Остров стивенс 1895 экологическая катастрофа. От нас улетают пернатые. Не обернется ли их исчезновение экологической катастрофой. Выброс нефти из-за аварии на танкере «Престиж»

«…Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…»
Ж. Ламарк

Возможна ли коэволюция?

В настоящее время существует крайних два мнения – одни исследователи считают, что возможны процессы коэволюции человека и экосистемы, другие делают вывод, что человек настолько агрессивный вид, что способен истребить (и фактически истребляет) все живое на своем пути, и чем выше уровень развития цивилизации, тем интенсивней процессы техногенного воздействия на экосистему.

Однако большинство учёных рассматривает процессы воздействия человека на окружающую среду (экосистему, биогеоценозы) лишь за последние 100-200, в лучшем случае 300 лет.

Но существует также и вполне обоснованное мнение, что и в древности человек являлся не созидателем, и не коэволюционировал во взаимодействии с природой, а наоборот был неким «разрушителем», и последствия воздействия древних цивилизаций на экосистему мы сейчас и наблюдаем в ряде регионов Земли. Процессы древнего техногенного воздействия способствовали эрозии и деградации почв, оскудению видового состава животных и растений, приводят к полному изменению ландшафта.

Около 10-12 тысяч лет назад, в конце последнего, валдайского оледенения, человек стал осваивать сельское хозяйство и одновременно одомашнивать животных, что позволило создавать запасы и меньше зависеть от случая на охоте. Вероятно, впервые это произошло в теплой северной зоне Восточного полушария. В те времена значительная часть Европы и Азии была занята тайгой, еще отделенной от нивальной зоны тундростепью.

Аппенинский полуостров, Грецию, Малую Азию, Южный Китай, Индокитай покрывали лиственные леса, а Северная Африка, Сахара, Аравийский полуостров, Ближний Восток, там, где сейчас пустыня или сухая степь, были заняты влажной саванной или лесостепью. Районы лесостепей и саванн были наиболее благоприятны для жизни. Именно там росли те злаки, которые и стал одомашнивать и выращивать человек – это ячмень, сорго и просо (Вавилов, 1987).

Зерновые сеяли на территории Палестины, Малой Азии, западе Иранского нагорья, в Египте уже в X-VIII тысячелетии до нашей эры, а на Балканах и в Южной Туркмении – не позже VI тысячелетия до нашей эры. Вероятно, в то же время были одомашнены коза и овца (более 10 тысяч лет назад), осел, крупный рогатый скот и свинья (около 9 тысяч лет назад).

Лошадь была одомашнена на Южном Урале около 8 тысяч лет назад (собака была первым животным, одомашненным человеком еще в позднем палеолите). Период перехода человека от охоты и собирательства к сельскому хозяйству обычно называют неолитической революцией .

Около 8-10 тысяч лет назад были освоены земледельцами, а чуть позже и скотоводами долины великих рек Африки и Азии – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ. Переход к земледелию и скотоводству, происходил, конечно, не внезапно, а занял несколько тысячелетий (имеется в виду весь период от конца мезолита до «развитого» неолита). Первые объекты возделывания земледельцев это пшеница-однорядка и ячмень, а первые одомашненные животные – козы и овцы. Вероятнее всего впервые это произошло около IX тысячелетия до н.э. на территории современной Палестины, Израиля, Ливана.

С уходом ледника происходила частичная, часто региональная аридизация климата и, в ряде районов, человек постепенно приспосабливался к изменяющемуся ландшафту. Земледелие основывалось уже не на дождевом орошении, а на запруживании ручьев и отведении воды через систему канав и каналов на поля. С ростом земледельческого населения часть его стала уходить вглубь степей, и в их жизненном укладе все большее и большее значение приобретало разведение скота. Однако лошадь и верблюд тогда еще не были одомашнены, скотоводы еще не могли совершать далеких сезонных перекочевок, и в какой-то мере еще зависели от земледелия. Выпас скота, особенно овец и коз, мог сильно истощать и без того сухую степь, а периоды засух могли давать толчок к переселению групп и племен, ранее занятых сельским хозяйством.

Для ряда регионов зоны сухих степей и пустынь (например, Египта и Месопотамии), где зерновые не могут нормально расти без искусственного орошения, а при интенсивных ежегодных разливах заболачиваются обширные пространства, население этих весьма неблагоприятных для жизни ландшафтов научилось разгораживать заливаемые поля земляными валами, отводя воду в специальные водохранилища.

Предположительно, в Египте и Шумере к концу IV тысячелетия до н.э., получали 10-20-кратные урожаи. Обилие зерновых дало возможность сохранять зерно на случай неурожая, и в ряде случаев освободить часть общинников от сельскохозяйственных работ. Стали интенсивно развиваться ремесла – гончарное, ткацкое, металлургия и т.д.

Отметим, что если в палеолите интенсивность и особенности заселения территории были связаны в первую очередь с продуктивностью охотничьих угодий, то в дальнейшем – не только с возможностью сель­скохозяйственного освоения, но с созданием опре­деленных производственных комплексов (изготовление каменных орудий, добыча руды). Немаловажный фактор освоения и максимального заселения территории – это и безопасность, защита от природных и антропогенных факторов.

Соотношение человека с ландшафтом есть величина постоянная, определяемая адаптацией. «…Все народы Земли живут в ландшафтах за счет природы, но сколь разнообразны ландшафты, то также разнообразны и народы их населяющие, ибо как сильно не изменяли бы они ландшафт, путем создания антропогенного рельефа, реконструкции флоры и фауны, людям приходится кормиться лишь тем, что может дать природа данной территории. Человек не только приспособляется к ландшафту, но и приспособляет ландшафт к своим нуждам и потребностям и когда ландшафт меняется – под воздействием антропогенных или природных факторов, люди должны либо приспособиться, либо уйти, либо умереть…», – писал Л.Н. Гумилев.

Во времена Римской империи мигранты (легионеры, а также бывшие военнопленные), отправленные в ее отдаленные части (Сирию, Британию, Галлию, Фракию) попадая в незнакомый, «враждебный» для них ландшафт, предпочитали жизнь в городах, где стены отделяли и защищали их от враждебной природы и, соответственно, отношение к природе у них было потребительским, хищническим. В те времена ландшафт Европы сильно изменился, что связано с прокладкой римлянами дорог и строительством укреплений, были сведены 2/3 лесов Галлии и буковые рощи Апеннинского полуострова, распаханы и обеспложены долины гор Атласа, сильно ландшафты Африки и Азии – шумеры осушили болота междуречья Тигра и Евфрата. Были фактически «съедены козами» (в прямом смысле этого слова!) холмы Эллады и Фригии, острова Эгейского моря, воспетые Гомером, превращены выпасом коз практически в голые скалы, практически уничтожены козами и ландшафты о. Тенериф.

В дальнейшем на территории Европы германские, протославянские и славянские племена вырубали огромные площади леса под огнево-подсечное земледелие, в Средние века были вырублены дубравы и преобразованы ландшафты на территории Европы. Сейчас здесь не осталось реликтовых лесов, если только на севере Норвегии, Швеции и Финляндии.

Трагедия остров Пасхи

Один из ярких примеров полного уничтожения экосистемы – остров Пасхи. Остров Пасхи, занимающий площадь всего 165 кв. км – одно из наиболее уединенных мест обитания: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км от Южной Америки и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрна.

Когда остров был заселен примерно в 400 году н. э. полинезийцами, он был покрыт лесом, но всего через 500-600 лет экосистема острова была полностью изменена, ещё через несколько столетий вся древесная растительность уничтожена, а население некогда процветающего острова уменьшилось в десятки раз.

До прибытия людей, и в первые годы их пребывания, остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хау-хау, из которых можно делать канаты, и пальмы торомиро, которое пригодно в качестве топлива.

Когда остров Пасхи был открыт в 1722 году экспедицией Якоба Роггевена, он уже представлял собой опустошенную местность, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью, нигде не было видно ни деревца, ни кустиков. Из домашних животных были только куры, а население острова составляло всего около 2000 человек.

Палеонтолог Дэвид Стэдмен провёл исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для трагической, и в то же время и поучительной истории его поселенцев.

Цветущий остров

До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, у них не было никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья всего 25 видов птиц – альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, и это был самый большой птичий базар во всем Тихом океане.

Островитяне когда-то выращивали на острове бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах и основной морской добычей были дельфины и тюлени.

Начало трагедии.

Но примерно в 800-х годах началось исчезновение лесов – при изучении учёными горных пород всё чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялось пыльцы от трав, приходивших на смену лесу. Около 1400 года пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться пальмам, поедая орехи. А крыс завезли на остров полинезийцы.

Чуть позже исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком – он был уничтожен людьми, которые расчищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться, всё больше места занимали огороды и почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали, а деревьев, которые использовались на транспортировку и подъем статуй, а также строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи.

Крысы поедали семена, а птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов, уменьшалось и плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса.

На острове исчезли все виды местных птиц и зверей, была выловлена и вся прибрежная рыба. Из рациона людей к XV веку исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать.

Хаос, голод, каннибализм.

По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. В пищу пошли мелкие улитки, дело дошло и до каннибализма. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е г.г., они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи.

К 1700 году население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 году противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 году.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: «Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем думали жители острова, срубая последнюю пальму?».

Катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий и изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны – деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска.

И никто не заметил гибели последней пальмы…

А . А . Каздым
Doctor of Geology

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

Ситуация вокруг Большого Барьерного рифа продолжает ухудшаться и грозит превратиться в самую масштабную катастрофу в истории человечества. reCensor вспомнил, когда еще экология была в чрезвычайном положении из-за действий человека.

Ученые считают, что, несмотря на все усилия экологов, в ближайшее время самому большому в мире коралловому рифу грозит уничтожение. Совсем недавно эксперты отмечали, что более 50% Большого Барьерного рифа в Австралии находится на стадии гибели. По обновлённым данным показатель увеличился до 93%.

Формирование столь уникального природного образования произошло около 10 тысяч лет назад. Он включает в себя почти 3 тысячи различных коралловых рифов. Длина Большого Барьерного рифа составляет 2,5 тысячи километров при площади в 344 тысячи квадратных километров. Коралловый риф является местом обитания миллиардов разнообразных живых организмов.

В 1981 году ЮНЕСКО признало Большой Барьерный риф чудом природы, которое подлежит защите. Однако в 2014 году экологи стали замечать, что многие кораллы потеряли свой цвет. Следует отметить, что подобные изменения произошли со многими коралловыми рифами по всему миру, поэтому первоначально ученые решили, что это стандартная аномалия. Но спустя несколько месяцев стало ясно, что количество обесцвеченных кораллов растет в геометрической прогрессии.

Терри Хьюз , являющийся главой Центра передового опыта по исследованию коралловых рифов при Университете Джеймса Кука, рассказал, что обесцвечивание кораллов практически всегда приводи к их гибели. «Кораллы могут быть спасены, если показатель обесцвечивания не достиг 50% процентов. На данный момент показатель обесцвечивания более половины кораллов Большого Барьерного рифа составляет от 60% до 100%.

Экологи бьют тревогу вот уже несколько лет, поскольку гибель кораллов приведет к исчезновению всей экосистемы. Обесцвечивание кораллов происходило в несколько этапов. В 2015 году произошла наиболее крупная волна обесцвечивания, но ученые считают, что самое масштабное вымирание еще впереди. «Причиной этому являются климатические изменения, связанные с глобальным потеплением. Температура вод в океанах сильно повысилась, в результате чего кораллы стали погибать. Самое печальное, что мы не знаем, как противостоять этой проблеме, поэтому вымирание Большого Барьерного рифа будет продолжаться и дальше», — констатируют ученые.


Также одной из причин вымирания кораллов рассматривается катастрофа крупного промышленного танкера, произошедшего в 2010 году. В результате крушения танкера в воды Большого Барьерного рифа попало более 65 тонн угля и 975 тонн нефти.

Эксперты уверены, что этот инцидент стал непоправимой экологической катастрофой. «В современном мире образовалась тенденция, которая ведет к тому, что по причине крайне неосторожной деятельности человека погибнут практически все животные, населяющие нашу планету. Даже гибель Аральского моря не сможет сравниться с уничтожением Большого Барьерного рифа», — отмечает профессор Терри Хьюз .

Большая часть крупнейших экологических трагедий произошла в XX-XXI веках. Ниже вашему вниманию представлен список 10 самых масштабных экологических катастроф в истории, информацию о которых собрали корреспонденты reCensor.




Одним из самых масштабных инцидентов, нанесших серьезный ущерб экологии, является крушение нефтяного танкера «Престиж». Происшествие случилось 19 ноября 2002 года на побережье Европы. Корабль попал в сильный шторм, из-за чего в его корпусе образовалась огромная пробоина, длинною более 30 метров. Каждые сутки танкер не менее 1 тысячи тонн нефти, которая выбрасывалась в воды Атлантики. В конце концов танкер распался на две части, затонув со всем хранившимся на нем грузом. Общее количество нефти, попавшей в Атлантический океан, составило 20 миллионов галлонов.

2. Бхопальская утечка метилизоцианата


В 1984 году произошла крупнейшая в истории утечка ядовитых паров метилизоцианата в городе Бхопал. Трагедия стала причиной гибели более 3 тысяч человек. Кроме того, еще 15 тысяч человек скончались позже в результате воздействия яда. По данным экспертов объем смертельных паров, оказавшихся в атмосфере, составил около 42 тонн. До сих пор остается неизвестным, из-за чего случилась авария.

3. Взрыв на заводе «Нипро »


В 1974 году на заводе «Нипро », расположенном в Великобритании, прогремел мощнейший взрыв, за которым последовал пожар. По сообщениям экспертов, взрыв был настолько мощным, что повторить его можно было бы только, собрав 45 тонн тротила. Жертвами инцидента стали 130 человек. Однако самой большой проблемой стал выброс аммония, в результате чего в больницы поступили тысячи людей с заболеваниями зрения и дыхательных путей.

4. Крупнейшее загрязнение Северного моря


В 1988 году на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа» произошла крупнейшая авария в истории добычи нефти. Ущерб аварии составил 4 миллиарда долларов США. Авария стала причиной мощного взрыва, который полностью уничтожил нефтедобывающую платформу. Практически весь персонал предприятия в ходе аварии погиб. В течении последующих дней нефть продолжала поступать в Северное море, воды которого теперь являются одними из самых загрязненных в мире.

5. Крупнейшая ядерная катастрофа


Самой масштабной экологической катастрофой в истории человечества является взрыв на Чернобыльской АЭС, произошедший в 1986 году на территории Украины. Причиной взрыва авария в четвертом энергоблоке атомной электростанции. Взрыв стал причиной гибели более 30 человек.

Тем не менее, самым страшным последствием является выброс огромного количества радиации в атмосферу. На данный момент количество людей, погибших в результате радиационного заражения в последующие годы, перевалило за несколько тысяч. Их число продолжает расти, несмотря на цинкованный саркофаг, которым был запечатан взорвавшийся реактор.




В 1989 году крупная экологическая катастрофа произошла на побережье Аляски. Нефтяной танкер «Эксон-Вальдез» налетел на риф и получил серьезную пробоину. В результате все содержимое в объеме 9 миллионов галлонов нефти оказалось в воде. Почти 2,5 тысячи километров побережья Аляски были затянуты нефтью. Данная авария стала причиной гибели десятков тысяч живых организмов, обитающих как в воде, так и на суше.




В 1986 году в результате трагедии на Швейцарском заводе химической промышленности река Рейн навсегда перестала быть безопасной для купания. Химическое предприятие горело на протяжении нескольких дней. За это время более 30 тонн ядовитых веществ, вылились в воду, уничтожив миллионы живых организмов, и загрязнив все питьевые источники.




В 1952 году в Лондоне произошла страшная катастрофа, причины которой до сих пор не известны. 5 декабря столица Великобритании погрузилась в едкий смог. Поначалу горожане восприняли его за обычный туман, однако спустя несколько дней он так и не рассеялся. В больницы стали поступать люди, с симптомами легочных заболеваний. Всего за 4 дня погибло около 4 тысяч человек, большая часть их которых дети и старики.

9. Утечка нефти в Мексиканском заливе


В 1979 году еще одна нефтяная катастрофа произошла в Мексиканском заливе. Авария случилась на буровой установке «Исток-1». В результате неполадок в воду вылилось почти 500 тысяч тонн нефти. Скважину удалось закрыть лишь через год.

10. Крушение нефтяного танкера «Амоко Кадис»


В 1978 году в Атлантическом океане затонул нефтяной танкер «Амоко Кадис». Причиной крушения стали подводные скалы, которые не заметил капитан судна. В результате катастрофы побережье Франции было залито 650 миллионами литров нефти. Из-за крушения нефтяного танкера погибли десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

ТОП-10 крупнейших экологических катастроф в истории обновлено: Июль 7, 2016 автором: РЕДАКЦИЯ

Некоторые происшествия влекут за собой не только людские жертвы и большой материальный ущерб, но и сильные изменения в климате, флоре и фауне. В данной статье мы расскажем о десяти самых крупных экологических катастроф мира, которые привели не только к большим человеческим жертвам, но и чудовищным последствиям для природы.

Экологическими называют катастрофы, которые не только уносят жизни людей, но и приводят к достаточно плачевным последствиям для окружающей среды. Как правило, такие катастрофы являются результатом деятельности человека. Ведь развитие современных технологий, в частности в энергетике, дает не только ощутимые материальные блага, но и при неумелом использовании могут привести к чудовищным последствиям.

Выброс нефти из-за аварии на танкере «Престиж»

Однокорпусный танкер «Престиж», который шел под багамским флагом был изначально предназначен для транспортировки сырой нефти, построен на верфи Hitachi и сдан в эксплуатацию 1 марта 1976 года.

Когда танкер проходил Бискайский залив 13 ноября 2002-го года, он попал в сильный шторм неподалеку от берегов Галисии. Из-за полученных повреждений появилась трещина длинной в тридцать пять метров, что привело к утечке мазута в размере 1000 тонн в сутки.

Ситуацию ухудшило то, что береговые власти Испании отказали судну зайти в ближайший порт. Вместо этого была предпринята попытка отбуксировать танкер в один из портов Португалии, однако местные власти также ответили отказом. В результате судно отбуксировали в море.

Окончательная гибель корабля произошла 19 ноября. Он просто раскололся на две части и его останки погрузились на дно, на глубину около 3700 метров. Из-за того, что повреждения было невозможно устранить, и нефть было невозможно перекачать, в море вылилось более 70 миллионов литров нефти. Образовавшееся пятно растянулось на тысячи километров вдоль береговой линии, что нанесло непоправимый ущерб флоре и фауне.

Этот разлив нефти стал самым серьезным экологическим бедствием на побережье Европы. Ущерб от происшествия был оценен в четыре миллиарда евро, а для ликвидации его последствий пришлось задействовать триста тысяч добровольцев.

Крушение танкера Эксон Валдез

Нефтяной танкер Эксон Валдез отплыл из терминала в Валдизе (Аляска) 23 марта 1989 года в 21:12, и направился в Лонг-Бич (Калифорния), через пролив Принца Вильгельма. Танкер был полностью загружен нефтью. Лоцман провел его через Валдиз, и после этого передал контроль над судном капитану, который этим вечером выпивал спиртные напитки.

Для того чтобы избежать столкновения с айсбергами капитан Джозеф Джефри Хейзвулд отклонился от выбранного курса, о чем оповестил береговую охрану. Получив соответствующее разрешение капитан изменил курс и в 23 часа оставил рубку, передав управление кораблем своему третьему помощнику и матросу, которые уже отстояли одну вахту не получив после неё полагающихся шести часов отдыха. Непосредственно судном на тот момент управлял автопилот, который вел корабль по навигационной системе.

Перед тем как оставить рубку, капитан оставил своему помощнику указание повернуть в тот момент, когда корабль окажется на траверзе острова две минуты выше. Несмотря на то, что помощник отдал рулевому соответствующий приказ, он был либо поздно озвучен,

либо выполнен с промедлением. Это привело к тому, что 24 марта 00:28 корабль столкнулся с Блайт-рифом.

Это привело к тому, что в море вытекло 40 миллионов литров нефти, хотя некоторые экологи утверждают, что реальная утечка была намного выше. Пострадало 2400 километров побережья, что позволяет это происшествие одной из самых страшных экологических катастроф.

Бхопальская катастрофа

Происшествие в Бхопале считается одной из самых страшных экологических катастроф в мире из-за того, что оно привело к гибели восемнадцати тысяч человек и огромному урону для окружающей среды.

Постройку химического завода в Бхопале осуществляла дочерняя компания Union Carbide Corporation. Изначально предприятие предназначалось для производства пестицидов, которые будут использоваться в сельском хозяйстве. Планировалось, что часть химикатов завод будет импортировать, однако для того чтобы конкурировать с аналогичными предприятиями, было решено перейти к более сложному и опасному производству, которое позволяло обойтись без иностранного сырья.

В июле 1984-го года, планировалось продать предприятие, поскольку из-за неурожаев спрос на его продукцию серьезно снизился. Из-за недостаточного финансирования, работа продолжалась на оборудовании, которое не соответствовало нормам безопасности.

В момент катастрофы завод выпускал популярный в то время инсектицид Севин, который появляется в результате реакции метилизоцианата с альфа-нафтолом в среде четыреххлористого углерода. Метилизоцианат хранился в трех емкостях общей емкостью примерно в 180 тысяч литров жидкости, которые были частично вкопаны в землю.

Причиной аварии стал резкий выброс паров метилизоцианата, который нагрелся выше температуре кипения, из-за чего произошел разрыв аварийного клапана. Из-за этого произошел выброс сорока двух тонн ядовитых паров, образовав облако, которое накрыло площадь радиусом в два километра от завода, и в частности накрыл железнодорожный вокзал и жилые районы.

Из-за несвоевременного информирования населения и нехватки медперсонала в первый же день умерло около пяти тысяч людей. Еще тринадцать тысяч умерло в течение нескольких лет, из-за последствия выброса в атмосферу ядовитых паров.

Авария и пожар на химической фабрике «SANDOZ»

1 ноября 1986 года, произошла одна из самых страшных экологических катастроф в мире, которая привела к чудовищным последствиям для живой природы. Химический завод, находящийся возле швейцарского города Базель, на берегу реки Рейн, занимался производством различных сельскохозяйственных химикатов. Из-за пожара в реку было сброшено около тридцати тонн ртути и пестицидов.

В результате попадания химикатов в воду Рейн покраснел, а людям, проживающим на побережье, было запрещено выходить из дома. В некоторых городах ФРГ пришлось закрыть водопроводы и использовать только ту воду, которая привозилась в цистернах. Кроме того, погибло около полумиллиона рыб и представителей речной фауны, также полностью вымерли некоторые виды. Программа, нацеленная на то, чтобы сделать воды Рейна пригодными для купания, рассчитана до 2020-го года.

Лондонский смог 1952-го года

В начале декабря 1952 года на Лондон опустился холодный туман, из-за чего горожане начали активно использовать уголь для отопления помещений. Поскольку в Британии

после войны использовали низкокачественный уголь, в котором содержалось много серы, при сгорании образовывалось много дыма, в составе которого был диоксид серы. Также определенный вклад в загрязнение воздуха внес автотранспорт, который только недавно начал активно использоваться в Лондоне, а также работа нескольких угольных электростанций. Также загрязненный воздух из индустриальных районов Европы приносил ветер, который дул со стороны канала Ла-Манш.

Поскольку туманы в Лондоне не редкость, то реакция горожан на происходящее была достаточно спокойной. Но последствия этого происшествия были достаточно печальными. По данным статистики респираторные заболевания получило более ста тысяч человек, из которых погибло около двенадцати тысяч.

Это происшествие считается одним из самых страшных случаев загрязнения воздуха и привело к серьезным изменениям в отношение к экологическим исследованиям, влиянию чистоты воздуха на здоровье человека. На сегодняшний день это происшествие считается одной из самых крупных катастроф в Англии.

Катастрофа на химическом заводе в Фликсборо

Завод «Нипро», располагающийся в городе Фликсборо занимался производством аммония. В его хранилищах находилось до двух тысяч тонн циклогексана, более трех тысяч тонн циклогексанона, около четырех тысяч тонн капролактама, две с половиной тысячи тонн фенола и других химических веществ.

Шаровые резервуары и другие технологические емкости были недостаточно заполнены, что серьезно повышало взрывоопасность. Кроме того, множество легкогорючих материалов находилось в заводских установках при повышенных температуре и давлении. В частности, производственная установка по окислению циклогексана содержала в себе примерно пятьсот тонн легковоспламеняющейся жидкости.

Кроме того, из-за стремительных темпов роста производства система защиты от пожаров достаточно быстро утратила свою эффективность. Инженеры на производстве часть отступали от технологического регламента и начали игнорировать нормы безопасности под давлением руководства.

1 июня 1974 года в 16:53 завод сотряс мощный взрыв. Пламя охватило производственные помещения, а ударная волна прошлась по окрестным селениям и городкам, срывая крыши с домов, разбивая окна, нанося людям увечья, что привело к гибели 55 человек. Мощность взрыва была примерно равна действию 45-ти тонного заряда тротила.

Кроме того, из-за взрыва появилось крупное облако ядовитых газов, что привело к необходимости эвакуации жителей находящихся возле завода населенных пунктов.

Общий ущерб от катастрофы составил 36 миллионов фунтов стерлингов, что является самым сильным ударом по английской промышленности.

Гибель Аральского моря

Высыхание Аральского моря является одной из наиболее известных экологических катастроф, произошедших на территории бывшего Советского Союза. Изначально этот водоем считался четвертым по размеру озером в мире.

Из-за неправильного проектирования сельскохозяйственных каналов, которые забирали воду из рек Амударья и Сырдарья, питавших Аральское море, начиная с 1960-го года, озеро отступило от берега, обнажив дно покрытое пестицидами, химикатами и солью. Это привело к быстрому испарению воды. В частности в период с 1960 по 2007 год Аральское море потеряло тысячу кубических километров воды, и его размеры составляют менее 10% от изначального.

Из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в Аральском море, выжило только 38.

Пожар на нефтедобывающей платформе Piper Alpha

Катастрофа, произошедшая 6 июля 1988 года на платформе Piper Alpha, которая использовалась для добычи нефти и газа считается крупнейшей в истории добычи природных ископаемых. Из-за того, что действия персонала были недостаточно продуманными и нерешительными, при пожаре погибло 167 человек из 226, находящихся в этот момент на платформе. Кроме того, из-за того, что подачу по трубам углеводородов удалось прекратить не сразу, пожар долгое время поддерживался и становился только сильнее.

Застрахованные потери из-за этой катастрофы составляют 3,4 миллиарда долларов, при этом не учитывается ряд экологических проблем, вызванных этим происшествием.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС известна любому человеку, проживающему на территории стран бывшего СССР. Последствия этого происшествия дают о себе знать до сих пор, и, без всякого сомнения — это одна из самых больших экологических катастроф в мире.

26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции произошел взрыв, в результате которого реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду был произведен мощнейший выброс радиоактивных веществ. За первые три месяца после аварии погиб 31 человек. В течение последующих пятнадцати лет погибло от 60 до 80 человек из-за последствий лучевого облучения.

Из-за выброса радиоактивных веществ пришлось эвакуировать более ста пятнадцати тысяч человек из тридцатикилометровой зоны вокруг станции. В ликвидации последствий участвовало более шестисот тысяч человек и затрачены значительные ресурсы. Часть территории вокруг Чернобыльской АЭС до сих пор считается непригодной для постоянного проживания.

Авария на АЭС Фукусима-1

11 марта 2011 года произошла самая крупная экологическая катастрофа в мире. Сильнейшее землетрясение и цунами, повредили систему электроснабжения и резервные дизельные генераторы АЭС Фукусима-1, что вывело из строя системы охлаждения и вызвало расплавление активной зоны реакторов в 1, 2 и 3 энергоблоках. В результате, из-за образования водорода произошел взрыв, который не повредил корпус реактора, но его внешняя оболочка была разрушена.

Уровень радиации быстро начал расти, а из-за негерметичной оболочки некоторых ТВЭЛов произошла утечка радиоактивного цезия.

В морской воде в тридцатикилометровой зоне станции 23 марта обнаружили превышение нормы иода-131 и количество цезия-137, которое было существенно ниже допустимой нормы. Со временем радиоактивность воды возрастала и 31 марта превысила норму в 4385 раз. И это неудивительно, ведь во время аварии в море выбрасывались тонны зараженной воды.

История не раз демонстрировала, какой ущерб люди способны причинить друг другу, но иногда сильнейшие напасти сваливались на человеческий род с небес. Нижеследующие малоизвестные природные и техногенные катастрофы вызвали гибель сотен, если не тысяч, людей.

Великий смог 1952 года

Если вы хотите знать, какой вред окружающей среде может нанести быстро растущая промышленность, то не нужно далеко ходить за примером. Речь идёт о Великом смоге в Лондоне в 1952 году. Частицы сажи и другие загрязняющие вещества скопились над городом в безветренную погоду, образовав плотную завесу чёрного дыма, что привело к серьёзному загрязнению воздуха на целых четыре дня. Смог уничтожил поголовье крупного рогатого скота, спровоцировал у местных жителей многочисленные проблемы со здоровьем вплоть до смертельного исхода. В результате около четырёх тысяч человек погибли от удушья и лёгочных заболеваний, прежде чем поднявшийся ветер очистил город от смога. Произошедшее в Лондоне заставило жителей переосмыслить свое отношение к защите окружающей среды. Так в 1956 году для усиления контроля над экологической ситуацией был принят «Закон о чистом воздухе».


Наводнение из патоки в Бостоне

При мысли о наводнении вряд ли вы представляете себе гигантские волны мелассы - липкой чёрной патоки, стремительно заполняющие улицы, хотя именно это произошло в 1919 году в бостонском районе Норт-Энд. Переполненный до краёв огромный чугунный резервуар разрушился, не выдержав давления, и двухэтажные волны сахаросодержащей жидкости хлынули вниз на ирландский и итальянский кварталы. Напор было настолько сильный, что с путей сошёл железнодорожный состав. Чёрная патока сметала на своём пути и пешеходов и людей в экипажах, не способных выбраться из вязкого вещества. В результате техногенной катастрофы 21 человек погиб и 150 получили ранения. Кроме того, меласса нанесла значительный ущерб архитектуре города.


Катастрофа в Эмпайр-стейт-билдинг

Двухмоторный бомбардировщик Б-25 Митчелл, принадлежащий армии США, врезался в небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг в туманный июльский день 1945 года. В результате происшествия погибли четырнадцать человек и около двадцати были ранены. Поскольку катастрофа случилась в субботний день, людей в 103-этажном здании, к счастью, оказалось немного. Обломки самолёта падали с высоты около 270 метров вниз на прилегающую улицу и крыши соседних зданий, спровоцировав пожар. В самом Эмпайр-стейт-билдинг пожар начался, когда часть двигателя от самолёта упала в шахту лифта, но уже сорок минут спустя огонь был ликвидирован. К всеобщему удивлению, прочность конструкций небоскрёба не пострадала в результате инцидента, большинство офисов в здании были вновь открыты для посещений в ближайший понедельник


Массовое отравление в Басре

В 1971 году в иракский порт Басра на юго-востоке страны поступила крупная партия протравленного зерна для посадок, состоящая в основном из американского ячменя и мексиканской пшеницы. Для защиты от вредителей и гниения груз, не предназначенный для употребления в пищу, был обработан метилртутью. Смертельно опасное для человека зерно было окрашено в яркий оранжево-розовый цвет, а на мешках имелись предупреждающие наклейки на английском и испанском языках. Тем не менее, местные повстанцы похитили мешки из порта и раздали голодающему населению. В результате, по самым скромным подсчётам, ртутью отравились более шести с половиной тысяч человек, а такие тревожные симптомы, как глухота, потеря зрения, нарушение координации движений, наблюдались у многих людей на протяжении длительного времени.


Паническое бегство слонов в Индии

Летом 1972 года на территории природного парка слонов Chandka в штате Орисса, на востоке Индии стояла страшная жара и засуха. Местные жители боялись покидать свои жилища, поскольку зной и отсутствие воды довели несчастных животных до безумия. 24 человека погибли 10 июля 1972 года, когда движимые инстинктом слоны в паническом бегстве пронеслись через пять деревень. Сегодня заповедник известен как святилище слонов, а его территория, покрытая буйной растительностью, как ни странно, славится своей влажностью.

 

Возможно, будет полезно почитать: