Презентация по обществознанию девиантное поведение человека. Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика. Причины девиантного поведения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Понятие « Девиантное поведение» 2. Причины появления девиантного поведения 3. типы девиантного поведения 4. Формы девиантного поведения План: 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Социальные нормы предписания требования пожелания Ожидание соответствующего поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Функции социальных норм 1. Как стандарты поведения(обязанности, правила) 2. Как ожидание поведения (реакция других людей) 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

определение Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

причины биологические социальные психологические 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

причины биологические социальные психологические наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

биологические причины: поражения UHC; тяжелые соматические заболевания раннего возраста; хронические соматические заболевания; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; заболевания с предполагаемым фатальным исходом; раннее половое созревание или его дисгармония; дефекты анализаторов и органов чувств; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

психологические причины акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка; низкое самоуважение; отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; деформации потребностно-мотивационной сферы; повышенная тревожность, страхи; зависимость от окружающих, конформность и др.; отсутствие чувства безопасности; осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи; неспособность справиться с учебной нагрузкой; низкий уровень вербального интеллекта; склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание; слабость функций самоконтроля и саморегуляции; аффективная возбудимость, импульсивность; невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

психологические причины (следствие неправильного воспитания) леность, отсутствие желания учиться и трудиться; пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности; неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей; ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены; эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом; недисциплинированность; упрямство, капризность; грубость; лживость. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Социальные причины (неблагополучная семья) отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); асоциальное поведение родителей; психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей; враждебная, жесткая семья; семья, не обеспечивающая ухода и надзора; появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; жесткие требования соответствовать представлениям родителей; непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); многодетность семьи (более четырех человек); нахождение одного из родителей в заключении; ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Делинкветное Аддиктивное Психопатологическое Патохарактерологическое На базе гиперспособностей Типы девиантного поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Делинкветное поведение- Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Аддиктивный тип- стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Патохарактерологический тип поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Психопатологический тип саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Девиантное поведение Позитивное Негативное 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничество попрошайничество тунеядство нежелание учиться употребление наркотиков употребление спиртных напитков токсикомания раннее начало половой жизни хулиганство курение повышенная агрессия жестокость вандализм воровство участие в криминальных группах суицидальное поведение наличие судимости приводы в милицию пребывание на учете в КДН 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

бродяжничество Основные причины побегов: недостаточный надзор; потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; п обег вследствие фантазерства. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

Участие в криминальных группировках - объект подражания - «отрицательный» герой (реальный человек); -льстит внимание взрослого человека; группа формируется из мальчиков; привлекает «настоящая взрослая» жизнь; пьянство, воровство; могут привлекаться и девочки; 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Преподаватели: Г.А. Грек М.С. Тарасова


Девиантное поведение

- поведение, рассматриваемое
большей частью членов общества
как предосудительное и
недопустимое; поведение, которое
считается отклонением от
общепринятых норм.
Любая девиация относительна.
Определение поведения как
девиантного зависит от времени, места
и группы людей.

Дисфункции девиации

постоянные и широко
распространенные девиации могут
нарушить организованную жизнь
общества и даже подорвать ее;
девиация подрывает готовность
членов общества выполнять свои
социальные роли и вносить свой
вклад в функционирование
социальной системы

Функции девиации

девиация способна усиливать
подчинение нормам;
благодаря появлению девиаций
нормы становятся более четко
выраженными
девиация способна усиливать
групповую сплоченность
девиация может становится
катализатором социальных
изменений

Концепции девиантного поведения

1. Теории физических типов
(биологические
концепции).
2. Психоаналитические
теории.
3. Социологические теории.

Теории физических типов

Определенные физические черты личности
предопределяют совершаемые ею различные
отклонения от норм.
Итальянский врач Ч. Ломброзо установил, что
люди предрасположены к определенным типам
поведения по своему биологическому складу.
Биологическая предрасположенность человека к
преступлениям отражается в его облике.
Криминальный тип - результат деградации
к более ранним стадиям развития человека. Его
отличительные черты: скошенный лоб,
выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки
ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость
головы, крупные клыки, приплюснутый нос,
пониженная чувствительность.

Криминальные типы по Ч. Ломброзо.
Прирожденный преступник. Имеет врожденные
анатомические, физиологические, психологические
и социальные признаки. Совершает преступления
осознанно. Раскаяние, угрызения совести
отсутствуют. Циничен, жесток, мстителен, ленив.
Склонен к предательству, оргиям, азартным играм.
Душевнобольной преступник. Нарушает закон
бессознательно, в силу психического заболевания.
Преступник по страсти. Имеет неуравновешенный
характер и нарушает закон в состоянии аффекта.
Случайный преступник. Нарушает закон в силу
стечения обстоятельств, действует необдуманно,
ситуативно.

Американский врач-психолог У. Шелдон, работая в
центре реабилитации для малолетних преступников,
сопоставил виды физической конституции, темпераменты
и виды совершенных преступлений и пришел к выводу, что
черты характера и склонность к девиации определяет
конституция тела человека.
Он выделил три типа строения тела:
Эктоморф (греч. экто - вне, снаружи). Имеет тонкое,
хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен,
склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен.
Эндоморф (греч. эндо - внутри). Имеет умеренно
полное, округлое тело, общителен потворствует своим
желаниям. Преступником может стать случайно.
Мезоморф (греч. мезо - средний, промежуточный).
Имеет сильное, мускулистое тело, порог
чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип
наиболее склонен к преступлениям.

Психоаналитические теории

Сторонники этого подхода объясняют
девиантное поведение исходя из
психологических качеств, черт характера,
внутренних жизненных установок,
направленности личности, которые имеют
отчасти врожденный характер, отчасти
формируются воспитанием и средой.
В то же время сам поступок, нарушение
закона может стать результатом
психологического состояния девианта. Так, З.
Фрейд большую роль отводил семье и
условиям детства преступника. Нормальные
условия воспитания дают баланс трех
подструктур личности: «Оно», «Я», «супер-“Я”».

Психические травмы в детстве нарушают
этот баланс и способствуют выходу
агрессивных и антисоциальных импульсов.
Неправильное воспитание, не позволившее
развиться «супер-“Я”», ведет к преобладанию
«Оно», которое постоянно требует
немедленного удовлетворения своих желаний.
Современные социальные психологи,
объясняя девиантное поведение, уделяют
внимание таким проблемам, как ролевая
диффузия (дисбаланс обретенного чувства «Я» и
неспособность в полной мере играть
соответствующую роль в обществе), а также
кризис идентичности (оценка внутренних
ценностей и переоценка своей роли).

Социологические теории

1. Теория аномии (Э.Дюркгейм,
Р.Мертон, Р.Линтон).
2. Теории культурного
переноса (Г.Тард,
Э.Г.Сазерленд).
3. Теория стигматизации
(Г.Беккер).

Теория аномии

Согласно концепции Э.Дюркгейма, аномия –
состояние дезорганизации общества, когда
ценности, нормы, социальные связи либо
отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и
противоречивыми.
В состоянии аномии возникает противоречие
между провозглашенными целями
индивидуального развития и невозможностью их
реализации для большинства.
Люди перестают понимать, что ждет от них
общество, испытывают трудности в согласовании
своих поступков с действующими нормами.
Именно аномия является причиной
девиации, так как она нарушает стабильность,
порождает нарушения общественного порядка,
результатом чего и становится появление девиаций.

Теория аномии

Главная причина девиации по Р.Мертону
– разрыв между целями индивидуального
развития, на которых акцентирует внимание
общество (материальное благополучие), и
практическими средствами их достижения,
которыми располагают индивиды. Не все
средства признаются обществом приемлемыми,
дозволенными.
Р.Мертон выделил 5 форм
приспособления индивида к социальной
структуре:
1) конформизм – добропорядочное поведение
человека, ориентированное на достижение
жизненного успеха с помощью социально
одобряемых средств; это не девиация;

Теория аномии

2) инновация – достижение жизненного успеха
за счет нарушения социально одобряемых
норм поведения и введения новых норм,
сопряженных с девиацией;
3) ритуализм – отказ индивида от целей
жизненного успеха или существенное
снижение притязаний; не девиация;
4) ретритизм – отказ как от общественно
одобряемых целей, так и от общественно
одобряемых норм поведения; поведение вне
приличий;
5) мятеж, бунт – отказ от целей, одобряемых
обществом, предложение новых целей и норм,
а также борьба за их утверждение; разрушение
социальной системой и установление новой.

Теория аномии

Р. Линтон для объяснения девиации выделил
2 типа личности:
нормативная – личность, черты которой
наиболее полно отражают культуру определенного
общества; идеал личности данной культуры;
модальная – статистически более
распространенный тип личности, отклоняющийся
от социального идеала.
Чем более нестабильным является
общество, тем больше в нем людей,
социальный тип которых не совпадает с
нормативной личностью. В стабильных
обществах, наоборот, культурное давление на
личность таково, что люди с своих взглядах и
поведении не отрывается от навязанных
идеальных стереотипов.

Теории культурного переноса

Теория подражания
Основоположник – Г. Тард, утверждавший,
что в человеческом поведении значимую
роль играет повторение.
Преступники, как и обычные люди,
имитируют поведение тех, с кем они
встречались в жизни, которых они знали или о
которых слышали. Но в отличие от
законопослушных граждан, они имитируют
поведение преступников.
Молодые люди становятся
правонарушителями, потому что общаются с
теми подростками, у которых криминальные
модели поведения уже укоренились.

Теории культурного переноса

Теория дифференциальной ассоциации
Основоположник – Э.Сазерленд –
подчеркивает роль социального
взаимодействия в процессе формирования
взглядов и поступков людей.
Индивиды становятся правонарушителями
в той степени, в которой они принадлежат
окружению, следующему девиантным идеям и
методам.
Чем раньше начнутся контакты
индивида с криминогенным окружением, чем
чаще, интенсивнее и длительнее они будут,
тем выше вероятность того, что такой
индивид также станет правонарушителем.

Теория стигматизации

Основоположник – Г.Беккер –
утверждает, что ни один поступок не является
сам по себе криминальным. Отрицательность
поступка обусловлена не его внутренним
содержанием, а тем, как его оценивают
окружающие и как на него реагируют.
Девиация обусловлена способностью
влиятельных групп общества навязывать
другим определенные стандарты
поведения, нарушение которых считается
девиацией. На тех, кто не соблюдает эти
правила, навешиваются ярлыки девиантов.

Теория стигматизации

Для большинства людей свойственны
девиации. Пока окружающие не обращают на это
внимания, человек не считает себя девиантом.
Первичная девиация – поведение,
нарушающее социальные нормы, но
ускользающее от внимания влиятельных лиц.
Если влиятельные лица узнают об этих
поступках, и навешивают на человека ярлык
девианта, это может привести к вторичной
девиации.
Вторичная девиация – девиантное
поведение, вырабатывающееся у индивида в
ответ на санкции других.

Формы девиантного поведения

1.
2.
3.
4.
5.
Преступность.
Алкоголизм.
Наркомания.
Проституция.
Суицидальное
поведение

Преступность
Преступники - лица, осужденные судом. Судьи
выполняют функцию стигматизации.
Делинквентное поведение = преступное.
Делинквентность измеряется количеством
преступлений или количеством осужденных
граждан на 100 тыс. населения - уровень
преступности.
Общая тенденция в мире - рост уровня
преступности.
Число осужденных в России:
в 70-х гг. ХХ в. - 55–65 тыс. человек в год,
в 80-х - 70–100 тыс., в 90-х - до 110–120 тыс.,
в 2012 г. превысило 175 тыс. человек.

Современные социологи и криминалисты
считают полное искоренение преступности
невозможным, ибо ее генерирует не только
социальная среда, но и биологическая и
психологическая природа криминальных
типов людей.
Главная задача государства - удержать
преступность на удовлетворительном для
общества уровне.
Другая форма девиации, не связанной с
тяжкими преступлениями - преступность без
жертв - проституция, наркомания, азартные игры.

Проституция
В развитых странах наработаны три
модели социального контроля проституции:
прогибиционистская, т. е. запрет и уголовное
преследование;
правовое регулирование, в том числе
полицейский и медицинский надзор;
сочетание преследования и регламентации.
В России осуществляется модель правового
регулирования проституции. Предусмотрен
штраф за занятие проституцией, органы полиции
ставят проституток на учет. Но пока не
осуществляется действенного медицинского
контроля.

Наркомания
На учете в 2013 г. – 630 тыс.
2006 г.: общее количество лиц, употребляющих
наркотики, по данным ФСКН - 2 млн. человек.
Октябрь 2010 г. - наркоманами являются около 2 %
трудоспособного населения России репродуктивного
возраста. Большинство из них (около 1,5 млн человек опиатные наркоманы).
2012 г. - 18 млн человек (13 % населения страны)
имели опыт употребления каких-либо наркотиков, до 3 млн
делали это регулярно.
2014 г. - рынок наркопотребления в России
составляет 8 миллионов человек (регулярное и
эпизодическое потребление) из которых активно
употребляют - 3 млн.
Это серьезная угроза здоровью и генофонду

С точки зрения социологического подхода
определяющими являются социальные факторы:
социальные условия, социальное положение,
культурные и религиозные традиции.
Сторонники психологического подхода в центр
внимания ставят индивидуальные факторы: получение
удовольствия, наслаждения, стремление к душевному
комфорту, попытки ухода от реальных проблем.
Биологические концепции наркомании объясняют это
явление на основе физиологии человеческого организма
и ее влияния на поведение личности.
Основные направления противодействия
наркомании:
политические мероприятия
правовые и административные меры
здравоохранительные меры

Алкоголизм
Потребление спиртных напитков в России:
XIX в. - 4 л абсолютного алкоголя на человека в год
1940 г. - 2,2 л на человека в год
1960 г. - 3,8 л на человека в год
1970 г. - 6,6;
1980 г. - 8,5 л.
1990 г. - 5,3 л на человека в год
1995 г. - 4,0 л.
В настоящее время производство и продажа
крепких спиртных напитков стабилизировалась,
снизилась закупка сахара населением, резко
увеличилось потребление пива. Все это
соответствует мировым тенденциям.

По данным «Анализа рынка водки и ликероводочных
изделий» (BusinesStat), розничные продажи водки и ЛВИ в
России в 2010 году составляли 1,67 млрд литров, (ок.12
литров на душу населения в год).
В докладе специалистов, опубликованном в
британском медицинском журнале The Lancet в январе
2014 года, утверждается, что среднестатистический
россиянин выпивает 20 литров водки в год (британец –
около 3).
По итогам 2013 года (данные российского
Минздрава) уровень употребления в среднем составил
примерно 13,5 литров.
Этот показатель сразу же перемещает Россию из
первой пятёрки во вторую десятку рейтинга ВОЗ, к таким
странам как Португалия, Австрия и Франция (от 13 до 14 л
по данным организаций здравоохранения этих государств).

Социальные последствия систематического
пьянства ужасны.
Более 40% тяжких преступлений в России
совершается в нетрезвом состоянии. Причиной
почти 50% разводов является пьянство.
Причины алкоголизма:
- исторический период, переживаемый
обществом: беспокойство, неуверенность,
неприспособленность общества к социальнополитическим изменениям.
На индивидуальном уровне быстрые
социальные изменения вызывают стресс,
неадекватную, порой агрессивную реакцию, для
преодоления которой часто требуется алкоголь.

Последователи выделяли и другие причины
самоубийств.
М. Хальбвакс - самообвинение, протест и
разочарование, неудовлетворенность своим
положением.
Е. Шнайдман - самопорицающая депрессия,
фрустрация, ненависть или гнев, а также стыд и
разрыв родственных и товарищеских связей.
Л. Векштейн - алкоголизм, наркомания,
психические заболевания, жизненные коллизии, а
также игнорирование реальности и случайные
факторы.
Общий знаменатель - ощущение ненужности,
оторванности от общества, чувство одиночества и
отсутствие перспективы.

На уровень самоубийств влияют
культурологические и религиозные факторы. В
католических странах, он ниже, чем в странах с
преобладанием протестантизма. Например, Италия (7,2
самоубийства на 100 тыс. населения в год), Испания (9,6),
Португалия (7,4), тогда как в Дании - 22,3, в Финляндии 27,2.
Уровень самоубийств снижается во время войн и
повышается в мирное время. Он повышается во время
экономических кризисов и роста безработицы. В США,
например, на протяжении XX в. средний уровень
самоубийств составлял 10–12, а в годы Великой депрессии
(1931–1932 гг.) поднялся до 17,5.
Уровень самоубийств в городах выше, чем в
сельской местности.
Соотношение мужских и женских суицидов в
России находится в соотношении 1: 3 (в мире 1: 4).

Психические отклонения
Шизофрения - это уход от реальности, аутизм.
Девиант-шизофреник создает себе свой мир,
действует и по его законам, и по законам
реального мира.
Паранойя - систематизированный бред при
отсутствии снижения интеллекта и изменений
личности. Паранойя проявляется в различных
маниях.
Аффекты - это маниакально-депрессивные
реакции, проявляющиеся как резкие подъемы и
спады психофизического состояния девианта.
По степени проявления психические
расстройства можно условно подразделить на
неврозы и психозы.

Неврозы - слабая форма девиации. Например,
фобии, агрессии, депрессии. Невротическая личность девиант, но она еще может функционировать в обществе.
Невротик, несмотря на некоторые отклонения в
поведении, может работать, жить в семье, общаться в
кругу знакомых и незнакомых людей.
Более сильная и социально опасная форма
девиации - психозы.
Американские социологи считают, что каждый
десятый американец в той или иной мере является
психическим девиантом. В каждой четвертой семье есть
хотя бы 1 психический больной. Лечение и реабилитацию
проходит только один из 35 больных.
В России число людей с психозами составляет 2–
5% населения, вместе с невротиками - 10–15%.

Самоубийство (фр. суицид)
Первым из социологов, профессионально
изучавшим проблему самоубийства, был Э. Дюркгейм.
Основная причина самоубийства - утрата связей
индивида с социальной группой, обществом.
Типы суицида по Э. Дюркгейму:
Эгоистическое - результат недостаточной
солидарности в обществе, вызывающий
обособленность индивида.
Аномическое - число увеличивается, когда
общество находится в состоянии аномии.
Альтруистическое - совершаются не ради себя, а
во имя идеи или других членов общества.

Социальный контроль

- особый механизм поддержания
общественного порядка и социальной
регуляции поведения.
Неформальный социальный контроль - не
приведен в систему, действует от случая к случаю;
носителями выступают не профессиональные
контролеры, а люди других профессий.
Формальный социальный контроль действуют профессиональные контролеры социальных
норм, которые постоянно отслеживают соблюдение
определенных социальных норм, фиксируют
нарушения и применяют санкции, предусмотренные
законодательством

Типы неформального социального
контроля:
социальное вознаграждение (улыбка,
рукопожатие, доброе отношение);
наказание (недовольный взгляд, мимика,
критика, угрозы, физическая расправа);
убеждение (действует больше на
сознание, чем на чувства, эмоции);
обособление, изоляция (ограничение в
общении, бойкот).

Система формального социального контроля
- представлена профессиональными
организациями:
Полиция (изобличает, задерживает,
доказывает)
Суд (подбирает наказание, соответствующее
тяжести совершенного деяния)
Тюрьма (исполнение наказания)
- создается и контролируется
государственными органами.
Основная цель системы формального
социального контроля - создание, воссоздание
и поддержание порядка, соблюдение правил,
устанавливаемых законодательством.

Концепция социального контроля П.Бергера

Профессиональная
система
Неформальные
требования
Семья
Человек
Обычаи и
общественная
мораль
Политикоюридическая
система
  • Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).
  • Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные причины отклоняющегося поведения

В ходе изучения детско-родительских отношений выявляются следующие причины отклоняющегося поведения:

  • нежеланный, нелюбимый ребенок;
  • сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом;
  • нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство;
  • недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии;
  • супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам;
  • нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.);
  • психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение.

Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.


Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.


Если у ребёнка девиантное поведение (памятка для родителей)

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть - он уникален.

Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких - ребенок подражает тому, кто рядом с ним.

Предъявляйте посильные требования - учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.

Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным - он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.

Расширяйте кругозор ребенка- с ним будет интересно другим. Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих - ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.

Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим - ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.

Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры - ребенку нужна разрядка

Уделяйте ему внимание - ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.


Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя.

Умение объяснять . Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким.

Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка.

Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм . Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.


Заключение

Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Ребёнку надо помочь!


Девиантное поведение - действия и поступки людей, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.


Проявления девиантного поведения: агрессия; агрессия; отклонение от учебы; отклонение от учебы; уходы из дома; уходы из дома; пьянство и алкоголизм; пьянство и алкоголизм; наркотизация; наркотизация; антиобщественные действия; антиобщественные действия; попытки суицида. попытки суицида.


Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. Трудности в общении со сверстниками в школе и на улице. Факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения девиантного поведения Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. Навязчивые формы поведения; азартная и компьютерная игромания. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.


Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей: девиантное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; семьи с авторитарным воспитательным воздействием направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.


Система профилактической работы в МОУ СОШ 3 г. Валуйки Профилактическая работа с обучающимися Взаимодействие с ОВД и др. ведомствами Диагностическая работа с детьми Мониторинговые исследования Методическое обучение классных руководителей Педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями Работа в социуме


Вовлечение в работу кружков и секций Вовлечение в работу кружков и секций Работа педагога- психолога Работа педагога- психолога Совет по профилактик е Совет по профилактик еправонарушений Р абота социального педагога Р абота социального педагога Включение в КТД дела класса Включение в КТД дела класса Рейды в семьи Рейды в семьи Малые педсоветы Малые педсоветы Профилактическая работа с обучающимися




Совет профилактики председатель Работа с состоящими на учёте в ПДН, КДН школьныйинспектор соц. педагог, у ч и т е л я распределение обязанностей Работа с состоящими на внутришкольном на внутришкольномучётеРабота со склонными к пропускам Работа с детьми из неблагополучных семей


Внутришкольный учёт Учёт в ПНД ОВД Результаты работы


















1 из 17

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Жизнь появилась на земле, когда многое на ней уже устоялось. Установились сезонные и суточные ритмы, зима сменяла лето, день – ночь. Внутри постоянных периодичных событий возникали другие – повседневные и непредсказуемые. Живым организмам нужно было научиться жить в мире этих событий или исчезнуть. В процессе эволюции выработались различные способы приспособлений живых существ к меняющимся условиям среды, различные формы поведения. Одни, которые возникли первыми, регулируют действия организма по жестко заданной программе: раздражение – ответ. Они передаются по наследству. Другие формы поведения приобретаются каждым организмом самостоятельно в результате обучения и разумной деятельности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Поведение - совокупность действий, осуществляемых живым организмом в процессе взаимодействия со средой. На сегодняшний день наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональной системы П.К. Анохина. Пётр Кузьмич Анохин (1898 – 1974) - академик, советский физиолог.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Функциональная система - единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов на выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма». Другими словами, это - динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма в целом приспособительного результата. П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения.

№ слайда 5

Описание слайда:

Выделяют два типа функциональных систем. 1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

№ слайда 6

Описание слайда:

Согласно П.К. Анохину, физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга следующих стадий: афферентный синтез,принятие решения,акцептор результатов действия,эфферентный синтез,формирование действия, оценка достигнутого результата.Афферентный (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов к нервному центру.Эфферентный (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам.Акцептор (от лат. acceptor - принимающий).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

1. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: - мотивационного возбуждения, - обстановочной и пусковой афферентации, - памяти.

№ слайда 9

Описание слайда:

Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе в следствии той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Мотивационное возбуждение – необходимый компонент любого поведения. Его роль в формировании афферентного синтеза определяется тем, что любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое действует как фильтр, отбирающий наиболее нужное для данной мотивационной установки. Доминирующая мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. В качестве полезного результата определенного поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, т.е. снижение уровня мотивации.

№ слайда 10

Описание слайда:

Внешние стимулы с их разным функциональным смыслом по отношению к данному, конкретному организму также вносят свой вклад в афферентный синтез. Выделяют два класса стимулов с функциями пусковой и обстановочной афферентации. Условные и безусловные раздражители - ключевые стимулы, служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Картина возбуждения, создаваемая биологически значимыми стимулами в сенсорных системах, и есть пусковая афферентация. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки и условий, в которых они действуют. Обстановочная афферентация создает скрытое возбуждение, которое может быть выявлено, как только подействует пусковой раздражитель. Физиологический смысл пусковой афферентации состоит в том, что, выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Афферентный синтез включает также использование аппарата памяти. Очевидно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений в известной мере уже обусловлена прошлым опытом животного. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения.

№ слайда 12

Описание слайда:

2. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.

№ слайда 13

Описание слайда:

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

№ слайда 14

Описание слайда:

4. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата. Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий.

№ слайда 15

Описание слайда:

4. Поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией - удовлетворением потребности. Таким образом, в концепции функциональной системы наиболее важным ключевым этапом, определяющим развитие поведения, является выделение цели поведения. Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность.Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Список литературы: Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478, с. - (Учебники МГУ)Атлас нормальной физиологии человека (http://formedik.narod.ru/physiology_rus_1.htm)http://www.psychologos.ru/Поведениеhttp://www.galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-1.htmhttp://e-dr.ru/term36230.htmlhttp://meduniver.com/Medical/Video/439.html

 

Возможно, будет полезно почитать: