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль, восторженное восхищение красотой летнего вечера.






На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня»). У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. Дома всегда теснятся деревней. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Его век измеряется жизнью человека. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Поэтому дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). Что же остается на русских просторах от человека? Оказывается, дорога, исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.


Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. Серое облачное небо нависает над ней – низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги, навевает мрачные мысли. Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Владимирка. 1892


В более зрелые годы своего творчества у Левитана проявилось желание философски осмыслить жизнь: его занимают размышления о жизни, о месте человека в большом и сложном мире, о судьбе России и русского народа. Художник продолжает искать монументальный пейзажный образ. Над вечным покоем Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности… Это картина души человеческой в образах природы

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

Слайд 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

Слайд 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Слайд 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

    Краткая аннотация

    Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника -пейзажиста И.И.Левитана. Учатся анализировать картины по композиции и изобразительным средствам. Подробнее рассматривается картина «Над вечным покоем». Детям предлагается викторина (слайд №19,20,21,22) по картинам художника. Знакомятся с домом-музеем в г.Плёсе.

    Справочный материал о художнике

    ЛЕВИТАН ИСААК ИЛЬИЧ (1860—1900)

    Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служа-щего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вы-нужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии ста-рался никогда не вспоминать о нем.

    Двенадцати лет он поступил в Московское училище живо-писи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во вре-мя летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поле-нов помогали ему расти с каждым годом.

    Уже в ранних ученических работах проявилось свойствен-ное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П. М. Третья-ков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.

    «Осенний день в Сокольниках» — первая картина выдаю-щегося русского художника Исаака Левитана, где серая и зо-лотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной тепло-той»,— писал об этом полотне писатель Константин Паустов-ский. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мас-тер «пейзажа настроения».

    Одна из самых значительных страниц биографии Левита-на — его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан — ровес-ники. Они познакомились в начале 80-х годов. Лето 1885 года вместе провели в деревне Бабкино. Это лето было очень пло-дотворным для обоих, как, впрочем, и все годы дружбы. Ху-дожник создает картины «Березовая роща», «Первая зе-лень», «Май». Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.

    К. Г. Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. Картины Левитана требуют медленного рас-сматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становятся неброская красота и тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

    В поисках новых мотивов, глубоких и сильных ощущений Левитан в 1887 году совершил первую поездку на Волгу. Волга взволновала художника, он пишет Чехову: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней». Четыре года под-ряд ездил художник на великую реку и каждый раз возвра-щался с массой этюдов. Левитан написал на Волге множество картин, среди которых «Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес». Самый яркий образ великой реки создан на полотне «Свежий ветер».

    В 1891 году поэтическая картина Левитана «Тихая оби-тель» на XIX выставке передвижников подтвердила его славу крупнейшего мастера русского искусства. Именно о ней пи-сал Чехов сестре: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор». Новых высот достигает Левитан в картинах «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем»

    Грязные тучи над тяжелой серой водой. На высоком бе-регу старая церквушка. Тут же заброшенное кладбище. Суро-вый ветер клонит деревья. Но как тепло светится написанный Левитаном огонек в узком церковном окошке.

    Темная вода, темное небо, холодный ветер, но рядом с этой природой живут люди. Природа и человек для Левитана — одно целое. Когда Левитан писал эту картину, он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена.

    Новый период в творчестве Левитана начинается с середи-ны 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живо-писи. Это жизнеутверждающие произведения «Март», «Золо-тая осень», «Весна. Большая вода» и другие.

    «Золотая осень». Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним при-дет белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будут зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.

    Русская природа была единственной темой всех произве-дений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал род-ные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромное очарование русской природы.

    В 1898 году Левитан начал преподавать в училище, в ко-тором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажа — боль-шую мастерскую, в которой работали бы все русские пейза-жисты. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он го-ворил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

    В 1899 году, накануне Нового года, Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по березовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Он написал широкий луг и на нем темные стога скошенного сена. Над землею между стогами тянется белый туман, вдали чернеет лес. Над лугом — луна, которая освещает землю и макушки стогов. Левитан уехал, а его картина «Сумерки. Стога» оста-лась в кабинете Чехова на память.

    Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». На ней широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем, на дальнем берегу поля, деревушка, купол церкви. Полный света и воздуха пейзаж вызывает ра-достное настроение. Картина несет в себе жизнеутверждаю-щий заряд. Трудно поверить, что такую картину написал смертельно больной художник.

    Творчество Левитана — это целая эпоха пейзажной живо-писи. Его наследие огромно: акварели, живописные полотна, пастели, графика, иллюстрации. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники.

    Художник по-казал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже — его душу, его очарование

    Левитан всю свою жизнь стремился сделать пейзаж эмоци-ональным и поэтичным, выразить в нем мечту о достойной че-ловека, прекрасной жизни. И это удалось ему в полной мере.

    Информационные источники:

    Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006

    В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002

    Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Собеседник полей и озёр. Исаак Ильич Левитан" »

Жилинскас Елена Викторовна учитель начальных классов МОАУ Гимназии №46 г. Кирова

Детям о художниках и картинах


Собеседник полей и озёр

Исаак Левитан


Ключевые сло ва

  • пейзаж
  • пейзаж
  • художник - пейзажист
  • художник - пейзажист
  • живопись
  • живопись
  • композиция
  • композиция

Исаак Ильич Левитан

(1860 -1900 г.)

  • колорит
  • колорит

Картинная

галерея


«...серая и золотая осень, печальная как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышит с холста осторожной теплотой.»

К.Паустовский

Осенний день. Сокольники


«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса….»

А.С.Пушкин

Золотая осень


«Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!»

И.И.Левитан

Весна. Большая вода


«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.»

А.С.Пушкин

Март




Остров

Остров, словно брошенный в гущу разлившихся вод. Художник соотносит его с человеческой жизнью, теряющей свой смысл среди, говоря словами Паскаля «вечного безмолвия бесконечных пространств».



Кладбище

Старое кладбище с повалившимися в разные стороны крестами напоминает о хрупкости человеческой жизни.



Старая церковь

В окне церкви, примостившейся на высоком берегу, мерцает огонёк – может быть это огонёк свечи. По замыслу И. Левитана он показывает человеку правильный путь.



Стихии

Три стихии представлены на холсте художника – тёмная вода, промокшая земля, и грозовое небо. Именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой картины.



Викторина

Вопрос №1.

Какая картина

И.И. Левитана была первой приобретена в Третьяковскую галерею?

Осенний день. Сокольники


Викторина

Вопрос №2.

Какую картину И.И.Левитана можно назвать «Праздником золота и серебра»?

Золотая осень


Викторина

Вопрос №3 .

На какой картине И.И. Левитана изображена лошадь?

Март


Викторина

Вопрос №4

Определите по описанию о какой картине идёт речь? Как она называется?

«Грозные тучи над тяжёлой серой водой. На высоком берегу церквушка. Тут же старое кладбище. Суровый ветер клонит деревья. Но как тепло светится огонёк в узком церковном окошке!»


Где можно увидеть картины Исаака Левитана?

Государственный Русский музей,

г.Санкт-Петербург

Государственная

Третьяковская галерея, г. Москва


В древнем волжском городе Плёсе находится уникальный Дом – музей Исаака Ильича Левитана.


Вопросы

  • О каких фактах из жизни великого русского художника вы узнали?
  • С какими картинами
  • С какими картинами

И.И. Левитана вы познакомились?


 

Возможно, будет полезно почитать: