​Фаина Георгиевна Раневская – одна из величайших актрис XX века и королева эпизода. Малоизвестные факты о жизни и творчестве фаины раневской Александр Румнев - близкий друг Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская - известная и популярная советская актриса театра и кино.
Сегодня многие критики и журналисты считают её одной из величайших русских актрис XX века.
На её счету около 30 фильмов и бесчисленное количество спектаклей.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила её в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
Но есть и ещё одна отличительная черта, по которой актрису запомнили миллионы - это изречения, цитаты и афоризмы Раневской. Они мгновенно стали крылатыми и разошлись по всей стране и за её пределами.
И даже спустя многие годы после годы, после того как её не стало, эти слова не теряют своей актуальности!

Представляем Вам лучшие фразы и цитаты Фаины Раневской. Их больше сотни:

1. Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.

2. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

3. Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой
- морда становится меньше, но грустнее.

4. Моя любимая болезнь - чесотка: почесался и ещё хочется.
А самая ненавистная - геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.

5. Дамы, не худейте. Оно вам надо? Уж лучше к старости быть румяной пышкой, чем засушенной мартышкой!

6. Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

7. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

8. Душа - не жопа, высраться не может.

9. В старости главное - чувство достоинства, а его меня лишили.

10. У меня хватило ума глупо прожить жизнь. Живу только собой - какое самоограничение.

11. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

12. На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.

13. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

14. Очень тяжело быть гением среди козявок.

15. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

16. 85 лет при диабете - не сахар.

17. Хотелось бы мне иметь её ноги - у нее были прелестные ноги! Жалко - теперь пропадут.
18. Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
19. Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было... Лучше бы память навсегда убить.

20. Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.

21. Спутник славы - одиночество.

22. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

23. Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.

24. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

25. Ненавижу, когда бл*дь строит из себя невинность!

26. Понятна мысль моя неглубокая?

27. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

28. Кто бы знал моё одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...

29. Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб.
Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень

30. Уясните раз и навсегда, что характер вашей женщины - это отражение вашего к ней отношения.
Для непонятливых: это не она стерва, это ты мудачьё.

31. Я как яйца: участвую, но не вхожу.

32. Цинизм ненавижу за его общедоступность.

33. Почему все дуры такие женщины?

34. Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоем!

35. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

36. Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет.

37. Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!

38. Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

39. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами.
Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам,
и достаточно 40. глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

41. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный,
значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

42. Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

43. Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

44. Пионеры, идите в жопу.

45. Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

46. Страшно грустная моя жизнь...
а вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз!

47. Похоже, что Бог любит страдальцев. Вы когда-нибудь видели счастливого гения?
Нет, каждого трепала жизнь, как травинку на ветру.
Счастье - понятие для средних во всех отношениях граждан, и справедливости тут нет никакой.

48. Одиночество как состояние - не поддаётся лечению.

49. Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.

50. В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

51. Научиться быть артистом нельзя. Можно развить своё дарование,
научиться говорить, изъясняться, но потрясать - нет. Для этого надо родиться с природой актёра.

52. Вы знаете, что такое сниматься в кино?
Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

53. Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

54. Жизнь - это затяжной прыжок из п*зды в могилу.

55. Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность!

56. Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом.

57. Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.

58. В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы.
Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой,
ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

59. Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.

60. Никто, кроме мёртвых вождей, не хочет терпеть праздно болтающихся моих грудей.

61. Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

62. Женщины - это не слабый пол, слабый пол - это гнилые доски.

63. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.

64. Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде,
я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего.

65. Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело... Может быть, я психопатка?
Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей.

66. Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.

67. Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.



68. Одиночество - это состояние, о котором некому рассказать.

70. Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

71. Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.

72. Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.

73. Чтобы получить признание - надо, даже необходимо, умереть.

74. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения.
Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

75. Красивые люди тоже срут.

76. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

77. Сейчас долго смотрела фото - глаза собаки удивительно человечны.
Люблю их, умны они и добры, но люди делают их злыми.

78. Бог мой, как я стара - я еще помню порядочных людей!

79. Женщины умирают позже мужчин, потому что вечно опаздывают.

80. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

81. Я устала симулировать здоровье.

82. Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло.

83. Что-то давно мне не говорят, что я бл*дь. Теряю популярность.

84. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

85. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

86. Главное - живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.

87. Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой.

88. Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.

89. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят:
«Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».

90. Грустной жопой радостно не пукнешь.

91. Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у*бываю.

92. Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.

93. Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

94. Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа!
Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

95. Не лажу с бытом! Деньги мешают мне и когда их нет, и когда они есть.

96. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».

97. Кино - заведение босяцкое.

98. Как я завидую безмозглым!

99. Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идёт на анализы.

100. Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.

101. Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол;
а есть люди, в которых живут только глисты.

102. Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

103. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине,
которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

104. Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.

105. Я себя чувствую, но плохо.

106. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.

108. Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками,
чего я никогда не встречала у посредственности.

109. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.

110. Я провинциальная актриса. Где я только ни служила!
Только в городе Вездесранске не служила!

111. Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким...

112. Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

113. Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.

114. Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.

115. Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

116. Он умрёт от расширения фантазии.

117. Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

118. Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном.

119. Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

120. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

121. Я уже так стара, что стала забывать собственные мемуары.

122. В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.

123. 8 марта - мое личное бедствие.
С каждой открыткой в цветах и бантиках вырываю клок волос от горя, что я не родилась мужчиной.

124. Всё сбудется, стоит только расхотеть...

125. Не имей сто рублей, а имей двух грудей!

126. Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога,
когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу.
Бирман - и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала.
Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью,
а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

127. Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.

128. Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню.
Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку.
Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью.
Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Навсегда остаются в памяти поколений благодаря своему гениальному мастерству и таланту. Именно такой великой и легендарной, а также очень острой на словцо запомнили зрители Фаину Раневскую - народную артистку театра и кино СССР. Какой была жизнь «королевы эпизода» - одной из самых загадочных женщин XX века, и где похоронена Фаина Раневская? Подробности в данной статье.

Благополучное еврейское детство

Ф. Раневская

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей - три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Ф. Раневская

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Как родился псевдоним известной актрисы?

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, долго не общался с Фанни после отъезда и полностью лишил ее материальной помощи. Более мягкосердечной была мать, Милка Рафаиловна, которая дала дочери на первое время немного денег. На них она сняла комнату и стала пробиваться в тяжелой профессии актрисы, обивая пороги известных театральных подмосток.

Но Фанни Фельдман нигде не замечали…

Взять псевдоним молодая девушка решила после того, как однажды, выйдя с почты вместе с другом, она попала под сильный порыв ветра, который вырвал из ее рук крохотную сумму денег, присланных мамой. Фанни только мрачно посмотрела им вслед и сказала: «Надо же, быстро деньги улетают». На что ее друг заметил, что она настоящая Раневская из чеховской пьесы. Фанни усмехнулась и согласилась с тем, что они во многом похожи.

С тех пор на свет родилась Фаина Георгиевна Раневская - будущая звезда театра и кино.

Театральные успехи

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Ф. Раневская

После приезда Москву Фаина оказалась не у дел - ее не взяли ни в одно театральное училище. Выход был только один - ходить в частную театральную школу, но на это у юной революционерки и бунтарки не было денег. Не дала пропасть будущей талантливой «королеве эпизода» артистка Гельцер. Она увидела пробы Фаины и устроила ее в Малаховский летний театр, который расположился в Подмосковье.

В это время Фаина вращалась в кругах известной богемной молодежи. Она была знакома с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой и даже Маяковским. Все они уже были очень известными, и почти легендарными личностями. Фаину окружали уже тогда великие актеры: ее первая безответная любовь - Василий Качалов, Садовская, Петипа и Певцова.

Фаина следила за ними, перенимала мастерство, играя в массовках и мечтая о главных ролях.

После закрытия летнего театрального сезона, Фаина работала в разных городах:

  1. Керчь.
  2. Кисловодск.
  3. Феодосия.
  4. Баку.
  5. Ростов.
  6. Смоленск.

На этих подмостках Раневскую уже начали замечать и, наконец, оценили по достоинству, предложив ей место в столичном «Театре актера». С родителями же Фаина окончательно потеряла связь в 1917 году, когда они эмигрировали.

Известные театральные роли

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Ф. Раневская

Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:

  1. «Вишневый сад» - роль Шарлотты.
  2. «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
  3. «Васса Железнова» - один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
  4. В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли - Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
  5. «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
  6. «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» - спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской - 1896-1984.

Известные кинороли

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Ф. Раневская

После дебюта на театральной сцене Фаину Раневскую начали приглашать в кинематограф. Причем в ее фильмографии почти нет главных киноролей. Кинообразы, прославившие Раневскую на весь Советский союз, как правило, немногословны. Это роли даже не второго, а третьего плана. Однако, даже их Фаина смогла сделать звездными. Коллеги по цеху, да и зрители называли Раневскую «королевой эпизода».

Наиболее известные эпизодические образы, а также фильмы с Фаиной Раневской в главной роли:

  1. Госпожа Луазо («Пышка», 1934).
  2. Попадья («Дума про казака Голготу», 1937).
  3. Ида Гуревич («Ошибка инженера Кочина», 1939).
  4. Ляля («Подкидыш»,1939) - самая известная роль Раневской и на века прославившая ее фраза героини: «Муля, не нервируй меня!».
  5. Маня, тетка Добрякоа, сотрудница роддома («Любимая девушка», 1940).
  6. Роза Скороход («Мечта», 1941).
  7. Горпина («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1941).
  8. Тетушка Адель («Новые похождения Швейка», 1943).
  9. Профессор медицины («Небесный тихоход», 1945).
  10. Мачеха («Золушка», 1947).
  11. Зоя Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958).
  12. Бабушка («Осторожно, бабушка!», 1960).
  13. Ада Бранд - директор цирка («Сегодня новый аттракцион», 1966).

Кроме этого, Фаина Раневская участвовала в съемках знаменитого юмористического журнала «Фитиль», а также озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов - Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Последние годы жизни

Причиной смерти Фаины Раневской стала пневмония, которую ее организм не смог перенести после обширного инфаркта. В конце своей жизни Фаина Георгиевна уже не играла в театре, так как, по ее словам, она устала «симулировать здоровье». Свою творческую жизнь она окончила в 1963 году, и жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.

Где похоронена Фаина Раневская?

Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище - довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик - любимый пес актрисы.

Личная жизнь

Цитаты Фаины Раневской прославили ее не только среди коллег по цеху, но и среди обычных людей. Она не только была достаточно резкой в своих высказываниях, но и поразительно мудрой женщиной, иногда шокирующей, а иногда и сразу влюбляющей в себя при помощи мощной харизмы.

Чего стоит случай с режиссером в одном из театров, который ворвался в ее гримерку, пытаясь скандалить по поводу роли, и замер на пороге. Раневская была абсолютно голой и курила сигарету. Совершенно не замечая шока, который она произвела на своего коллегу, Раневская спросила: «Вам не мешает, что я курю?».

Однако, множество романов, которые приписывали великой актрисе, не принесли Раневской семьи и детей. Она никогда не была замужем, не желая вступать в отношения, которые потом принесут боль. Это началось после случая с одним известным актером, в которого тогда юная Фанни была влюблена. Он пришел к ней домой с подругой, и попросил влюбленную Раневскую «погулять». Однако, одинокой Фаина не была. У нее было множество друзей, и любимая сестра Белла, которая жила с ней.

Афоризмы актрисы

Все цитаты великой актрисы давно стали афоризмами, и сейчас набирают все большую популярность. В них заключена не только мудрость, но острый ум этой легендарной женщины.

Самые известные из них:

  1. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  2. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  3. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  4. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
  5. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  6. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
  7. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  10. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Ф. Раневская

«Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» - данная фраза также принадлежит легендарной актрисе. Всеобщего признания ее таланта хватило при жизни, но каждый из ее поклонников все же знает, где похоронена Фаина Раневская, и куда можно прийти, чтобы отдать последнюю дань ее великому мастерству.

Полное имя: Фаина

Церковное название: Фаина

Значение: от древнегреческого имени Фаэйне (Фаини) - «сияющая», «блестящая»

Значение имени Фаина – толкование

Как утверждают профессионалы, имя Фаина — это имя греческого происхождения, а в переводе с греческого имя Фаина (Φαεινή) означает «сияющая». Как и другие греческие имена, имя Фаина пришло в русскую культуру вместе с принятием христианства на Руси. На сегодняшний момент имя не пользуется особой популярностью и скорее относится к разряду редких имен. Имеет значение «солнечная заря». Очень красивое имя, распространенное в западных и восточных странах.

Имя Фаина на других языках

Астрология имени Фаина

Благоприятный день: среда

Через года

Маленькая Фаина – очень подвижная, энергичная девочка. Непоседа, любит возиться с другими малышами, придумывая множество игр для друзей. Очень добрая, но чувствительная и ранимая, ее легко довести до слез. Никогда не скучает, постоянно что-то рисует или лепит из пластилина, с удовольствием занимается музыкой. В школе учится хорошо.

На то, чтобы сделать уроки, ей требуется очень мало времени, поэтому его всегда хватает на посещение всяких творческих кружков и спортивных секций. Очень самолюбива. Чтобы из девочки не вырос маленький тиран, родителям следует прививать ей терпимость. Имя Фаина — живая, веселая девочка, настолько подвижная, что, кажется, находится в двух местах одновременно. Она покладистая, не спорит по пустякам.

Любить играть с детьми, особенно меньше себя. У нее есть педагогические наклонности, дети ее слушаются, она придумывает им самые разные занятия. Фаина очень способная, наблюдательная девочка. Какой из талантов, которыми наградила природа Фаину, раскроется впоследствии, зависит от воспитания. Она может красочно описать события, рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, подмечает характерные особенности людей и очень похоже их копирует. В школе учится хорошо, но ходить в школу не любит. Фаина мягкая по характеру, она порой беззащитна перед детской жестокостью. Впрочем, чем Фаина старше, тем лучше она может постоять за себя.

Взрослеющая Фаина стремится всегда быть в центре внимания. Очень отзывчивая, постоянно стремится кому-то помочь. Чувственная, духовная, доброжелательная натура, хотя «во спасение» может немного приврать. Импульсивная, чрезмерно возбудимая и независимая девушка. Не умеет таить зла, поэтому, несмотря на обидчивость, быстро прощает. Любит общение, очень красочно умеет описывать события, смешно копирует людей. Иронична, остра на язык. Умеет постоять за себя и не даст в обиду других. У нее есть поклонники, но она не спешит к ранним отношениям с молодыми мужчинами.

Прежде всего, стоит отметить предрасположенность Фаины к таким чертам характера, как энергичность, неуравновешенность, доброта, импульсивность и отзывчивость. Сама по себе это натура очень противоречивая, но способная самостоятельно изменить собственный характер, если захочет этого.

Взрослая Фаина – человек чрезвычайной доброты, который будет лучшим другом. Придет на помощь в любой ситуации. Но не забудет и о себе, ведь ее самолюбие весьма болезненное. По темпераменту – меланхолик. Интроверт. Но умеет находить общий язык со всеми людьми. Имеет прекрасное чувство юмора, которое позволяет стойко переживать тяготы мира.

Порой саркастична и цинична, но это самозащита ранимой души. Может показаться инертной, но это очень энергичная женщина, порой склонная к необдуманным поступкам, о которых впоследствии сожалеет. Предпочитает мужское общество. Не выносит скуки. Как правило, Фаина наследует своего отца не только в плане внешности, но и по характеру. Однако от матери вполне может перенять импульсивность. Очень часто Фаина совершает необдуманные поступки, о которых потто жалеет. Она – типичный представитель человека настроения. Сама по себе Фаина не является миниатюрной, а потому, может быть пассивной, медлительной.

Характер Фаины

Добрая, незлобивая, с отличным чувством юмора. Сострадательная, чувствительная, дружелюбная, миролюбивая. Высокодуховная личность. Независимая и активная. Усердная, очень порядочная. Не боится трудностей, обладает организаторскими способностями. Решает любые проблемы.

Девочка Фая обычно растет доброй и покладистой, немного стеснительной с незнакомыми людьми, но совершенно свободной, веселой и общительной с близкими и теми, кому она доверяет. Очень важный момент в воспитании маленькой Фаины: девочка в ответ на критику только замыкается в себе, а похвалу воспринимает как стимул для дальнейшего развития.

Фаина – мнительный и достаточно нервозный человек. Немногие знают, что она крайне зависима от мнения окружающих. Доходит до того, что порой некоторые поступки Фаина совершает только потому, что знает, насколько хорошо их воспримут окружающие. Для нее, действительно, важно мнение людей, и порой это может помешать ей стать успешной.

С Фаиной очень сложно общаться, поскольку во всех вопросах она начинает заходить издалека, обсуждая вещи, которые совершенно не относятся к сути дела. Однако стоит заметить, что в течение жизни Фаина, действительно, делает все, чтобы стать лучше и изменить себя. Другое дело, что это ей не всегда удается.

Судьба Фаины

Судьба не слишком благосклонна к этой доброй и отзывчивой женщине, но чувство юмора не дает впасть в депрессию. Достаточно сильная личность, способная справляться с любыми трудностями. Очень остро реагирует на несправедливость, защищает всех обиженных и помогает страдающим, поэтому быть ее подругой – большая удача.

Под влиянием сиюминутного порыва может совершать необдуманные поступки. В ее душе зреет печаль, которая накапливается к зрелому возрасту и часто выливается в избыточный вес. В брак вступает поздно и только один раз. Крайне редко идет на развод. Если совместная жизнь ее не разочарует, а муж не станет изменять, найдет в семье свое утешение. Будет очень хорошей матерью и верной женой.






Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Обладает творческими способностями, хороший организатор. Имеет редкий талант к общению с людьми, который должен быть реализован в полной мере, поэтому Фаина прекрасно справляется с ролью воспитателя в детском садике, преподавателя, доктора-педиатра, торгового работника, общественного деятеля или парикмахера. В любой сфере успех ей обеспечен. Может стать неплохим руководителем, но для нее важна не карьера, а возможность заниматься любимым делом. Деньги использует для удовлетворения своих прихотей.

Свои личные проблемы Фаина обычно ни с кем не обсуждает. Но она способна говорить на другие темы, а потому, в компании Фаину очень любят и уважают. В нумерологии значение имени Фаина определяется числом 4, которое гарантирует обладательнице успех в сферах науки и техники.

Брак и семья

Замуж выходит только по любви и довольно поздно. Не слишком аккуратная хозяйка. Не любит заниматься уборкой и мыть посуду. Ее дом обставлен со вкусом, ведь Фаина любит красивые, ценные вещи, но в нем почти всегда царит творческий беспорядок. Зато с ней никогда не скучно и всегда интересно. Ее муж прощает небрежности в ведении хозяйства за добрый и веселый нрав. Очень вкусно готовит и любит гостей. Обожает и жалеет детей, но воспитывает их в строгости.

Наиболее комфортно Фаина чувствует себя именно в обществе мужчин, а вот, дамское общество приводит к тому, что Фаина замыкается в себе. Замуж она выходит достаточно поздно и, как правило, до 25 лет точно ощущает себя ребенком, не думая о браке. Семейная жизнь не дарит счастья Фаине, хотя в браке она старается быть отзывчивой и доброй. Однако отношения с супругом упорно не складываются, и часто Фаина выходит замуж несколько раз. Когда у Фаины появляются дети, она старается уделить им максимум своего внимания. Порой забрасывает карьеру и концентрируется на доме. Недостаток Фаины – неаккуратность. Ей сложно дается ведение домашнего хозяйства.

Секс и любовь

Импульсивная и влюбчивая Фаина легко увлекается, поэтому часто разочаровывается. Но личными проблемами не делится ни с кем. Не спешит с добрачными сексуальными связями. Без взаимности в интимные отношения не вступает. Полностью открывается только любимому человеку. В сексе страстная, нежная и ласковая. Доверие и понимание ценит превыше всего. Любви отдается целиком и полностью. Свою личную жизнь всегда тщательно скрывает.

Несмотря на то что Фая поддерживает отношения со множеством знакомых обоих полов, в качестве друзей она предпочитает мужчин. В части же романтики она легко флиртует, но не спешит сокращать дистанцию между собой и поклонником. Секс, не подкрепленный искренними чувствами, для Фаины - нонсенс.

Здоровье

Здоровье у Фаины скорее хорошее и она болеет заметно реже других детей. Девочка любит гулять на открытом воздухе, причем заметно это становится почти сразу после рождения. Девочка удивительно спокойно спит на улице в коляске. Так же надо отметить спортивную предрасположенность Фаины.

Она достаточно одаренный в этом плане ребенок, а если уделит спорту достаточно внимания, то может достичь серьезных результатов. Правда профессиональных спортсменок среди обладательниц имени немного. Необходимо соблюдать диету, что представляет определенную сложность при ее телосложении. При отсутствии чувства юмора возможны нервные расстройства и депрессии.

Увлечения и хобби

Почти все свободное время посвящает семье и друзьям. Очень любит читать. Иногда пробует себя в качестве писателя. Страстный поклонник кино: обожает мелодрамы, приключения и комедии. И в детском, и даже в подростковом возрасте Фаня доверчива – она доверяет людям чаще, чем они того заслуживают.

Родителям нужно постоянно и очень аккуратно направлять свою дочь в процессе обучения пониманию человеческой натуры. Это необходимо, потому что Фая очень болезненно переносит ложь и несправедливость, и умение определять людей, которым не стоит доверять, будет очень нужным для нее в жизни.

Фаина Раневская - одна из самых гениальных актрис прошлого столетия.

Она покорила публику своей великолепной игрой, самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать сложные вещи простым языком. Эта удивительная актриса и женщина - автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными

Из биографии Фаины Раневской:

Биография Фаины Раневской состоит из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов.

Родители великой актрисы

Фаина родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье в Таганроге. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Ее настоящее имя - Фанни Гиршевна Фельдман. Ее отец Гирши Фельдман был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Он был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход «Святой Николай» (на котором в революцию семья эмигрирует за границу). Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев. Мама Милка Рафаиловна родила пятерых детей – трёх мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу. Как она решилась стать актрисой – непонятно.

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем. Стать артисткой, так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена, по меньшей мере, то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

Раневская в молодости

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах.

Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

После многих лет разлуки Фаине удалось повидаться с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра Белла жила в Париже и приехать не смогла. Но в 60-ых годах из эмиграции к Фаине переехала сестра, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза. +Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром – в едких письмах Татьяне Тэсс.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.

Родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище – Донском. Именно Фаина завещала похоронить себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка. Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню - из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.

В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция». +В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки. +Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Дом-музей Фаины Раневской в Таганроге

В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.

35 интересных фактов из жизни и творчества Фаины Раневской:

1.Раневская стеснялась своей внешности, хотя в молодости была красивой.

2. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров.

3.Несмотря на то, что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть.

4.Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу «Вишневый сад» Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой.

5.Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

6.Самой лучшей ролью в кино, по мнению самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

7.Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная.

8. Сама Раневская иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она - Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.

9.На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила: - Ой, вы – это она? Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом: - Да, я – это она.

10.Помимо кино и театра, Раневская запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

11. Ольга Аросева рассказывала, что, уже, будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом: - Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

12.Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой - инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда. - Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская. - Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня. - Потому что у меня большая жопа,- грустно отвечала великая актриса.

13.Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: «Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: „Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса“.

14.Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели: - А ведь вы, Вано, не композитор. Мурадели обиделся: - Это почему же я не композитор? - Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

15. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет. Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

16.Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.

Фаина Раневская в юности

17.В юности Фаина была красавицей, тонкой и звонкой, вот как ее описывал один из критиков: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленькую сверкающую колибри».

18. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».

19.Авторство крылатой фразы „Муля, не нервируй меня!“ точно не известно. В эфире телепрограммы „Кинопанорама“ 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

20.Принимала Фаина участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в „Карлсон вернулся“. Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой

21. В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

22.Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать „эти дурацкие деньги“, поэтому постоянно нанимала домохозяек.

23.Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».

24.Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда.

25.У Фаины были совершенно особенные отношения с… Пушкиным. Актриса признавалась, что ей кажется, что будто бы они уже встречались когда-то или могут еще встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию ее прокуренных легких: «Чем же вы дышите?», она отвечала: «Пушкиным!».

26. „Муля“ преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил: - Муля, не нервируй меня! - Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы. Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь: - Простите, но я вас очень люблю.

27.Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей.

28.Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.

29.Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой. Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»

30. Раневская хранила свои награды, ордена («Знак Почета», два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина) и медали в коробке, на которой собственноручно нацарапала «Похоронные принадлежности».

31.Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

32.Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна днём слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из „Иллюзиона“. - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

33.Фаина Георгиевна была ангелом-хранителем не только Анны Ахматовой (актриса ухаживала за поэтессой, когда та болела тифом, и хранила папку со стихами, которую Анна Андреевна больше никому не могла доверить), но и начинающего актера Владимира Высоцкого, который все ждал, но так и не получал хороших ролей в московском театре имени Пушкина. Однажды Высоцкий запил, да так, что не появлялся на рабочем месте несколько недель. Его не уволили только благодаря заступничеству Раневской.

34.Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи.

Фаина Раневская с сестрой Беллой и собакой Мальчиком

35.На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно.

Памятник Ф. Раневской в Таганроге

фото из интернета

 

Возможно, будет полезно почитать: