Спектакль с мироновым и этуш. Владимир этуш переоделся женщиной на сцене вахтанговского театра. «Отец знал, что я его сын, но так и не подошел»

Уникальная версия известной пьесы Надежды Птушкиной

Владимиру Этушу очень идёт парик. Ему идёт и старинная брошь, что приколота у самого горла на светлой блузе. И кружевная накидка тоже к лицу. Старейший актёр Вахтанговского театра на три часа примерил на себя женский образ - матери и бабушки - в премьерной спектакле "Бенефис", поставленном в его честь. Природному и актерскому феномену вместе с публикой поражался обозреватель "МК".

Этушу всего 94, юбилей будет только в мае 2017-го, но бенефис старого актера сыграли уже сейчас, накануне Нового года. К празднику прямо угадали - красивая история, просто "Ирония судьбы" - номер 2 или "Карнавальная ночь" - 3. Не только потому, что там появится красноносый дед (причём в двух экземплярах) с мешком подарков, а потому что у вахтанговцев получилась сказка для взрослых. Правдивая. Горькая. Со счастливым концом.

В основе новой работы режиссера Владимира Иванова - пьеса Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Та самая, которая много лет широко идёт по стране под разными названиями - "Старая дева", "Рождественские грезы" даже фильм есть "Приходи на меня посмотреть" с Янковским и Купченко в главных ролях. Птушкинская пьеса до сих пор бьет все кассовые рекорды, перебивая зрелища "модных" режиссеров и вообще все модное. Словом старомодная комедия про жизнь оказалась живее всех живых.

А история простая, проще не бывает: московская квартира, старая дева живёт со своей матерью, которая десять лет как не встаёт с кресла. Дочь, (интеллигентная, рассчитывать в силу возраста не на что), ухаживает за престарелой матерью, как за ребёнком. Заботится, читает ей вслух, но не Колобка, а Диккенса - так и проходит жизнь. А поскольку мамаша каждый раз повторяет: "Таня, я умру завтра или через два дня" и сожалеет, что не увидит дочь счастливой в браке и при детях, то дочь встаёт на ложный путь. То есть начинает врать во спасение умирающей мамочки. А тут ещё и случай - звонок в дверь и...правильно... на пороге мужчина с цветами и шампанским. Ну чем не сказка? Хотя, скорее всего, так никогда и не станет реальностью, но все же... Надежда умирает последней.

Вот как раз мамашу - Софью Ивановну, даму приятную во всех отношения и без конкретно обозначенного возраста в субботу вечером сыграл Владимир Этуш. Ему действительно очень идёт парик и старинная брошь, что приколота у самого горла на светлой блузе. И кружевная накидка тоже к лицу. Он не делает голос женским, не манерничает, подражая старым кокеткам. Просто он - Этуш, которому веришь. Он - дама, которая каждый раз меняет сроки кончины (от завтра - до годика или через два-три).

Но режиссёр Иванов, который не первый раз работает с артистом (с успехом в театре идут "Дядюшкин сон" и "Окаемовы дни") на этот раз предложил сделать "театр в театре". Ход не новый, но при верном применении даёт колоссальные возможности сценической свободы и импровизации. С первой сцены зритель в курсе, что в театре паника - исполнительница роли матери в спектакле "Пока она умирала" застряла в аэропорту - погода нелетная (но, скорее всего, на съемках или халтуре, а метеоусловиями прикрывается), её роль играть некому... кроме старого пожарника, в прошлом артиста с большим стажем. Того растолкали на посту: "Спектакль видели?" - "А как же, раз двенадцать смотрел. Наизусть знаю". Ах так! Костюмер, гримёр, суфлер и кто-то ещё и технических служб выбегают на сцену (реальные служащие) и после небольшой суеты вокруг старика, уводят его за кулисы. Поворотный круг, и пожарник Этуш уже сидит за столом в парике, накидке и слушает Диккенса (естественно, аплодисменты).

Конструкция "театр в театре" многое позволяет артистам - переспросить текст (пожарник же не артист), подать реплику не по тексту - получается игра в пьесу "Птушкиной". Но постепенно она уходит на второй план сама собой, потому что за фарсовой ситуацией, усугублённой таким пикантном как переодевание мужчины в женщину, на фоне московских окон вырисовывается грустная история об одиночестве. Причём всех: старой девы и её умирающей мамы, мужчины с беспорядочными связями, но без семьи, а также продавщицы овощного магазина с тяжелым детством. Но усилиями режиссеров и актеров эта неприглядная правда жизни растворена в смехе, который стоит в зале.

Этуш - блестящий комедийный актёр, что ещё раз безоговорочно подтверждено в "Бенефисе". Но понять природу его комедийного дара невозможно - он просто ГОВОРИТ, самый ОБЫЧНЫЙ, не репризный текст, а зал хохочет. Интонация это? Свобода в обращении со словом? Что это, как у него это получается? Но хохочут, понимая всю незавидность положения героев.

Не знаю насколько легко или сложно работать рядом с таким мастером да ещё в его бенефисном спектакле, насколько нужно отказаться от собственных амбиций, работая только на бенефицианта? Но в данном случае можно сказать, что работа каждого из трёх партнёров Владимира Этуша значима. Один поворотный круг отделяет ложь во спасении, исполненную в фарсовом жанре от лирических сцен Евгения Князева (Игорь) и Ольги Тумайкиной (Таня). Баланс комедии и драмы найден точно, выверен, и в драматические сцены артисты умело подмешивают комедийные краски, а в комедии вдруг мелькнёт драматический отблеск.

Можно поздравить Екатерину Симонову с полноценной ролью (прежде у молодой актрисы были лишь эпизоды) и её ярким исполнением. Её Диночка - фактурная оторва, добрая и смешная.

После спектакля прямо на сцене делают общий снимок. Тут я выясняю, что Владимир Абрамович давно обдумывал идею сыграть эту роль. Правда мать хотел просить режиссера переделать в роль отца. Но как правильно заметил друг актера, критик Борис Поюровский (увы, уже покойный), таких отношений как у матери с дочерью не могут быть между дочерью и отцом. И вот прошло время, и мечта Владимира Этуша осуществилась.

Владимир Иванов, режиссёр спектакля:

Я понял, что если ставить пьесу Птушкиной так как она написана, я не оправдаю, почему Этуш играет женщину. Поэтому родился такой ход - театр в театре. Могу сказать, что он на сцене абсолютно свободен, ему не надо ничего доказывать. Так как он играет, играть никто не может - это выше профессии. Он живёт по законам жизни, а не по законам театра. Энергия зала его подпитывает, у него после спектакля глаза горят. В его возрасте так не репетируют и не играют! У него же шесть спектаклей в месяц.

Вы сыграли "Бенефис" под Новый год. Почему не оставили оригинальное название пьесы или не поменяли его, как в МХТ, где "Пока она умирала" многие годы на одних аншлагах шла как "Рождественские грезы" с великолепными Ией Савиной, Натальей Теняковой и Евгением Киндиновым?

Для нас Новый год - это совпадение. Я делал бенефис Владимира Этуша. Я долго мучился названием, а потом понял: "Чего я мучаюсь? Это же бенефис». Но пьеса хороша: о том том, что спасение от одиночества только в любви. Главное тут было найти равновесие между лирикой и фарсом.

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ, Народный артист республики Северная Осетия - Алания Художественный руководитель Театрального института имени Бориса Щукина, Профессор .
Ветеран Великой Отечественной войны . 22 мая 1922 года - 9 марта 2019 года.

Любовью к театру Владимир Этуш «заразился» еще в школе, где занимался в театральном кружке, которым руководил Павел Тихонович Свищев.

В 1940 году был зачислен вольнослушателем в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, Владимир Этуш добровольцем уходит на фронт. Он был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован.

В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Бориса Щукина.

Окончил училище (курс А.А. Орочко) в 1945 году и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров.

В том же году начал преподавать в Щукинском училище в качестве ассистента педагога по мастерству актера.

С 1987 года — ректор Театрального училища имени Бориса Щукина, профессор (1976), с 2003 года - его художественный руководитель.

Творческий путь в Вахтанговском театре Владимир Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Эта роль стала одной из самых его любимых.

Среди ранних работ артиста - мягкий, интеллигентный Дорогомилов (Кирилл Извеков ), полицейский Меньос (Ангела ) и знаменитая маска Бригеллы (Принцесса Турандот ).

Творческая судьба В.А. Этуша - прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.

В комедии Б. Шоу «Миллионерша» с невероятным блеском и изящной иронией Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда.

В 1965 году с роли Купо (Западня ) начинается новый этап в творчестве В.А. Этуша. В начале спектакля Купо - добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар. Артист с подлинным, глубоким драматизмом играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху.

В 1968 году Александра Ремизова поставила спектакль - монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была выдающаяся работа Владимира Этуша.

И вновь комедия: чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден (Мещанин во дворянстве ). Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.

А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В.А. Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.

В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.

В спектакле «Белый кролик» его герой попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И, для того, чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному - белому кролику Чарли. Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.

И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо - спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.

20 ноября 2000 года режиссер Владимир Иванов впускает спектакль «Дядюшкин сон» - своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого Князя К. Такого Владимира Этуша и такого Князя не приходилось видеть никогда! За эту работу актер был удостоен Государственной премии России.

С 2011 года играет роль Грегори Соломона (Цена ) в спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к 90-летию Вахтанговского театра. Острохарактерный, гротескный Владимир Этуш играет старого еврея, торговца мебелью Соломона мягко. Кажется, никогда суперпрофессионал, знаменитый, успешный, уверенный в себе «мастер» не играл так проникновенно и душевно, вводя в роль щемящую ноту человеческого одиночества.

В 2013 году к юбилею В.А. Этуша был выпущен спектакль «Окаемовы дни» (по пьесе А. Афиногенова «Машенька»), где Владимир Абрамович исполнил главную роль - академика Окаемова.

В 2016-м Владимир Абрамович вновь порадовал своих горячих поклонников премьерой - спектаклем «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в постановке В.В. Иванова, где легендарный артист пошел на рискованный эксперимент с одним желанием - испытать себя в иной ипостаси и впервые сыграл женскую роль.

Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в картине «Адмирал Ушаков» в 1953 году. Любовь многомиллионных зрителей принесли Этушу его работы в комедиях Леонида Гайдая - Саахов (Кавказская пленница ), инженер Брунс (Двенадцать стульев ), Шпак (Иван Васильевич меняет профессию ).

В фильмографии народного артиста картины: «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Дела давно минувших дней…», «Цирк зажигает огни», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «31 июня», «По улицам комод водили…», «Не будите спящую собаку», «Мечты идиота», «Классик», «Поворот ключа», «1-й Скорый», «Парк советского периода», «Три мушкетера» и др.

Имя Владимира Этуша - эпоха в советском кинематографе, а фильмы с его участием - подлинная классика мирового культурного наследия.

В.А. Этуш - полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», имеет множество наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актерское мастерство.

Владимир Абрамович Этуш ушел из жизни 9 марта 2019 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в семейной могиле.

Официальный сайт В.А. Этуша:

Список спектаклей с участием Владимира Этуша в Москве. Где и в каких спектаклях работает Владимир Этуш

Истинный вахтанговец Владимир Этуш больше 60 лет выходит на сцену в постановках знаменитого театра. Художественный руководитель Театрального училища имени Щукина, ветеран Великой Отечественной войны - Владимир Абрамович актер, который всегда "держит" зал.

Родился Владимир Этуш в Москве в 1922-м году, но в документах значится 1923-й. Была такая практика, записывать мальчиков годом позже, так и получилось, что у народного артиста СССР - два года рождения. Театром Этуш увлекся еще в школе. Поступал на режиссерский факультет в ГИТИС - не прошел, зато стал вольнослушателем первого курса Щукинского училища.

Как и у всех студентов, у Владимира Абрамовича была бронь, но он ушел добровольцем на фронт. Его направили в школу военных переводчиков в Ставрополе, потом были тяжелые бои в составе стрелкового полка в горах Осетии и Кабарды, освобождение Ростова-на-Дону, Украины. За мужество, Этуш награжден орденом Красной звезды, медалями. В 1943-м году он был тяжело ранен под Запорожьем, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944-восстановился в театральном училище.

Сам актер называет себя "комическим трагиком и трагическим комиком". Свой театральный путь он начал с исполнения характерных возрастных ролей, таких как слуга Лунс в спектакле "Два веронца" по Шекспиру. Большой удачей актера стала роль полная драматизма роль Купо в "Западне" Золя. Всеми гранями сверкал талант Этуша в мольеровском "Мещанине во дворянстве". Сегодня зрители аплодируют мастеру в спектаклях Театра имени Вахтангова "Потерпевший Гольдинер", "Пристань", "Окаемовы дни" - Владимир Абрамович играет великолепно, до "мурашек", вкладывая в своих героев необыкновенную силу и мудрость.

Как в театре, так и в кино, Этуш подтвердил, что "нет маленьких ролей". Фразы его персонажей стали крылатыми. Товарищ Саахов из "Кавказской пленницы", жуликоватый Шпак в "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая, Карабас-Барабас в "Приключениях Буратино" Леонида Нечаева - Этуш влюбил в себя зрителей своим блестящим чувством юмора и стопроцентным попаданием в образ и невероятным отрицательным обаянием.

Его обожают женщины - импозантный, яркий, он всегда был в центре внимания. Со своей женой, Ниной Крайновой, Владимир Абрамович прожил 48 счастливых лет. Но до знакомства с ней актер дважды был женат, на Нинель Мышковой и Елене Измайловой, увлекался своей студенткой Людмилой Чурсиной. Четвертой супругой актера стала учитель английского Елена Этуш, его преданная поклонница, с которой он познакомился в театре.

Дочь и внук Владимира Этуша живут в Америке.

 

Возможно, будет полезно почитать: