Павел кутахов. На службе Отечеству

Годы службы - Звание главный маршал авиации Командовал ВВС Сражения/войны Советско-финская война (1939-1940) ,
Великая Отечественная война Награды

Па́вел Степа́нович Кута́хов (03(16).08.1914, с. Мало-Кирсановка, ныне Матвеево-Курганского района Ростовской обл. - 03.12.1984, Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).

Биография

Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову - человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.

Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям. Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог . Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете «У-2 ».

Майор П.С. Кутахов. Карельский фронт, 1943

В 1938 году под Ленинград в боевой полк прибыл лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии , но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Степанович Кутахов совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.

Как военный летчик Главный Маршал авиации Кутахов поднимал в небо современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников.

Заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде.

Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так случилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получить так и не успел. В августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть - П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке. Его повезли в Москву, здесь он и умер. Обширный инсульт.

Государственные награды П.С. Кутахова

  • Орден Кутузова 1 степени;
  • Орден Отечественной войны 1 степени;
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;
  • Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

Память

  • В родном селе Мало-Кирсановка установлен бронзовый бюст П.С. Кутахова.
  • В селе Мало-Кирсановка существует музей, посвященный жизни и деятельности П.С. Кутахова.

Семья

У него вырос сын, прошедший в военной авиации путь от лейтенанта-инженера до генерал-лейтенанта, заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского . Владимир Павлович Кутахов - стал доктором технических наук, профессором. Сейчас он в запасе. Работает. Он член ВАК. У него уже взрослый сын Павел, внук и тезка Главного маршала.

Ссылки

Кутахов, Павел Степанович на сайте «Герои страны»

Предшественник:

16.8.1914 - 3.12.1984

Кутахов Павел Степанович - командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор; Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка сегодня Матвеево-Курганского района Ростовской области. Русский. В 1930 г. окончил 7 классов школы. С 1930 г. жил в городе Таганрог Ростовской области. В 1933 г. окончил школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира звена 7-го истребительного авиационного полка; совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 г. - мае 1944 г. - заместитель командира и командир авиаэскадрильи 145-го (с апреля 1942 г. - 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в мае1944 г. - январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание героя советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1026).

Во время войны сражался на Ленинградском и Карельском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев, Петсамо-Киркенесской операции. Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэроркобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Заполярье). В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал дивизией (в Группе советских войск в Германии), корпусом (в Прибалтийском военном округе). В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957-1959 гг. - заместитель командующего по боевой подготовке, в 1959-1961 гг. - первый заместитель командующего 30-й воздушной армией (Прибалтийский военный округ). В 1961-1967 гг. командовал 48-й воздушной армией (Одесский военный округ). В 1967-1969 гг. - первый заместитель Главкома ВВС. С марта 1969 г. - Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны.

За время его руководства Военно-Воздушные силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. По настоянию П.С. Кутахова были вновь (после «хрущёвского» сокращения) сформированы и вооружены современной техникой сотни авиационных полков. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 г. Главный маршал авиации Кутахов Павел Степанович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№123/II).

Главный маршал авиации (1972 г.), заслуженный военный лётчик СССР (1966 г.), лауреат Ленинской премии (1983 г.). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943 г., 15.08.1974 г., 21.02.1978 г., 15.08.1984 г.), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972 г.), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942 г., 13.07.1942 г., 22.02.1955 г., 30.12.1956 г., 22.02.1968 г.), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981 г.), Александра Невского (5.11.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943 г.), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалями, орденом Британской империи 4-го класса (1944 г.) и другими иностранными наградами. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Депутат Верховного Совета СССР с 1970 г.

Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка, Курганского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1918 г. Умер отец, семья испытывала суровую нужду. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества в Таганроге и Рабфак при Ленинградском индустриальном институте. Работал слесарем на авиазаводе. С 1935 г. в Красной Армии, закончил в 1938 г. Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в одном из полков Ленинградского военного округа. Участник похода в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 г. и Советско-финской войны 1939 - 1940 гг., где совершил 31 боевой вылет.

Кем был

В начале войны лейтенант Кутахов в действующей армии, воевал в Карелии в составе 145-го (19-го гвардейского) иап, затем (с сентября 1944 г.) командир 20-го гвардейского иап. За мужество и героизм в борьбе с врагом 1 мая 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После войны подполковник Кутахов оставался на службе в ВВС. В 1948 г. он поступает на курсы усовершенствования командного состава в Липецке, а после их окончания получает назначение на должность заместителя командира дивизии в Группу советских войск в Германии. Спустя некоторое время Павел Кутахов становится командиром авиационного корпуса. В 1957 г. окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего воздушной армией Прибалтийского военного округа в Риге. В августе 1961 г. П.С. Кутахов - командующий воздушной армией Одесского военного округа. С 1967 г. на должности первого заместителя главкома, с 1969 - главком ВВС, заместитель министра обороны СССР. Главный маршал авиации (1972), Заслуженный военный лётчик СССР. 15 августа 1984 г. за большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной техникой ВВС страны и в связи с 70-летием со дня рождения, удостоен второй медали «Золотая Звезда».


Чем знаменит

Одним из первых в ВВС КА облетал импортный истребитель «Аэрокобра» и 15 мая 1942 г. одержал на нем первую победу. Манера боя Павла Кутахова заключалась в выполнении неожиданных для врага маневров, стремлении внести замешательство в его ряды, во что бы то ни стало не допустить прицельного бомбометания по прикрываемым объектам. На посту главкома ВВС уделял большое внимание принятию на вооружение новых образцов военной техники, которые стремился облетывать лично. Дал «путевку в небо» самолетам Ту-22, Ту-95МС, Су-24, Су-25, МиГ-25, Як-38 и многим другим. В период усиленного развертывания ракетных войск, П.А. Кутахов выступал против необоснованного сокращения советских ВВС, направлял силы, знания и опыт на укрепление воздушной армии. Большое внимание уделял повышению эффективности инженерно-авиационной службы.

Места сражений

В годы войны сражался в Карелии, прикрывал порт Мурманска, базу Северного флота, Кировскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В упорном бою 21 июня 1943 г. сбил у станции Белое море одного из наиболее результативных немецких асов на Севере, командира вражеской авиагруппы.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 степени, Александра Невского, Кутузова 1 степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, а также иностранными орденами.


иностранные награды

Па́вел Степа́нович Кута́хов (3 августа (16 августа) (19140816 ) , с. Малокирсановка , ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области - 3 декабря , Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (), дважды Герой Советского Союза (1 мая , 12 августа ), лауреат Ленинской премии (), Заслуженный военный лётчик СССР ().

Биография

В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел поехал учиться в село Фёдоровку в 18 километрах от Малокирсановки.

Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. В августе 1935 года по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу лётчиков . Начинал летать на самолёте «У-2 ».

Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боёв был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернувшись в расположение советских войск.

Великая Отечественная война

Был одним из известнейших лётчиков-истребителей Карельского фронта. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала:

«За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошёл трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных лётчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов. Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева ».

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов лично и 28 с напарниками. Был удостоен многих наград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза . В 1944 году майор Кутахов командовал гвардейским полком. В его полку было десять Героев Советского Союза.

Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

Семья

  • Кутахов, Владимир Павлович - сын, генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского , доктор технических наук, профессор .
  • Пронина (Кутахова), Галина Павловна - дочь.

Список воздушных побед

Всего воздушных побед: 14+28 (из них в оперативных документах найдено 13+15);
боевых вылетов - 367;
воздушных боёв - 79.

** - групповые победы

Память

  • Его имя носило Армавирское ВВАУЛ (Армавирский ВАИ) до переформирования и вхождения в состав Краснодарского ВАИ.
  • В родном селе Малокирсановка установлен бронзовый бюст П. С. Кутахова.
  • В селе Малокирсановка существует музей, посвящённый жизни и деятельности П. С. Кутахова.
  • В посёлке Мурмаши Мурманской области одна из улиц носит имя П. С. Кутахова.
  • В честь Кутахова названо судно флота рыбной промышленности РТМК-с «Павел Кутахов», бортовые номера МА-1819, М-0007, 1989 года постройки. Порт приписки Мурманск.

Государственные награды

  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984);
  • четыре ордена Ленина (1.05.1943, 15.08.1974, 21.02.1978, 15.08.1984);
  • орден Октябрьской Революции (4.05.1972);
  • пять орденов Красного Знамени (1.05.1942, 13.07.1942, 22.02.1955, 30.12.1956, 22.02.1968) ;
  • орден Кутузова 1 степени (4.11.1981);
  • орден Александра Невского (5.11.1944);
  • орден Отечественной войны 1 степени (22.09.1943);
  • два ордена Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954);
  • орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (17.02.1976);
  • медали СССР;
  • кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кутахов, Павел Степанович"

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
Предшественник:
Вершинин, Константин Андреевич
Главнокомандующие ВВС СССР и России

-
Преемник:
Ефимов, Александр Николаевич

Отрывок, характеризующий Кутахов, Павел Степанович

Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение.
Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.
Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.
Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.

Павел Степанович Кутахов

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области. В 1930 г. окончил 7 классов школы, поступил в школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии Кутахов с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе.

Кутахов участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. в должности командира звена 7-го ИАП. Совершил более ста боевых вылетов на истребителе И-16.

С июня 1941 г. по май 1944 г. воевал в должности заместителя командира и командира авиаэскадрильи 145-го ИАП, в мае 1944 г. – январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского ИАП. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

27 марта 1943 г. капитан Павел Кутахов в напряжённом бою с асами 5-й немецкой истребительной эскадры сбил истребитель Ме-109Г-2, пилотируемый унтер-офицером Эдмундом Козловски. На следующий день немецкий лётчик в районе Урд-озера был взят в плен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майору П.С. Кутахову присвоили звание Героя Советского Союза.

Кутахов воевал на Ленинградском и Карельском фронтах, участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, в прикрытии союзнических конвоев, в Петсамо-Киркенесской операции. Войну закончил в звании гвардии подполковника, в должности командира 20-го гвардейского ИАП.

Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника. Среди лично сбитых П.С. Кутаховым самолётов - 1 разведывательный «Физлер-Шторх» и 13 Ме-109, среди групповых побед - 5 Ме-110, 3 Хе-111, 4 Ю-88, 2 До-215.

После войны продолжал службу в Заполярье. В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1949 г. полковник П.С. Кутахов командовал дивизией в группе советских войск в Германии, корпусом в Прибалтийском военном округе. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957–1959 гг. был заместителем командующего по боевой подготовке, в 1959–1961 гг. - 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа. В 1961–1967 гг. командовал 48-й воздушной армией Одесского военного округа. В 1967–1969 гг. - 1-й заместитель главкома ВВС.

С марта 1969 г. Кутахов - главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР. За время его руководства ВВС страны достигли наивысшего развития и подъёма.

Генерал Кутахов летал на сверхзвуковых истребителях до 1967 г. Несколько раз попадал в нештатные ситуации, однако исключительная лётная выдержка и хладнокровие позволяли ему безаварийно окончить полёт. В 1967 г. ему было присвоено звание маршала авиации, а в 1972 г. - Главного маршала авиации.

Умер Кутахов от сердечной недостаточности 3 декабря 1984 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и в городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, где жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

 

Возможно, будет полезно почитать: