Описание картины письмо с фронта лактионова. Сочинение по картине письмо с фронта. Создание произведения Лактионова и отношение критиков

Предварительный просмотр:

История одной картины

А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович - известный советский график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен. С одной из его картин я познакомилась на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее. Картина называется «Письмо с фронта», она посвящена одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – Великой Отечественной войне.

Название "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. Сюжет произведения предполагался несложный: следовало изобразить вернувшегося с войны солдата и встречающую его подругу или мать. Картине художник собирался дать название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, написано множество набросков и эскизов, но все решил случай.

Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды на прогулке встретил солдата с перевязанной рукой, опирающегося на палку. В руке солдата было письмо-треугольник. Оказалось, что товарищ по госпиталю просил выздоровевшего передать письмо родным, от которых уже давно не было вестей. Художник помог солдату найти нужный адрес и увидел, как открылась дверь и как обрадовалась женщина, получившая долгожданную весточку с фронта.

В то время в нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких на фронте, у которой бы не хранились бережно дома «треугольники» - солдатские письма домой, для которых не надо было конвертов. Поэтому художнику показалось важным изобразить радостное событие для каждой семьи того времени - получение заветной весточки с фронта от родного человека. Так окончательно определился сюжет будущей картины «Письмо с фронта».

После того как был придуман сюжет, Александр Лактионов начал рисовать картину. Работа над картиной длилась больше двух лет. Художник работал только летом, только в хорошую погоду и только по утрам, когда сияло ослепительное солнце. Лактионов очень хотел, чтобы картина была наполнена светом, чтобы повсюду были яркие солнечные блики, озаряющие широкий двор, крыльцо, фигуры и лица героев картины. И это должен был быть не просто свет яркого солнечного дня, а свет радости, счастья, надежды на близкую победу.

На картине изображена семья, собравшаяся на крыльце у широко распахнутой двери старого деревянного дома. Мальчик читает только что полученное с фронта письмо. Эту долгожданную весть принес в семью раненый боец, облокотившийся на дверной косяк. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Пожилая женщина держит в руках конверт и очки. Может быть, слезы радости не дают ей самой читать письмо. Молодая девушка с красной повязкой на рукаве, которую носили следящие за вражескими налетами дружинницы, радостно улыбается. Внимательно слушает и девочка, стоящая спиной к зрителю. Лица всех светятся радостью – пришло письмо с фронта, случилось маленькое семейное счастье в трудное военное время.

Художник писал картину на крыльце своего дома с натуры. Ему позировали родственники и знакомые. Родная сестра матери художника, Евдокия Никифоровна, которая с детства воспитывала маленького Сашу, позировала для образа пожилой женщины с конвертом. Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа, а девочкой с косами - дочь Светлана. Позировать для солдата, принесшего письмо, согласился 24-летний друг Лактионова, художник Владимир Нифонтов. Он сам недавно вернулся с фронта и все еще ходил в военной форме. Художник изобразил его на картине инвалидом, с палочкой. На самом деле Владимиру посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. 19-летняя соседка художника Ольга Быстрова стала на картине девушкой в зеленой кофточке с красной повязкой дежурного ПВО .

В 1947 году художник отвез свое произведение на Всесоюзную художественную выставку в Третьяковскую галерею. Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в Москву с кистями и красками. Оказалось, что комиссия не одобрила изображение советской семьи на полотне: покосившийся порог, прогнившие старые доски на крылечке, облупившаяся штукатурка на стенах, старые стоптанные туфли женщины – все это выглядело слишком бедно, хотя и говорило правдиво о разрухе, которую принесла война. Комиссия потребовала от художника закрасить дыры на стенах и перерисовать пол из старых досок .

Однако, переделывать картину не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который с такой любовью и трепетом писал Александр Лактионов: чтобы картина не бросалась в глаза, её повесили в маленьком темном простенке Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж. Однако уже в день открытия выставки протиснуться в узком коридоре стало невозможно: у полотна «Письмо с фронта» зрители Третьяковки собирались толпами. Они подолгу смотрели на картину, некоторые из них даже плакали. Именно в этой семье многие зрители узнавали себя. Ведь страшная война только закончилась, и еще свежи были воспоминания о фронтовых письмах. Практически каждый тогда ждал весточку с фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. На следующий же день “Письмо с фронта” заняло место в центре экспозиции. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Это была самая высокая награда из существующих .

Успех картины «Письмо с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила вся Москва. И вскоре Александр Лактионов , прежде мало кому известный, стал одним из самых популярных в стране художников. Было выпущено множество открыток и репродукций с картины; полотно пользовалось шумным успехом на зарубежных выставках, для которых художник выполнил несколько авторских повторений. Картину включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. В настоящее время копии полотна Лактионова украшают залы музеев Софии, Хельсинки, Нью-Йорка и многих других городов.

Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. Даже сейчас, когда прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на защиту Родины. Ожидание победы, надежда на скорое возвращение родных людей – вот то, о чем повествует нам это произведение. Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства нашей страны.


Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова для учащихся школ.

Сочинение по картине Письмо с фронта 4 класс

Действие картины А. Лактионова «Письмо с фронта» происходит летним солнечным днём в небольшом городе. Через открытую входную дверь старого кирпичного дома видна улица. Вдали стоят двухэтажные дома, растут высокие деревья.

По ярко-голубому небу плывут белые пушистые облака. На крыльце дома стоит табуретка. На ней сидит семилетний мальчик. Он читает вслух письмо своего отца. Отец мальчика ушёл на фронт ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Вот уже несколько лет он отважно сражается с фашистскими захватчиками.

Каждое его письмо сын ждёт с большим нетерпением. Письма приходят. А это значит самое главное - отец жив. Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

Сочинение по картине Письмо с фронта 6 класс

Во время Великой Отечественной войны многие мужчины нашей страны уходили воевать, покидая свои дома. Со своими родными они общались в основном по переписке. Полученные с фронта письма бережно хранили и много раз перечитывали. Они были очень дороги для их получателей.

Людей в стране настолько сплотила общая беда, что со всеми своими горестями и радостями они делились с соседями. Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» - яркий тому пример. Центральное место на картине занимают крыльцо многоквартирного жилого дома и часть подъезда. Его входная дверь широко распахнута. За ней видна городская улица с двухэтажными домами и большими деревьями.

На небе много кучевых облаков, но летний день довольно солнечный. Главный герой картины - сидящий на крыльце маленький мальчик. На вид ему не дашь больше семи лет. Со всех сторон его обступили мама, сестра, девушка и солдат. Они с большим интересом смотрят на мальчика, который читает им долгожданное письмо своего отца.

В письме отец сообщает родным о своей фронтовой жизни, о победоносном наступлении наших войск, об отваге своих однополчан и своей награде, полученной за проявленное им в бою мужество. Эти новости соседи принимают с радостью. А мальчик, гордясь своим отцом, готов читать строки из его письма снова и снова.

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова 7 класс

А. Лактионов - известный художник. В конце Великой Отечественной войны с ним произошёл такой случай. Однажды на прогулке к живописцу обратился солдат с перебинтованной рукой и тростью. Военный искал указанный на письме адрес. Найдя нужный дом, они стали свидетелями трогательного момента получения фронтового письма. Эта сцена в дальнейшем послужила основой для картины Лактионова «Письмо с фронта».

На этой картине изображены пять человек. Они находятся у широко распахнутой входной двери старого двухэтажного дома. Роль каждого из них вполне ясна. Как и в реальной истории, письмо с фронта принёс солдат. У него перевязана рука, очевидно ранение. После госпиталя он сумел передать письмо родным своего боевого товарища. Вот только нужный дом помог найти ему не художник, а молодая симпатичная девушка с красной повязкой на руке. Мальчик, его мама и маленькая сестренка - получатели письма.

Художнику мастерски удалось передать чувство радости этих людей. На их лицах счастливые улыбки. Одни рады, что получили весточку от родного человека, другие - что помогли им её доставить. Но больше всех, конечно, радуется читающий письмо малолетний мальчик. Большую жизнерадостность картине придают и художественные приёмы: тёплый летний день, яркое солнце, белоснежные облака голубого неба. Все это нам показывает светлую новую жизнь, она продолжается.

Своё произведение живописи автор закончил уже после войны. Никто уже не получал фронтовых писем. Несмотря на это, картина завоевала огромную популярность у зрителей. Ведь тёплые воспоминания об этих счастливых моментах остались в душах наших людей на долгие годы.

картина Лактионова Письмо с фронта фото

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.

Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.


Увидев репродукции некоторых знакомых картин, наша память неожиданно возвращает нас в прошлое. Полотно Александра Лактионова «Письмо с фронта» , ставшее визитной карточкой художника - яркое тому подтверждение. Многие из нас в школьные годы писали сочинения об этой картине, но не многие знают удивительную его подлинную историю.


Немного о художнике

Родом художник из Ростова-на-Дону. О своих детских годах и семье он позже напишет: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». Мальчишкой он любил рассматривать репродукции картин в старых дореволюционных журналах, мечтая о том, как обязательно когда-то станет художником.


Отец семейства работал на ростовском заводе, а к концу жизни - на железной дороге. Именно с его легкой руки маленький Саша очень рано начал рисовать. Уже в четыре года он настолько точно и объемно изображал предметы, что на его рисунки и на него самого приходил посмотреть народ со всей округи. Безусловно своей любовью к живописи Лактионов обязан своему отцу, который и сам неплохо рисовал. «Я кузнец, - говорил он, - но ты у меня, Сашок, видать, будешь художником!»

Лактионовы, старший и младший, годы спустя, были безмерно счастливы, когда 16-летний Александр поступил в художественную школу. Сбылось желание отца и мечты сына: «Для меня началась пора светлых праздников в жизни и в искусстве... Ростовская школа дала мне очень много... Я понял, что могу быть только художником и другого пути в жизни у меня нет».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219411238.jpg" alt="Переезд на новую квартиру. 1952 год.. Автор: Александр Лактионов." title="Переезд на новую квартиру. 1952 год..

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты выяснили, что у Лактионова особое зрительное восприятие окружающей среды. На этот счет один очень крупный в офтальмологии специалист сказал, что у Лактионова совершенно особое устройство глаза. Он мир воспринимает стереоскопически. И от того, что он по-другому видит, он и пишет так же.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417361.jpg" alt="Письмо с фронта. 1947 год. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Александр Лактионов." title="Письмо с фронта. 1947 год. Государственная Третьяковская галерея.

Проблема решилась сама собой, когда летним солнечным днем 1943 года художник повстречал раненного солдата, несшего письмо сослуживца его семье. Солдат, опираясь на палку, с плащ-палаткой через плечо, увидев Лактионова, подошел и попросил помочь найти нужный ему адрес. Художник тут же предложил его провести. По дороге завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку. Лактионов привел бойца к нужному дому и увидел, как того сразу же обступили родные друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже словечко. Замысел картины тут же сформировался в образы и сюжет. Художник немедля принялся за работу. На написание картины ушло около двух лет, так как работал над ней живописец лишь в солнечные погожие деньки, что бы как можно реальнее передать свет и тень.

В дальнейшем эта работа прошла путь, что называется - «от тернии к звездам». Во времена советской власти, чтобы картина дошла до зрителя, перед открытием выставки собиралась комиссия, решавшая судьбу полотен художников. Строгий отбор, где ценились художественность и глубина образов, мастерство и многие другие тонкости пройти удавалось с трудом. На такое рассмотрение строгих рачителей нравственности и идейности в искусстве попало и «Письмо с фронта», выставленное в 1947 году в центре экспозиции Третьяковки.

И вот на этот холст, висевший на центральной стене - набросились буквально все члены комиссии. «Почему? А как показана советская семья на этом полотне? Что это за дом такой, стена с облупленной штукатуркой, проломленное крылечко, люди как-то бедно одеты, женщина в растоптанных шлепанцах? И это мы так представляем советскую семью, советскую действительность?! А как иностранцы будут ходить, и что они подумают о нашей замечательной родине?». Организаторы выставки обомлели, им и в голову не могло прийти, что таким образом, можно судить о картине. Но на всякий случай стали уговаривать и упрашивать возмущенных членов консилиума. Разрешить то - разрешили, только велели перевесить куда подальше.

Голос народа

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416564.jpg" alt="Портрет архитектора А.Н. Душкина. Автор: Александр Лактионов." title="Портрет архитектора А.Н. Душкина.

Лактионов, будучи художником фундаментальным, не только глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенять некоторые их методы живописи. Он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Самостоятельно изготавливал краски по старинными рецептами. Холсты грунтовал особым грунтом, позволяющим сделать полотна долговечнее.

Лактионов Александр Иванович - народный художник, живописец, график. Больше всего наград и достижений получил за свое воспроизведение «Письмо с фронта». Эта картина появилась на общем обозрении в 1947 году и сразу стала знаменитой. На данный момент она на почетном месте в Третьяковской галерее.

Автор на этой картине показал то, что как раз было очень близко и, как говорится, задевало за живое каждого, кто на нее смотрел. На полотне мы видим небольшой круг людей, которые собрались на пороге дома и внимательно слушают, как мальчик читает письмо. Это письма из фронта. И лишь выражения лиц, с которыми все слушают, помогает нам понять, что новости хорошие. Возможно, там написано о предстоящей победе и скором возвращении домой.

Мальчик, читающий письмо, сидит на стуле в центре собравшихся людей. В доме, опершись на двери, с обеих сторон, стоят маленькая девочка и женщина. По все видимости это мама этих детей. На улице стоит солдат с палочкой. Видимо, это он и принес письмо от своего боевого товарища. А рядом с ним девушка, опершись на забор, слушает мальчика с замиранием сердца. Наверное, это девушка, которая очень ждет своего возлюбленного с поля боя живым и невредимым.

На картине изображен красивый солнечный день. Небо ясное и слегка прикрытое легкими тучками. Двор, где читается письмо, залит солнечным светом. Если бы не тема полотна, то и на первый взгляд никто и не подумал, что идет война, гибнут люди, рушатся судьбы. У всех только одна надежда на скорое празднование победы и возвращение мужей, сыновей домой живыми.

Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. И хотя уже осталось мало очевидцев тех действий, но история будет вечно. Мы никогда не должны забывать того что было и всячески стараться не допустить этого снова.

 

Возможно, будет полезно почитать: