Спенсер являлся сторонником концепции. Герберт Спенсер: биография и основные идеи. Английский философ и социолог конца XIX века. Концепция социальных институтов

Знаменитый философ-позитивист Герберт Спенсер родился в Англии, в графстве Дерби 27 апреля 1820 г. В ранней молодости Спенсер был гражданским инженером, но уже в 1845 г. оставил эту профессию и всецело отдался науке. Кроме ряда научных и публицистических статей, которые были первоначально помещены в различных периодических изданиях, а затем изданы отдельно в трех томах под общим названием: «Essays» («Опыты), Спенсером были написаны: «Социальная статика», «Изучение социологии», «Воспитание» и «Система синтетической философии». Это последнее сочинение есть главный труд, давший Герберту Спенсеру всемирную известность. Под общим названием: «Система синтетической философии» опубликован ряд томов, которые, хотя и связаны общими идеями, однако в значительной мере могут быть рассматриваемы, как отдельные сочинения. «Синтетическая философия» состоит из: одного тема «Основных Начал», двух томов «Оснований биологии», двух томов «Оснований психологии», трех томов «Оснований социологии» и двух томов «Оснований науки о нравственности».

В «Основных Началах» Герберт Спенсер излагает наиболее общие положения своей философии. Исходя из принципа относительности знания, он приходит к типичному для всех позитивистов выводу, что «конечные научные идеи соответствуют реальностям, которые не могут быть постигнуты», что «действительность, лежащая позади всякой видимости, должна вечно оставаться непознаваемой», и философия должна, поэтому, сосредоточится на изучении не сущности вещей, а данных нам в опыте отношений между ними. Переходя в область этого «познаваемого», Спенсер начинает с того, что определяет философию, как вполне объединенное знание. С этой точки зрения можно различить две формы философии: общую философию, в которой частные истины служат для уяснения истин всеобщих, и частную философию, в которой признанные всеобщие истины служат для истолкования истин частных. «Основные Начала» занимаются философией первого рода, а все остальные части «Синтетической философии» посвящены философии второго рода.

Английский философ Герберт Спенсер

Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Нельзя не указать на сходство идей Спенсера об эволюции с учением фон Бэра , однако Спенсер настолько расширил мысль Бэра и так оригинально ее переработал, что его право считаться вполне самостоятельным творцом излагаемого им учения не может подлежать сомнению. Основной причиной эволюции Герберт Спенсер считает «неустойчивость однородного». Бесконечная и абсолютная однородность, согласно его идеям, была бы вполне устойчива, но за отсутствием подобной однородности неизбежно начинается перераспределение материи и силы, при котором различные части однородного подвергаются неодинаковому действию внешних сил, и вследствие этого однородное превращается в разнородное. В конце концов, в основе всех явлений эволюции лежит принцип сохранения (постоянства) силы. Таким образом, Спенсер берет основным исходным пунктом своих идей несомненный и общепринятый принцип сохранения энергии, и все его учение об эволюции является логическим выводом из этого принципа. Слабая сторона идей Спенсера заключается в недостаточно выработанной теории познания, в том, что он без достаточной критики оперирует над понятиями материи и силы, а самое учение об относительности знания усвоено им в том неудовлетворительном виде, в каком оно находилось и до него. Хотя учение о физической эволюции, как о переходе от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, нельзя признать целиком ошибочным ,оно, несомненно, является недостаточным. Особенно глубокие изменения претерпело затем учение о причине эволюции материи.

В «Основаниях биологии» Герберт Спенсер развивает идеи о приложении закона эволюции к органическому миру, к явлениям жизни, которую он определяет, как «беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним». Основная идея, лежащая в центре биологии Спенсера, – это учение о зависимости проявлений жизни от окружающей среды. Взаимодействия организма и окружающей среды подчинены, согласно Спенсеру, механическому закону равенства действия и противодействия. Все изменения органической материи направлены на установление равновесия между действием среды и противодействием организма. Это равновесие устанавливается или путем прямого уравновешения, когда внешняя сила непосредственно вызывает известные структурные изменения, или путем косвенного уравновешения – дарвиновского естественного отбора. Таким образом, в вопросе о происхождении видов Герберт Спенсер признает как ламарковский принцип унаследования функционально приобретенных изменений, так и дарвиновский принцип естественного отбора. Принцип передачи потомству функционально приобретенных изменений в ходе дальнейшего развития биологии не подтвердился.

Наибольшим богатством идей отличаются «Основания психологии». Здесь Спенсер изучает эволюцию духа. Исходя из самых элементарных проявлений духовной жизни, он шаг за шагом, постоянно оставаясь верным своему основному методу, воспроизводит строение самых сложных её проявлений. Затем, беря самые сложные проявления духа, он, путем анализа, постепенно разлагает их на их элементарные составные части, Посредством такого двойного приема (синтеза и анализа) Герберт Спенсер с замечательной последовательностью доказывает основное единство и непрерывность строения человеческого духа, а также тесную связь между духовною жизнью и внешним миром. По мнению Спенсера, психические явления – субъективные выражения внешней реальности. В своей «Психологии» Герберт Спенсер занимает оригинальное положение в споре между сенсуалистами , утверждающими, что в духе нет ничего, чего бы не было ранее в ощущении, и априористами, которые, в той или иной форме, признавали, что некоторые духовные явления не зависят от ощущений. Спенсер признает существование врожденных «форм мышления» (и созерцания), но утверждает, что эти «формы» являются продуктом психической эволюции, что они – не что иное, как зарегистрированный опыт предков. Будучи врожденными для нас, они в своем историческом происхождении обязаны опыту.

«Основания социологии » Герберта Спенсера по богатству второстепенных идей почти не уступают «Основаниям психологии». Что же касается основной идеи, то она и здесь все та же – идея эволюции. В частях 3, 4, 5 и 6-ой «Оснований социологии» Спенсер изучает эволюцию учреждений домашних, обрядовых, политических и церковных; в первых же двух частях исследуются «Данные социологии» и «Наведения социологии». Из социологических идей Спенсера наибольшею известностью пользуются учение о происхождении первобытных верований и учение об аналогии между обществом и организмом .

Два тома «Оснований науки о нравственности» посвящены изучению эволюции нравственности. Спенсер – решительный сторонник утилитаризма, который, впрочем, в его переработке является гедонизмом (философской теории, ставящей во главу угла наслаждение).

Философия Герберта Спенсера получала весьма разные оценки ещё среди его современников. Одни ученые (Дж. Стюарт Милль , Льюис, Рибо) считали Спенсера первоклассным гением, одним из величайших философов, однако другие, отдавая дань его всеобъемлющим сведениям и богатству его основных идей, все-таки отказывались признать Спенсера умом первого разряда. Однако едва ли можно отрицать, что уже схема эволюции и остроумные попытки примирения сенсуалистов и априористов сделали учение Герберта Спенсера довольно важным фактом в истории философии.

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика . Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology , 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом .

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу , чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений , тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества . СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии , тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография , ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские , т. 1–3; Основания психологии . – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Отметим, что каждый элемент незаменим, поскольку реализует ϲʙᴏю собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, кᴏᴛᴏᴩая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями кᴏᴛᴏᴩой будут регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и неϲʙᴏдимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из кᴏᴛᴏᴩых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей) Целью философии, науки, социологии будет познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность будет причиной всех явлений, о кᴏᴛᴏᴩой строят догадки философия, религия, наука.
Стоит отметить, что основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно кᴏᴛᴏᴩой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Стоит заметить, что оно состоит из органов, каждый из кᴏᴛᴏᴩых реализует определенные функции. Отметим, что каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, кᴏᴛᴏᴩая носит характер конкуренции — борьбы, в результате кᴏᴛᴏᴩой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — ϶ᴛᴏ вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в ϲʙᴏю очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все ϶ᴛᴏ сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. К примеру, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Стоит сказать, что каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.) Важно знать, что большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Стоит заметить, что она действует на базе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь) Таким образомя, Спенсер одним из самых первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень)

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего побудут «промышленные общества». Между данными типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по ϲʙᴏим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, кᴏᴛᴏᴩые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ будет дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1)

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, кᴏᴛᴏᴩая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), кᴏᴛᴏᴩые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Стоит заметить, что они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать данные явления;
  • общество будет результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества будет результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в т.ч. социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, будут результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, ɥᴛᴏбы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), кᴏᴛᴏᴩые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение ϲʙᴏбоды

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Стоит сказать - политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, ϲʙᴏбодная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при ϶ᴛᴏм не просто понять механизм ϲʙᴏего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит по сути в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, ϶ᴛᴏт самый индивидуальный ум, тем не менее, объбудет не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по кᴏᴛᴏᴩым оно совершается, но также способен контролировать ϶ᴛᴏ развитие и направлять его, добиваясь таким образом, ɥᴛᴏбы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».

Один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века , основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма . Окончательно утвердил в научном обращении срок "Социология" .. Его социологические взгляды являются продолжением социологических убеждений Сен-Симона и Конта , определенное влияние на развитие идеи эволюции сделали Ламарк и К.Бер , Смит и Мальтус .
С именем Герберта Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  1. Понимание общества как организма, подобном биологических, управляемый тем же законам организации, функционирования и развития.
  2. Учение о всеобщей эволюции, которая распространяется на неорганический, органический и над органический (социальный) мир.

1. Основные труды

Первая научная труд труд Герберта Спенсера "Социальная статика" вышла в 1850 году. В дальнейшем он пытался создать некую "сумму наук", которую называл "Система социальной философии". Основные разделы которой разрабатывались им в трудах:

  • "Основные начала"
  • "Основы биологии"
  • "Основы психологии"
  • "Основы социологии"
  • "Основы этики"
  • "Социология как предмет изучения"

2. Вклад в науку

Сравнению с Огюстом Контом Спенсер, опираясь на больший массив знаний, расширил перечень наук, которые он хотел охватить в своем философском синтезе. Он разделил все науки на три группы:

  1. Абстрактные науки (напр. логика, математика).
  2. Абстрактно-конкретные науки (напр. - механика, физика, химия).
  3. Конкретные науки (например астрономия, биология, социология)

Философию он определяет как общее знание, поскольку ее обобщения "охватывают и объединяют широкие обобщения науки" .


3. Исторические типы обществ

Герберт Спенсер классифицировал общества с точки зрения стадий развития. Разместил их в следующем порядке:

  • простые;
  • сложные;
  • двойной сложности;
  • тройной сложности.

(Классификация по степени структурной сложности).

Простые общества:

  • имеющие руководителя;
  • с эпизодическим руководством;
  • с нестабильным руководством;
  • со стабильным руководством.

Сложные общества и общества двойной сложности классифицировал также согласно сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были классифицированы в зависимости от эволюции характера оседлости:

  • кочевые;
  • наполовину оседлые;
  • оседлые.

Общества в целом были представлены как структуры, развиваются от простого к сложному (проходя при этом через необходимые этапы). Этапы осложнения и переускладнення должны проходить последовательно. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцированное в структурном и функциональном отношениях. Герберт Спенсер подчеркивал, что степень сложности не зависит от военно - индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные сложные общества - военными.

Классификация размещает общество на шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д.. В "малом простому агрегате" все части похожи друг на друга, люди сотрудничают для достижения одинаковых для всех, закрепленных групповых целей, управляющий центр отсутствует (ранний "аналог" односегментной организации с механической солидарностью за Дюркгеймом). Это - простейшая система без подсистем (группа, в которой отсутствуют отличные подгруппы). В процессе развития формируется сложная структура, социальная иерархия, включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим сообществ (род, каста и др.). В сложном обществе его члены входят в него опосредованно, как элементы простых агрегатов со своими "координирующими центами" в свою очередь покоренным центра "более обширного" агрегата. В сложных обществах количество промежуточных уровней и подсистем соответственно возрастает .


Литература

  • Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / / Социологические исследования, 2004, № 1, с. 37 - 44.

Примечания

  1. Спенсер Г. синтетическая философия (в кратко изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997
  2. 7. Ковалевский М. Сочинения: В 2. т. {{{Заголовок}}} Т. Т. 1: Социология.

Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.

Как и Конт , он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами , а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что об­щество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.

Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Соглас­но Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естест­венного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рас­сматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, кото­рые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социаль­ный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция).

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).

3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и эконо­мических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов

В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в на­учный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.

 

Возможно, будет полезно почитать: