Лариса Шепитько: мистическая смерть советской актрисы и режиссера. Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире Смерть ларисы огудаловой

Разделы: Литература

Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме "Бесприданница".

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова "бесприданница" и зачитывают значение имени "Лариса". Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-"Я на распутье:" Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы". " Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью").

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды" и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

"Мы не виноваты, наше дело сторона:"

"Никто не виноват, никто:это я сама".

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть:" (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:" (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову. (Разочарование - чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать".

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского "Разуверение".

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Литература:

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.

Драма Островского «Бесприданница» показывает читателям трагедию Ларисы Огудаловой, ставшей безвольной игрушкой в руках окружающих. Лариса Огудалова, подобно Катерине Кабановой, главной героине другой драмы Островского, также становится жертвой. Однако Лариса обладает изначально другими качествами, чем Катерина, выросшая в патриархальной среде. Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время в России уже установились капиталистические отношения. А значит, патриархальные устои постепенно утрачивают свою актуальность.

Лариса Огудалова получила хорошее образование. Она поевропейски утончена. Лариса мечтает о любви. Девушка обладает горячим сердцем. Она не может допустить, чтобы ее жизнь была связана с нелюбимым человеком. Но желание любви у Ларисы совпадает с мечтой и красивой жизни. Лариса бедна, но для того, чтобы стать счастливой, ей нужно и богатство.

Ларису окружают мелочные, неблагородные люди. Блестящий барин Паратов воспринимает Ларису только как красивую вещь. Этот вальяжный самовлюбленный человек кажется девушке воплощением идеала. Но на самом деле Паратов не обладает ни благородством, ни добротой. Он эгоистичен, мелочен, жесток, расчетлив.

Впрочем, Карандышев, который изначально не воспринимается как достойная пара для Ларисы, мало от него отличается. Лариса молода и неопытна. У нее нет сильного характера, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам. Она словно играет по чужим правилам, становится игрушкой в чужих руках. Даже мать Ларисы воспринимает свою дочь только как товар. Она готова пожертвовать красотой, молодостью Ларисы, поскольку это дает возможность получить материальную выгоду, упрочить социальное положение Огудаловых.

Все, кто окружает Ларису, думают о ней исключительно как о вещи, объекте развлечения. Не случайно ее разыгрывают в орлянку. Все лучшие качества Ларисы, ее душа, чувства никого не интересуют. Люди думают только о ее внешней красоте. Ведь именно делает ее столь привлекательной игрушкой.

Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Огудалова и сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». На мой взгляд, главная трагедия девушки заключается именно в том, что Лариса обладает горячим сердцем. Если бы она была хладнокровной, расчетливой, хитрой, Ларисе при ее внешних данных и умении подать себя удалось бы совсем неплохо устроиться в жизни. Однако пылкость, эмоциональность, открытость героини заставляет ее сильнее страдать от той роли, которая ей отведена. Любовь, чувства Ларисы никого не интересуют, она нужна исключительно для развлечения. Девушка в финале драмы оказывается раздавленной, уничтоженной. Это приводит к тому, что отчаявшаяся Лариса даже соглашается принять условия Кнурова.

Трагичный финал «Бесприданницы» является спасением для героини, избавлением от унижения. Теперь она не принадлежит никому. Смерть представляется благом для Ларисы. Ведь униженная, несчастная, она не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Поступок Сергея Сергеевича Паратова заставляет девушку осознать тот страшный факт, что финал ее жизни будет неизбежно трагическим. Да, сейчас она еще нужна комуто помимо Сергея Паратова, но пройдут годы, молодость увянет и Лариса будет попросту выброшена кемнибудь из богатых содержателей, как изношенная и ставшая ненужной вещь.

Драма «Бесприданница» снова заставляет нас задуматься о месте женщины в мире. Если в пьесе «Гроза» Катерина стала жертвой домостроевского уклада жизни, то Лариса - жертва новых, капиталистических отношений. Примечательно, что правила, по которым живет общество, меняется. А женщина все также остается бесправным существом. Катерина Кабанова находит в себе силы для протеста. Ведь ее самоубийство - это явный протест против той действительности4 в которой выпало жить героине. Ларисе не хватает мужества сделать даже попытку протеста. Она до последнего остается игрушкой в руках обстоятельств. Возможно, всему причиной воспитание, которое получила Лариса Огудалова. Если вновь обратиться к образу Катерины из «Грозы», можно вспомнить, что эта девушка росла в атмосфере родительской любви и опеки. Поэтому она очень остро воспринимала свое нынешнее бесправное положение. Что же касается героини драмы «Бесприданница», то здесь, по всей видимости, Лариса изначально готовилась матерью именно к роли товара, игрушки. Отсюда и пассивность девушки, отсутствие желания бороться, отстаивать свои права.

Судьба Ларисы вызывает сожаление. Но вместе с тем невольно задумываешься, почему героиня, обладающая пылким сердцем, страстно желающая любить, не находит иного выхода своим страстям. Ведь она, получившая европеизированное воспитание, могла бы догадаться, что ее возлюбленный видит в ней только развлечение. Впрочем, Лариса была воспитана в такой атмосфере, что возможность выгодно продать себя, свою красоту и талант, казалась вполне приемлемой. Не случайно мать Ларисы изображена очень корыстолюбивой. Печально, что из всего окружения Ларисы нет никого, кто не был бы столь равнодушен и жесток к судьбе молодой девушки.

Сочинение

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии.

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:

«Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.
Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?
Паратов. Нет.

Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.
Паратов. Я обручен.
Лариса. Ах!
Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь.
Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она - действительно, только мимолетное увлечение.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.

Она произносит знаменитое: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... Роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть... Ах, как дурно, как кружится голова».
А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама... Никто не виноват, никто... Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...».
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница")

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия ларисы бесприданница
  • почему погибла лариса огудалова
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице
  • бесприданница главная героиня лариса
  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой

Урок литературы в 10-м классе

по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Цель урока : создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

Задачи урока :

    совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

    эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;

    развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Ход урока

Слово учителя.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

Беседа по вопросам:

- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”, с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

-Какие люди окружают главную героиню? В чём их интересы в жизни?

- Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

- “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

Составление схемы на доске.

-Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Что для Ларисы означает слово “дом”?

- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

- Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

    В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).

    Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).

    В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Видеофрагмент («Жестокий романс»)

Домашнее задание.

Представьте, что пистолет Карандышева дал осечку. Как бы дальше сложилась жизнь Ларисы Огудаловой?

 

Возможно, будет полезно почитать: