Голубев меняет сити-менеджера ростова-на-дону. "кушнаревские деревни" на дону Как это было

Депутаты городской Думы назначили Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова. Соответствующее решение было принято на внеочередном заседании 7 ноября 2016 г. За Кушнарева проголосовали 37 из 40 депутатов.

Напомним, в финал конкурса на должность сити-менеджера Ростова два кандидата: министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев и депутат ростовской городской думы Геннадий Рябоконов.

На заседании городской думы кандидатуру Кушнарева поддержал губернатор региона Василий Голубев. «Он сможет справиться с задачами, которые ставит город и область», - сказал, в частности, губернатор.

В ходе заседания гордумы депутаты обозначили основные задачи, которые предстоит решать новому главе администрации города. «Нужно обращать внимание на исторический центр, на качество жизни ростовчан. В городе есть проблема с кадрами для школ и детских садов. Кроме того, нужно работать с малым бизнесом», - сказал, в частности, депутат гордумы Ростова Алексей Лященко.

Ранее эксперты Кушнарева наиболее вероятным кандидатом на пост главы администрации донской столицы. Конкуренцию ему, по словам экспертов, мог составить глава «Ростовской корпорации развития» Виктор Гончаров, однако он снял свою кандидатуру с выборов перед финалом конкурса.

Политолог Александр Сухарь в беседе с корреспондентом РБК Юг говорил о том, что с приходом Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова в городе, скорее всего, изменится парадигма управления. «С его приходом в Минтранс Ростовской области там произошли изменения в плане работы. Стало больше обсуждений. Он советуется с экспертами, прислушивается к мнениям. Если выиграет Кушнарев, в городе полностью изменится парадигма управления», —отмечал он.

3 ноября ростовчане РБК Юг о том, каким они хотели бы видеть будущего градоначальника. Участники опроса отмечали, что новый глава администрации должен любить город и думать о том, как смогут оценить его деятельность потомки.

Среди основных проблем, которые предстоит решить сити-менеджеру, ростовчане отметили необходимость реформирования системы ЖКХ и транспортную проблему.

«Маршрутки, которые сейчас ездят по Ростову, никуда не годятся. Людей перевозят в них как скот», — говорил активист Игорь Нарижний.

Кроме того, от нового главы администрации жители города ждут информационной открытости. Напомним, информатизация, открытость и намерения говорить о проблемах города были основными направлениями работы первого сити-менеджера Ростова Сергея Горбаня. Однако многие жители города остались неудовлетворены тем, как эти направления реализуются в Ростове.

Действующий глава администрации Ростова Сергей Горбань подавать документы на конкурс. Контракт с ним заканчивается сегодня, 7 ноября. Где именно планирует продолжить работу Горбань пока не известно.

Должность мэра, которого выбирали жители города, была упразднена в Ростове в ноябре 2014 г. Вместо нее ввели должность главы администрации города (сити-менеджера), который выбирается по конкурсу специальной комиссией.

Первым и, на данный момент единственным, сити-менеджером Ростова-на-Дону стал бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань. Контракт с ним был заключен на 2 года.

06:07 — REGNUM

Жители Ростова-на-Дону подводят итоги уходящего 2017 года, основываясь не только на своих собственных наблюдениях, но и опираясь на данные сити-менеджером города-миллионника Виталием Кушнарёвым обещания. Как водится у ростовских градоначальников, заявления о светлом будущем подкрепляются неутешительными результатами. Так, в донской столице за полгода до проведения чемпионата мира по футболу царит полная разруха. В первую очередь это касается транспортного вопроса.

Город задыхается

Безусловно, ростовчане ожидали от бывшего министра транспорта Ростовской области (этот пост Виталий Кушнарёв занимал с февраля 2014 года по ноябрь 2016 года) решения тех вопросов, которые терзают город-миллионник многие годы. Во-первых, это транспортные проблемы. Но, судя по всему, громкие заявления сити-менеджера в первые дни своего назначения не имели ничего общего с реальностью и стали лишь пиар-ходом.

Чтобы борьба с дорожными заторами была эффективной, в ноябре 2016 года региональные чиновники выдвинули идею создания Центра управления пассажирскими перевозками, работа которого должна была начаться уже летом 2017-го. Но в намеченный срок этого не произошло так же, как не произошло и на момент выхода материала. Цель новой структуры заключалась в избавлении Ростова-на-Дону от постоянных пробок. Из областного бюджета на эти цели даже выделили 120 млн рублей. Но организации пока как не было, так и нет.

Расплата за проезд

Не решили власти проблему пробок, зато решили вопрос с ростом платы за проезд в общественном транспорте. Вопреки желаниям горожан, несмотря на пикеты и множество обращений. Мало того, стоимость проезда выросла в один миг на 6 рублей. Такого резкого скачка до этого не бывало. Разве что стоимость поднималась 1 июня 2016 года, но по-божески — на 2 рубля.

Теперь проезд в общественном транспорте стоит 24 рубля, скидка предоставляется держателям проездной карты. Ладно бы к повышению оплаты проезда транспорт был приведён в порядок, качество предоставляемых услуг повысилось, маршрутная сеть была бы налажена, тогда рост стоимости был бы оправдан. Нет же.

Чем недовольны люди?

Во-первых, горожане протестуют против огромных очередей на остановках в часы пик. Во-вторых, возмущение вызывает хамство водителей по отношению к пассажирам, курение в салоне. Столкнулись пользователи общественного транспорта с неработающими валидаторами, через которые оплата проходит со скидкой. Зачастую транспорт находится в ненадлежащем техническом состоянии: то асфальт видно через дырку в полу, то дверь не закрывается, то педаль газа не работает.

«Наш сайт собирает жалобы и передаёт в департамент, курирующий общественный транспорт. Но жаловаться хотят не все. Дальше обсуждений между собой дело не идёт. Раз жалоб мало, то и власти думают, что с транспортом всё не так уж и плохо. Есть телефоны «горячих линий», интернет-приёмные, чтобы достучаться до тех чиновников, которые обязаны эти проблемы решать. Корень проблем — в недостаточной активности граждан. Тем не менее водителей штрафуют, принимают меры, проводят инструктаж. Жёстких мер не принимают, так как в городе дефицит водителей. На самом деле транспортная система — это гораздо более сложный механизм, чем кажется», — считает главный редактор интернет-портала «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев .

Но здесь, по мнению экспертов, стоит учесть, что люди не жалуются не потому, что недостаточно активны, а так как не верят, что транспорт управляем.

Тому подтверждение заявление сити-менеджера, касающееся общественного транспорта, которое он сделал только к концу 2017 года:

«Мы разрабатываем новую оптимизированную маршрутную сеть в городе, она начнет действовать в следующем году. Мы будем корректировать маршруты и сокращать количество пересадок на длительных маршрутах, чтобы облегчить горожанам жизнь с точки зрения траты на проезд», — сказал Виталий Кушнарев (цитата из сообщества «Ростовский городской транспорт» «ВКонтакте»).

Транспортная реформа: куда ушли деньги?

В конце 2016 года на базе Донского государственного технического университета была начата работа над новой маршрутной сетью города-миллионника. На эти цели из муниципальной казны даже было выделено более 5 млн рублей. В ходе её создания внимание разработчиков было уделено сбору данных. В частности, анкетированию, которое позволило получить информацию о целях поездок, частоте поездок, виде используемого транспорта, а также его состоянии.

В начале 2017 года ростовчане раскритиковали проект, и схема не прошла этап общественных слушаний. Эксперты ДГТУ предложили сократить число маршрутных такси в два раза. Их предлагается заменить автобусами большой вместимости. Пассажиры считают, что даже увеличение количества автобусов большой вместимости проблему нехватки общественного транспорта не решит. Администрация Ростова-на-Дону ответила на их негодование тем, что мнения и пожелания обязательно будут учтены, и схема будет доработана с их учётом. Но новый проект пока так и не был представлен.

Предложения активистов

Привести в нормальное состояние общественный транспорт можно, считают активисты. С удовольствием горожане пересели бы на общественный транспорт, если бы были выделены полосы для общественного транспорта. На данный момент часть из них заставлена припаркованными автомобилями, а потому автобусы, троллейбусы и маршрутные такси стоят в общей пробке, и здесь уже не до скорости.

Не один год активисты бьются также и за выделение полосы для трамваев, которые часто простаивают в пробках из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения. Многие просто игнорируют запрет езды по трамвайным путям, попадают в ДТП прямо посреди дороги, что также провоцирует заторы.

«В Казани — водители в костюмах, в Краснодаре — трамваи ходят по выделенным полосам, а в донской столице нахамят и ещё изобьют. С утра невозможно влезть ни в один транспорт, пассажиры вынуждены, как скот, запихиваться в транспорт», — считают горожане.

«Терпите, холопы. Эту власть ваш любимый Царь поставил. Так что не возмущайтесь», — считает интернет-пользователь Егор С.

«Транспорт в ужасном состоянии. В 2018 году встречаем чемпионат мира, а город совсем не готов к этому событию», — пишет Арина З.

«Ушатали весь город, и за порядком не следит новый барак-менеджер города. Может, пора в отставку?» — задаётся вопросом Станислав И.

Точка кипения

Конец года в Ростове-на-Дону ознаменован требованием отставки градоначальника. С просьбой снять с должности Виталия Кушнарёва к президенту России Владимиру Путину обратился горожанин. Он пожаловался главе Кремля на отсутствие двусторонней связи с сити-менеджером и представителями администрации города-миллионника, а также на отсутствие результатов деятельности.

«Вот уже больше года, как мэром города у нас является господин Кушнарёв, который сразу наобещал решить все проблемы города и сделать много чего на его благо. Но, как известно, языком трещать — не кирпичи таскать. Я прошу снять Кушнарёва с должности и провести прямые выборы мэра, так как уже несколько назначенцев не оправдали себя», — считает ростовчанин Гаррик С.

В числе деяний Виталия Кушнарёва значатся повышение качества работы общественного транспорта, оставшееся на словах, затянувшийся ремонт улиц Станиславского и Большой Садовой, массовая вырубка деревьев по всему городу, выдача разрешений на строительство домов без инфраструктуры, некачественный ремонт моста на улице Малиновского. Одним словом, недоволен горожанин работой сити-менеджера.

Бывший вице-губернатор Ростовской области, который в 2014 году пошел на определенное понижение статуса, став главой администрации Ростова-на-Дону, не подал документы для продления своего контракта с городом. Эту информацию 18 октября распространили ростовские СМИ, а вечером подтвердили в муниципалитете. Сам Сергей Горбань, который еще две недели назад во время традиционного субботнего объезда городского хозяйства обещал журналистам 18 октября провести пресс-конференцию и рассказать о дальнейших планах, сейчас находится в отпуске до 7 ноября.

По некоторым данным, он решает вопросы своего трудоустройства в Москве.

Такой поворот событий оказался неожиданным для всех, кто следит за карьерой Сергея Ивановича, начиная с его приезда в Ростовскую область летом 2010 года. Уроженец Азовского района, он после окончания школы поступил в Минское военно-политическое училище и до 2001 года строил военную карьеру в различных частях СССР, а потом РФ. В отставку ушел в звании полковника, уволившись с должности офицера Генштаба ВВС.

Карьеру в политике Сергей Горбань начал с консультанта секретариата председателя правительства Московской области. После этого получил должность зам главы администрации Ленинского района Московской области , а возглавлял ту администрацию . По информации московских журналистов, единственное, что омрачало успешный тандем двух земляков, так это периодические скандалы, связанные с застройкой дорогой подмосковной земли. В СМИ то и дело появлялась информация о личной заинтересованности Горбаня и Голубева в работе отдельных компаний, среди собственников которых обнаруживались то их супруги, то дети.

После назначения в 2010 году Василия Голубева на должность губернатора Ростовской области, Сергей Горбань получил должность первого заместителя и взялся за управление областью с таким азартом, что иногда своей активностью затмевал "первое лицо".

Практически с первых дней работы у него возник конфликт с многолетним мэром Ростова-на-Дону , который после отставки стал олицетворением всей ростовской элиты, сильно "просевшей" под напором московских "варягов".

Четыре года отчаянного противостояния закончились "водяным перемирием": Чернышеву дали кресло заместителя губернатора по малозначительным делам, а Сергей Иванович, спустившись с поста вице-губернатора, занялся ремонтом коллекторов, покраской фасадов, сменой глав районов и под конец своего правления затеял такой дорожный передел в Ростове, что его отказ от дальнейшего управления городом выглядел почти что торжеством справедливости. Особенно если учесть, что ростовчан еще два года назад лишили права напрямую выбирать себе градоначальника и таким образом влиять на ситуацию в южной столице.

Горбаня подозревали в лоббировании интересов крупных строительных компаний, которые одна за другой вдруг начали заходить в город, вытесняя местный бизнес, и за несколько лет застроили донскую столицу многоэтажками, не сильно задумываясь о решении вопросов отстающей социальной и транспортной инфраструктуры. Ему пеняли на ущемление интересов мелкого бизнеса за войну, объявленную палаткам и квасным точкам. Черным пятном на репутацию градоначальника летом этого года легла , которую во время дождя в центре города потоком воды затянуло под автомобиль.

В то же время Сергея Горбаня можно смело назвать одним из самых открытых чиновников. Он окружил себя свитой общественных советников, всерьез формированием городской общественной палаты и даже затеял регулярную телепередачу, куда пригласил известного донского теледеятеля Дмитрия Диброва для обсуждения с аудиторией наиболее актуальных городских проблем. Волевым решением Сергей Горбань лишил Ростов многолетних и, вопреки скепсису горожан, внедрил в центре.

Правда, в СМИ регулярно попадала информация о значительных тратах на градоначальника: за публикацию т.н. "социально значимых материалов о деятельности Администрации Ростова-на-Дону" в информационные агентства уходили десятки миллионов рублей из городской казны.

Специалисты, которые все это время внимательно следили за карьерой Горбаня, отмечали, что размах, который взял сити-менеджер, был явно рассчитан не на два года работы. Поэтому сообщение о его уходе у многих вызвало удивление.

Ростовский считает, что Сергея Ивановича все-таки "съела" местная элита, которая, не сумев объединиться, поодиночке забросала различные инстанции в Москве жалобами на энергичного сити-менеджера.

"Все эти петиции по поводу и без, бесконечные жалобы - все это в конечном итоге привело к тому, что "наверху", я думаю, скопилось определенное раздражение в адрес Сергея Ивановича, и было принято соответствующее решение, - говорит Смирнов. - Хотя я продолжаю считать, что его назначение на пост сити-менеджера крупнейшего города Юга России было логичным и оправданным".

Собственные источники "Делового квартала" в правительстве сообщают, что по результатам многочисленных жалоб и доносов летом и осенью город навещала делегация из Администрации президента , выводы которой не заставили себя долго ждать.

О дальнейшей судьбе Сергея Горбаня пока известно немного: отдельные СМИ сообщают о кресле главы одного из районов Москвы, которое уже ждет бывшего ростовского сити-менеджера; есть версия о возвращении в аппарат губернатора Московской области Воробьева. Но знатоков номенклатурных законов этим не обмануть.

"Горбань был хозяином города-миллионника, самостоятельная политическая фигура. Через два года здесь будет чемпионат мира по футболу. Это было начало серьезной политической карьеры без привязки к "патрону" - Василию Юрьевичу, - рассказал "Деловому кварталу" один из бывших соратников сити-менеджера. - А сейчас он снова станет фигурой второго порядка. Да, возможно с точки зрения "доходов" подмосковное или московское кресло куда привлекательнее, но у Сергея Ивановича были политические амбиции, а это - не простуда, это не проходит. Судя по всему, его действительно "попросили". Вежливо и по законам игры, которые он сам, видимо, свято соблюдал. Если бы не соблюдал - попросили бы "невежливо": с уголовкой и прочими делами".

В качестве нового сити-менеджера Ростова обсуждается кандидатура нынешнего министра транспорта , чья карьера тоже напрямую связана с личностью Василия Голубева: Кушнарев выходец из района, где родился губернатор, - Тацинского. После окончания НПИ он несколько лет трудился на шахте, а потом пошел на муниципальную службу в администрацию Белокалитвенского района. Оттуда с позиции 35-летнего начальника отдела летом 2010 года, сразу после инаугурации Голубева, Кушнарев перебирается в Ростов на должность помощника губернатора. Министерство транспорта он возглавил в 2014 году. Несколько дней назад Генпрокуратура передала в суд дело в отношении двух его подчиненных, которые подозреваются в махинациях при проведении конкурса среди претендентов на междугородние пассажирские перевозки в области.

По словам тех, кто работал с Кушнаревым, у него достаточно опыта для того, чтобы возглавить миллионный Ростов.

"Я сталкивался с ним как с министром транспорта и могу сказать, что не было таких моментов, которые бы позволили мне критиковать наше взаимодействие, - говорит сити-менеджер Волгодонска, бывший глава Департамента потребительского рынка и услуг Андрей Иванов. - Спокойный, прагматичный, все делает без лишней суеты. Я думаю, что на должности министра он приобрел достаточный опыт общения с федеральными структурами, чтобы возглавить муниципалитет".

В работе любого сити-менеджера, считает Иванов, самое сложное - подбор команды. "Это первая и главная проблема, которую ему придется решать. Очень важно создать команду единомышленников, - говорит муниципальный чиновник, который на себе испытал все "прелести" судьбы "варяга", перейдя из работы в правительстве на должность главы администрации Волгодонска. - В ней не должно быть "своих" и "чужих". Есть люди, готовые работать на благо муниципалитета, и остальные. Работать надо с теми, кто может это делать с тобой в одном темпе".

Для приличия в конкурсе на должность главы администрации Ростова-на-Дону по традиции будет участвовать несколько человек, но кандидатуру Кушнарева считают согласованной и устраивающей все заинтересованные стороны, прежде всего - губернатора области. Впрочем, после отставки Сергея Горбаня Василий Голубев вряд ли сможет чувствовать себя спокойно и уверенно на фоне продолжающейся активности старой ростовской элиты, для которой за 6 лет он так и не стал своим.

Сегодня, 7 ноября, депутаты гордумы утвердили в должности нового главу адмиистрации Ростова-на-Дону - Виталия Кушнарева , до недавних пор занимавшего пост министра транспорта Ростовской области.

«Комсомолка» внимательно ознакомилась с первыми программными заявлениями сити-менеджера, сменившего Сергея Горбаня в этом качестве.

Крайне важно за повседневной рутиной не потерять главную цель и четко понимать, что мы строим город для людей, - заявил, выступая перед депутатами, Кушнарев . - Основной ресурс развития – это человеческий капитал, а человеку нужны человеческие условия – комфортная городская среда. Не создадим ее мы, люди поедут жить и работать туда, где она есть – в Казань , Москву , Лондон , если хотите.

По словам Кушнарева , командой его предшественника было сделано немало, однако налицо ряд серьезнейших проблем.

В частности, по ЖКХ , например, это строительство очистных сооружений в Дугино , проект остается незавершенным, хотя и готов почти на 98%, - отметил он.

Кроме того, новый сити-менеджер проанонсировал масштабную реконструкцию ливневой канализации.

Он признал также, что хоть и предпринимаются попытки городских властей исправить все усложняющуюся с каждым годом дорожно-транспортную ситуацию, но, отметил он, легче пока не стало. Кушнарев прямо заявил, что, поскольку единственный центр притяжения – исторический центр, Ростов не в состоянии «переварить» потоки транспорта в часы пик, на котором народ едет на работу утром и возвращается из офисов по вечерам, и не живет, а умирает в пробках.

Для меня очевидны два факта: с одной стороны, Ростов, несмотря на кризисные явления, развивается, с другой – это развитие носит довольно хаотичный характер, - отметил новый градоначальник южной столицы.

Самым ярким примером хаотичности, полагает Кушнарева, является жилищное строительство.

В прошлом году Ростов занял первое место среди 13-ти городов-миллионников по вводу жилья (более 1,1 млн кв. м), вроде как есть позитивная динамика в пересчете на жилые «квадраты» на душу населения, - пояснил Виталий Кушнарев. – Но это позитив – если говорить о количественных оценках. А как отразились тысячи новых квадратных метров на качестве городской среды? К сожалению, все выглядит не так радужно.

Как оказалось согласно данным исследований, если в 2014-м 45% разрешений были выданы на строительство зданий выше 20 этажей, то в прошлом году их было уже более половины. И вот по итогам анализа получилось, что средний «портрет» новостройки – это одноподъездная 15-этажка в центре города.

Комплексное развитие территорий в виде строительство новых микрорайонов на периферии (Сувороский, Левенцовский, Екатерининский, Платовский и др .) тоже не стало панацеей, а привнесло еще массу новых проблем – получилось, что живут люди в одном месте, работают в другом, отдыхать им приходится в третьем.

Выход – в максимальном освобождении центра от промышленных и коммунально-складских предприятий с дальнейшем использованием этих земель под комплексное строительство, - подчеркнул Кушнарев. – По сути Ростов нужно не строить, а перестраивать. Сегодня же трудно не согласиться с выводом экспертов о том, что городская власть прогнулась под девелоперов и уже много лет занимается догоняющим обеспечением, а не системным развитием городской среды. Возможность повысить контролируемость строительного процесса есть у нас уже сейчас, но нужна политическая воля.

Между тем, как он рассказал газете «КП » - Ростов-на-Дону », кардинальных перемени в кадровом составе горадминистрации, по крайне мере, в ближайшее время ожидать не стоит: нужно, заявил Кушнарев, сначала нормально завершить год, затем - отопительный сезон, а дальше уже будет видно по результатам.

КСТАТИ

Как выбирали нового градоначальника

Процедура определения главы горадминистрации в Ростове-на-Дону, на который выдвинули свои кандидатуры восемь претендентов, особыми хитростями не отличается. Проходила она, по сути, в четыре этапа.

Первые два - за конкурсной комиссией, которая состоит из десяти человек. Одну половину в нее делегировал губернатор Ростовской области Василий Голубев, вторую - гордума.

На первом этапе рассматривались собственно сами документы, и в ходе него отсеялся один из претендентов - представительница частного бизнеса Елене Петровой , которая получила отказ по причине достижения предельного возраста для госслужбы.

На втором - уже проходил предметный разговор с кандидатами, которые представляли свою программу, отвечали на вопросы членов комиссии и проходили тестирование.

И к финишной прямой вышли двое, набравших максимальное количество баллов по итогам рассмотрения их кандидатур: министр транспорта Виталий Кушнарев и топ-менеджер «Ростовертола» Геннадий Рябоконов.

На третьем этапе свое слово сказала фракция «Единой России », имеющая подавляющее большинство в гордуме, а на четвертом, по итогам этой рекомендации, и происходило утверждение кандидатуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

До голосования перед депутатами гордумы выступил губернатор Василий Голубев - с одной стороны, это как бы формальность, напутствие и все такое. С другой же - в этой речи прозвучали некоторые высказывания, которые проливает определенный свет на вопрос, почему в конкурсе не участвовал Сергей Горбань - человек, которого изначально, с тех пор, как Василий Голубев стал главой региона в первый раз в 2010-м и позвал его к себе в команду, называли «правой рукой» губернатора.

Вот некоторые наиболее любопытные слова:

Администрация под управлением Сергея Горбаня за два года проделала немалую работу, создала определенный задел на будущее, есть хорошие примеры развития городского хозяйства, успехи в решении экономических и социальных задач, - отметил Василий Голубев. - Но в Ростове необходимо выполнить большой объем работы. Должны находить решение проблемы, которые остро волнуют граждан - независимо от того, что уже есть позитивные изменения: команда лишь тогда способна изменить ситуацию, когда реально отслеживаются все нюансы. А когда говорится, что есть какие-то большие успехи, то их, эти успехи, следует оставить на радость жителям Ростова, а вот проблемы - нужно решать. Таким образом, надо всегда стоять на земле, ни в коем случае не приукрашая ситуацию и говоря о том, что у нас все в порядке. Для этого необходимо постоянно проводить диалог с населением, отдельного внимания требуют коллективные обращения граждан, т. к. они часто указывают на серьезные проблемы. Одна из важных задач нового руководителя - организация конструктивного взаимодействия с гордумой и всеми органами власти региона. На него ляжет не почетная миссия, а очень тяжелая ноша, которую предстоит нести и каждый день мождно получить. Ее можно вынести, если есть реальные партнеры, реальная команда, готовая искренне в этом помогать. Очень внимательно нужно разобраться, кто в этой общей "лодке" находится с веслом и реально гребет и хочет достичь результата.

Их как минимум два, и кто главнее - трудно сказать

В назначении бывшего министра транспорта Ростовской области Виталия Кушнарева на пост сити-менеджера донской столицы немало странного.

Хорошо, когда дядя - не просто дядя

С одной стороны 40-летний Кушнарев, уроженец хутора Михайлов Тацинского района Ростовской области, получил хорошее, но узкоспециальное образование, далекое от проблем города-миллионника. Так, окончив в 1997 году Новочеркасский государственный технический университет, он стал горным инженером. Через год - в том же учебном заведении - дополнил профессию «горный инженер» квалификацией «экономист-менеджер».

Свой трудовой путь, как говорится на сайте Минтранспорта региона, он начал на шахте «Тацинская» АО «Ростовуголь». Затем работал в администрации Белой Калитвы - руководил группой по инвестициям администрации, возглавлял отдел реструктуризации угольной промышленности, потом - отдел промышленности и строительства администрации Белокалитвинского района…

Хорошая карьера горняка с деловой административной жилкой, жесткого и немногословного, по словам людей, которые его знают лично, стремительно понеслась вверх в 2010 году. Начался головокружительный взлет: помощник губернатора Ростовской области (2010 г.), заместитель, первый заместитель руководителя аппарата Правительства Ростовской области - управляющий делами (2012 г.), министр транспорта Ростовской области (2014 г.)… И наконец - глава администрации Ростова-на-Дону (7 ноября 2016 г.).

К 2012 году Виталий Кушнарев, окончив Южный федеральный университет, стал дипломированным юристом, но явно не новый диплом так повлиял на стремительность его карьеры: летом 2010 года бывший глава Ленинского района Московской области Василий Голубев стал губернатором Дона.

Сам Василий Юрьевич Голубев - уроженец станицы Ермаковской Тацинского района - приходится Виталию Кушнареву родственником, дядей. По одной информации новый градоначальник донской столицы - просто племянник, по другой - двоюродный.

Стоит ли удивляться, что с 2010 года карьера Кушнарева пошла как по маслу и в правительстве Ростовской области, и в администрации города?

Ждали Сергея Раздорского, а пришел Виталий Кушнарев

К работе бывшего градоначальника донской столицы и экс-губернатора региона Сергея Горбаня у ростовчан и города накопилось немало нареканий. В то же время до последнего сохранялась интрига. Общественность допускала, что гордума все-таки продлит с ним контракт на новый срок: Сергей Иванович в частности занимался подготовкой Ростова-на-Дону к ЧМ-18, а коней, как говорится, на переправе не меняют.

Среди реальных претендентов на должность чаще всего называли Сергея Раздорского, заместителя главы по экономике города, и это официально не подтверждалось и не опровергалось. Со временем он превратился в эдакого фаворита, который до поры не светится, а потом вдруг бросится на штурм должности сити-менеджера и станет им.

Когда прием заявок от соискателей на пост градоначальника близился к концу, а Сергей Раздорский так и не изъявил свои намерения, вдруг появился кандидат, которого меньше всего ждали.

17 октября - сперва из СМИ - стало известно, что Виталий Кушнарев уже побывал в Москве, и его кандидатуру, как претендента на должность, белокаменная якобы утвердила. При этом сам Виталий Васильевич в приемную комиссию мэрии еще не принес заявление и документы.

Даже не стану риторически спрашивать, у кого достаточно сохранилось влияния и знакомств в столице, чтобы устроить смотрины и согласование кандидатуры человека, который еще и документы в мэрию не подал…

Правда, буквально в последний момент поучаствовать в конкурсе на должность градоначальника внезапно пожелал другой бывший заместитель губернатора - Виктор Гончаров. Впрочем, за сутки до второго этапа он снял свою кандидатуру. Альтернативная кандидатура в виде еще одного экс-замгубернатора для видимости соблюдения приличий явно оказалась не нужна.

7 ноября на заседании гордумы администрации Ростова-на-Дону была названа фамилия нового сити-менеджера донской столицы, им стал племянник донского губернатора.

Строительство - наше все

Показательно одно из первых выступлений Виталия Кушнарева, которое он сделал на заседании фракции ЕР в гордуме примерно за час до своего назначения градоначальником.

Виталий Васильевич подверг жесткой критике деятельность предшественника, не называя, правда, его фамилии. Особо запомнились слушавшим его высказывания о перестройке исторического центра донской столицы, выносе предприятий за городскую черту… Иначе говоря, Ростов-на-Дону ждет, в частности, мощнейшие строительные и ремонтно-строительные работы.

В дальнейшем новый градоначальник высказывался более взвешенно и разностороннее, он явно учел негативный опыт Сергея Горбаня, который обращал внимание на общественное мнение постольку-поскольку.

Это наводит на мысль, что верна неофициальная информация, будто в назначении именно Виталия Кушнарева большую роль сыграли строительные компании, заинтересованные в новых подрядах как от области, так и от города.

Чаще всего называют даже не просто одну компанию, а группу строительных компаний федерального уровня, один из совладельцев которой - человек достаточно состоятельный, влиятельный и вхожий в различные кабинеты, чтобы со своей стороны пролоббировать интересы на уровне правительства России.

Что и говорить, уроженец Ростова-на-Дону Алексей Владимирович Кнышов - предприниматель и политик - человек очень непростой. В 1998 и 2003 году он был депутатом Законодательного Собрания II и III созывов по 24-му Багаевскому избирательному округу. С 2005 года - член партии « ». С 2011 года - избран депутатом шестого созыва от Ростовской области, вошел в состав комитета по строительству и земельным отношениям, а также - возглавил экспертный совет по дорожному хозяйству и логистической инфраструктуре.

В 2012 году досрочно сложил с себя полномочия по подозрению в том, что, будучи депутатом, продолжает заниматься коммерческой деятельностью, и что не задекларировал имущество, находящееся за рубежом, - в США, в Словакии…

В среде строителей можно услышать мнение, что с приходом на пост градоначальника Сергея Горбаня у группы строительных компаний «Дон» Алексея Кнышова несколько испортились отношения с мэрией. Так, например, одна из его компаний - ООО «Гидростроймеханизация» - положила глаз на спорный земельный участок площадью около 40 гектаров, находящийся на Лебердоне, близ Гребного канала. Участок был нужен под карьер, а добываемый песок - для ремонтно-строительных работ одной из федеральных дорог.

В октябре 2015 года «Гидростроймеханизация» получила от областного Управления Росимущество право собственности на земельный участок площадью около 38 гектаров с кадастровым номером 61:44:0041316:53, заручившись визами главы города и Департамента архитектуры и градостроительства донской столицы. Но затем вмешался Департамент имущественно-земельных отношений Ростова-на-Дону, и администрация города полностью изменила свою позицию. ДИЗО в Арбитражном суде Ростовской области смог отменить акт оформления права собственности. Впрочем, это еще не победа мэрии - «Гидростроймеханизация» подала на обжалование, а градоначальник теперь уже не Сергей Горбань.

По неофициальной информации, сейчас Алексей Кнышов большую часть времени проживает за рубежом, в Америке, хотя и продолжает заниматься строительным бизнесом в России, - в частности, в Ростове-на-Дону и в Ростовской области…

Если это так, получается, что за назначением бывшего министра транспорта региона Виталия Кушнарева на пост градоначальника донской столицы стоит предприниматель и экс-политик, которого с родной землей давно связывают лишь материальные отношения.

 

Возможно, будет полезно почитать: