Послание к Титу апостола Павла. Толкование на послание к титу святого апостола павла Послание павла к титу

Послание к Титу святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,3 а в свое время явил

автора Безобразов Кассиан

Из книги Библия автора Библия

Послание к Титу святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию,2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён,3 а в своё время явил

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги Творения. Том 4 автора Сирин Ефрем

Послание к Титу Павел оставил Тита на Крите (Тит. 1:5) как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Послание к Титу Содержание 1:1-4 Приветствия1:5–9 Качества служителей церкви1:10-16 Как поступать с лжеучителями2:1-10 Обязанности разных классов верующих2:1-3 О старых2:4–8 О молодых2:9–10 О рабах2:11 - 3:8 Доктринальная основа христианской жизни2:11 - 15 Наставление благодатью3:1-2

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Послание к Титу. Составители, как обычно, перетасовали послания, чтобы трудно было усмотреть последовательность событий. Но, даже при небольшом старании, её можно восстановить.Вот это послание написано явно до писем к Тимофею. Тит всё ещё верен, не гонится за «нынешним

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 17. Послание к Титу 138. Личность Тита и место написания Тит. Хотя Тит ни разу не упоминается в Деян. - книге, большая часть которой посвящена миссионерской деятельности ап. Павла, - его имя (Ti/toj) встречается в Павловых посланиях, особенно часто во 2 Кор. Из неоднократных

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ТИТУ ПОСЛАНИЕ СВ.АП.ПАВЛА - см. Пастырские послания.

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Послание апостола Павла Титу Послание апостола Павла Титу является третьим из тех, которые принято называть Пастырскими. Павел написал его, как не без оснований считают многие ученые, в Риме, незадолго до своей смерти - около 65–66 гг. по Р.Х. Он отправил его своему

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Послание к Титу Глава 1 1 павел, раб Божий, апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по блгочистию, 2 о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, 3 яви же во времена своя слово свое проповеданием, еже мне поручено бысть по

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

Послание к Титу Глава 1 1 павел, раб Божий, апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по блгочистию,2 о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных,3 яви же во времена своя слово свое проповеданием, еже мне поручено бысть по

Из книги Дневник. Том I. 1856-1858. Книга 1. Мысли при чтении Священного Писания автора Кронштадтский Иоанн

Послание к Титу святого апостола Павла Гл. 1, ст. 15-16. Вся чиста чистым: оскверненым же и неверным ничтоже чисто, но оскверпися их и ум и совесть. Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дело благое неискусни.Есть, действительно, люди,

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Послание к Титу Апостол Тит, так же как и Апостол Тимофей, был ближайшим учеником Апостола Павла. Его родиной был цветущий остров Крит, куда он был назначен епископом христианской общины по повелению Павла. Христианское общество на Крите было весьма разнородным по своему

Из книги Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета автора Библия

Послание к Титу святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,3 а в свое время явил Свое

. Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа,

Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном.

по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

Понимать это можно по-разному: или – что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или – что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: «и познанию истины» , то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал, подобно; прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: "истины" . Ибо они – не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде "вер а», а потом от нее "познани е», но не от рассудочных изысканий. Сказав: "истины" , прибавил: " относящейся к благочестию» , потому что и в житейских делах есть "познани е истины" . Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об "истин е по благочестию» .

. в надежде вечной жизни,

Сказав, насколько облагодетельствовал нас для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины – величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали Его, то мы и "наде емся, говорит, на вечн ую жизн ь». Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами «в надежде вечной жизни» он ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградой настоящую жизнь.

которую обещал неизменный в слове прежде вековых времен,

Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит. Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, – и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, – это указывает на наше благородство.

. а в свое время явил Свое слово в проповеди ,

Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: «время Господу действовать» (). Итак, "в свое , говорит, время" , то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил? "Слово" , говорит, "Свое" , то есть Евангелие. Каким образом? «В проповеди » , то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам поведено конечно, только в слух всех, как и Христос сказал: «проповедуйте на кровлях» (), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: «явил в свое время» , то есть вечную жизнь, но он привел не так, а – «явил Свое слово» . Справедливо. Ибо Евангелие все объемлет; как то, что в настоящее время нам дано, как то: благочестие , веру , истину , так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под "Слово м Его» разумели Сына.

вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, –

. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Видишь ли, что делает их нечистыми и мерзкими? то, что дела дурны и нечисты. Ибо поистине "вера без дел, мертва» (). Мертвый же внушает омерзение и ни к чему не годен.

Кто такой Тит?

Тит был греком. Он был обращен из язычников апостолом Павлом до 49 года, так как в этом году он уже сопровождал Павла в его поездке в Иерусалим. Тит сопровождал Павла и в других апостольских путешествиях, был эмиссаром в Коринфской Церкви. После освобождения Павла из первого заключения в Риме апостол назначил своих самых верных соратников епископами в церквах: Тимофея – в Ефесе, а Тита – на Крите. Считается, что Тит служил в Критской Церкви до конца своей жизни.

Время написания Послания к Титу

Цель написания Послания к Титу

Наряду с Посланиями к Тимофею, Послание к Титу относится к числу пасторских . В послании описаны правила для пресвитеров и епископов. Основная цель Послания – наставить Тита в его служении.

Глава 1. Апостольское приветствие. Поручение Титу касательно назначения епископов и пресвитеров. Характеристика качеств пресвитеров и епископов. Критика лжеучителей, а также нравов критян-язычников, среди которых был распространен порок лжи.

Глава 2. Наставления о поведении разным группам верующих – старцам и старицам, молодым женщинам, юношам, рабам. Благодать Божья и благочестивое поведение.

Глава 3. Доброе поведение и поведение, несовместимое с действием благодати. Отдельные наставления и приветствия.

Красной нитью через все Послание к Титу проходит идея о том, что доброе поведение – это результат действия Божией благодати.

Относительно церквей на острове Крит

Тит был грек. Он сопровождал апостола Павла в Иерусалим, где Павел возражал против его обрезания (Гол. 2:3-5). Он один из обращенных ап. Павлом ("Гита 1:4).

Несколько лет спустя, Тит был с ап. Павлом в Ефесе, а потом был послан в Коринф для урегулирования некоторых беспорядков и для того, чтобы начать там собирание пожертвований для бедных святых в Иерусалиме (2 Коринф. 8:6,10). Возвратившись из Коринфа, он встретил ап. Павла в Македонии, и после объяснения ситуации был послан обратно в Коринф раньше самого Павла, неся с собой Второе Послание к Коринфянам и прокладывая путь для второго прихода Павла туда, а также, чтобы закончить сбор пожертвований (2 Коринф.2:3,12,13;7:5,6,13,14;8:16,17,18,23; 12:14,18).Тот факт, что Тит был избран для урегулирования положения в Коринфе, указывает на то, что ал. Павел считал его очень способным, умным, тактичным христианским руководителем.

После этого, мы слышим о нем через 7 или 8 лет в послании к "Гиту, примерно, около 65 года по Р.Х. Он находился на острове Крит. Выражение «оставил тебя в Кроте» (Тит 1:5) показывает, что Павел был с ним там. Корабль, на котором Павел плыл в Рим (Деян. 27), причалил к южному берегу острова Крита, но трудно поверить, что это было то время, когда он оставил "Гита там. Преобладает мнение, что после освобождения ап. Павла из его первого заключения, примерно, в 63 году по Р.Х., он возвратился на восток, включая и остров Крот, который был в плане посещения. После приведения критских церквей в порядок, "Гита заменил Артем или Тихик, а сам Тит присоединился к ап. Павлу в Никополе, в западной Греции (Тит 3:12).

Последнее упоминание о Тите находим во Втором Послании к Тимофею 4:10, где говорится, что он из Рима пошел в Далматию. Вероятно, он снова присоединился к ап. Павлу, и был с ним во время ареста, сопровождая его в Рим. Оставил ли он Павла в те тяжелые и одинокие часы, когда тому угрожала опасность, или же Павел направил его закончить евангелизацию на северо-западном побережье Греции — нам это не известно. Будем верить в последнее, так как он был хорошим и великим человеком. Предание говорит о том, что Тит был епископом острова Крота и спокойно умер в преклонном возрасте.

Остров Крит

Остров Крит, также известный как Кандиа, расположен на юго-восток от Греции, между Агейским и Средиземным морями, приблизительно 240 км в длину и от И до 48 км в ширину. Остров гористый, но долины его были плодородные и население многочисленное и богатое. «Остров со 100 городами», место древней и сильной цивилизации, он стал легендарным на закате греческой истории. Труды Артура Еванса и его последователей дали миру сведения о Критской цивилизации в начале нашего столетия. Письмена на примитивном греческом языке были расшифрованы Михаилом Венстрисом.

Самая высокая гора на острове — Ида, которая была известна как легендарное место рождения греческого бога Зевса, родина полулегендарного законодателя Миноса, сына Зевса, и мифического Минотавра. Жители Крита были родственны филистимлянам. Предполагают, что они были тождественные керетинцами (1 Царств 30:14). Они были отважными моряками и известными стрелками из лука, но с очень низкой моральной репутацией.

Начало церкви, вероятно, было основано самими критянами, которые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:11). В Новом Завете не упоминается о посещении апостолами острова Крита, кроме ап. Павла во время его путешествия в Рим (Деян. 27); об этом также говорится в послании к Титу. Так как ап. Павел не был склонен строить на основаниях других, но все таки возможно, что критские церкви были трудом Павла, иначе он не принял бы руководства над ними, как это указано в послании. Возможно, они были плодом его труда в Коринфе или в Ефесе: оба эти города расположены вблизи острова.

Сходство с первым посланием к Тимофею. Предполагают, что Послание к Титу и 1 Тимофею, были написаны приблизительно в то же время, около 65 года по Р.Х. Они, в общем, насыщены одной темой: назначение правильных руководителей. Тит — в Греции, Тимофей — в Ефесе. Проблемы в обоих местах были почти те же.

Глава 1.

Пресвитеры

В надежде на вечную жизнь (2). Апостол Павел, как и ап. Петр (1 Петра 1:3-5), при приближении конца его земной жизни устремлял свои взоры на небеса. Это было непрестанной заботой его проповеди и благородной целью его жизни: величие существования, когда смертное станет бессмертным (1 Коириф. 15:51-55); его сильное желание войти в дом нерукотворенный (2 Коирнф. 5:1-2); его жительство на небе в теле, подобном телу Спасителя (Филин. 3:20- 21); его радость при мысли быть восхищенным и всегда пребывать с Господом (1 Фее. 4:13-18); венец правды, который он получит в «день оный» (2 Тимоф. 4:6-8).

Квалификация пресвитеров (1:5-9). «Пресвитера» (5) и «Епископы» (7) предназначены для одного служения и здесь о них говорится в одинаковых выражениях. Их квалификации, перечисленные здесь, фактически те же самые, которые перечислены в 1 Тимофея 3:1-7.

Лжеучителя (1:10-16). Церкви на острове Крите были переполнены лжеучителями, такими о которых говорится и во 2 Послании Петра 2

и у Иуды, выдавали себя за христианских учителей, — были «гнусны и непокорны» (16). Цитата взята из критского поэта Епименида, жившего 600 лет до Р.Х. «Уста» лжеучителей должны были быть заграждены не силой, но живым провозглашением правды (И). «Целые дома», в действительности здесь имеется в виду целые общины, потому что церкви в то время помещались в домах.

Главы 2 и 3.

Добрые дела

Особое внимание в этом послании уделено «добрым делам». Мы спасены не по добрым делам, но по Его милости (3:5) и оправданы Его благодатию (3:7). Поэтому, мы обязаны быть: «ревностными к добрым делам» (2:14); «показывать в себе образец добрых дел» (2:7); «быть готовыми на всякое доброе дело» (3:1); «быть прилежными к добрым делам» (3:8); «упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам» (3:14).

Одним из обвинений против лжеучителей было то, что они были «неспособны ни к какому доброму делу» (1:6).

Сила благочестивой жизни (2:1-14). Пожилые мужчины, пожилые женщины, молодые женщины, матери, молодые мужчины и рабы должны быть призваны верно исполнять свои обязанности в любом жизненном положении, чтобы противники были посрамлены, не имея ничего сказать" о нас худого (2:8).

Рабы, которых было много среди первых христиан, увещавались быть послушными, усердными, верными так, чтобы их жизнь «украшала» их религиозное исповедание (2:10) и их языческие господа были бы вынуждены прийти к заключению: «Если христианская религия делает рабов такими, то в ней что-то есть».

Благословенная надежда (2:11-14). Ожидание второго пришествия Господа побуждает нас к благочестивой жизни в этом мире. Об этом упоминается почти в каждой из книг Нового Завета.

Послушание светским властям (3:1-2)-это основная христианская добродетель. Граждане неба должны быть хорошими гражданами земного правительства, под которым они живут (Рим. 13:1-7); 1 Петра 2:13-17).

Родословия (3:9), о которых говорится здесь, а также в 1 Тимофею 1:4, были распространены среди учений лжеучителей, которые в то время наводняли церкви на острове Крите и в Ефесе. Вероятно, они основывали свои притязания в учениях на родословии Давида и таким образом родства с Христом, имея некоторые знания из Евангелия. Их ложное учение было основано на трудно понимаемых толкованиях мест в родословии.

«Еретик» (3:10). После попытки вразумить лжеучителя, избегай его. «Артем» (3:12) нигде больше не упомянут. Предание повествует, что он был епископом в Листре. «Тихик» (12) был в Азии (Деян. 20:4). Он или Артем занял положение "Гита на острове Кроте. «Никополь» (12), в Греции, приблизительно около 160 км на северо-запад от Коринфа (см. замечания о Павловых позднейших передвижениях в Деяниях 28:31). «Энна» (13); больше нигде о нем не упоминается. Он был еврейским переписчиком или греческим адвокатом. «Аполос» (13; Деян. 18). Вероятно, он и Энна, по пути в неизвестное место, принесли это письмо "Гиту.

Вокруг великих учителей и проповедников образовывались общины. Жизнь все большего числа людей менялась, и они становились гражданами Божьего Царства. Но когда учитель уходил или умирал, с ним могло уйти и вдохновение, и община оставалась без опоры.

Люди собирались, чтобы послушать учение Павла. Вдохновленный Святым Духом, он проповедовал Евангелие по всей Римской империи. Вокруг него возникали новые церкви, жизнь его слушателей преображалась. Но Павел знал, что церковь должна строиться на Христе, а не на том или ином человеке, и знал также, что настанет время, когда он не сможет больше быть с ними, чтобы строить общину, воодушевлять, воспитывать и учить. Поэтому он постоянно призывает молодых верующих следовать за Христом, а не за проповедниками (1 Кор 3), использовать свои духовные дарования для созидания Церкви (1 Кор 12), ответственно относиться к своему духовному росту (Флп 2:12,13) и молиться за церковных руководителей (1 Фее 5:12,13).

Павел заботился о подготовке тех, кто должен был стать вождями Церкви после его ухода. Он призывает молодых лидеров отдавать все свои силы распространению Божьего слова (2 Тим 3:16,17) и наставлять других, кто продолжит это служение (2 Тим 2:2). Тимофей, Тит и Иоанн Марк были в числе тех, кого Павел готовил возглавить Церковь.

Тит был греком; его обращение к Христу произошло, вероятно, благодаря служению Павла. Наученный и воспитанный Павлом, он был для вождей церкви в Иерусалиме живым примером того, что Бог совершает среди язычников (Гал 2:1-3). Подобно Тимофею, он был спутником Павла в миссионерских путешествиях и одним из его ближайших друзей. Позднее он начал исполнять особые поручения Павла (2 Кор 7:5-16) и со временем стал главным (епископом) над церквами Крита (Тит 1:5). Терпеливо и заботливо Павел помог Титу сделаться зрелым христианином и ответственным церковным руководителем. Письмо Титу - еще один шаг в этом процессе наставничества. Как и Тимофею, Павел советует Титу, как организовывать церкви и руководить ими.

Письмо Титу похоже на 1 письмо Тимофею, поскольку у этих писем была общая цель: преподать наставления по вопросам церковной организации и дисциплины. Как обычно, Павел начинает с приветствий и вступления, но здесь оно длиннее, чем в большинстве его других писем. Во вступлении Павел кратко говорит о руководстве церквами: о своем апостольском служении (1:1-3), обязанностях Тита (1:4,5) и тех руководителей, которых Тит должен назначить и обучить (1:5). Затем Павел перечисляет требования к руководителям, которые призваны наставлять церковь (1:б-9), и противопоставляет истинных вождей ложным учителям (1:10-16).

Далее Павел подчеркивает значение добрых дел в жизни христианина, призывая Тита "учить тому, чего требует здравое учение" (2:1). Он рассказывает о работе с различными возрастными группами в церкви (2:2-6) и о том, как служить примером христианской зрелости (2:7,8). Он призывает Тита учить смело и убежденно (2:9-15).

Затем Павел рассуждает об основных требованиях к христианам в общественной жизни: Тит должен напоминать о них людям (3:1 -8). Он должен также избегать споров, ведущих к разделениям (3:9-11). Заканчивает Павел личными новостями и приветствиями (3:12-15).

Из этого пастырского послания вы узнаете об организации и жизни ранней Церкви и о принципах, по которым должна строиться современная Церковь. Вы найдете здесь также полезный урок ответственного руководства. Подобно Павлу, подготавливайте людей для того, чтобы они сами могли учить и возглавлять других.

1:1
Павел написал это письмо в период между первым и вторым римским заключением, с целью дать указания Титу в его работе с критскими церквами. Павел побывал на Крите вместе с Титом и оставил его там нести служение (1:5). Крит был центром подготовки римских солдат. На этом маленьком острове было очень сильно влияние язычества. Поэтому критские церкви нуждались в верных христианских лидерах.

1:1
В этой фразе Павел обозначил цель своей жизни. Он называет себя слугой Бога, то есть принимает обязательство во всем повиноваться Ему. Согласно Божьему указанию, он посвятил всю свою жизнь проповеди о Христе. А как вы можете сформулировать цель своей жизни? Чему вы посвятили ее? О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9. 1:1,2 Основой нашей веры является уверенность в Боге. Поскольку Он есть истина, Он - источник всякой истины; Он не может лгать. Вечная жизнь, которую Он обещал нам, несомненно ждет нас, потому что Он верен своим обещаниям. Стройте свою веру на надежном основании - Боге, который не может лгать.

1:3
Бог назван "нашим Спасителем", так же как и Иисус. Иисус исполнил служение по нашему спасению, когда умер за наши грехи, и потому Он - наш Спаситель. Бог составил план нашего спасения и простил нам грехи; поэтому Он наш Спаситель. Отец и Сын вместе участвуют в нашем спасении.

1:4
Тит, грек по национальности, был одним из самых надежных и доверенных сотрудников Павла. Павел несколько раз посылал его в Коринф со специальными поручениями, чтобы помочь тамошней церкви справиться с проблемами (2 Кор 7;8). Павел и Тит вместе путешествовали в Иерусалим (Гал 2:3) и на Крит (1:5). Павел оставил Тита на этом острове, чтобы он возглавил местные церкви. Последнее упоминание о Тите содержится во 2 Тим 4:10, последнем из известных нам писем Павла. Тит был талантливым руководителем, поэтому Павел возлагает на него ответственность, призывая мудро использовать свои способности.

1:5
На Крите, маленьком средиземноморском острове, было много евреев. Церкви там были основаны, вероятно, местными евреями, которые побывали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян 2:11), более чем за 30 лет до того, как Павел написал это письмо.

1:5
Для каждой церкви было важно иметь духовных наставников, и Павел назначал старших (Деян 14:23). Эти люди возглавляли церкви, помогали духовному росту верующих и обучали их жить по-христиански, несмотря на сопротивление общества.

1:5-9
Греческое слово, переведенное как "руководитель", буквально означает "старейший". Павел вкратце перечисляет качества, которыми должны обладать руководители. Подобные же наставления он дал Тимофею для ефесской церкви (1 Тим 3:1-7; 5:22). Обратите внимание, что большинство требований касается характера руководителя, а не его знаний или умений. О характере человека лучше всего можно судить по его образу жизни и взаимоотношениям с людьми. Это необходимо принимать во внимание, оценивая, достоин ли тот или иной человек занять руководящий пост в церкви. Очень важно иметь наставника, который успешно проповедует Божье слово, но не менее важно, чтобы он сам жил по Божьей воле и служил примером для других.

1:10
Поборники иудаизма создавали проблемы во многих церквах, где Павел проповедовал Радостную весть. Они учили, что язычники, чтобы стать христианами, должны повиноваться всей системе иудейских законов, и этим смущали многих новообращенных. Павел написал письма нескольким церквам, чтобы помочь им понять, что Бог принимает любого, кто приходит к Нему в вере (Рим 1:17; Гал 3:2-7).

1:10-14
Павел просит Тита бдительно относиться к ложным учителям, которые утверждают, будто говорят Божье слово, но чье учение не согласуется с Писанием. Некоторые из ложных учителей искренне заблуждаются, не сверив свои мнения с Библией. Другие же проповедуют из нечистых побуждений, ради выгоды: доходов, влияния или власти. Иисус и апостолы неоднократно предупреждали об этих лжеучителях (см. Мк 13:22; Деян 20:29; 2 Петр 3:3-7; 2 Фее 2:3-12), потому что их учения разрушают основание истины и чистоты, на котором построена христианская вера. Лжеучителей можно распознать по следующим признакам: они (1) привлекают больше внимания к самим себе, чем к ^ристу; (2) просят делать то, что противоречит истинной вере или искажает ее; (3) стараются не касаться вопросов о божественности Христа и боговдохновенности Библии; (4) призывают к действиям, основанным более на человеческих суждениях, чем на молитве и библейском руководстве.

1:12
Павел цитирует строку из стихотворения Эпимени-да, поэта и философа, жившего на Крите 600 годами раньше. "Играть критянина" стало ходячим выражением, означавшим "быть мошенником и лжецом". Павел использует эту крылатую фразу для подкрепления своих доводов.

1:15
Одни люди видят вокруг себя добро, тогда как другие не видят ничего, кроме зла. От чего это зависит? Наши души служат фильтрами, через которые мы воспринимаем мир. Те, чьей жизнью руководит Христос, умеют видеть добро, даже находясь в окружении зла. Но порочные люди видят во всем зло, даже будучи окружены добром. Обратите мысли к Богу и Его слову, и вы даже в этом жестоком мире будете открывать все больше и больше добра. То, чем наполнена ваша душа, влияет на образ мышления и действий. Наполняйте свое сердце добром, и тогда в нем останется мало места для зла.

1:16
Многие утверждают, что уже знают Бога и не нуждаются в новом рождении. Мы не можем узнать с точностью в этой жизни, правда ли это, но их поведение может быть свидетельством того, соответствуют ли их ценности меркам Божьего Царства. Наш образ жизни может многое поведать о наших убеждениях (1 Ин 2:4-6).

 

Возможно, будет полезно почитать: