Икона божией матери,называемая "елецкая". Храм казанской иконы божией матери в ельце Панорама на вход в церковь с ул. Октябрьская

Много где побывал Елец не сходя со своего места - и в Азовской, и в Воронежской, и в Курской, и в Орловской губерниях, а сейчас пришвартовался в Липецкой области. Но в своей карьере максимум чего он достиг - это стать в 1719-м году центром провинции. Провинция была большая, по площади больше нынешней Липецкой области, и Липецк входил в состав Елецкой провинции в ранге уездного города. А очень хотелось Ельцу стать губернским городом, и основания у него для этого были. По легенде, отправили ельчане к царю делегацию из самых знатных купцов, чтобы попросили те царя сделать Елец губернским городом. Но царь тот был опытным бюрократом, напрямую купцам не отказал, а поставил условие - как будет в городе 33 храма, так и сделаю его губернским. И принялись строить храмы, причём с расчётом, что будут они украшать уже губернский город. Поэтому храмы ставили большие, не мелочились. К 1917-му году успели построить 31 храм и 15 часовен. Было ещё два монастыря, но они в зачёт не шли. Немного не успели...
А начну я свой рассказ о елецких храмах не с самого большого и административно главного, а с самого интересного.
Церковь Михаила Тверского и Александра Невского, она же Великокняжеская.

Храм сооружён обществом хоругвеносцев на средства купца Заусайлова в память о посещении Ельца Великим князем Михаилом Александровичем. Там же стоит и памятник самому Заусайлову.

2. Храм построен по проекту архитектора Вильфарата как продолжение царской часовни в память Александра II, убитого народовольцами в знак благодарности за отмену крепостного права.

3. Под церковью в 1913-м году устроили ещё и пещерный храм, а возле был открыт дом призрения в честь 300-летия дома Романовых.


Сам храм выполнен в византийском стиле, как было модно в начале прошлого века, да и внутри чем-то он напомнил мне греческие церкви.

4. Главный храм Ельца - Вознесенский собор. Он хорошо виден с противоположного берега Сосны.


5. С другой стороны в него упирается въездная в город улица Коммунаров

6. Храм строился 44 года, с 1845 по 1889. Собор является кафедральным, в нём проводит службы епископ елецкий и лебедянский.


7. Храм построен архитектором Тоном на месте старого, который стоял здесь, на Красной площади с 17-го века.


8. При советской власти до 1947-го года в храме было зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская.

9. Вознесенская часовня рядом с собором построена намного раньше него, в 1801-м году на месте братской могилы горожан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395-м году.


При строительстве фундамента собора землю не вывозили, а рассыпали вокруг, поэтому часовня получилась такой заглублённой.

10. Введенская церковь расположена на улице Шевченко, рядом с собором. Считается самой древней церковью Ельца.


11. Немного севернее собора, на улице Маяковского находится Покровская церковь. Вернее, то, что от неё осталось.


12. Колокольня церкви в своё время была самой высокой в Ельце, сейчас от неё остались только руины, но вроде пытаются восстановить. А в центральной части уже проходят богослужения.


13. Дальше на север по улице Маяковского. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Чёрной слободе.


14. Здесь всё ещё хуже.


15. Церковь вернули верующим только в 2010-м. Что-то накрыли, поставили леса, похоже что давно.


Получится ли её восстановить?
По одному из старинных преданий, на месте нынешней Владимирской церкви находилась ставка Тамерлана, который совершил набег на Елец и собирался пойти на Москву. Предание гласит, что именно в районе Владимирского храма, в то время как в Москву перенесли икону Владимирской Божией матери, в Ельце Богородица явилась Тамерлану. Божья Мать велела захватчику покинуть пределы России и отказаться от своих военных амбиций по отношению к нашей стране. Легенда легендой, но место это находится в низине, и я на месте Тамерлана ставку бы там не расположил.
Ещё одна легенда говорит, что в декорировании этого храма принимали участие французы, оставшиеся в плену после Отечественной войны 1812 года, которые ранее работали над созданием царских дворцов.

16. Церковь Рождества Христова на улице Ярославского.


17. Ещё один грандиозный по своим размерам храм, а внутри, кроме бабушки, которая продаёт свечки, никого.


18. Успенская церковь на углу Советской и Карла Маркса. Тоже достаточно большая.


19. Памятник победе в Отечественной войне 1812-го года.

20. Колокольню ещё предстоит восстановить.

21. Церковь Преображения Господня на углу Октябрьской и Льва Толстого. 18-й век, колокольня пристроена в 1871-м.

22. Переместимся в южную часть города. Ещё один грандиозный храм - иконы Елецкой Божией Матери.

Храм был построен по случаю 500-летнего юбилея сражения с войсками Тамерлана, а одолеть его как раз и помог образ с иконы Богоматери, обративший вражеских воинов вспять. Восстановлен же храм был уже к 600-летию сражения.
23.


24. Этот храм один из самых молодых в Ельце, да и от коммунистов пострадал не сильно.
.
Как-то не попал в объектив моего фотоаппарата храм Михаила Архангела - ещё один большой храм на углу Свердлова и Октябрьской.
Не смотря на такое количество храмов, не скажешь, что Елец - город религиозный, или что сюда едут паломники. Мы заходили в несколько храмов, но только в одном из них - Вознесенском было более или менее людно, да и то, почти половину составляли туристы типа нас. Конечно, хорошо было бы восстановить полуразрушенные храмы, внешний вид города от этого только выиграл бы. А с другой стороны - для кого? Прихожан мало. Второй вопрос - за какие средства? Меценатов там не густо, прихожан, повторюсь, мало, за государственные деньги нельзя по нашим законам. Сделать в восстановленных храмах музеи? Не те сейчас времена, да и музеев в Ельце тоже достаточно. И сносить нельзя. Так и стоят полуразрушенные церкви, ждут решения этой очень непростой задачи.
Есть в Ельце и небольшие церквушки.
25. Казанская церковь на старом городском кладбище начала свою историю в виде небольшого деревянного приходского храма в центре Ельца.


Впервые церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте современного Михаило-Архангельского храма на средства донского казака Иосифа Лося в 1680-х годах. Просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь в 1771-м году года заменил Михаило-Архангельский храм. А новая Казанская церковь построена была в камне на вновь отведённом кладбище в полуверсте от города.
Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания, освящённая в 1781 году как храм. В то время церковь прихода не имела и использовалась лишь с целью отпевания умерших. В 1789 году Казанская церковь была расширена: с запада к ней пристроили притвор и колокольню, чтобы придать часовне вид церковного здания.

26. Рядом с кладбищем ещё одна небольшая действующая церковь - Иоанна Златоуста.


Церковь была построена в 1872 году. До революции она выполняла роль домашнего храма для жителей городского мужского приюта, расположенного рядом с храмом. В приюте, организованном по инициативе управления Общественного банка, жили сироты и дети из бедных семей, а также пожилые люди, оставшиеся в одиночестве. Важнейшей частью воспитания подопечных приюта стало их религиозное просвещение. Чтобы у жителей социального учреждения появилась возможность посещать храм регулярно, местные купцы-меценаты решили сообща построить для них домовую церковь. На месте бывшего приюта и сейчас действует интернат.

27. Раз уж мы оказались в этом районе, посмотрим и на Троицкий Елецкий мужской монастырь. Вернее на то, что от него осталось.


На территории монастыря расположилась автобаза.
28. Стены и башни монастыря продолжают разрушаться.

После революции здесь размещалась коммуна люмпен-пролетариев с кожевенных заводов. 31 августа 1919 года часть коммунаров была расстреляна мамонтовцами за попытку оказать сопротивление и вандализм по отношению к зданиям монастыря. Эх, некому наказать за вандализм автоколонну.
Из культовых зданий осталась только колокольня, храмы разрушены до основания. А на старых фотографиях были два величественных храма. Монастырь был перенесён из центра города на это место подальше, от городской суеты, в середине 19-го века.

29. Братский корпус спасло только то, что он был превращён в многоквартирный дом.


В 2008 году часть квартир в бывшем братском корпусе с церковью святого Пантелеймона и колокольней монастыря переданы монашествующим.

30. Но есть в Ельце и действующий монастырь - Елецкая Знаменская епархиальная женская обитель, расположенная на левом берегу Ельчика.


31. Монастырь построен на "языке", образованном двумя оврагами, и добраться до него непросто.


Несколько раз, пытаясь подъехать на машине, мы упирались в овраги. И даже несмотря на такую территориальную обособленность монастыря, в 1769 году, когда почти весь город был уничтожен страшным пожаром, он тоже полностью сгорел. Нескольким послушницам удалось спасти часть церковной утвари. Помимо этого, было найдено несколько монастырских икон совершенно не тронутых огнем, в том числе, чудотворная икона Знамения Божией Матери. Несмотря на то, что находиться на территории монастыря было опасно, и все кельи сгорели, две инокини отказались покидать территорию монастыря. Вместо келий, они поселились в погребе, спасаясь от холода, ветра и влаги подручными средствами. Весть об их подвиге достигла Тихона Задонского. Святитель Тихон стал инициатором и организатором сбора средств на строительство новых келий для послушниц.

32. Во время одного из визита в монастырь он определил место, на котором надлежит построить новый каменный собор, получивший имя Знаменский в честь спасённой иконы.

21.06.2013 3496

Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце XVIII в. В 1791 г. жители центральной части города, переселённые в этот район после пожара 1769 г. и последовавшего затем принятия первого регулярного плана Ельца, продолжали числиться в приходах теперь уже далёких для них церквей Покрова Божией Матери и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города — Лучке — каменной церкви Богоявления Господня с приделом Знамения Божией Матери. Но далее рассмотрения прошения Орловской духовной консисторией дело по неизвестной пока причине не пошло. Сооружение храма в этом районе города на Лучковской площади предусматривалось и генпланом Ельца 1827 г., но к строительству приступили лишь в самом конце XIX столетия.

В октябре 1890 г. восемьдесят пять ельчан подали в городскую думу прошение о сооружении в преддверии 500-летнего юбилея явления в 1395 г. в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В том же прошении горожане сетовали на удалённость их домов от приходской Сретенской церкви, неустроенность их района и высказывали желание иметь свой приходской храм, для которого уже заготовлены колокола и железо для кровли, а потомственный почётный гражданин Пётр Иванович Ростовцев обязуется пожертвовать под строительство будущего храма два пустопорожних участка в лучковской части города.

Придельные алтари будущего храма инициаторы строительства желали освятить во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и пророка Осии. Прошение ельчан заканчивалось проникновенным воззванием: «Благочестивые сограждане! Эти наименования приделов проектируемой церкви должны побудить в сердцах наших чувства глубокого сознания скорейшего осуществления намеченного дела… Потомки отцов, отвративших своей грудью нашествие иноплеменников в отдалённые времена исторического созидания Русской земли, пусть проникнутся до глубины души сознанием величия Божия и положат первый камень в основание здания, воздвигаемого во славу мудрому Творцу, его Божественной Матери, и святого угодника, и пророка, спасших своими молитвами и заступничеством наш город и весь русский народ от величайших несчастий».

Проект храма Елецкой иконы Божией Матери. Северный фасад. 1893 г. Архитектор А.С. Каминский

Третьего ноября 1890 г. городская дума, рассмотрев это прошение ельчан, поддержала предложение городского головы Н.П. Руднева ходатайствовать перед епархиальными властями о разрешении строительства храма. В том же году архитектору Александру Степановичу Каминскому, только что завершившему строительство Вознесенского собора в Ельце и разработавшему эскиз его иконостаса, заказан проект новой церкви. Выполнен он был уже в следующем 1892 г. или начале 1893 г. Весной 1893 г. все документы были согласованы и 30 мая т. г. начаты земляные работы.

26 августа 1893 г. в Ельце организованы торжества по случаю закладки храма на месте новосозидаемой церкви. При огромном стечении народа из города и уезда совершено благодарственное Господу Богу молебствие. Из всех городских церквей принесены были иконы, и крестный ход сопровождался торжественным колокольным звоном.

Когда стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удастся, ельчане устроили в 1895 г. в деревянном амбаре купца И.Г. Добродеева рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, обращенный в следующем году в церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. В ней предполагалось совершать богослужения и отправлять требы до окончания строительства нового храма.

Главной причиной замедления постройки стал недостаток средств у будущих прихожан, в основном — малоимущих мещан, не способных ежегодно жертвовать большие средства на строительство храма. Не спасала ситуацию и активная деятельность строительного комитета, в который входили именитые и богатые елецкие граждане — Николай Николаевич Петров (председатель строительной комиссии), Иван Григорьевич Добродеев (казначей), Николай Дмитриевич Черников, Митрофан Сергеевич Жаворонков, Николай Иванович Криворотов, Александр Александрович Петров и Алексей Гаврилович Панкратов.

Член строительного комитета храма Елецкой иконы Божией Матери Николай Иванович Криворотов. Фото 1892 г.

Для сбора пожертвований на строительство из духовной консистории добровольным сборщикам Тимофею Савину и Егору Салькову была выдана шнуровая книга, а в газетах неоднократно публиковались обращения строителей и попечителей с просьбой поддержать возведение храма пожертвованиями. В одном из обращений, опубликованном в 1897 г., говорится: «В 1893 г. в г. Ельце Орловской губернии с разрешения местного епархиального начальства совершена закладка столь дорогого для сердец наших трёхпрестольного храма. В настоящую пору сей древний заветный храм выведен до окон, и, к великому нашему прискорбию, дальнейшая постройка его должна приостановиться по скудости наших средств. Христолюбивые Благотворители и Строители храмов Божиих! К Вам обращаемся и просим: уделите нам посильную лепту на сие святое дело! Помогите нам, кто может, на окончание Дома Божия! Каждое и малое пожертвование Ваше будет принято с любовью и благодарностью нами, чем и вмените в обязанность возносить молитвы о Вашем благоденствии и упокоении душ усопших родителей Ваших пред чудною древнею иконою Пресвятые Девы Богородицы Елецкая, в честь которой и предложено освятить 1-й главный придел строящегося ныне храма; а также — св. Алексия, митрополита Московского, посетившего наш город ещё при жизни святого сего, проездом в Татарскую Орду и призвавшего Божие благословение на его процветание, в память которого посвятить намерены 2-й правый придел; и св. Пророка Осии, день памяти которого тесно связан с днём милости Божией, явленной в сохранении жизни ныне в Бозе почившего Государя Императора и его Августейшей семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года, в воспоминание чего мы решили освятить 3-й левый придел нашего храма. Рука дающего не оскудеет». Переводы из других городов высылались на имя казначея строительной комиссии Ивана Григорьевича Добродеева.

Для обеспечения стройки кирпичом в 1895 г. за р. Лучком был построен кирпичный завод, который обеспечивал стройку не только строительным материалом, но и деньгами, вырученными от продажи части продукции. Городская дума выделила для завода участок земли, а впоследствии заботилась о прибыльной работе и даже старалась ограждать от конкуренции.

Старооскольская улица в районе Залучковской площади. Слева — строящийся храм во имя Елецкой иконы Божией Матери. Фото ок. 1900 г.

При сооружении храма использовались многие технические новшества того времени: железобетонные перекрытия, гидролитный пол, облицовочная плитка, цемент, система парового отопления… Основание храма сложено из крупных блоков известняка; стены, шатры и декоративный убор — из кирпича. Для покрытия шатров использована разноцветная цементная плитка. Памятник ценен и как образец интересного инженерного решения, применённого в условиях грунтовых вод. Для ограждения фундаментов от влаги, поступающей из находящегося рядом ручья Лучок, проектом Каминского было предусмотрено устройство под зданием котлована, ограждённого несколькими рядами шпунтованных дощатых стенок с глиняными замками, а также укладка блоков известняка в фундамент на свинцовые листы. Это позволило предохранить от воды фундамент и подвал.

В последние годы строительства храма его старостой с 1907 г. избирался городской голова, потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев. Своей активной деятельностью и крупными пожертвованиями он продолжил дело отца — почётного потомственного гражданина Петра Ивановича Ростовцева, одного из инициаторов строительства храма Елецкой иконы Божией Матери, известного в Ельце благотворителя. На завершающем этапе строительства крупную сумму внёс владелец табачной фабрики Николай Иванович Романов.

Но, к сожалению, не все горожане радели о строительстве лучковской церкви. Находились и те, кто пытался поживиться из кружки, для сбора добровольных пожертвований на храм. Как-то ночью воры «взломали кружку в столбе около часовни, близ строящейся церкви. Сбили замок и высыпали всё, никто и не видал, последний раз высыпали из этой кружки месяц тому назад».

Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 — строящийся храм Елецкой иконы Божией Матери, 2 — Иверская церковь

После избрания ктитором храма Н.П. Ростовцева строительство пошло более быстрыми темпами. К 1911 г. основной объём храмовой части уже был закончен постройкой, шло устройство куполов. Местные газеты того времени внимательно следили за ходом работ: «С 10 мая вновь начаты работы на храме Елецкой иконы Божией Матери за Лучком. Разбирают опалубку главного купола, затем приступят к покрытию всех пяти куполов разноцветной цементной плиткой в шахматы, к установке глав и крестов на них… На всё надо 12 тыс. руб., в кассе — 1 тыс.».

Построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. Её объёмно-пространственная композиция складывается из кубического объёма односветного храма, соединённого через равновысокий с ним узкий неф с высокой колокольней. Традиционные трапезная и апсида отсутствуют, от чего в общей композиции усиливается вертикальное движение архитектурных объёмов. Храм пятиглавый, шестистолпный, с большим световым восьмигранным барабаном над центральным нефом и четырьмя меньшими, поставленными по углам храмовой части, перекрыт кровлей на четыре ската. Световые барабаны венчают ряды кокошников и кирпичные шатры с луковицами на глухих восьмигранных барабанах. Трёхъярусную колокольню завершает высокий кирпичный шатёр с двумя рядами слуховых окон.

Фасады храма украшены рустом, красивыми наличниками с массивным очельем пилястрами и сложными карнизами. По осям храма над входами и на ризалите, заменяющем алтарную апсиду расположены окна, сгруппированные по три и объединённые тройным кокошником — очелья. Нефы обозначены на фасаде ризалитами и рустованными пилястрами, подчёркивающими членение внутреннего пространства.

Композиция храма, архитектурное оформление наличников, ряды кокошников — всё это свидетельствует о том, что прообразом храма явились древнерусские храмы XVI — середины XVII в. Сохраняя сам дух построек того периода, архитектор А.С. Каминский мастерски переработал детали декора и внёс в наличники, угловые полуколонки, карнизы свой авторский рисунок. Для облегчения восприятия грандиозного объёма храма проектом предусматривались так и не выполненные в натуре шатровые крыльца-сени над входами в храм.

Строительные и отделочные работы ещё не были завершены, но служить в храме начали уже в 1913 г. Весной 1915 г. был установлен деревянный резной иконостас, написана на холстах часть икон — на горнем месте, стенах и столбах. Самая большая из них — Оранта, изображавшая Богородицу, явившуюся Тамерлану со святителями и небесным воинством. Были определены сюжеты остальных настенных росписей и сделана разметка углём.

Храм, как уже отмечалось, был вторым по величине в Ельце. Длина его составляла 48 арш. (34,5 м), ширина — 38 арш. (27 м), высота до карниза — 40 арш. (28,5 м), с главным куполом — 75 арш. (53,5 м). Под храмом располагался сводчатый подвал размером 45 х 34 арш. (32 х 24 м). Часть его была занята паровым устройством для отопления, смонтированным к осени 1914 г.

Иконостас был отделан под белый мрамор белою эмалевою краской. Высота иконостаса составляла 7 арш. (5 м), длина — 36 арш. (25,6 м). Оценён он был в 6 тыс. руб. Особенно хороша, по свидетельству современников, была живопись местных икон. Стены внутри храма побелили по штукатурке, а полы сделали асфальтовыми — их настелили в 1915 г. мастера-итальянцы «из химического гидролита».

Колокольня к 1915 г. была возведена в высоту только на 40 арш. Но к моменту освящения престолов на колокольне отсутствовали только кровля и крест, а у храма — крыльца и сени.

Освящение престолов предполагалось совершить 10 июля 1915 г. Ожидался приезд Преосвященного Митрофана (Афонского), епископа Подольского, бывшего епископа Елецкого. Но торжества пришлось по какой-то причине отложить на осень.

Освящение храма совершил 26 ноября 1915 г. епископ Елецкий Павел (Вильковский) в сослужении восьми протоиереев и семи иереев. Ещё в 7 часов утра начали собираться прихожане, и к началу чина освящения храм был переполнен верующими. В 9 часов торжественный звон возвестил о приближении архипастыря, встреченного благочинным Д.Д. Некрасовым и ключарём собора Василием Гавриловым. Преосвященный Павел вошёл в храм, где выслушал приветствие настоятеля храма о. Тихона Архангельского, а затем перешёл в алтарь для совершения чина освящения. Главный алтарь храма освящён в честь иконы Благовещения Божией Матери. Приделы — во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии (правый) и Иверской иконы Божией Матери и св. Алексия, митрополита Московского (левый). Как видим, главный престол был посвящен не Елецкой иконе Божией Матери, как планировалось с 1890 г., а Благовещению Пресвятой Богородицы. Неизвестна пока причина, по которой принято именно такое решение. Тем не менее для ельчан храм остался и продолжает оставаться сегодня храмом во имя Елецкой иконы Божией Матери.

После крестного хода и возглашения многолетия государю императору, епископу Орловскому и Севскому Григорию и епископу Елецкому Павлу, началось чествование строителей храма. Николаю Петровичу Ростовцеву был преподнесён святой образ-складень древнего письма, которым Преосвященный Павел благословил председателя строительного комитета. Было провозглашено многолетие создателям и благотворителям храма, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезою в доме городского головы, где были приняты и отправлены телеграммы с выражением верноподданнических чувств и пожеланием императору великому князю Михаилу Александровичу полной победы над дерзким врагом. Храм, построенный в память чудесного избавления Руси от нашествия Тамерлана, по своим размерам занял «первое после собора место» в городе.

День 26 ноября 1915 г. стал днём рождения последней по времени постройки православной церкви Ельца.

Храм Елецкой иконы Божией Матери. Фото 1980-х гг.

После революции 1917 г. храм Елецкой иконы Божией Матери ожидала судьба всех елецких церквей. В 1921 г. прихожан его постигло сразу два несчастья: скончался настоятель храма протоиерей Тихон Архангельский, много сил положивший на его сооружение, а ночью 16 сентября т. г. выстрелом в окно грабителями был убит ктитор церкви Н.Н. Перекалин.

3 марта 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей была составлена опись имущества храма, а затем последовало изъятие тех немногих цен-ностей, что находились в храме.

В 1929 г. в городе началась широкомасштабная кампания по подготовке закрытия православных храмов. Одним из первых в списке на закрытие стояла церковь в Лучке. «Красное знамя» весной 1929 г. сообщило о начале работы специальной комиссии по обследованию храма и его колокольни в связи «…со многими техническими дефектами постройки». Так верующих начинали морально готовить к закрытию храма.

В сентябре т. г. начался сбор подписей среди жителей города, прежде всего трудящихся крупных предприятий, под требованием закрыть ряд храмов: «Мы считаем в высшей степени ненормальным наличие в нашем городе обилия церквей при скудности культурно-просветительных учреждений». Среди предлагаемых к закрытию церквей была и лучковская. К этому обращению единогласно присоединились тогда рабочие винзавода и пивзавода.

В том же году договор с общиной храма Елецкой иконы Божией Матери был расторгнут по причине неуплаты с 1923 г. долга, а церковь закрыта в целях «…использования для культурных нужд города».

Внутреннее убранство храма Елецкой иконы Божией Матери. Фото 2006 г.

Судя по документам октября 1937 г., храм к этому времени был приспособлен под зернохранилище, о чём свидетельствует договор продления аренды, датированный 1 декабря 1937 г.: «Учитывая наличие находящегося в указанных церквях большого количества хлеба и отсутствие складочных помещений в городе продлить срок аренды церквей «Преображение» и новой Лучковской сроком до 1 марта 1938 г. на тех же условиях договоров от 7 и 23 октября 1937 г.». Возможно, лишь это и спасло храм от разрушения, так как в том же 1937 г. Елецкий горсовет просил разрешения снести неработающую церковь, занятую конторой Заготзерно, и «отвести участок под строительство соцпосёлка Элементого завода». Площадь церкви составляла 754,1 квадратных метра и в ней хранилось на этот момент 484 т лука, а общая вместимость как зернохранилища составляла 1096,5 т зерна.

До войны 1941 — 1945 гг. храм использовался конторой «Заготзерно», а с 1948 г. — Елецким горторгом. Но ещё во время войны 24 июня 1943 г., верующие обращались в городской Совет с просьбой передать храм для богослужения, но им отказали, объяснив это тем, что церковь занята военным ведомством и к тому же продана городской организации.

После войны лишённый кровли храм ветшал, разрушались карнизы, осыпалась штукатурка. С 1970-х гг. из-за строительства в непосредственной близости многоэтажных домов и прокладки коммуникаций была нарушена гидроизоляция и дренаж, в подвал начали интенсивно поступать грунтовые воды.

Попытка поставить церковь под охрану государства как памятник архитектуры впервые была предпринята Елецким отделением ВООПиК в 1975 г.

Храм Елецкой иконы Божией Матери. Фото 2006 г.

Возвращение храма Елецкой иконы Божией Матери верующим состоялось в 1989 г.

А на второй день Пасхи 4 апреля 1991 г. в храме прошла первая служба на антиминсе из Вознесенского собора. Очищенный от мусора храм был заполнен верующими, которых не смущали ни натянутая над алтарём полиэтиленовая плёнка, ни капающая с потолка вода от тающего на кровле снега, ни холод и темнота. По свидетельству протоиерея Василия Романова, проводившего ту памятную службу, «хор пел стройно, а галки и голуби вторили хору. Пение было чудесным, потому что радовались и люди, наполнившие Святой храм, — около 300-400 человек, и птицы небесные пели свои сложенные песни, и голуби ходили вокруг престола. Мир человеческий и мир пернатых — все прославляли Христа, Воскресшего из мертвых». Так возобновились в храме регулярные богослужения.

В 1990 г. были поставлены леса на храм. Окончены восстановительные работы к 1995 г. Отремонтированы карнизы, восстановлена разрушенная кладка, застеклены окна, подведено паровое отопление, установлен насос для откачки из подвалов грунтовых вод, выполнена мягкая кровля, устроен временный иконостас.

В 1995 г. во время торжеств, посвященных 600-летию чудесного избавления Руси от нашествия войск Тамерлана, состоялся крестный ход с возвращённым незадолго до этого из краеведческого музея списком почитаемой Елецкой иконы Божией матери. Святыня побывала в свежепобеленных стенах посвященного ей храма, благословив дальнейшее возрождение второго по величине храма Ельца. До настоящего времени храм Елецкой Божией Матери является доминантой и украшением южного района города. Мощная вертикаль церкви уравновешивает панораму, нарушенную в последнее время современной высотной застройкой.

Священно- и церковнослужители храма Елецкой иконы Божией Матери:

Священники:

Архангельский Тихон – 1915-1921
Романов Василий Яковлевич – 1990
Лопатин Георгий Викторович – 2001-2003
Шаргин Анатолий Петрович – 2003
Федюшин Владимир Васильевич – 2003-2006
Рыжков Александр – 2004-2006
Дорофеев Александр Георгиевич – 2006

Диаконы:

Чебышев Иоанн – 1915-1922
Исаев Сергий Алексеевич — 2003
Лучин Алексий Александрович – 2005-2006

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Примечания:

1. Труды ОУАК. Вып. 1. 1895. — Орёл, С. 56-61.
2. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 20-21.
3. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 65-66.
4. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
5. Голос порядка. 1911. № 477. С. 3.
6. Елецкий вестник. 1915. № 16, № 32.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 21-22.
8. Елецкий вестник. 1915. № 40.
9. ОЕВ. 1916. № 2. С. 51-54.
10. Письма Ростовцевых. Частное собрание В.А. Заусайлова.
11. ГАОО. Ф. 79. Oп. 1. Д. 88. Л. 245-245 об.
12. красное знамя. 1929. № 15. С. 4.
13. Красное знамя. 1929. № 212. С. 2.
14. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 171 об.
15. ГАЛО. Ф. Р-6. Oп. 1. Д. 10. Л. 260.
16. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 8. Л. 351.
17. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24.
18. Протокол Елецкого городского отделения ВОПИиК № 10 от 31.10.1975 г.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Строительству храма в лучковской части города предшествовало печальное событие: в 1769 году в центре Ельца был сильный пожар. Жителей, которые были прихожанами Введенской церкви и храма Покрова Божией Матери, переселили в Лучок. Оказавшись на довольно приличном расстоянии от своих приходских храмов, ельчане стали просить о строительстве собственной церкви в лучковской части города.

Согласно генеральному плану застройки города 1827 года храм должен был находиться на Лучковской площади. Но дальше планов дело не продвигалось. Местные жители уже запаслись железом для кровли церкви, приготовили колокола. А почетный гражданин Ельца П. Ростовцев выразил желание пожертвовать под строительство храма два подходящих участка земли.

Осенью 1880 года, когда Елец готовился праздновать 500-ление явления Богородицы во время нашествия на город Тамерлана, жители Лучка в составе 85-ти человек, обратились в городскую думу с просьбой построить в честь этого события храм с главным престолом во имя Елецкой Иконы Божией Матери . Дума прошение горожан поддержала.

Проект новой церкви выполнил архитектор А. Каминский, который к этому времени завершил строительство Вознесенского собора. В августе 1893 года состоялась торжественная закладка храма. Во время строительства храма его будущие прихожане ходили на богослужения в молитвенный дом, который затем стал церковью во имя Иверской иконы Божией Матери.

Строительство лучковского храма продвигалось крайне медленно, так как не хватало средств. Работу постоянно приостанавливали.

В 1895 году за ручьем Лучок построили кирпичный завод, чтобы обеспечить стройку собственным кирпичом. Часть продукции продавалась, а прибыль шла на строительство храма.

Во время постройки церкви применялись новейшие по тем временам технологии – железобетонные перекрытия, цемент, система парового отопления. В связи с близким нахождением грунтовых вод под зданием построили котлован, который оградили специальными стенками с глиняными замками, а известняк в фундамент укладывали на свинцовые листы.

Тормозили строительство нового храма и нечестные горожане, которые под покровом ночи сбили замок в кружке, в которую принимались пожертвования, и украли все, что там находилось.

С 1907 года старостой храма избрали Н. Ростовцева , потомственного почетного гражданина города. С этого момента возведение храма значительно ускорилось.

В 1913 году в новой еще недостроенной церкви уже начались службы. Через два года храм освятили. Главный алтарь был освящен в честь Благовещения Божией Матери. Правый придел – во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии. Левый - во имя Иверской иконы Божией матери и св. Алексия, митрополита Московского.

Храм, построенный в честь чудесного освобождения Руси от Тамерлана, был вторым по величине в нашем городе и считался самым значимым после собора. По архитектурному решению он не похож ни на один другой в Ельце. В церкви не трапезной части, трехъярусная колокольня заканчивается высоким кирпичным шатром. Она напоминает древнерусские храмы XVI – XVII веков, но с интересными элементами декора.

Однако с момента своего освящения храм Елецкой иконы Божией Матери принимал своих прихожан всего несколько лет. Через 4 года после революции ушел из жизни настоятель храма Т. Архангельский , а вскоре погиб и ктитор церкви Н. Перекалин (его убили грабители, выстрелив в окно).

В 1933 году из храма изъяли те немногие ценности, что успели приобрести. С 1937 года помещения церкви использовались под склад для зерна, что, скорее всего, и спасло ее от разрушения.
В послевоенные годы Лучок активно застраивался жилыми многоэтажными домами. Во время прокладки коммуникации нарушили гидроизоляцию и в подвал церкви начала поступать вода.

Верующим вернули храм только в 1989 году. Через 2 года после этого, здесь состоялась первая служба. С потолка капала вода, а вокруг престола свободно ходили голуби, но людей, которые пришли в тот день на службу это не смущало.

Восстановительные работы в храме были завершены в 1995 году. Из краеведческого музея вернули список Елецкой иконы Божией Матери. К 600-летию освобождения Руси от Тамерлана храм отметил свое второе рождение.

В настоящее время реставрация Лучковского храма продолжается.

В Елец можно приезжать каждые выходные и каждый раз открывать его заново. Город уникален, интересен и самобытен. Настоящий музей под открытым небом. Не знаю людей, посетивших Елец, но оставшихся равнодушными к атмосфере этого города. Он цепляет всех, даже тех, в чьи интересы архитектурное наследие входит лишь отчасти.

Прогулку по Ельцу предлагаю начать отсюда, с улицы Толстого (бывшей Кладбищенской). Здесь, на старом кладбище, том самом, история которого началась с указа императрицы Екатерины Второй, подписанного в 1770 году при утверждении нового генерального плана Ельца, находится Казанская церковь. Вместе с городским кладбищем началась история храма во имя Казанской иконы Божией Матери, затерявшегося ныне в зелени кладбищенской рощи.
Указ же Екатерины гласил: "В городе кладбищи уничтожить, а отвести за городом способные места при церкви или часовне и огородить забором".

По церковным документам известно, что освящён Казанский храм в 1781 г. Но церковь не сразу приобрела тот облик, который имеет сегодня. Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания. Этим объясняется необычность низкого объёма, объединившего в себе и храмовую часть, и апсиду, и трапезную. Не имела церковь в то время и своего прихода.
Но город продолжал расти, и застройка вплотную подошла к кладбищу. В 1789 году Казанская церковь была расширена. И лишь в первой половине XIX века церковь наконец получила свой штат священно- и церковнослужителей, который первое время составлял лишь священник, а во второй половине ХIХ - начале XX в. - священник, диакон и псаломщик.

"3"
В середине XIX века вблизи церкви была выстроена часовня-ротонда на месте перезахоронения останков ельчан, извлечённых при строительстве Вознесенского собора.

Решением исполнительного комитета липецкого областного Совета народных депутатов от 26.01.1983 г. № 51 часовне присвоен статус памятника регионального значения.



После революции 1917 года из Казанской церкви властями изымалось ранее пожертвованное верующими. Казанская церковь была закрыта в сентябре 1941 года (последняя в городе), а священник Никанор Лисянский арестован.
В 1941-1942 году в Елецкий горосовет неоднократно поступали просьбы о возвращении Кладбищенской церкви верующим. Однако прошение было удовлетворено лишь в декабре 1942 года, а официальное открытие состоялось 3 января 1943 года. Священником был назначен обновленец протоирей Николай Лыков, получивший в 1947 году медаль "За добросовестный труд во время ВОВ 1941-1945 гг." за сбор и перечисление в фонд Красной армии огромной суммы денег.




"9"
Решением исполнительного комитета липецкого областного Совета трудящихся от 02.11.1971 г. № 874 Казанской церкви присвоен статус памятника регионального значения. В целом памятник ценен как редкий тип раннеклассического культового здания с необычным объёмно-планировочным решением.


Координаты церкви: 52.624,38.4796

При подготовке поста использовались следующие источники:

Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце 18 века. С 1769 года переселённые жители этой части города продолжали числиться в приходах теперь уже далёких от них Покровской и Введенской церквей. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города - Лучке - каменной церкви Богоявления Господня. Но далее рассмотрения прошения дело не пошло. Церковь в Лучке предусматривалась так же генеральным планом Ельца 1827 года, но к строительству приступили лишь в конце 19 века.

В октябре 1890 года жители Лучковской слободы подали прошение городской думе о строительстве в преддверии 500-летнего юбилея явления в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В ноябре дума поддержала данное предложение и ходатайствовала о строительстве храма перед епархиальным начальством. В том же году архитектору А.С. Каминскому (строитель Вознесенского собора в Ельце) заказан проект новой церкви. В 1893 году проект был закончен и начаты земляные работы. В августе того года произошла торжественная закладка первого камня. Когда же стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удаётся, прихожане устроили в 1895 году в амбаре рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, в следующем году освящённый в церковь Иверской иконы. Главной причиной замедление постройки стал недостаток средств у будущих прихожан. Для обеспечения стройки кирпичом за рекой Лучком был построен кирпичный завод. При сооружении храма были использованы многие технические новшества того времени: железобетонные перекрытия, пробковый пол, облицовочная плитка, цемент, система парового отопления. Построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. Традиционные трапезная и аспида отсутствуют, от чего в общей композиции усиливается вертикальное движение архитектурных объёмов. Храм пятиглавый, шестипрестольный. Композиция храма, архитектурное оформление наличников, ряды кокошников - всё это указывает на то, что прообразом храма явились древнерусские храмы 16-17 веков. Строительные и отделочные работы ещё не были завершены, но служить в храме начали уже в 1913 году. Весной 1915 года был установлен деревянный резной иконостас. Стены были побелены по штукатурке, а на полу был положен асфальт (химический гидролит). Колокольня была сооружена на всю высоту (53,5 метра) к лету 1915 года. Освящение храма совершил 26 ноября 1915 года епископ Елецкий Павел. Главный престол был освящён в честь Благовещения Божией Матери, правый во имя Елецкой иконы и св. пр. Осии, левый Иверской иконы и св. Алексия, митрополита Московского. По неизвестной причине храм освятили не в честь Елецкой иконы Божией Матери, как планировалось, а Благовещения. Но для ельчан храм навсегда останется храмом Елецкой иконы Божией Матери.

После революции 1917 года, храм постигла учесть всех елецких церквей. В 1922 году из храма изъяли церковную утварь. В 1929 году городская общественность развернула компанию по закрытию церквей, одним из первых в списках «к закрытию» был Лучковский храм. В этом же году договор с общиной был расторгнут, а церковь закрыта в целях «использования для культурных нужд города». До 1941 года помещение использовалось как склад «Заготзерна», а с 1948 года используется Елецким горторгом. После войны лишённый кровли храм ветшал, с 1970-х годов, после строительства в непосредственной близости к храму многоэтажных домов и прокладки коммуникаций, вовсе стал разрушаться. В 1975 году храм поставили под охрану как памятник архитектуры, а в 1989 году его передали верующим. После расчистки мусора, весной 1991 года в храме Елецкой иконы Божией Матери состоялась первая служба. С 1990 по 1995 годы храм реставрировался и предстал во всей красоте в год 600-летия избавления Руси от полчищ Тамерлана.

Использован перередактированный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006.

 

Возможно, будет полезно почитать: