Тематическая литературно-музыкальная композиция,посвящённая закрытию года экологии в россии "давайте сохраним!". Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами театрализации «Цветы – улыбка природы Литературно музыкальная композиция экологическа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Перенская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Рославльского района Смоленской области

Выполнила: Светлана Николаевна Данченко

учитель русского языка и литературы

д.Перенка, 2015 г.

«Имеющий душу»

литературная композиция на экологическую тему по творчеству смоленских поэтов и писателей

Слайд 2

Оформление зала. Рисунки и творческие работы учащихся на тему « Моя родная сторона, Смоленщина моя», книжная выставка, фотографии смоленских поэтов и писателей, природоохранные плакаты.Перед началом внеклассного мероприятия или во время его демонстрируются слайды электронной презентации (презентация прилагается). Сценарий может быть использован в оригинале или выборочно по усмотрению учителя во внеурочной работе и на уроке.

Чтец.

Не боится повторений.

В ней все из года в год

Приходит чередом,

Но сколько б

Ни цвели для нас сирени,

Цветенья нового

Мы, как подарка, ждем.

Н. Рыленков

Ведущий. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды.» Многозначный поэтический афоризм заключил в себе квинтэссенцию того, что мы понимаем под словом экологическая культура.

Тема «Природа и человек» стала сквозной в русской литературе. Поэты и писатели Смоленщины глубоко и искренне рассказывают о любви к природе, бережном отношении к ней.

Слайд 3

Ведущий. Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несет нам аромат луга и поля, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки. Поэзия Н.Рыленкова несет нам образ Родины, она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни,а глазам дали родного пространства. Стихотворением Н. Рыленкова мы начали литературную композицию «Имеющий душу».

Чтец.

Ничего мне не нужно лучшего,

Как в полях у истоков дня

Встретить солнце, чтоб первый луч его,

Вспыхнув вдруг, коснулся меня.

Снова полон той сладкой жажды я,

Что сулит мне горячий год;

Снова верю: былинка каждая

Здесь любовью моей живет.

Н. Рыленков

Слайд 4

Ведущий. Главные черты лирики Виктора Смирнова - чувство родной земли, сыновняя преданность ей, подлинность переживаний. Пейзаж входит составной частью в раздумья автора о родной Смоленщине.

Чтец.

Речки, тропы. Ракиты и клены.

Запах сена в родимом селе.

И ячмень отбивает поклоны

Лишь его породившей земле.

Сын деревни, я полон стремленья

Быть с природой, к ней сердцем приник.

И поставят меня на колени

Только ягода, только родник!

Чтец.

НА ЛУГУ

Дочери Ире

Утонешь в луговом просторе...

О, сколько в мире красоты!

Глаза, увидевшие горе,

Иначе смотрят на цветы.

Трава пахучим зноем дышит.

Стучат кузнечиков часы.

Но уши, пчел жужжанье слыша,

Невольно слышат песнь косы.

Стальное жало свистнет резко -

Так на земле заведено...

Лишь дочки маленькое сердце

С природой бьется заодно.

Мелькает платьице из ситца.

Приняв Иринку за цветок,

Пчела на голову садится...

Чтец.

Дай, природа, мне взаймы

Рощ осенних позолоту,

Самый первый снег зимы,

Медленность его полета.

Дай саней морозный бег.

Иней на ветвях у клена.

Дай разлив ревущих рек.

Дай лугов наряд зеленый.

Дай взаймы твою весну

С гулом сева. С тишиною.

Не скупись. Я долг верну,

Став листвой, землей, травою.

Чтец.

Весной весь мир от счастья обнимаю.

Согласен превратиться в ручеек.

На небе облако обожествляю,

А на земле - любой ее росток.

Грачей обожествляю, ольхи, гнезда,

Туманы, что низинами плывут.

Обожествляю каждой ночью звезды

За то, что в кронах птицами поют.

Обожествляю речку, утро, лодку,

Твой взгляд, его святую синеву.

Обожествляю смех твой и походку.

А меж людьми - безбожником слыву.

Чтец.

Льнет мое сердце к природе,

С нею правдив я и чист.

Радуясь полной свободе,

В воздухе плавает лист.

Робкому зайцу на листьях

Сладко дремать у куста...

Как оглушительный выстрел

Ранит меня красота

Не потому ли, что к осени

Клонится лето мое?

Ночью беззвучными осами

Звезды влетают в жилье.

В яркую зелень одетой

Вижу тебя я во сне...

И через долгое лето

Тянутся руки к весне.

Ведущий. У В. Смирнова в сборнике стихотворений «Прялка матери» есть удивительное стихотворение.

Чтец.

Пусть он меняет русла рек,

Пусть он предскажет нрав погоды,

Но как ничтожен человек,

Когда кричит: «Я - царь природы!»

Ведь он - не вечен. Вечна - синь.

Да светит солнце, не старея...

Не «царь» сказал бы он, а «сын».

Вот это было бы вернее.

И смотришь, был бы он целей,

Глаза лучистее сияли...

Пора бы знать уж, что царей,

В конце концов, всегда свергали.

Ведущий. Стихотворение звучит тревожно: так ли все просто в отношениях между человеком и природой?!

Слайд 5

Ведущий. Евгений Максимов – автор книг «Когда шумит рожь», «Хлеб», «Бабье лето», «Тихие проселки», «Зори на Гжати». Очерки этих книг объединены темой охраны природы и умножения природных богатств родной автору Смоленщины.

В сборнике «Зори на Гжати» есть очерк «Там, где начинается Днепр». Предлагаем вашему вниманию отрывок из очерка.

Чтец.

Идем кондовым лесом, плотным, сухопарым, без суков до гудящих вершин.

Помните, в сказках цветы цветут зимой и птицы детенышей выводят,- спрашивает Тихон Ильич и движе­нием руки приказывает следовать за ним. Подходим к пушистой елочке. Тихон приподнял густую ветвь и как-то грустновато спросил: - Ну как делишки, братец? А? Трудненько детишков растить, когда вьюга поет?

И мы увидели в гнезде желто-зеленую птицу, которая не улетала. Жалобно пискнув, она слегка клюнула твер­дую руку егеря. Нам так хотелось посмотреть на эту птицу, но старик быстро опустил ветвь и, подталкивая нас, проворчал:

Пошли! Пошли...- Уже за ельником пояснил: - Это клест-еловник. Он даже в крещенские морозы птен­цов выводит. А к этому я давно хожу, вишь, привык... Скоро детки будут. Конопли надо ему принести.

Мы останавливаемся удивленные, ища помощи у еге­ря, а он довольно улыбается в струящуюся бороду, хит­ро щурит вылинявшие глаза.

Подходим ближе к лесовику и убеждаемся, что это большой пень: шапка на нем - сугроб, борода - ото­дравшаяся и размочалившаяся кора, руки - сучья, по­сох- сушина орешина, случайно привалившаяся к су­ку. Но стоило нам отойти на пять шагов назад, как пень снова превращался в лесовика, лицо его оживало, и ру­ка звала дальше, в тайгу...

На крохотной полянке Тихон Ильич нагнулся, осто­рожно разгреб рыхлый сугроб, и мы увидели цветы.

Пять белоснежных лепестков на коротком изумруд­ном. стебле. Лепестки были, как фарфоровые, и тонюсень­ко звенели. То была обыкновенная пастушья сумка. Егерь осторожно засыпал цветы снегом и сказал:

Грейся, милая! Дыши... скоро теплые дни нагря­нут.

На опушке видим недавно срубленную ель. Старик хватает шапку, бьет ею о колено, и мы впервые слышим ругательство. Успокоившись, егерь склоняется и считает круги на срезе:

Какую красавицу сгубили! Сто семьдесят годков красовалась... ищо крепостное время помнила... Ну ни­чего... от меня не уйдешь! Найду!

Чтец.

Владимир Дмитриевич Крупин попросил старика рас­сказать о своей жизни в лесах.

Откуда идет наш лесной род- кто знает. Можа, когда ищо варяжские струги в верховьях Днепра появи­лись, ить рядом истоки Синички, а по ней до Западной Двины легко пробраться. Жили мои предки - как и я - подолгу: видно, лесной смоляной воздух помогал. Прадед мой тож российский лес стерег и сажал. Правда, с вяземскими рекрутами он весной 1774 года к Пугачеву бегал, за волю сражался... Потом дед и отец - тоже всю жизнь в лесу. Ну и я... лесником работал, егерьствовал. Вот и все о себе! Я лучше про родной русский лес поговорю с вами.

Что такое лес? Для иного лес - древесина, грибы, ягоды, пушнина, дичь всякая, травы лекарственные... А ить лес ищо и друг человека, его, можно сказать, санитар. Ужо известно, что дерева выделяют такие ве­щества, которые убивают наших врагов: микробов и воз­будителей болезни. Кислород для дыхания человеческо­го тоже лес дарит. А лесная водица! Эта водица прохо­дит сквозь лесную подстилку, а потому чиста и аромат­на. Под защитой леса и хлебушко богатый растет...

Вот что такое лес! «Лес- друг человеку!»- часто говорим мы. А человек - лесу? Все лето в выходные дни в наши места катят машины горожан. А что потом! По­ломанные, порубленные сосенки и елочки, ожоги от кост­рищ, банки, битые бутылки и, страшнее всего, пожары. Посмотрите на колодец, откуда Днепр начинается... Ведь раньше береза над ним склонялась! Так сруби­ли и ее...

Я слушал жалобу старого егеря и думал...

А вокруг заповедного озера на много верст простира­ется моховое болото с таким обилием целебной ягоды, что можно б построить фабрику. Это журавлина! В каж­дой деревеньке этого края в любое время года вас на­поят настоем журавлины от простуды, в жару подадут прохладный и освежающий морс, поставят для аппети­та на стол миску с журавлиной, угостят вареньем из этой ягоды.

Все это надо беречь...- вздыхает Тихон Ильич,- ведь растут дети, внуки наши. И скажите-ка там, в Москве, мол, старик лесник так говорит, что не всегда о лесе умно думаем. Вон какая мощная лесозаготовитель­ная техника поступает, а лесовосстановительной... тю-тю. С одним плугом за валочной машиной не угонишься! По­садка лесов - ох как! - отстает в нашем крае от рубки. Да и про истоки Днепра Славутича пора вспомнить...

Слайд 6

Ведущий. В 1988 году в издательстве «Московский рабочий» вышла удивительная книга «Сторона Приднепровская». Рассказ Андрея Максименкова «Хозяин леса» не оставит равнодушным читателя.

Для всех было неожиданностью, когда Виктор Азаровский, окончив шумячскую среднюю школу, заявил, что хочет работать в лесу.

Из него вышел бы превосходный педагог! - со­жалела учительница литературы Нина Ивановна Лазаренкова.- Литературу-то как знает и любит! Лучше всех в классе разбирался. И сердце у него доброе. Та­ким, как он, и учить детей!

Отец Виктора, Владимир Трофимович, по специаль­ности строитель, тоже не одобрил решение сына.

Не пойму я тебя. Чудной ты какой-то... Молодежь к машинам рвется, в гущу жизни, а тебя- в лес, к ти­шине потянуло, как старика...

И тут Виктор не удержался:

Что вы все, как сговорились, трубите одно и то же: «Машины, машины!» Упрекаете, что ухожу от борь­бы за будущее. А где она острее: там, где машины, или где разводят леса? Это еще надо посмотреть!

Глаза Виктора заблестели, на щеках проступили яркие пятна, и он принялся горячо и убежденно выкла­дывать все, о чем очень много думал.

Знаете ли вы, что мы уже дорого расплачиваем­ся за многие современные удобства?

По подсчетам ученых за последние сто лет в топках печей уничтожено двести сорок миллиардов тонн кис­лорода. Вы слышите, двести сорок миллиардов тонн! Взамен выброшено в атмосферу триста шестьдесят мил­лиардов тонн углекислого газа. Воздух загрязняется ежечасно, ежеминутно, ежесекундно! Кислорода стано­вится все меньше. А кто его восстанавливает? Деревья! Значит, нужно, чтобы было больше лесов! Надо разво­дить их! Беречь!

Все это Виктор выпалил почти единым духом, слов­но торопился, чтобы его выслушали до конца. После короткой передышки он заговорил уже спокойнее.

А наша речка? Совсем ведь обмелела, рыба пе­рестала водиться. Почему? Опять же потому, что леса по берегам повырубили, даже кустарник выкорчевали. Поймы канавами изрыли... Теперь и на ту мелочь, что еще осталась кое-где, сколько рыбаков развелось! Что ни двор, то рыболов. А в ином- два, три. И каждый норовит придумать что-нибудь похитрей, чтоб наловить побольше! То же самое и с дичью. Чуть парень под­рос- уже охотник. И с большим аппетитом! Но нельзя же вот так бесконечно! Надо подумать, что будет после нас. Да не все хотят об этом думать!..

А кто может успешнее беречь природу, восстанавли­вать леса, бороться с браконьерами? Мы! Молодые!

Чтец

В детстве Витя подолгу жил в маленькой лесной де­ревушке Тростянке на берегу небольшой родниковой речушки у дедушки Трофима Васильевича Азаровского, работавшего лесником. Именно в те годы и почувство­вал он влечение к природе, перешедшее потом в креп­кую любовь. Особенно нравилась ему пора, когда уже спадала вешняя вода и устанавливалась теплая пого­да. В это время на речных заводях становилось шумно от перелетных птиц. Под их радостные призывные кри­ки Витя ложился спать и вставал по утрам. Жизнь на воде и в лесу почти не затихала даже ночью. Птичий крик мальчик слышал и во сне. И тогда грезились ему далекие неведомые страны с теплыми морями, в кото­рых вода круглый год, как парное молоко, с необыкно­венно высокими, до самых облаков, деревьями по бере­гам. Так говорили взрослые о краях, куда улетали зи­мовать птицы.

Особенно запомнилась Вите одна весна. Выдалась она затяжной и холодной. И вдруг погода резко пере­менилась: подул густой южный ветер, и все начало на глазах оживать.

Проснулся Витя среди ночи от странного шума. Сбросив одеяло, он подошел к окну. Светила луна. Прозрачный лесной воздух струился, переливался зеле­новатым светом, а над поляной висел легкий, едва ви­димый туман. На речном плесе весело и тревожно кри­чали журавли. Они с радостным волнением, словно празднуя прилет на родную землю, били по воде крыль­ями и гонялись друг за другом. Мальчик долго не мог оторвать лица от стекла, завороженный увиденным. А когда вернулся в постель, уже не мог уснуть и еще долго-долго лежал на спине, прислушиваясь к доносив­шимся с улицы торжествующим звукам природы. И са­мому стало так весело и беспокойно, что захотелось вскочить с кровати и бежать к речке, к этим ликующим птицам, принесшим наконец настоящую весну.

Утром Витя встал и бросился к окну посмотреть на плес. Но журавлей уже не было. У мальчика появилось такое ощущение, что все виденное ночью было сном. Однако возбужденный радостный крик прилетевших на родину птиц остался в памяти на всю жизнь, навсегда слившись в его воображении с приходом теплых дней.

Непонятный восторг вызывала в сердце мальчишки и первая майская гроза. Раскаты грома в глубине леса отдавались урчащим эхом, и от этого было радостно и немного жутковато. Приятную дрожь во всем теле рож­дало равномерное шуршание теплого частого дождя. Так и хотелось попрыгать, покувыркаться на сочной молодой травке, подставить обнаженную голову под мягкие струи.

Обычно дождь лил недолго. И когда из-за уходящих туч выглядывало солнце и от мокрого луга клубами поднимался легкий розоватый пар, поляна перед де­душкиной избой густо покрывалась молодыми побегами

желто-зеленого хвоща, или, как их называют в просто­речье, толкачиками. Сладковатые, приятные на вкус, они были для Вити лакомством.

После первой грозы травы на лугах за сутки выма­хивают на целую ладонь, а листья на березах становят­ся величиной с копейку. Недаром ходит в народе шутка об этом времени: забудь вечером оглоблю на лугу, ут­ром не найдешь ее - врастет в траву.

В эти дни дед часто брал Витю с собой на обход. И чего только, бывало, не наглядится мальчик за день. То с замиранием сердца застынет у еще не прикрытого зеленью гнезда, опасаясь напугать притаившуюся в нем птичку. То увидит играющих на солнышке лисят. Хочет­ся подойти к ним поближе и боязно спугнуть. В другом месте наткнется невзначай на отставшего от матери зазевавшегося лосенка. Увидит и поспешно отскочит назад: как-никак зверь!

Гляди не забижай зверюшек. Ты мал, да пожа­ловаться могешь, ежели что, они же твари бессловес­ные, а потому еще беспомощнее. Обидчиков же у них полон лес. Столько посгинет, покудова повырастают, что и половины народившихся не останется,- поучал Тро­фим Васильевич внука.

Иногда они находили кости растерзанного зайца или остатки задранной хищником птицы. Витя тайком даже плакал, жалея «сгубленные души», как говорил дедуш­ка. Собирал останки и закапывал в землю- хоронил.

Тогда и появилось у мальчишки первое желание стать похожим на деда... Окончательно же помог решить его судьбу дядя Иван Трофимович Азаровский, долгое время служивший лесничим.

Иди к нам,- позвал он Виктора, когда тому при­шло время задуматься о выборе профессии.- Давно примечаю, лежит у тебя душа к нашему занятию. Прав­да, работник леса- профессия не очень популярная у молодежи, но, должен я тебе сказать, очень важная и нужная!

Чтец. (Инсценирование эпизода)

Лес- он ведь, как говорят в народе, сквозь годы человеку нужен. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает,- с нарочитой беспечностью, за которой все-таки отчетливо проглядывала гордость, ска­зал Виктор.- А какой же лес без нас, лесоводов?

Это уж так,- согласился Владимир.- А не скуч­новато?

Еще что выдумаешь? Для меня побывать в ле­су- все равно что интересную книгу прочитать. Чем дальше читаешь, тем труднее оторваться.

В разговоре друзья не заметили, как гостей пригла­сили в зал. Они тоже прошли в дверь, которую уже готовился закрыть дежурный, и сели позади на свобод­ные места.

Расселись у стола члены президиума. И завуч Лев Борисович Итунен предоставил слово Светлане Стецкой. Все ожидающе притихли...

Потом на трибуну один за другим стали подниматься другие выступающие. Каждый на свой лад рассказывал о работе, об учебе, о будущей профессии... И хотя не все говорили интересно и увлекательно, им подолгу и очень шумно аплодировали. Итунен, сидевший в прези­диуме с краю, то и дело вскакивал и в знак благодарно­сти торопливо и горячо пожимал им руки.

Сейчас я попрошу слово,- шепнул Антипов на ухо Виктору.

Много сегодня было рассказано здесь интересно­го,- начал Владимир.- Говорили о студенческой жизни, о захватывающих перспективах, которые ждут каждого после окончания учебного заведения. Конечно, стать врачом или инженером- заманчиво и похвально. Но вот сидит среди пас человек скромной профессии. Мало, до обидного мало говорят и пишут о таких людях. А дела­ет он очень нужное всем дело- разводит и охраняет леса. И делает это с горячей душой и большой любовью. Кое-кому может показаться: подумаешь, невидаль- ох­ранять леса! А в самом деле это не так просто, товари­щи! В дождь и в снег он в пути... Ходить и ездить при­ходится не по асфальтовым магистралям, а по без­дорожью. На этой работе, как, пожалуй, ни на какой другой, нетерпимо равнодушие и черствость... Дерево, зверь, птица сами за себя ничего не скажут: хорошо ли им, плохо, здоровы ли, больны. Все нужно скорее уга­дать, почувствовать, чем разглядеть. А для этого надо иметь очень доброе сердце.

Антипов сделал паузу, как бы давая возможность каждому вдуматься в смысл сказанного им, потом кинул беглый взгляд на Виктора, низко опустившего в смуще­нии голову, и заговорил еще более взволнованно:

Задумывался ли кто из вас над тем, почему мы с каждым годом испытываем все острей и ощутимей потребность в общении с природой? Почему тысячи и тысячи людей из больших и малых городов в выходные дни убегают от благ, которые дала им современная цивилизация, в леса и к воде? Увидеть? Познать? Может быть! Но еще больше, чтобы хоть недолго пережить ту простую, доступную каждому радость, что переживали, наверное, еще наши далекие предки,- близость к при­роде... У одних выливается это в пристрастии к собира­нию грибов и ягод, у других- к рыбалке, у третьих- к охоте. А в сущности, исток увлечения у всех один и тот же- устав от стремительной жизни, душа требует ти­шины и уединения. В бегстве своем на природу инстинк­тивно ищем недолгого отдыха от напряженных дел... Так как же мы должны быть благодарны тем людям, ко­торые охраняют и приумножают богатства природы!

Слайд 7

Ведущий. Алексей Мишин родом из Рославльского уезда. Книга поэта «Пора свиданий» - откровения о красоте природы и бережном отношении к ней, о судьбе деревни, о людях труда.

Чтец.

Тихие луга

Да перелески,

Через речки гулкие мосты,

Никакой особой, деревенской,

Вроде и не видно красоты.

Вдаль бежит

Расхлябанный проселок,

Грустновато, что ни говори.

Только у макушек

Старых елок

Светит факел стынущей зари.

Только здесь,

Под гулким серым небом,

Лето проступает синевой,

И бог весть откуда

Тянет хлебом,

Корочкой поджаристой, ржаной.

На рябинах

Реденькие крали.

Кое-где глядит на свет жнивье.

Любят эти всхолмленные дали

Пуганые птицы и зверье.

Любят в лютый холод

По оврагам

Снегири зарю на грудках греть…

Никакому ушлому варягу

Красоты твоей не разглядеть.

Чтец.

Крикну громко я в лесу:

«Дай свою мне, лес, красу,

И спокойствие,

Чтоб до небушка достать».

Лес не скрытная особа,

Лес приветствует добро, -

И на плечи мне в чащобах

Сыплет щедро серебро.

Между двухсосновых полос

Я иду ору, нахал,

Коль не лес бы,

Может, век не услыхал?!

Чтец.

Умирает в полях тишина,

Усыхают ключи луговые,

Перепелка все реже слышна

За деревней

В часы зоревые.

Окуней и плотичек мне жаль,

Потемнели

И явор и тина,

Где по водам

Торопится вдаль

Фиолетовый след керосина.

Там все реже мальчишеский смех.

И делюсь я

Нахлынувшей вестью, -

Может быть, я последний из тех,

Кто слыхал перепелкину песню.

Чтец.

А всего от речки

И осталось, -

Да темный омуток.

Ты куда, вода,

Куда умчалась?

Увядает лилии цветок.

Онемели пойменные дали,

Не слыхать

У речки детворы.

Отшумели воды, отгуляли,

Поредели на холме дворы.

И сосед мой давний,

Дядя Петя,

И оттого больней,

Что не может петь

Светло о лете

Без воды живой и соловей.

Слайд 8

Ведущий. Стихотворения рославльской поэтессы Татьяны Баклановой для многих из нас – открытие. О чем пишет поэтесса? О самом родном, что радует ее и оберегает от духовного обнищания: любви, природе, светоносных порывах.

Чтец.

Куст ракиты, как путник усталый,

У дороги проезжей присел.

Девы-зори с улыбкою алой

Здесь не раз мыли кудри в росе.

Здесь не раз перелетная птица

Находила и корм свой, и дом.

Человеку случалось укрыться

От ненастья под этим кустом.

Только вижу я - пылью дорожной,

Гарью фыркнул огромный «КамАЗ».

Очень долго зеленой ладошкой.

Куст не мог протереть своих глаз.

Чтец.

Лежу в траве.

Смешная стрекоза,

Как самолетик, крыльями блеснула,

И с интересом робко заглянула

В мои открытые навстречу ей глаза.

Мне хорошо.

И хочется молчать,

Чтоб не нарушить это ощущенье.

И хочется за все просить прощенье,

Легко,без злобы недруга встречать.

Слайд 9

Ведущий. Произведения смоленских поэтов и писателей учат нас любить Родину, родной народ, его песни и сказания, к природе относиться бережно, уметь видеть в ней красоту. В стихотворениях Раисы Ипатовой из сборника «Однажды» речь идет о жизни души, гармонии человека и природы, поисках смысла бытия, месте человека на земле.

Чтец.

Все часы мира

Останавливаются,

И человек

Живет по стуку

Собственного сердца.

Чтец.

Я была в гостях у леса.

Он с трудом меня узнал,

Но дождливую завесу

Вмиг ветвями разогнал.

Укорял: «Совсем забыла.

Не приходишь. Так нельзя.

Дело - делом, милый - милым,

А друзья - всегда друзья».

Я потерянно молчала:

Здесь пронесся ветер злой.

Я повсюду замечала

Слезы, ставшие смолой.

Не открылось их значенье -

Ветки низко наклоня,

Лес на ласковых качелях

Вдруг подбросил вверх меня.

Грусти словно не бывало.

Стало солнечно в груди.

«Не стесняйся, - хохотал он, -

В гости чаще приходи!»

Чтец.

Вдруг в городе мне станет тесно.

Я по тропинкам запылю

И разговорам бессловесным

Нисколько лес не удивлю.

И ничего я в нем не трону,

А лишь, на радость иль беду,

На свой язык переведу.

Слайд 10

Ведущий. Искренне и проникновенно звучат слова Нины Семеновой в повести «Имеющий душу» (из сборника повестей и рассказов «Радуга в пасмурный день») о земной философии жизни, горячей любви и преданности к родной земле.

Чтец.

Утро стояло тихое-тихое, без ветрянки, и ветки берез висели в небе, как нарисованные, не шелохнувшись. И вдруг одна из них вздрогнула, потому что из жесткой коричне­вой, как майский жук, почки выскочил ма­ленький курчавый язычок: «Пуф!»

Береза стреляла в небо только что родив­шимися серенькими сережками.

«Вот это здорово: березки и стреляют!»

«Ничего мы не стреляем...- Андрею по­чудилось, что он уловил в себе голос березо­вых почек.- Стреляют, когда хотят убить. Мы же, наоборот, рождаемся, чтоб жить. Хва­тит нам спать долгую-долгую зиму. С весной мы пробуждаемся для жизни. Жить - это так хорошо. Пить нежный весенний воздух, ку­паться в теплых лучах весеннего солнца. И не знать никаких забот. Одна-единственная у нас забота - расти, тянуться изо всех сил к небу. Из тьмы на свет: пуф-пуф!»

Как зачарованный, глядел Андрей на бе­резку, слушал веселую березовую стрельбу. Он забыл и про школу, и про свои мокрые ботинки, и про контрольную по математике, забыл обо всем на свете. Да и как тут не за­быть, если на его глазах рождалось великое чудо. Несколько одиночных выстрелов, а по­том все чаще и чаще - настоящая пальба. Прошло лишь две-три минуты этой пальбы, и березка вся закудрявилась сережками. Со­седняя же была еще сплошь покрыта кожа­ными жуками-почками. Отчего это? Андрей удивился, но тотчас же и догадался. Просто та березка была в тени, а на эту, под которой он стоял, падало вовсю солнце. Вот береза и обрадовалась ему и давай палить в небо, са­лютовать солнцу. Неправда, что стреляют, когда хотят убить. Можно просто стрелять - от радости: «Глядите: мы есть! Мы – живые! И это счастье!»

Чтец. (Инсценирование эпизода)

Андрею некогда было задерживаться, но он все-таки подошел.

Ты давно здесь живешь? - спросил дядька.

Всю жизнь.

А молодняк этот когда посадили? - II дядька обвел рукой молодые березки, будто хотел собрать их в кулак и вырвать.

Андрей усмехнулся.

Никто его не сажал - сам вырос.

Как это? - Дядька шевельнул усами, словно хотел почесать ими нос.

Очень просто. Разве вы не видите: это родители, а это их дети.

Вон оно что...-И дядька снова при­нялся ковырять ножом ствол старой березы. Андрей поглядел ему под руку и увидел, что из-под ножа у дядьки вырисовывается надпись: «Катя + Вася = любовь». Он и рань­ше видел надпись, но прочесть не мог, потому что она заросла, а теперь дядька расчистил ее и надпись «Катя + Вася ==любовь» засверка­ла на белой коре, как рана.

«Зачем он меня режет, зачем? Ведь боль­но. Нож такой острый, а кожа у меня такая тонкая. Если б у меня был голос, я бы закри­чала и стала бы звать на помощь. Я и кричу,

только люди не слышат моего крика. Им не дано почувствовать боль деревьев, которые они губят. А если б почувствовали...» Андрей, насупясь, поглядел на дядьку.

Усы отрастил, а березку режет

Чтец.

Ну-ка догони! - крикнул ему Андрей и припустился по зеленой траве. Ване что? Он тотчас же догнал Андрея и побежал ря­дом, кося на него черным в белых ресницах глазом, будто подзадоривая: «А ну быстрей, -а ну быстрей!»

Андрей не мог быстрей, и тогда жеребе­нок тряхнул своей черной гривой, дескать, цепляйся, беру тебя на буксир. Андрей уце­пился, и они понеслись по полю в шесть ног, не замечая ни рытвин, ни колдобин. Правда, нельзя сказать, что они неслись, обгоняя ве­тер. Ветер, наоборот, дул им навстречу, ме­шал бегу, но Андрей все равно был счастлив. Знобкий, горячий восторг залил ему душу. Ему казалось, что он не бежит рядом с же­ребенком, а скачет па копе, и конь этот - белый-белый, с черной гривой и черным хво­стом - Ваня. Так они скакали и скакали - маленькими живыми капельками на огром­ной зеленой ладони земли, - мальчик Андрей и жеребенок Ваня...

Ведущий. Как прекрасны слова «Так они скакали и скакали – маленькими живыми капельками на огромной зеленой ладони земли, - мальчик Андрей и жеребенок Ваня!..»

Чтец.

Не раздавите божию коровку,

Когда она в оранжевой красе

Ползет, являя скромную сноровку,

По узкому и бойкому шоссе.

Пускай она едва приметный житель,

Но мир осиротеет без нее.

Да подними ты на дыбы, водитель,

Железное животное свое!

Куда ты мчишься без следа, без толку?

Поверь: тебе в пути не повезет.

Не раздавите божию коровку.

Остановитесь! Пусть она ползет...

Чтец.

Не сознаем порою мы,

Что фантастически богаты,

Поскольку взяты не взаймы

Восходы эти и закаты.

Поскольку нам принадлежит

Все без утайки и обмана-

Будь это василек во ржи

Иль безграничность океана.

Ведущий. Поэты и писатели помогают нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставляют нас зорче всматриваться в окружающий мир, видеть неповторимость его красок, передают свое отношение к природе, учат нас любить, беречь и защищать ее.

Слайд 11

Литература

    Сторона Приднепровская. – Смоленск: «Московский рабочий», Смоленское

Отделение, 1988.

2. Виктор Смирнов. Прялка матери. Москва. «Советский писатель», 1980.

3. Ипатова Р.А. Однажды: стихи. – М.: «Современник», 1982.

4. Семенова Н.А. Радуга в пасмурный день: повести и рассказы. – М.: «Московский рабочий», 1980.

5. Бакланова Т.Н. Первоцвет. – Смоленск, «Смядынь», 1992.

6. Мишин А.В. Пора свиданий: стихотворения и поэма. – М., «Молодая гвардия», 1980.

7. Евгений Максимов. Зори на Гжати. – М., «Советская Россия», 1979.

8. Рыленков Н.И. Стихотворения. – М.: «Советская Россия», 1988.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»

Разработали:

Преподаватель химии Преподаватель химии

«Все меньше – окружающей природы,

все больше – окружающей среды»

Р. Рождественский

Говорить сегодня об экологии – это

значит, говорить не об изменении жизни

как прежде, а о ее спасении

В. Распутин

Цель: - подвести учащихся к размышлению о том, что отношение к природе каждого из нас является мерилом человеческой ценности;

Заставить задуматься о том, что безнравственное отношение к природе ведет не только к потере здоровья, но и к моральному разрушению человека.

Задачи: - показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание этой темы в жизни, в литературе, в публицистике, в музыке;

- ответить на вопрос: «Воспринимает ли человечество проблему взаимоотношений человека и природы, как главную проблему современного мира?»;

- формировать у учащихся ответственность за будущее страны по принципу: я – человек, ты – человек, мы – люди;

- осветить экологические проблемы нашего региона;

- развивать чувство патриотизма, духовность;

- воспитывать умение сострадать, быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг нас.

Оборудование, наглядность:

1. Книжная выставка «Раненая земля».

2. Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу».

3. Альбом с репродукциями картин о природе.

4. Демонстрация слайдов о загрязнении зон отдыха в нашем городе.

5. Музыкальные сюжеты из произведения «Времена года», песни о Земле.

6. Рисунки учащихся на тему: «Спасите планету Земля».


Ведущий 1: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью. В. Солоухин когда-то написал: «… имеющий в руках цветы – плохого совершить не может». Для каждого человека, природа была не только пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном, но и с мыслями о природе связаны представления об естественности человеческого существования.

Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства.

Звучит музыка.

1 чтец: Летит – Земля

С восхода до восхода,

Из года в год

Со скоростью мгновений

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка –

Во Вселенной.

2 чтец: Единая!

С пятью материками

И с выводками разных островков

Спеленатая мягко облаками

Овеянная тысячью ветров.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе», группа «Земляне»

3 чтец: Я – Земля

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

4 чтец: Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил бездумных восстаю,

И, сотрясая Тверь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулкану

Выплескивают славой боль Земли …

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий 2: Как много чарующих строк создано писателями и поэтами о природе. «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Поэтому ученые, писатели, работники заповедников – все, кто постоянно связан с природой, бьют во все колокола, чтобы задумались, забеспокоились все люди на земле. «Нет человека, который бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа…А потому, не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звенит по тебе», - писал Дж. Джонн.


Сегодня мы понимаем, что природа не безгранична, потому что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Загрязнение окружающей природной среды самая большая катастрофа в жизни не только человека, но и всего живого. Эта трагедия порождена человеком и направлена против человека.

Ведущий 1: экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и окружающей среды. В середине 20 века в связи усиливающимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение.

Ведущий 2: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения»

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное…

1 чтец: Я люблю тебя, большое время

Но прошу – прислушайся ко мне

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота

Загнанного волка пощади

Чтобы на Земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

2 чтец: Наши ученые определили, что в атмосферу уже выброшено более 200 млрд. СО2, более 700 млн. т пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили 231 млн. т, в результате чего пролились кислотные дожди, отравившие воду во многих водоемах . Погибли леса – «легкие планеты» а Азии, Африке, Латинской Америке, Средиземноморье.

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Засушливые районы Земли подвержены опустошиванию. Ежегодно опустошиваются в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря.

Ведущий 1: «Вот, например, земля и люди. Взаимная зависимость несомненная человек отдает земле свой труд, а он плоды. Это везде на земном шаре. Я же хочу понять свою землю не в общем плане, а конкретно, дает ли она особый характер человеку? Может быть это не заслонение ни горами, ни лесами широкое небо, светлые просторные дали, которые видит человек то колыбели до погоста, дают ему особую открытость души и щедрость натуры. Может быть, это спокойно величавые реки, принизанные солнцем леса рождают в нем особую доброту незлобивость. Может быть, мое утверждение покается спорным, но долгие годы наблюдения привели меня к выводу: человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с источника, питающего его.» После проблем мира и войны, проблема человека и земли, человек природа – самая важная в нашей современности.

2 чтец: Океан седой гудит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий 1: Каковы же проблемы экологии нашего края?

Иногда Нижневартовский район называют раненной землей? Почему? А вот ответ:

В 100 граммах грунта Обской губы – 10 граммов нефти

В самой Оби нефть превышает допустимый предел в сотни раз

Вот уже более десятка лет мертвое озеро Самотлор, ничего, кроме нефти, в нем нет.

На восстановление нормальной экологии нашего края потребуется не иене 500 лет.

Ведущий 2: Юрий Вэлла,- потомственный оленевод, охотник, замечательный писатель, коренной житель нашего края живет по законам природы. Он старается сохранить те крохи культуры, что еще остались в памяти северных народов. Юрием Вэллой создана целая серия произведений, посвященным экологическим беседам родины, поэт назвал их «лесными болями», и точнее, наверное, не сказать.

1 чтец: по Варьегану плывет нефть, нефть, нефть.

Лодку, сети и весло пропитала нефть.

Щуку вспорешь,

Нож в нефти.

За водой для чайника некуда идти.

От соседей прибежали с бедственной вестью:

Даже у вороны брюхо пожирнело,

Облако на небе тоже почернело.

На подоле черном масленые кляксы,

Лес мой перечеркнут черной полосой.

Олененок детства, что ты горько плачешь?

Я твой нос чумазый вымою росой.

3 чтец: Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник:

«Экологически чистый день на Земле».

4 чтец: Если праздник удачным будет

Можно силы свои устроить

Сговориться надежно людям

И на радость людей устроить

Год без выстрела, дней спокойных,

Год без пыток ночей осторожных

Вот тогда, позабыв о войнах,

«Экологически чистый год на Земле».

1 чтец: И Земля зацветет отменно

Из кровавого выйдет круга

Вы разучитесь постепенно

На земле убивать друг друга.

Люди! Дело только за Вами!

Звучит песня «Прости, Земля»

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,ПОСВЯЩЁННАЯ ЗАКРЫТИЮ ГОДА ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

"Давайте сохраним!"

(НА ДОСКЕ БАННЕР)

Учитель:

Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на тематической композиции «Давайте сохраним!». И сегодня мы поведем наш разговор об окружающем нас мире, о царстве природы, попытаемся проникнуться любовью, добротой и желанием беречь и охранять природу. Наш час общения сегодня необычный - он экологический и посвящён одной из самых актуальных тем – сохранению планеты Земля. Все вы знаете, что уходящий 2017 год Указом Президента России был объявлен Годом экологии. В эти дни по всей стране проходят торжественные мероприятия, посвященные закрытию этого тематического года. Не остались в стороне и мы…

Звучит песня «Раненая птица» (ВИДЕО 1)

8 КЛ. Да…Эта,пронзающая душу, песня, прозвучала совсем не случайно…Ведь сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.

На фоне нарастающей музыки звучат слова: МУЗЫКА 1

8 КЛ.

Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне

8 КЛ.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.

8 КЛ.

Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек?

Во время чтения музыка постепенно затихает.

8 КЛ. Да, печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня.

8 КЛ. Экология, что это такое? В переводе с греческого - наука о доме, о среде, окружающей нас. (СЛАЙД)

8 КЛ. Родная природа, родной дом. Нет, не даром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени мы должны думать о нашем будущем, о будущем наших детей, внуков, правнуков.

8 КЛ. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтись, но такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить. (СЛАЙД)

8 КЛ. Бернард Шоу, известный драматург, писал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди”.

8 КЛ. Халатностью людской, жестокой их неблагодарностью, нарушением самого равновесия Бытия или глумления над Матерью-природой, которая всегда была такой доброй к нам в своей верной безмерно теплой любви? И почему эта разгневанная полынная сила выбрала именно нас, что хотела так страшно сказать веку нынешнему, от чего хотела нас предостеречь?

(ВИДЕО 2)

7 КЛ.

Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и… не видели

7 КЛ.

Мы думали тогда: так было надо
Мы рьяно жгли, сушили и рубили
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.

7 КЛ.

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц

7 КЛ.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы

7 КЛ.

И тревога за жизнь неустанна
Чтоб не сгинуть в космической мгле
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле

7 КЛ.

Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А грядущее нас не простит

8 КЛ. Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!

8 КЛ.

У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить

(МУЗЫКА 2)

8 КЛ. Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.

Уже на предыдущих словах с нарастанием звучит звон капели, журчание ручейка, шум листвы.

8 КЛ. Как нельзя отделить лист от дерева, так невозможно убрать ни одного звена в природной цепи. Все связаны между собой: животные с растениями, растения с животными, все друг другу нужны. Правда, ребята? (Обращение к ученикам младших классов)

Малыши с готовностью отвечают: "Правда" и выбегают на сцену для своего выступления:

1-й.

Все-все, все на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны

2-й.

Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.

3-й.

Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

4-й.

Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.

5-й.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.

6-й.

А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.

7-й.

Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны

(МУЗЫКА 3)

УЧИТЕЛЬ: Что это? А… вы случайно не знаете???

Все в недоумении, а учащиеся 4-го класса отвечают: "Знаем!"

1-й.

Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов

2-й.

Сегодня в нашу студию (Внимание, внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание.

3-й.

Во-первых, по вопросу, когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу.

4-й.

Второй вопрос назрел давно: что эхом называется?
И если есть в лесу оно, то где оно скрывается.

1-й.

По третьему вопросу докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих гнезд.

2-й.

Потом начнутся прения: и свист, и скрип, и пение,
Урчанье и пиликанье, и щебет, и чириканье.

3-й.

Начнутся выступления скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения других известных птиц.

4-й.

Внимание, внимание, сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов.

8 КЛ. А сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний!

8 КЛ. И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.

(ВИДЕО 3 «ЦВЕТЫ»)

8 КЛ

Сорвал цветок и бросил тут же,
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чём не тужишь
И машинально рвёшь другой.

8 КЛ

Да как ты можешь? Как ты смеешь?
Он цвёл сейчас … Он был живой …
Дышал…Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.

8 КЛ

Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.

8 КЛ

И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость –
Всё – всё, чем полон и богат.

8 КЛ

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

8 КЛ Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относится и к сине – розовой медуничке, и к ветки черёмухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.

8 КЛ

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно

(ВИДЕО 4) ДЕТИ ТИХО СТРОЯТСЯ.

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Все, кто находятся на сцене произносят:

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

(ВИДЕО 5)

Звучит финальная песня «Давайте сохраним!»

Ирина Эдуардовна Полулях
«Давайте же задумаемся, что оставим детям мы?» Литературная композиция экологического театра

«Давайте же задумаемся , что оставим детям мы

Литературная композиция экологического театра .

Одновременно с двух сторон зала к середине идут по три человека, с голов ниспадают шали серого цвета. Звучит музыка «Одинокий пастух» . В микрофон звучат стихи.

Когда бы наши предки восстали из могил

Они бы удивились, увидев копоть, пыль.

Они бы не узнали родной своей земли.

И упрекнуть во много они бы нас могли.

Они бы нас спросили : «Что сделали мы с ней?

И почему не помощь, беду несли мы ей.

Где делось много птицы? Зверье ушло куда?

И чем мы помогли им, когда пришла беда?»

Они бы нам напомнили из глубины веков,

Что значит нежность ветра, шептание берегов,

И красота березок, и крики журавлей,

И ощущенье Родины у вспаханных полей.

Они бы объяснили, что мы беречь должны

Богатство то, которое оставили они .

(Во время чтения стиха из глубины зала медленно выходит Флора, подходит к впереди стоящим. Сбоку выходят взрослый и ребенок, одновременно все сдвигаются на задний план).

Выступление клуба «Доброта» . Руководители Семикоз Л. С., Аганова

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Сегодня доллар правит бал,

Душе открытой трудно стало,

Добро повергли с пьедестала.

И мир от боли так устал.

Но вы – надежда нашей жизни.

Раненая птица

В руки не давалась .

Раненая птица

Птицей оставалась .

Этот сон зловещий

До сих пор мне снится

На траве кровавой

Раненая птица.

Люди – исполины, люди – великаны

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человека!

А подумайте, какую Землю видят птицы с высоты?

Это горы мусора, пеньки вместо лесов,

Реки с грязной водой. Горько от этого и тяжело на душе.

Люди! Оглянитесь, опомнитесь!

Не губите природу!

Не калечьте здоровье и жизни детей!

Миллионами жизней измерен

Путь, которым вредили земле.

Не простят, в чем я точно уверен,

Люди завтра ни мне, ни тебе.

От нее можно брать, отдавая ,

Не вредя первозданной красе.

Загрязненью пока не сдаваясь

Дорога она мне и тебе.

Нам власти над природой не дано,

Хоть и стремились к той великой цели,

А ведь, вторгаясь, не учли одно –

Детя всей жизни губим в колыбели.

Исторгнута земная благодать

Леса, поля и реки осквернили.

Не дай бы Бог Земля могла стонать

От всех тех ран, что мы ей причинили.

Земля дала нам силу, вскормила и вспоила

Цвела, детей своих любя.

Земля моя живая, живая, вековая,

Мы все в ответе за тебя!

И любовь и нежность,

Всю твою красу

Все твои надежды в сердце принесу.

Радость и печаль честно разделю

Люди! Любите нашу землю!

Давайте же вместе , пока еще сильны

Задумаемся , что же оставили детям мы .

Пусть шепчутся березки, и серебрится ил

Пока все наши предки не встали из могил.

Публикации по теме:

Музыкально-литературная композиция - инсценировка «Рождественская сладкая сказка» В инсценировку вошли мои авторские разработки. Песни, танцы, игры созданные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей средней группы.

Литературная композиция «Слава победе» «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает.

Литературная викторина «Удивительный мир театра» Литературная викторина по теме: «Удивительный мир театра» Цели: - закрепить, систематизировать знания о прочитанных литературных произведениях,.

Музыкально-литературная композиция «Мы - россияне» Сценарий музыкальной гостиной «Мы – Россияне!» Цель: Воспитывать доброе отношение к родной стране, понятие о традициях, её истории, прививать.

В этом году вся наша страна празднует великую дату-70летие Победы!В предверии праздника в нашем детском саду была проведена большая работа. Был.

Музыкально-литературная композиция к Дню матери «Мамино сердце» Дети входят в зал, в руках –шары (сердечками) 1 вед: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце, как факел горит, Мамино сердце от.

Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Ведущий: Сегодня праздник-День Победы, Счастливый,.

Сценарий музыкально – литературной композиции

«Природа – наш дом»

Цель: Формирование у юных жителей страны экологической культуры и

активной жизненной позиции по отношению к глобальной

программе, стоящей перед человечеством.

Оформление: на заднике «Природа – наш дом», плакаты «Всё живое погибло в огне…», экологические запретные знаки. Фонограммы песен «Лесной марш», «Песня на мотив Красной Шапочки», «Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце», костюм Берёзки, детские рисунки

Ведущий. Лес - это кладезь природы. Недаром часто говорят: дары леса. Действительно, лес нам дарит очень много прекрасного.

Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят из травы. Они приглашают полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее.

Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?

Это и небо у тебя над головой, и земля у нас под ногами и воздух, без которого мы не можем жить.

Это богатый мир растений и удивительный мир животных.

Это наша родная природа с её лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него нам некуда».

Чтец 1 . Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Чтец 2. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В удивительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Чтец 3. Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Чтец 4. Не зная в речке брода,-

Нет смысла рисковать,

Чтоб стать царём природы-

Тут мало много знать.

О, люди – человеки,

Мы в мире не одни,

Какие были реки!-

И что теперь они?

Да что ж мы онемели?

Те реки обмелели,

А мы ещё их вспять…

Коль ты за дело браться-

На Бога не вали-

Рискуем сами, братцы,

Остаться на мели.

И присно, и вовеки

Рассудок сохрани:

Пускай текут все реки-

Куда хотят они…

Чтец 5 . И поля, и деревья, и речки,

Красоту свою прячут от нас,

И как кони боятся уздечки.

Так боятся они наших глаз.

Ветер шепчет деревьям тревожно:

«Берегитесь, идёт человек!»

И смолкают они осторожно,

Словно так и молчали вовек…

Затихает берёз нежный шёпот,

И манящее пение лип,

И печальный до слёз ивы ропот-

Остаются лишь шелест и скрип!

Пожалейте, родные, простите!

В прежний мир нас впустите опять,

И усталой душе помогите,

Дерзкий ум - наконец обуздать.

Ведущий. Но не каждый из нас по – настоящему любит и бережёт природу. Послушаем рассказ Берёзки.

(обучающаяся одета в форме берёзки)

Я берёзка белая,

Я в лесу жила.

К вам сюда пришла.

Про мою обиду

Про мою беду

С самого начала

Речь я поведу.

Я шумела весело

Летом и весной.

Пели надо мной.

Приходили люди

В жаркий летний день,

Под моими ветками

Находили тень.

Радовались, глядя

На мою листву.

Радовались люди

Что и я живу.

Но житью хорошему

Вдруг настал конец:

В лес пришёл однажды

Мальчик-сорванец.

Он изрезал ножиком

Всю мою кору,

Было очень больно мне,

Думала-умру.

Он не успокоился-

Он поджёг меня!

Корчились листочки,

Сохли от огня…

Вы ему напомните,

Сорванцу тому,

Про берёзку стройную,

В пламени, в дыму…

Ведь берёзка каждая

Тоже хочет жить,

С ветерком шептаться,

С ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую

Следует беречь.

Ну, зачем берёзку

Резать или жечь?

Чтец 6. Всё так изранено в лесу, как

после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели, ни сосны.

Берёзку ножиком пырнул

какой – то живоглот.

Мне кажется, из – под коры, моя

слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён

кощунственной рукой.

Мне и кажется, горит не он,

а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы

беспечности следы.

Уйдут, обидев красоту,

смутив лесной уют.

И не услышат за спиной,

что листья слёзы льют.

Ведущий. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы.

Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить в лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, летом – собирать грибы, ягоды, а весной – вдыхать аромат цветущих растений. Уже сейчас нам нужно быть разумными жителями нашей планеты Земля. Помните, что человек - только малая частица огромного мира. Нам необходимо бережно относиться к окружающему миру, бережно относиться к самим себе и будущим жителям Земли.

И сегодня мы с вами много слышим об экологии. Оно понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, бросают мусор. Это то, что мы прибавляем изо дня в день нашим экологическим проблемам.

А как жить в нашем общем доме, не вредя ему и себе?

(Дети показывают запретные экологические знаки читают правила…)

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо.

Листья участвуют в дыхании растения. Они выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнёзда!

5. В лесу старайся ходить по тропинкам. Не шуми в лесу!

6. Не повреждай кору деревьев! Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы. Не собирай берёзовый сок!

Ведущий. Что же мы должны делать для охраны природы?

Все : Нас много, ребята!

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём.

Чтец 7. Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Чтец 8. Ранним утром

В лес весенний выйду я,

Что за чудо –

Дерево в цвету!

Я боюсь, что правнук,

Мне завидуя,

Не застанет эту красоту.

Я боюсь, что

Жертвою прогресса

Станет нежный белоснежный цвет,

Что потомки не увидят леса.

На планете через сотню лет.

На душе от этих дум тревожно:

Над тобою, жизнь, -

Домолов меч!

Неужели, люди, невозможно

Лес – цветущий правнукам сберечь?

Чтец 9. Лес топорщится,

и степь клубится,

Жара изводит

и снега блестят,

Богаты мы!..

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке.

И восковые считанные зёрна

неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин

ухает из тьмы.

Неужто, внуки

лишь по Красной книге

узнают,

Как богаты были мы?

Чтец 10. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой – на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами

Песня «Лесной марш»

Муз. Ю Чичкова Сл. П.Синявского

1.Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой родины.

Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке,

О том, что у леса надёжные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

2. Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами перелесками,

Под кедрами красавицы тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

3. Нам солнце улыбнётся веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Припев.

4. И добрые волшебники – леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.

Припев.

Чтец 11. Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Чтец 12. Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

Не небо!

А море без рыб –

Не море!

И земля без зверей –

Не Земля!

Чтец 13. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Чтец 14. Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим и пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не залужим!

Песня на мотив « Красной Шапочки»

Если б только – только – только

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно – можно – можно – можно,

То, наверно – верно – верно – верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

Припев:

А – а. Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А - а. Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А - а. Крокодилы, бегемоты,

А – а. Обезьяны, кашалоты,

А – а. И зелёный попугай!

А – а. И зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще.

И пускай в лесу тенистом,
Слышен гомон птичьих стай,

И запомни – помни – помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

Припев тот же

Чтец 15. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в океане вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце»

Пусть всегда будут реки!

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море!

А в пустыне - верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть всегда будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети.

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Ведущий. Помните! Человек – только малая частица огромного мира, который находится во взаимосвязи и зависит от экологического равновесия, устанавливаемого и поддерживаемого природой. Бережно относясь к окружающему миру, вы тем самым бережно относитесь к самим себе и будущим жителям земли. Берегите себя!

 

Возможно, будет полезно почитать: