Литературное путешествие по крыму. Крым в литературе. Крым в произведениях русских писателей Литературный крым

В X Международном литературном фестивале «Чеховская осень - 2019» в г.Ялта, который прошел в Ялте с 21 по 24 октября, приняли участие поэты и писатели из разных стран: России, Украины, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Германии, Сирии, Италии, Ливана, Египта, Черногории, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнама, Сербии, Марокко, Индии, Бангладеш, Чехии, Республики Коста-Рика, Боснии и Герцеговины, Польши, Албании и Швейцарии. И всех их объединила не только возможность творческого выражения себя, но и возможность рассказать о культуре своей страны и наладить связь между нашими народами. Организатором фестиваля традиционно выступил и в этом году РОО «Союз писателей Республики Крым». Фестиваль стал уже десятым со времени его создания и третьим с новейшей русской истории полуострова.

Все четыре дня члены международного жюри и участники наслаждались интересной и яркой конкурсной программой, круглыми столами, встречами о творчестве Чехова. Открывал Фестиваль 21 октября Президент фестиваля Андрей Чернов, который рассказал о важности объединения писателей Крыма с писателями из других областей России и зарубежья. Были зачитаны приветственные адреса от друзей Фестиваля: Мурадова Г. - Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ, Переверзина И. - Председателя МСОО “Международное сообщество писательских союзов”, Бояринова В. - Председателя Московской городской организации Союза писателей России, Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, Савченко С. - депутата Государственной Думы ФС РФ.

Высокое Международное жюри в составе: Айман Абу-Шаар (Сирийская Арабская Республика) председатель жюри, Терёхин В. (Россия, Калужская область) заместитель председателя жюри, Доха Асси (Арабская Республика Египет) заместитель председателя жюри, Смирнов В. (Шумилов) (Россия, Республика Крым), Кондрюкова Г. (Россия, г.Севастополь), Грачев В. (Россия, Республика Крым), НГУЕН ТХИ КИМ ХИЕН (Народная Республика Вьетнам), Мельников А. (Германия), Томская Л. (Украина), Шалюгин Г. (Россия, Республика Крым), Салихов Д. (Россия, Республика Татарстан), Матвеева М. (Россия, Республика Крым), Рябчиков Л. (Россия, Республика Крым), Голубев М. (Россия, Республика Крым), Илаев А. (Россия, Республика Крым), Берлин Т. (Украина), Попова Н. (Россия, Москва) , Клоссовский И. (Россия, Республика Крым), Подосинникова Л. (Россия, г.Севастополь).

В первый день были проведены конкурсы: «Общественное признание», музыкальные конкурсы «Бери шинель, пошли домой!» и «Свободная авторская песня», «Любовная лирика».

Второй день X Международного литературного фестиваля «Чеховская осень - 2019» прошёл не менее ярко. В этот день у участников была возможность послушать стихотворения, посвящённые природе (номинация «Пейзажная лирика. Крымские мотивы»), работы молодых поэтов («Поэзия молодых»), «Стихи для детей», а также «Гражданская и духовно-философская лирика». Был в этот день проведён и конкурс чтецов среди школьников на тему «Лучший знаток стихов Владимира Луговского». Во второй половине 22 октября гостей фестиваля ждали экскурсии в Массандровский Дворец Императора Александра III и в Дом-Музей А. П. Чехова «Белая Дача». В том же Доме-Музее после экскурсий был организован Час интересных встреч - «Круглый стол», темой которого стало обсуждение творчества Антона Павловича Чехова не только как выдающегося писателя своего времени, но и как личности, впоследствии объединившей писателей и поэтов со всех уголков Мира под одной крышей.

24 октября ознаменовался праздничным закрытием Фестиваля. Были подведены итоги заочных и очных конкурсов, объявлены и награждены все победители и призёры, а также вручён «Гран-При Фестиваля».

В свои страны увезут дипломы и медали 10 лауреатов, участвовавших в конкурсах: «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «Любовная лирика» диплом и бронзовую медаль получила Rubin Sabrina (Республика Бангладеш), «Я люблю тебя, море!» диплом и серебряную медаль получила Гетманенко Инна Владимировна (Украина, г. Днепр), «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) диплом и бронзовую медаль получил Al Muhaish Nabeel Abdorrahman A (Королевство Саудовская Аравия), «Гражданская и духовно-философская лирика» диплом и серебряную медаль получила Lara Mshawrab (Республика Ливан), заочном литературном « Чеховские мотивы» диплом и бронзовую медаль получила Pankhuri Sinha (Республика Индия), «Писатели и общественность мира о Крыме» диплом и серебряную медаль получил Graham Phillips (Соединенное Королевство Великобритания), «Автор журнала «Брега Тавриды» диплом и серебряную медаль получил Abdulla Issa (Государство Палестина), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получил Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получила Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «За выдающиеся заслуги перед литературой» диплом и золотую медаль получила Rokiah Hashim (Малайзия).

Диплом I -ой степени и золотую медаль Фестиваля получили:

Конкурс «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» - Каменщикова Лариса Георгиевна (Россия, Краснодарский край);

Конкурс «Любовная лирика» - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Стихи для детей» - Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского» - Шиян Александр Александрович (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Я люблю тебя, море!» - Крылова Любовь Андреевна (Россия, Тамбовская область, г.Тамбов);

Конкурс «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Гражданская и духовно-философская лирика» - Бабушкин Евгений Васильевич (Россия, Республика Крым, г.Алушта);

Конкурс «Бери шинель, пошли домой! » -Дуэт Струнко Надежда - Межирова Галина (Россия, г.Анапа - г.Омск);

Конкурс «Поэзия молодых» - Алекс Каспер Дрю (Россия, Республика Крым, г.Керчь);

Конкурс заочный «Чеховские мотивы» - Кураев Михаил Николаевич (Россия, г.Санкт-Питербург);

Конкурс «Писатели и общественность мира о Крыме» - Бондарев Юрий Васильевич (Россия, г.Москва);

Конкурс заочный «Автор журнала «Брега Тавриды» - Куняев Станислав Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «За лучшую песню» - Струнка Надежда Александровна (Россия, Краснодарский край, г.Анапа);

Конкурс «За лучшие стихи» Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Приз зрительских симпатий» - Золотарев Алексей Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «Общественное признание» - Кибирева Елена Андреевна (Россия, Курганская область), Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), NUPUR MAJUMDER SANDHU (Республика Индия);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Rokiah Hashim (Малайзия), Илляшевич Владислав Николаевич (Эстонская Республика) , Кулунчакова Бийке Исхаковна (Россия, Республика Дагестан);

Кубок, диплом I -ой степени и золотую медаль получили:

Конкурс «Лучшее ЛИТО Крымского полуострова» - Лито фантастов “Клуб фантастов Севастополя и Республики Крым”, Председатель - Гаевский Валерий Анатольевич Николаевич (Россия, Республика Крым);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Иванов - Таганский Валерий Александрович (Россия, г.Москва)

Диплом и награда «Литературный Олимп» от Лиги писателей Евразии были вручены заместителю председателя жюри , руководителю египетской делегации Doha Assy .

Главный приз фестиваля - «Гран - При Фестиваля» и золотую медаль получила замечательная поэтесса из города Ялты – Ариолла Милодан. От председателя жюри Айман Абу-Шаара (Сирийская Арабская Республика) Ариолла получила также и специальный приз – сирийское платье.

X Международный литературный фестиваль «Чеховская осень - 2019» в городе Ялта прогремел на весь мир. Фестиваль удался!

Президент X Международного литературного Фестиваля «Чеховская осень - 201 9 » в г. Ялта

А. Чернов

Научно-практическая конференция «Старт в науку».

МБОУ Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная

имени П.А. Маркова

Исследовательская работа

Тема: «Крым в русской литературе»

Выполнила: Зюкова Арина, ученица 10 класса

Руководитель: Кулицкая А.А.,

учитель русского языка и литературы

Локоть-2016 г.

I.Введение…………………………………………………………………………………………...….3 II.Основная часть. Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов 19-20 веков……………………..…………………………………………………………………………….. 5

1. А.С. Пушкин «Погасло дневное светило»……………………………………………..…..6

2. Крымская война. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого………………………….7

3. Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века…………………………..……...8

4. Вывод………………………………………………………………...………………...…....17

III.Заключение…………………………………………………………………………………..…….18

Список литературы………………………………………………………………..……………19

Введение

Для исследовательской работы я выбрала тему «Крым в русской литературе», так как этот материал представляет актуальную проблему истории Крыма, а также представляет важную и интересную информацию для людей, которые интересуются творчеством русских писателей и поэтов. В моей работе собраны и исследованы различные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов 19-начала 20 веков, представлявших в своих произведениях многострадальную историю полуострова.

18 марта 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта - республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с 21 марта 2014 года. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории. У Крыма очень богатая, насыщенная в политике, истории, литературе судьба.

Это факт заинтересовал меня, и я решила исследовать, какую роль играет Крым в русской литературе.

Проследить, какое место занимал Крым в творчестве, жизни и судьбе русских писателей и поэтов, познакомиться с произведениями художественной литературы, раскрывающими историческое прошлое страны, выявить особенности стиля авторов.

    Изучить источники информации по теме исследовательской работы.

    Расширить знания о творчестве русских писателей и поэтов.

    Ознакомиться с историей Крымского полуострова.

    Воспитывать интерес к истории, литературе, культуре России, гордость за свою Родину и народ.

    Подобрать музыкальное сопровождение к презентации исследовательской работы.

    Получить наиболее полное представление о значимости Крыма в жизни, творчестве и судьбе писателей и поэтов 19- начала 20 веков.

    Проанализировать содержание поэтических сборников и собраний сочинений писателей того времени, а также выявить ряд произведений, раскрывающих тему Крыма.

Методы исследования:

Отбор материала по теме;

Обработка, анализ информационных источников;

Изучение материалов литературы, учебников по исследуемой проблеме;

Работа с информационными Интернет-ресурсами.

Гипотеза: Литературное наследие, оставленное русскими поэтами и писателями, позволяет современным читателям быть сопричастными к судьбе Крыма и России, формирует способность воспринимать и оценивать события сегодняшних дней в историко-литературном контексте.

Основная часть

Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов

19-20 веков

Древняя Таврида, хранящая дух греко-римской античности, помнящая Крещение Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.

Но Крым – это не только адреса писателей, Крым прочно вошел в нашу русскую литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не меньше, чем крымские пейзажи воочию.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

«Первый поэт России» провел в Крыму почти целый месяц в 1820 г., прибыв туда во время путешествия по Новоросии вместе со своим другом героем Отечественной войны генералом Николаем Раевским. Путешественники проделали путь из Керчи через Феодосию – морем в Гурзуф, а затем посетили Ялту, Алупку, Бахчисарай, Симферополь. На борту брига по пути в Гурзуф рождается знаменитое стихотворение «Погасло дневное светило...».

«Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...»

Это первая южная элегия поэта. С ней связанно рождение зрелого элегического стиля Пушкина. Интересно, что в стихотворении впервые возникает лирический характер современника, данный посредством самонаблюдения. Именно в Крымский период поэт стремится раскрыть внутренние стимулы поведения в связи с мотивом свободы.

Стиль Пушкина не оставался неизменным. Он постоянно совершенствовался и прошел путь от романтизма до реализма, основываясь на традиции Байрона, Державина, Жуковского. Особенностью романтического стиля является то, что он основывается на одном образе, а остальные помогают раскрывать чувства и мысли личности. Не менее известна и поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», в которой слышится прямой авторский голос, возвращающий читателя к личным переживаниям поэта:

«Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец».

В этом стихотворении раскрывается восточный колорит, украшенная метафоричность. Этот стиль помогает ощутить таинственное влияние прошлого. Язык поэмы богат старославянизмами, риторическими вопросами и восклицаниями. Изучая творчество поэта, я заметила, что к половине 20 годов ярко обнаружился процесс преобразования романтической системы экспрессивных форм в систему реалистическую.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Молодой офицер русской армии Лев Толстой, только что произведенный в прапорщики из юнкеров, становится участником кровавых событий Крымской войны, которая по существу и сделала его писателем. Он сражается на 4-м бастионе, защищая город русской славы вплоть до вынужденного оставления его 27 августа 1855 года. Толстой пишет брату о защитниках города: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства». Увидевший войну изнутри молодой писатель вскоре станет известен как автор «Севастопольских рассказов». Создавая «Севастопольские рассказы» Толстой нашел своего героя, сформулировал свою задачу писателя. Он тяготел к социальному познанию человека, к принципиально новому изображению человеческого характера познанию тайн его души, к обнажению общественных пружин его духовной жизни. Герой части «Севастополь в мае», «которого я люблю всеми силами души…, есть и будет - правда»-говорил писатель. Важно, на мой взгляд, что Л.Н. Толстому характерен народный взгляд на историю отчизны.

Второй раз Толстой побывал в Крыму в 1885 г., почти через 30 лет, путешествуя с князем С.С. Урусовым, своим другом, также участником Севастопольской обороны. Толстой тогда с интересом осматривал возрожденный Севастополь, а затем поехал к Урусовым в Симеиз. И наконец, последний приезд – в сентябре 1901 г. – в местечко Гаспра, куда пригласила серьезно заболевшего писателя его почитательница княгиня Софья Панина. Во дворце Паниных Толстой гостит и оправляется от болезни до июля 1902 г. Здесь он работает над завершением повести «Хаджи-Мурат». Здесь его посещают Чехов и Горький. Суммируя три пребывания Толстого в Крыму, увидим, что он в общей сложности прожил на полуострове почти два года. А.П. Чехов в письме М. Горькому писал о Толстом: «Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую».

Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Крым оказался неотделим от биографии Антона Павловича Чехова. Уроженец соседнего региона Приазовья, он впервые приезжает сюда в 1888 г. и, как многие, оказывается, навсегда очарован природой Крыма. В 1889 г. он ненадолго приезжает в Ялту и работает над повестью «Скучная история». А в 1898 г. усиливающаяся болезнь легких заставляет Чехова подумать о том, чтобы перебраться в Крым на постоянное место жительства. Он покупает здесь участок земли с садом и строит дом. Так начался ялтинский период биографии Антона Павловича. С тех пор реалии ялтинской жизни рубежа веков входят в творчество писателя. Здесь создаются едва ли не самые знаменитые произведения Чехова – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Колорит курортной жизни охватывает читателя этого рассказа прямо с первых строк: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц...». Вскоре после кончины писателя усилиями его сестры Марии Павловны в доме был открыт мемориальный музей, с тех пор считающийся одной из главных достопримечательностей Ялты.

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

По-видимому, первый приезд Куприна в Крым связан с его репортерской деятельностью в последнее десятилетие XIX в. А в 1900 г. Куприн приезжает в Ялту по приглашению А.П. Чехова, который и вводит его в круг отдыхающих в Крыму литераторов. В этом смысле можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с Крымом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет»... В дальнейшем, объездивший многие крымские места Куприн оказался наиболее тесно связан с Балаклавой, где он даже собирался купить домик. Это период 1904–06 гг., период создания рассказов, от которых веет морем и рыбацким промыслом. Куприн дружит с черноморскими рыбаками, выходит с ними на промысел, «сдает экзамен» рыбацкой науки известному предводителю балаклавских рыбаков Коле Костанди. По мотивам этого периода пишутся очерки «Листригоны», рассказ «Светлана» с посвящением друзьям-рыбакам. Крым оказал значительное влияние на искусство Бунина. Интересно, что в этот период формируются базовые принципы творческой манеры классика, складывается его философия жизни, природы, человека, обогащается арсенал художественных средств. Произведения крымского периода являются пейзажными зарисовками и относятся к раннему творчеству писателя. Читая произведения Бунина, я заметила, что крымская природа имеет вертикальную направленность: от тайных глубин моря до таинственных высот неба. Бунин вводит новую хронологическую единицу – миг, длящийся вечность. Он стремится хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизнь, чтобы продлить себя на земле.

Иван Алексеевич Бунин (1870 –1953)

Иван Алексеевич Бунин приехал впервые в Крым девятнадцатилетним юношей в 1889 г. и навсегда полюбил эти места. Кстати, его отец, Алексей Николаевич, был участником Севастопольской обороны, так что о Крыме будущий писатель был наслышан с детства. В первые годы XX в. Бунин неоднократно приезжает в Ялту, где останавливается у Чехова. Крымские страницы биографии писателя нашли отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Крымом навеяны стихотворения «Учан-Су», «На морском берегу», «Чатырдаг».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936)

Первое и достаточно серьезное знакомство с Крымом у Горького, тогда еще Алексея Пешкова, происходит во время его знаменитых странствований по Руси, начатых в 1888 г. Горький знакомится с жизнью Крыма изнутри, нанимаясь то грузчиком, то строителем, то разнорабочим, общаясь по разному поводу с простым людом. «Два босяка», «Херсонес Таврический», «Крымские эскизы» создавались по этим впечатлениям. Ставшая хрестоматийно известной «Песнь о Соколе» родилась из местной легенды, услышанной от чабана под Алуштой. Впоследствии, уже писателем, чья слава быстро растет, Горький живет в Крыму в 1901, 1902, 1905 гг. Здесь он встречается с Чеховым, Буниным, Л. Толстым, Короленко, Шаляпиным, Гариным-Михайловским, Ермоловой. В 1917 г. Горький живет в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последний приезд пролетарского писателя в Крым состоялся уже при советской власти, в 1935 году. Крымский период творчества Горького связан с романтическим направлением в литературе. Но в целом Горький считается основоположником русского реализма.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

Владимир Маяковский впервые приезжает в Крым в 1913 г. в ходе творческого турне по городам южной России, где он, Игорь Северянин и другие футуристы выступают с лекциями о литературе и с чтением стихов. Последующие визиты поэта в Крым носили такой же характер: литературная работа, выступления. Начиная с 1925 года, Маяковский регулярно посещает Крым, особенно Ялту. Увлекшись кинематографом, он сотрудничал со старейшей в России Ялтинской киностудией, здесь же при виде парохода «Теодор Нетте» у Маяковского рождается замысел известного стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». Здесь были написаны и многие другие стихотворения, некоторые с характерными названиями: «Крым», «Севастополь – Ялта», «Евпатория», «Ялта – Новороссийск». Творчеству Маяковского характерен своеобразный стиль, размер, построение стихотворений, отражение реальных событий тех лет

Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)

Страшным предстал Крым в трагически знаменитом произведении Ивана Шмелёва «Солнце мертвых». Эта документальная проза навеки осталась памятником обличения практического большевизма, памятником так называемого «красного террора», расстрела многих невинных жертв революции, среди которых оказался сын Шмелева, памятником революционной жестокости новой власти и надругательства над святынями. Иван Шмелёв пережил в Крыму страшные 1921-22 годы и отсюда навсегда отбыл в эмиграцию.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958)

Сергеев-Ценский стал едва ли не самым большим долгожителем Крыма среди крупных русских писателей. Он прожил в Алуште, на Южном берегу Крыма, с небольшими перерывами более 60-ти лет, пережив там две революции, Гражданскую и Великую Отечественную войну и множество событий советской истории. Там же скончался и похоронен. В конце 1930-х гг. Сергеев-Ценский работает над большим романом «Севастопольская страда», посвященном первой обороне Севастополя в Крымскую войну. Пройдет совсем немного времени и грянет Великая Отечественная и опять крымчанам, российским морякам придется встать на героическую защиту города русской славы. Дом Сергеева-Ценского был разрушен фашистской бомбой, но восстановлен хозяином в 1946 г. Теперь в этом доме, на склоне Орлиной горы, устроен мемориальный музей Сергеева-Ценского. Алушта, курортный городок на берегу моря, привлекала многих писателей. Здесь в 1927-28 гг. выступал Владимир Маяковский, у Сергеева-Ценского бывали А.И. Куприн, Иван Шмелев, Максим Горький, К.И. Чуковский, А.С. Новиков-Прибой.

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)

Максимилиан Волошин, поэт и художник, – наверное, может быть назван одним из самых «крымских» деятелей русской культуры. Умирая, он завещал передать собственный дом под Дом творчества литераторов Литфонда, однако фактически еще при жизни Волошина его «Дом Поэта» в Коктебеле, на восточном берегу Крыма неподалеку от Феодосии, стал приютом для множества замечательных писателей и художников России. Сегодня Коктебель не мыслим без памяти о Волошине. Детство поэта прошло в Москве, а в 1893 г. он с матерью Еленой Оттобальдовной переезжает в Феодосию, где поступает в гимназию. Впоследствии он много путешествовал по России и за границей, а в 1903 г. – по возвращении из Франции мать и сын начинают строительство собственного дома в Коктебеле. Здесь Волошин поселяется в годы революции и Гражданской войны, пряча у себя жертв и «красного», и «белого» террора. В 1920-е гг. Коктебель и окрестности стали столь же притягательны для служителей муз из материковой России, как прежде Южный берег Крыма. С одобрения Наркомпроса усадьба Волошина превратилась в бесплатный Дом творчества деятелей теперь уже советской культуры. Скончавшийся 11 августа 1932 г. у себя дома Максимилиан Волошин был похоронен неподалеку – на горе Кучук-Янышар, на каменистом склоне его могила отмечена плоской гранитной плитой. В 1984 г. открыт мемориальный Дом-музей Волошина в Коктебеле, а в 2000 г. на базе музея создан эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» (Киммерия – любимое Волошиным древнее греческое название Крыма и Северного Причерноморья). Волошинская Киммерия запечатлена во многих стихотворениях поэта-художника и на его полотнах:

«Как в раковине малой – океана

Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны,–

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена...»

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)

От творческой судьбы Максимилиана Волошина неотделима судьба Марины Цветаевой. Вскоре после их знакомства Марина в 1911 г. впервые приезжает в Коктебель, начинается ее дружба с Максом и увлечение Крымом. После кончины отца Цветаевой Марина с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочкой Ариадной решают сменить обстановку и провести зиму 1913 года в Крыму. Они приезжают в Феодосию, где снимают жилье на Анненской улице. Неподалеку, на Бульварной, поселяется сестра Марины Анастасия с сыном Андреем. Как она впоследствии вспоминала, именно здесь прошел едва ли не самый счастливый период в многострадальной судьбе ее сестры-поэтессы. Сюда приходил к сестрам Волошин, а они навещали его в Коктебеле. После кончины земной жизни Волошина Марина пишет целую книгу-воспоминание «Живое о живом», утверждая бессмертие своего друга-поэта. «Меж трех пустынь: морской, земной, небесной - твое последнее перед нами, за нас предстояние, с посохом странника в одной, с уловом радужной игры в другой, с посохом, чтобы нас миновать, с радугой, чтобы нас одарить...» – пишет Марина Цветаева, мысленно стоя у места погребения Волошина на склоне горы Кучук-Янышар. В 2001 г. в Феодосии был открыт Дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880–1932)

В один год с Волошиным оставил этот мир его сосед по Киммерии, житель городка Старый Крым писатель-романтик Александр Грин, создатель фантастической страны «Гринландии», прославившийся среди юношества нескольких поколений книгами «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Александр еще в юности совершил дальнее плаванье матросом, и с тех пор Черное море вошло в его жизнь и творчество. Уже будучи писателем, автором «Алых парусов», он переезжает на постоянное жительство в Феодосию, где они с женою приобрели маленький домик на Галерейной улице. Здесь написан роман «Бегущая по волнам». В 1930 г. супруги переезжают в городок Старый Крым. Оттуда в Коктебель ведет через горы дорога, которой Грин ходил к Волошину, теперь ее называют тропой Грина. В 1960 г. был открыт музей в доме Грина в Старом Крыму, а в 1970 г. музеефицирован дом Грина в Феодосии.

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

Немного не застал Александра Грина в Старом Крыму впервые приехавший сюда в 1934 г. К. Г. Паустовский. Писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году. Паустовский называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы – «Горная роса», «Сказочник» – созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия в 1949 г с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза». Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Константин Георгиевич писал в статье «Воспоминание о Крыме»: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья» и уже незадолго до смерти, весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде... В каждой малости была заключена великая глубина». В доме в Старом Крыму, где в 1950-х гг. жил Паустовский, с 2006 г. открыт его мемориальный музей. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)

Не миновать было Крыма и Владимиру Владимировичу Набокову, оказавшемуся на полуострове в последний период своей жизни на Родине. Семья Набоковых спасалась от наступавших в ходе Гражданской войны красных войск, оставалась некоторая надежда, что белый Крым устоит, и отец писателя – известный политический деятель Владимир Дмитриевич Набоков – в 1918 г. даже стал министром юстиции в Крымском Краевом правительстве. Одно время Набоковы находят приют во дворце той самой княгини С. В. Паниной в Гаспре, которая в 1901-1902 гг. принимала у себя Льва Толстого. Набоков-младший посещает Ялту, Бахчисарай, недолго живет в Севастополе, навещает М. Волошина в Коктебеле. Из Севастополя весной 1919 г. на корабле с символическим названием «Надежда» Набоковы отплывают в эмиграцию. О Крыме напоминают стихотворения В.В. Набокова «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол».

В 1921 г. в Англии Набоков пишет стихотворение-воспоминание «Крым», начинающееся такими строчками:

«Назло неистовым тревогам

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай.

Тебя покинул я во мраке:

качаясь, огненные знаки

в туманном небе спор вели

над гулом берегов коварных.

Кругом на столбиках янтарных стояли в бухте корабли...»

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904–1941)

Впервые посетив Крым (Алупку) в 1924 г., Гайдар затем неоднократно отдыхает и работает на полуострове. Среди прочего, тому есть особенная причина. Ведь Аркадий Петрович один из самых популярных детских писателей, причем не просто человек, пишущий о детях, но друг детей, постоянно находившийся среди них. А в Крыму в 1925 г. был открыт самый главный пионерский лагерь в СССР – Артек. Туда в 1931 г. приезжает Гайдар с сыном Тимуром, поселяется в лагере и проводит целые дни среди пионеров. Здесь он работает над повестью «Дальние страны». Сам Артек стал местом действия повести «Военная тайна». Главная героиня повести – Натка Шегалова – приезжает в Артек в качестве пионервожатой. Вот как описывает Гайдар первое ее знакомство с детской здравницей. «В синих шароварах и майке, с полотенцем в руках, извилистыми тропками спускалась Натка Шегалова к пляжу. Когда она вышла на платановую аллею, то встретила поднимающихся в гору ребят-новичков. Они шли с узелками, баульчиками и корзинками, веселые, запыленные и усталые. Они держали наспех подобранные круглые камешки и хрупкие раковины. Многие из них уже успели набить рты кислым придорожным виноградом. – Здорово, ребята! Откуда? – спросила Натка, поравнявшись с этой шумной ватагой. – Ленинградцы!.. Мурманцы!.. – охотно закричали ей в ответ...» В 1934 г. писатель вновь посещает эти места, а в 1937 г. живет в Ялтинском Доме творчества писателей. В 1972 г. в Артеке была открыта мемориальная доска Аркадию Гайдару, впрочем, демонтированная уже в постсоветский период, когда образ Гайдара стал все чаще подвергаться очернению на современной Украине.

Василий Павлович Аксёнов (1932 – 2009)

Особенную, в какой-то мере пророческую, роль в истории взаимоотношений материковой России и Крыма сыграл своим всемирно известным романом «Остров Крым» Василий Аксенов. Роман писался в 1977 - 1979 гг. отчасти прямо на крымской земле, в Коктебеле. Однако он мог быть опубликован в то время только за границей (в американском издательстве «Ардис»), поскольку, хотя и был написан в жанре фантастики, которой все дозволено, но поверг в шок тогдашних советских литературных начальников. В романе, вопреки географической и исторической истине, Крым описан как остров, который не был сдан белыми во время Гражданской войны и оказался независимым и отделенным от государства Советов «островом свободы».Крым развивается, идя своим собственным путем – и развивается вполне гармонично. С момента опубликования романа он, образно говоря, «выстрелил» трижды: в первый раз самим фактом публикации (за границей), во второй раз – став доступным отечественным читателям в 1990 г., будучи легально напечатан в СССР в журнале «Юность» и сразу став «романом года». И наконец, в третий раз, уже после кончины автора – в марте 2014 года, когда Крым на референдуме проголосовал за независимость, выход из состава Украины в пользу Россиии и действительно оказался своего рода российским «островом». Примечательно, что премьером Автономной Республики Крым и активным борцом за независимость полуострова от «майданной» Украины стал премьер-министр Крыма Сергей Аксенов – однофамилец Василия Павловича Аксенова.

Писатели-маринисты.

С Крымом связаны творческие судьбы целого ряда писателей- маринистов, тех кто сделал морскую тематику одной из главных в своем творчестве. Большинство из них были моряками, служившими в военном или торговом флоте. Одним из основателей этого жанра в русской литературе был Константин Михайлович Станюкович (1843–1903), родившийся в городе русской славы Севастополе в семье адмирала Михаила Николаевича Станюковича, коменданта Севастопольского порта. Одиннадцатилетний Костя – свидетель героической обороны Севастополя во время Крымской войны. Вскоре он начинает учебу в морском кадетском корпусе, затем совершает кругосветное плавание на винтовом корвете «Калевала». Позднее, выйдя в отставку, Станюкович становится профессиональным писателем. Наибольшую известность у массового читателя ему принес сборник «Морские рассказы», регулярно переиздающийся с 1888 года. Советскому читателю и кинозрителю старшего поколения были хорошо известны роман «Севастополь» и снятый по нему одноименный кинофильм. Автором романа был Александр Георгиевич Малышкин (1892–1938), служивший в бригаде тральщиков Черноморского флота в годы революции, а затем ставший профессиональным литератором. Крыму в годы Гражданской войны посвящен и его рассказ «Поезд на юг». Леонид Сергеевич Соболев (1898 – 1971) начал свой путь военно- морского офицера на Балтике, но позднее уже в качестве писателя-мариниста оказался прочно связан с Крымом как главной базой Черноморского флота. В 1936 г. он совершил дальний поход из Севастополя на одной из подводных лодок. В звании капитана I ранга Соболев служит военным корреспондентом и командируется в Севастополь в дни героической обороны города в 1941 г., а затем участвует в освобождении города в 1944-м. Рассказы и очерки Соболева о моряках-черноморцах, о жителях Севастополя и защитниках города вошли в широко известный сборник рассказов и очерков «Морская душа».

Аркадий Алексеевич Первенцев (1905–1981)

капитан первого ранга, автор романа «Матросы» о черноморцах-севастопольцах, так же, как и Соболев, участвовавший в обороне Севастополя и в освобождении города русской славы – в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда». Завершим наш (конечно, не полный) обзор еще одним образцом поэтического искусства, связанного с драматической историей Крыма. Летом 1920 года на Республику Советов началось наступление из Крыма врангелевских войск.

Композитор Самуил Яковлевич Покрасс (1897-1939) и поэт Павел Григорьевич Горинштейн (1895-1961) создали песню (известную в России и других странах под разными названиями и с разными вариантами текста). Изначально её текст был следующий:

Белая армия, черный Барон

Снова готовят нам царский трон,

Но от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней.

Так пусть же Красная

Сжимает властно

Свой штык мозолистой рукой,

С отрядом флотских

Товарищ Троцкий

Нас поведёт на смертный бой!

Красная Армия, марш, марш вперёд!

Реввоенсовет нас в бой зовёт.

Красная Армия всех сильней!

ПРИПЕВ. Мы раздуваем пожар мировой,

Церкви и тюрьмы сравняем с землёй.

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Вывод:

Произведения художественной литературы, созданные русскими поэтами и писателями 19- начала 20 веков развивают чувство патриотизма и гордости за свою страну, формируют российскую гражданственность. На основе исторических событий, связанных с судьбой Крыма.

Что же такое Крым для России?

Это, своего рода, лента истории, специальная книга. А произведения литературы помогают их пролистать и дают богатейший материал для читателей разных поколений.

Крым - это край, с его неповторимой природой.

Крым – это целая семья народов и народностей, его населяющих.

Крым - это героико-патриотические страницы военной истории.

Крым – это Севастополь, ныне город Федерального значения, а в годы Великой Отечественной войны – город-герой.

Крым – это судьбы многих лучших представителей русской интеллигенции, в том числе представителей эмиграции.

Крым – это место паломничества русской богемы: поэтов, художников, композиторов.

Крым – это часть России.

Мы - вместе!

Заключение

В результате исследования темы я поняла, что Крым занимает огромное место в жизни, творчестве и судьбе русских писателей. Здесь были созданы замечательные прозаические и поэтические произведения русских писателей, многие из которых определенные периоды жили в Крыму, а некоторые из них и похоронены на этой земле. Чарующая природа Крымского полуострова вдохновляла писателей и поэтов на творчество, помогала каждому из них искать свой путь в литературном творчестве.

Знакомясь с творчеством писателей и поэтов крымского периода, я убедилась в том, что все они искали свои пути в литературе, стремились открыть новые грани литературного процесса, опираясь на русские классические традиции, показать свое лицо, своеобразный взгляд на жизненные и общественно-социальные проблемы.

Полезно было узнать, что история Крыма уникальна. Тысячелетиями по его земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, римляне… Эта история нашла больше отражение в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов. Без этого удивительно края и его истории, мы бы никогда не узнали о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли бы насладиться чудесными стихотворениями М. А. Волошина, о крымских пейзажах. Благословенная Таврида навсегда оставила глубокий и неизгладимый след в истории и литературе.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология для повышения мотивации в изучении предмета, развивалась и совершенствовалась исследовательская деятельность. Обобщались и анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли.

Я считаю, что материал данной исследовательской работы может быть использован на уроках литературы, истории, во внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ.

Так у нас в школе мы провели литературный вечер на тему: «Крым в русской литературе», в форме литературно-музыкальной композиции

Список литературы:

    http:// infourok . ru / vneurochnoe - meropriyatie - krim - v - russkoy - literature -913696. html

    http :// velib . com / book / kollektivnye _ sborniki / krym _ v _ russkojj _ literature /

    http :// biblioteki . blogs . imc . edu . ru /2014/12/08/литературный-крым/

    Кунцевская Г.Н. Неповторимый Крым. Крым в судьбе и творчестве русских писателей 2011

    Кунцевская Г.Н. Благословенна Таврида. Крым глазами великих русских писателей 2008

    А.П.Чехов Повести и рассказы Москва « Художественная литература» 1983

    В.В.Маяковский Стихотворения. Поэмы Москва «Художественная литература» 1987

    М.Горький Рассказы Москва «Художественная литература» 1983

    А.И.Куприн Повести « Московский рабочий» 1983

    А.С.Пушкин Стихотворения Москва издательство «Правда» 1978

    М.Цветаева Стихотворения. Поэмы Москва «Советская Россия»1985

Крым во все времена был для людей творчества не просто красивым и вдохновляющим, но каким-то сакральным местом. Сюда приезжали поэты, писатели, художники творили свои шедевры. Чем же этот маленький полуостров так цеплял за живое?

Берем и едем смотреть на Крым другими глазами, чтобы понять, откуда черпали вдохновение русские и современные классики.

Крым глазами писателей

Первым вспомним Антона Павловича Чехова. Жил писатель в Гурзуфе, снимал комнатку в Ялте, лечился, отдыхал и создавал бессмертные произведения. Окончательно он поселился в Ялте в 1899 году, закончив строительство собственного дома. Антон Павлович писал друзьям: “Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно ”.

“Белая дача” сохранилась для потомков в неизменном виде, здесь находится музей Чехова. В Ялте драматург написал “Даму с собачкой”, великолепные пьесы “Вишневый сад”, “Три сестры”, повесть “В овраге” и несколько рассказов.

В 1900 году Чехов увидел постановку своих пьес “Дядя Ваня” и “Чайка” на сцене севастопольского драматического театра.

Лев Николаевич Толстой участвовал в Крымскую войну в обороне Севастополя, здесь он написал “Севастопольские рассказы”. Через 30 лет побывал писатель в Симеизе и, по его признанию, посмотрел на все по-новому. “Вот где, или вообще на юге надо начинать жить тем, которые захотят жить хорошо… Уединенно, прекрасно, величественно …”

Лев Толстой два года лечился в Кореизе, куда к нему в гости приезжали Шаляпин, Куприн, Короленко, Горький, и все они были очарованы Крымом. Знаменитая “Песнь о соколе” была написана Максимом Горьким под впечатлением великолепия южной природы.

Куприн приезжал отдыхать в Балаклаву каждое лето и осень, часто выходил в море с рыбаками. Он посвятил им очерки “Листригоны”. Писатель был свидетелем восстания на крейсере “Очаков” и гневно высказался против жестокой расправы над восставшими, после чего командующий Черноморским флотом организовал высылку писателя из Крыма. В Балаклаве на набережной установлен памятник Александру Куприну.

В Феодосии находится Литературный музей Александра Грина, который жил здесь шесть лет. Тут был написан блестящий роман “Бегущая по волнам”, посвященный жене писателя.

В восстановление творческого наследия Грина неоценимый вклад внес Константин Паустовский, он часто приезжал в Старый Крым, работал здесь над повестью “Черное море”, где прообразом Гарта стал Александр Грин.

Бунин, Грибоедов, Гоголь, Сергеев-Ценский, Станюкович оставили след на крымской земле, вдохновляющей их на гениальные произведения.

Крым поэтический

В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Тавриду, попав сюда в южную ссылку. За такое “наказание” он был безмерно благодарен властям, потому что влюбился в живописную природу. О пребывании в поэт писал, что купается в море, объедается виноградом.

В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество ”. Этот кипарис и сейчас растет в Гурзуфе недалеко от фонтана, к которому Пушкин приходил каждое утро попить воды.

В Бахчисарайском дворце поэт был очарован Фонтаном слез:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы .”

Пушкин проехал полуостров от Керчи до Симферополя, посетил Бахчисарай, весь южный берег, и вот каким предстал Крым перед Пушкиным:

Волшебный край! очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса .”

Добраться до Гурзуфа легко на автомобиле, чтобы своими глазами увидеть молчаливых старинных современников поэта. Сейчас здесь открыт музей Пушкина, состоящий из шести залов.

В 1825 году польский поэт Адам Мицкевич совершил путешествие от Тарханкута до Евпатории, посетив Алушту, Чатырдаг. Итоги путешествия вылились в цикл “Крымские сонеты”.

В 1876 году полуостров посетил Николай Некрасов, приехавший сюда поправить здоровье по совету доктора Боткина. В Ялте была завершена поэма “Кому на Руси жить хорошо” и написано несколько стихотворений.

Неразрывно связано с Крымом имя Максимилиана Волошина. В открыт Дом поэта, который он основал и завещал друзьям. На горе Кучук-Енишар находится могила Волошина, куда не иссякает поток почитателей его творчества. Похоронен он здесь по своему пожеланию.

И над живыми зеркалами

Возникнет темная гора,

Как разметавшееся пламя

Окаменелого костра .”

Неоднократно гостил у Волошина Осип Мандельштам. В 1920 году он был арестован в Феодосии белогвардейской контрразведкой и после этого вернулся на полуостров только в 1933 году, поселившись в Старом Крыму.

Не обошел вниманием Крым и Владимир Маяковский:

Чуть вздыхает волна,

и, вторя ей,

Ветерок

над Евпаторией .”

В 1913 году вместе с Игорем Северяниным поэт совершил турне по полуострову, читая стихи и лекции.

Анна Ахматова посвятила Крыму и Севастополю около 20 стихотворений и поэму “У самого моря”, где описывает свое детство.

Список можно продолжать, талантливые личности в любом веке находили отраду для души в крымских просторах. На вы быстро и легко доберетесь в любое место, связанное с именем вашего любимого поэта или писателя.

Тип тура: Автопешеходный маршрут
Тур по маршруту: Старый Крым - Феодосия - Коктебель - Ялта
Продолжительность тура: 3 дня / 2 ночи

Стоимость тура: 9600 руб. на одного участника тура.

Во время путешествия туристы узнают о известных поэтах и писателей живших в Крыму. В г. Старый Крым увидят усадьбу А. Грина и место его упокоения.
В г. Феодосия путешественники познакомятся с творчеством и Дом - музеем сестер Цветаевых. В пос. Коктебель туристы посетят Дом – музей художника и поэта М. Волошина. В г. Ялта паломники познакомятся с Ялтинским Дом — музеем А.П.Чехова и его театром.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Россия, Крым

МАРШРУТ: Старый Крым — Феодосия - Коктебель - Ялта

УРОВЕНЬ СЕРВИСА: Стандарт

Тематическая программа
Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове – это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это – предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева… В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок – золотые часы – и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.
Тур знакомит гостей с историческими местами и творчеством поэтов и писателей проживавших в Крыму в разные периоды времени. Это такие известные поэты и писатели: А.С. Пушкин, А. Грин, А.П.Чехов, М. Волошин и другие. Гости посетят города и Дома - музеи русских поэтов и писателей, где были написаны яркие шедевры, пополнившие коллекцию русской литературы.

Программа тура

1 день
Встреча в аэропорту г. Симферополя.
Поездка в г. Старый Крым. Посещение Дом - музея А. Грина, знакомство с его романтическим творчеством, с известными литературными произведениями, местом его упокоения. Посещение старо крымского Литературного Дом-музея. Знакомство с творчеством Паустовского. многих писателей. Пешеходная экскурсия на водопад Паустовского.
Обед в татарском кафе (татарская кухня).
Прибытие в г. Феодосия.Посещение картинной галереи И.К.Айвазовского–художника-мариниста.
Посещение Феодосийского Дом-музея А. Грина. Знакомство с литературными экспонатами и личными вещами писателя.
Посешение Дом-музея сестер Цветаевых. Знакомство с творчеством сестёр Цветаевых в Феодосии.

2 день
Завтрак.
Трансфер в пос. Коктебель. Экскурсия по Дом — музею М. Волошина.
Экскурсия знакомит гостей с историей возникновения литературного и художественного общества русской интеллигенции в Коктебеле. Паломники посетят Дом – музей художника и поэта Максимиляна Волошина, услышат историю о необыкновенном человеке, объединившего лучшую половину русской интеллигенции. Также посетят гору М. Волошина - место паломничества художников поэтов, писателей.
Прогулка по Коктебелю.
Трансфер в Ялту. Экскурсия по Южному берегу Крыма.
Размещение в гостинице. Ужин. Свободное время.

3 день
Завтрак.
Посещение Дом — музея А.П. Чехова. Знакомство с творчеством писателя, его личными вещами, с историей написания произведения «Дама с собачкой».
Прогулка по набережной г. Ялта, знакомство с театром А.П.Чехова и скульптурной композицией «Дама с собачкой».
Переезд в Гурзуф.
Обед в Гурзуфе в ресторане.
Посещение дома-музея Пушкина и экскурсия по Гурзуфскому Парку (фонтаны «Ночь» и «Рахиль»).
Трансфер в аэропорт. Отъезд.

В СТОИМОСТЬ ТУРА ВХОДИТ:
Проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа, транспортное обслуживание, медицинское страхование

В России немало мест, упоминание которых рождает целую вселенную ассоциаций – климатических, исторических, культурных. Скажешь «Сибирь», и вспомнишь Ивана Грозного, Ермака – плеяду знаменитых первооткрывателей, великие комсомольские стройки, снега и морозы. Скажешь «Камчатка», «Поморье», «Приморье», «Кавказ» – в голове сотни историй завоеваний, отпечатков чьих-то воспоминаний, образов первооткрывателей, строителей и защитников, связанных с этими пространствами. А вот при упоминании Крыма никак не обойтись без русской литературы в жизни этого удивительного полуострова.

Стукну по карману – не звенит.
Стукну по другому – не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать….

(Н. Рубцов)

В Крыму побывало столько знаменитостей, что хватит на целую цивилизацию. А из произведений, касающихся полуострова, можно составить весомую библиотеку.

Так или иначе, все представители славянской северной культуры ощутили дыхание времени, пропитанное южным морским бризом и климатическим разнообразием таврических пейзажей.

В Керчи бывали Пушкин, Чехов, Короленко, Маяковский, в Гурзуфе видели Горького, Бунина и Куприна. В Севастополе родился и жил Аркадий Аверченко, в Ялте поправлял здоровье Андрей Платонов. Подростком бегала по тёплой гальке Стрелецкой бухты будущая поэтесса Анна Ахматова, Балаклаву навещал Островский, Бальмонт, Паустовский… Коктебель неотделим от имени Максимилиана Волошина, сюда заглядывали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Викентий Вересаев, Корней Чуковский и множество других знаменитостей. Об их дневниковых записях, полных «крымских заметок» впору писать целую книгу…

Самые ранние связи полуострова с русской литературой обнаруживаются в начале XIX века. В Симферополе трудился чиновник Павел Иванович Сумароков. Племянник одного из крупнейших поэтов XVIII века на поприще чиновника дослужившийся до тайного советника и губернатора, в Крыму написал весьма любопытную книгу «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих местных уголков: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».

Замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский был в Крыму только раз. О своих впечатлениях он был не многословен, но в одном из источников заметил «на южном берегу рай». Записи в его дорожном дневнике, случайно найденном в 1970-е годы, кратки, как штрихи или точки на рисунке, но довольно живописны.

Особое впечатление на писателя произвел Малахов курган, что вылилось на страницы его писем к друзьям: «…Был в несчастном Севастополе. Без слез этого города видеть нельзя. Когда вы подъезжаете с моря, вам представляется большой каменный город в превосходной местности, подъезжаете ближе – и видите труп без всякой жизни. Я осматривал бастионы, траншеи, видел все поле битвы…», «я сорвал на Малаховом кургане цветок, он вырос на развалинах башни и воспитан русской кровью…»

И, конечно, южные берега России не могли обойтись без «солнца русской поэзии»…

«Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё, что подвластно ему?» (из письма Д.).

В доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, молодой Александр Пушкин остановился летом 1820 года, прибыв в Гурзуф вместе с семьей генерала Раевского.

Восторг от южной природы и замечательных друзей воплотился в поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов.

Великие замыслы рождаются именно там, где само время оставило свой исторический отпечаток. В одном из последних писем из Гурзуфа поэт связывает с этим местом замысел знаменитого романа: «Там колыбель моего „Онегина“».

Оставил поэт всея Руси и своеобразную «крымскую загадку» пушкиноведам:

Там, некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень,
И дева юная во мгле тебя искала,
И именем своим подругам называла.

Кто являлся поэту «девой юной» во плоти? Неизвестно до сих пор…

Влияние моря на Александра Сергеевича оказалось несомненно полезным, и даже несколько медитативным. Поэт вспоминал: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы».

Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж олив, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала

Окунулся в атмосферу субтропического побережья и статский советник, дипломат, поэт, драматург и композитор Александр Сергеевич Грибоедов. Он живо интересовался прошлым и настоящим полуострова, изучал произведения древних географов, вчитывался в страницы русских и восточных летописей.

Грибоедов был желанным гостем во многих домах, его постоянно окружали назойливые поклонники и поклонницы. Но охотнее всего он посещал дом, принадлежавший опальному генералу-декабристу Орлову, проводившему лето в Крыму. Грибоедов знал генерала давно, разделял его взгляды. Общение с ним принесло душевное облегчение и Грибоедов отправляется в длительное путешествие. В селе Аян (ныне Родниковое) поэт любуется истоком Салгира, проезжает через ущелье Ангар, направляясь к знаменитой крымской пещере Кизил-Коба. Здесь, в одном из «коридоров», была высечена надпись на стене: «А.С. Грибоедов, 1825».

«Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу, есть дело предосудительного равнодушия», – писал Сумароков.

Издревле славяне звали гору Палат-гора, так как она похожа на палатку. И действительно, это уникальное плато, раскинувшееся в южной части полуострова посещают почти все, кто отправляется в странствия по здешним местам. И цель Грибоедова также именно эта яйла́ (слово произошло от общетюркского «яй» – «лето» и турецкого yaylak, что означает высокогорное летнее пастбище). Этот горный массив вызывал особые ассоциации у поэта, повидавшего Кавказ. Поднявшись на самую его вершину, Грибоедов был восхищён открывшейся перед ним панорамой. Здесь застает его ночь, и он спускается к овчарне, ночует у чабанов, любуясь звёздами. В этот день ему повстречался петербургский знакомый, и издатель «Отечественных записок».

Известный редактор и журналист Павел Петрович Свиньин пишет: «Почти на Чатыр-Даге встретился я с Александром Сергеевичем Грибоедовым; и сердечно сожалею доселе, что ненастная погода не допустила меня сделать с столь милым товарищем путешествие на вершину сего крымского гиганта, где бы мог он быть лучшим для меня чичеронием (ироническое шутливое прозвище проводника) прим. Ред.), ибо весьма часто посещает из Симферополя высочайшую гору Тавриды, – вероятно, чтобы питаться чистым горным воздухом, вдохновенным для пламенного воображения поэта-психолога» («Знакомства и встречи на Южном берегу Тавриды».

«В Алупке обедаю, сижу под кровлею, которая с одной стороны опирается на стену, а с другой на камень, пол выходит на плоскую кровлю другого хозяина. Из Алупки – в Симеиз. Сливы, гранаты, коурма, – роскошь прозябания в Симеизе»

Грибоедов любуется шумным плесканием волн. Встречается с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем на даче Олизара, наносит визит Аю-Дагу.

Знаток русской истории стремится к Херсонесу, древней Корсуни, которой посвящает немало лаконичных, но ёмких по мысли записей. На одном из холмов между Песочной и Стрелецкой бухтами он задумался: «Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь…».

Александр Сергеевич был первым из путешественников, кто вспомнил о пребывании у херсонесских стен русских дружин, заговорил о князе Владимире, который крестился в Корсуни (Херсонесе) и принёс на Русь православие. Это было не просто упоминание. Грибоедов намеревался писать трагедию о великом русском реформаторе. Для более обстоятельного знакомства с Гераклейским полуостровом он совершает специальную верховую поездку, осматривает побережье вплоть до Херсонесского маяка.

Из письма другу и сослуживцу С. Н. Бегичеву: «Брат и друг! Я объехал часть южную и восточную (явная описка – западную) полуострова. Очень доволен моим путешествием, хотя здесь природа против Кавказа всё представляет словно в сокращении: нет таких гранитных громад, снеговых вершин Эльбруса и Казбека, ни ревуще­го Терека и Арагви, душа не обмирает при виде бездонных пропастей, как там, в наших краях. Зато прелесть моря и иных долин, Качи, Бельбека, Касикли-Узеня (речки Чёрной) и проч., ни с чем сравнить не можно»

Визит на полуостров наносил и другой великий драматург и писатель, из «Шинели» которого, по меткому выражению Достоевского, вышла чуть ли не вся русская литература.

Гоголь почувствовал южное дуновение Средиземноморья, по его собственным словам, когда «пачкался здесь в минеральных грязях», как сообщал в своем письме к В. А. Жуковскому.

Процесс лечения великого русского писателя, чьё имя сейчас треплют досужие кинематографисты, был длительным, но приятным. Больных укладывали в выложенные на деревянных площадках в форме овала в человеческий рост ванны из ила, прогретого на солнце до 33 градусов по Реомюру, что соответствует 41,25 градуса Цельсия. Ванну загораживали от ветра, чтобы температура долго не падала. Время воздействия целебной грязи зависело от вида болезни, физического состояния пациентов. Грязь с больных смывали тёплой солёной водой из озера – рапой. После чего всех развозили по дачам и домам.

Полуостров произвел на Николая Васильевича неизгладимое впечатление, а здешние грязи ему весьма помогли. Пациент доктора Оже мечтал ещё раз побывать в Крыму. С 1848 года и до самой смерти он грезил об этом, но безрезультатно: необходимых «проклятых денег» собрать он так и не смог.

В найденной гоголевской заметке «О Таврии» исследователи творчества автора «Вечеров на хуторе…» обнаружили хорошее знание писателем важнейших краеведческих источников и истории Крыма. Вероятно, в голове у него роились замыслы, связанные с крымским хронотопом. Замыслам этим не дано было осуществиться…

В Таврии побывали сразу два Льва Николаевича русской цивилизации.

Лев Николаевич Гумилёв, который немало времени посвятил археологическим изысканиям, один из полевых сезонов работал в составе экспедиции в Крыму, на раскопе палеолитической стоянки Аджи-Коба.

Лев Николаевич Толстой служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал. В те годы из-под его пера вышли знаменитые «Севастопольские рассказы». О Севастополе в русской литературе упоминают очень многие авторы. «Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», – написал К. Паустовский, которые не раз бывал в городе воинской славы. Но город не только упоминается в военных «летописях», он служит и местом вдохновения. Всеволод Вишневский именно здесь написал известную коммунистическую драму «Оптимистическая трагедия».

Ясно, что полуостров не может быть не связан с «морской» темой.

Александр Куприн любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей – греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях – «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.

Если в пушкинские времена Гурзуф сиял великолепием, то позже и Ялта стала одной из «южных» столиц Российской империи – здесь подолгу жили те, кто составлял «вершки» российской культуры.

А. П. Чехов прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь написаны «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой». Впрочем, о Чехове и Ялте можно написать целый роман…

В только что построенной ялтинской гостинице «Таврида» (бывшая «Россия»), которая сама является архитектурным объектом, за год до смерти жил Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться два месяца. А вот, где останавливался Иосиф Бродский, когда он был в Ялте почти спустя век, никто не знает.

Максим Горький в Крыму провел около месяца. Ознакомившись с богатыми музейными коллекциями Херсонеса, справедливо отметит: «Крым для исторической науки – золотое дно!» Однако для него как для автора золотым дном оказались встречи с местными жителями, доверием которых он пользовался в полной мере, поскольку не чурался никакой работы. В Ялте, чтобы заработать денег на хлеб, ему пришлось разгружать в порту баржи и пароходы, а в Никитском саду - окапывать деревья. В Феодосии Горький участвует в строительстве мола, а затем через Керченский пролив переправляется на Кавказ, где спустя год в Тифлисе с публикации рассказа «Макар Чудра» начнется его большая и плодотворная жизнь в литературе.

В Алуште, у подножия горы Чатыр-Даг, он провел ночь возле костра старого крымского чабана. Мудрый старик угостил Горького ухой из только что выловленной рыбы, познакомил с народными сказками и поведал притчу, которая потом под пером пролетарского писателя преобразится в «Песнь о Соколе».

Поэт Илья Сельвинский провел в Крыму юность, учился в евпаторийской гимназии, которая ныне носит его имя. В начальные советские годы Сельвинский спорил с самим Маяковским, видимо, воздух Крыма воспитал в нём личность решительную и неординарную. В годы революции он принимал участие в революционном движении, воевал в Гражданскую в РККА, сменил множество профессий, был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом, а после покаянного письма, которое вышло из-под его пера после публицистической полемики с Маяковским, устроился сварщиком на электрозавод. В то время он писал о Крыме так:

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох

Судьба Сельвинского как крымского поэта, как потомка одного из коренных местных народов, заслуживает отдельного упоминания.

Он не предавался разгульности богемы как иные «художники», а вступал в бой, не дорожа тем, что его могут уничтожить и он не напишет больше стихов, которые войдут в хрестоматии. С 1941 года он на фронте в рядах РККА, сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. В боях получил две контузии и тяжёлое ранение, сам замнарком обороны наградил его золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта.

Однако не один Сельвинский отличался храбростью и самоотверженностью. Задолго до него известный русский писатель-маринист Станюкович принял участие в Крымской войне, хотя было ему всего 11 лет. За участие в севастопольской обороне он награждён двумя медалями, а потом написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки» и «Грозный адмирал».

Крым недаром почитается как место чудес. Однако не только литературная слава оставила здесь свой след. В 1921 году в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея не обнаружили, а увидели лишь предлинный и широкий след на песке.

Впрочем, даже этот «нелитературный», а, скорее, зоологический эпизод всё же оказался, по версиям некоторых исследователей, связан с процессом творчества. Максимилиан Волошин отправил вырезку «о гаде» Михаилу Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца».

Изрядный стилист и нобелевский лауреат писатель Иван Алексеевич Бунин впервые в Крыму побывал в апреле 1889-го.

«Вам должно быть в эту минуту ужасно странно представлять, что Ваня сидит в Севастополе, на террасе гостиницы, а в двух шагах начинается Чёрное море? Часа в три я нанял парусную лодку, ездил к Константиновской крепости, а к Байдарским воротам ехать пришлось на перекладных - по шоссе, в бричке…».

Великолепно оформленные стилистические «окна прозы» Бунина, так называемого крымского цикла, отражали в себе экспрессивные наброски видов Южной и Юго-Западной части Крыма, где особенно любил бывать Иван Алексеевич.

Во многих произведениях Иван Бунин упоминает или описывает населённые пункты Крыма, крымские географические и исторические достопримечательности: Ялту (стихотворение „Кипарисы“, рассказ „Пингвины“), Севастополь (рассказ „Крым“), Гурзуф, Бахчисарай, Алупку, «со скал летящий Учан-Су»… Даже живя за границей, Бунин неоднократно вспоминал о Крыме. По старой привычке, отправляясь в межсезонье к морю, в Ниццу, он постоянно сравнивал её с Ялтой. И сравнение было не в пользу Ниццы.

Писатель С.Н. Сергеев-Ценский, прославился тем, что написал целый цикл «Преображение России», где кроме художественной части имеются многочисленные документальные свидетельства эпохи, оказался в Крыму на гребне волн политических событий вместе с Куприным. Случилось это в октябре 1905 года.

Во время волнений Сергей Николаевич оказался свидетелем черносотенных погромов и превышения полномочий армейскими чинами. Его показания были использованы на суде над погромщиками.

Армейские власти наказали его, заключив под домашний арест, а в декабре и вовсе уволили из армии. Позже писатель построил в Крыму небольшой домик и жил там припеваючи.

Куприн впервые побывал в Крыму в начале столетия. В год начала самого страшного в истории России столетия он повстречался в Ялте с Чеховым. Интеллигентность и редкий дар Антона Павловича как рассказчика очаровали Куприна. Он очень тяжело переживал смерть писателя, отразив всю глубину этой утраты в своих воспоминаниях «Памяти Чехова».

Летом и осенью 1905 г. Куприн живет сначала в Севастополе, потом в Ялте, а с августа – в Балаклаве: «…Чтобы отправляться в море с рыбаками не в качестве пассажира, желающего совершить морскую прогулку, а равного с ними в труде товарища, я вступил в рыболовецкую артель… Предварительно жюри, состоящее из старосты и нескольких выборных, испытало мою сноровку в работе и мускульную силу, а уже затем меня приняли», – рассказывал он Мамину-Сибиряку.

По воспоминаниям жены Куприна, отцы города, рыбаки и почтенные владельцы домов и виноградников нашли, что для процветания Балаклавы было бы важно заполучить писателя в постоянные жители. Поэтому они обратились к нему с предложением приобрести участок земли, расположенной против Генуэзской башни в балке Кефало-Вриси. Цена была назначена низкая, но, земли там было чрезвычайно мало – только узкая полоска вдоль дороги, остальное же – голая скала. Александр Иванович увлекся идеей посадить свой сад на бесплодном каменистом участке.

В Коктебеле многое неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала.

В 1893 году его мать Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер, из обрусевших немецких дворян) приобретает небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебеле и переводит 16-летнего юношу в гимназию в Феодосии. Волошин влюбляется в Крым, и это чувство он пронесет через всю жизнь. В дальнейшем поэт посещал многие европейские города и страны – Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. Он искренне любил Париж, но жил (тоже по любви) только в Крыму. В середине двадцатых он создал здесь «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь побывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Поговаривают, что знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину. Однако документально известно посещения Есениным Крыма в несколько ином качестве. Как и Александр Вертинский, молодой Сергей Есенин служил санитаром в санитарном поезде. В конце весны 1916 года он пишет своему другу Мурашеву: «Еду в Крым. В мае ворочусь. Живи, чтоб всем чертям было тошно, и поминай меня. Поезд сегодня уходит в 6 ч. Письма сбереги».

В Евпаторию поезд прибывает в 1 час ночи, вокзал находился в то время в районе нынешней станции Евпатория-Товарная. Утром команда санитаров, в которой состоял и Есенин, участвует в транспортировке раненых «18 офицеров и 33 нижних чинов» из вагонов в санитарный транспорт, на котором раненых перевозили по улицам города до ворот госпиталя, затем на носилках их доставляли в палаты. Для санитаров-новобранцев это было непростым физическим и моральным испытанием.

Поезд военно-полевой госпиталь оставался в Евпатории более суток, а 2 мая утром он прибыл Севастополь. В Евпатории после работы команда санитаров должна была отдохнуть, служба санитаров была довольно тяжелой, возможно, им удалось побывать на море. Правда, в творчестве Есенина посещение Евпатории, да и сама санитарная военная служба не отразилась.

В поселке Гаспра, к западу от Ялты, жил выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, а будущий автор «Лолиты», тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию – ловил бабочек…

Марина Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Ныне в «доме Волошина», кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов.

Другая «великая женщина русской литературы» совсем маленькой девочкой тоже гуляла по прибрежным камушкам. Каждое лето семья потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке снимала дачу в Туровке. С семи до тринадцати лет «дикая девчонка», как ее прозвали местные жители, росла у моря. Эти годы были не только становлением личности будущего поэта (Ахматова не любила, когда её называли поэтессой), они отмечены самого разного рода переживаниями.

Уход отца из семьи, следствием чего стал отъезд ее матери с пятью детьми в Евпаторию, принёс во впечатления девочки грустную и даже горестную ноту. Анна Ахматова вспоминала: «Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.

 

Возможно, будет полезно почитать: