Проект "Читающая мама" методическая разработка (средняя группа) на тему. Проект «Читающая семья — читающая нация» стал республиканским «Мы – читающая семья?»

Социальный проект «Читающая семья – читающая нация», который стартовал в 2017 году в Якутске, вышел за пределы столицы.
Эстафета и символ проекта – мудрая сова — переданы Министерству культуры и духовного развития и представителям улусов.
П одведение итогов состоялось в республиканском медиа-центре.

«Благодарю за предоставленную миссию. Мы обязательно передадим этот символ тем, кто будет совместно с нами реализовывать проект. Это, в первую очередь, Национальная библиотека, а также библиотека для слепых и слабовидящих. Думаю они активно подхватят эстафету », — отметил заместитель министра культуры и духовного развития Владислав Левочкин .




Также «мудрые совы» переданы членам Общественной палаты, представляющим Нерюнгринский, Среднеколымский, Олекминский районы и центральные районы Якутии.


Кроме того, шестеро якутян получили дипломы «Послов детского чтения». Этот статус обязывает их вести работу по пропаганде детского чтения в своих муниципалитетах. В их числе — детский писатель Валентин Егоров , советник главы республики Татьяна Тарасова , главный инициатор проекта Лена Ефремова и школьный библиотекарь городской классической гимназии- Бесакаева Оксана Мусабиевна -ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!


На круглом столе выступила и председатель РШБА РС(Я)- Гусевская Елена Владимировна.
Она рассказала о том что школьные библиотекари республики тоже борются с кризисом детского чтения. Эти "бойцы невидимого фронта" -в настоящее время работают как руководители не только детского чтения, но и привлекают мамочек к чтению своим детям.
Всего в республике около 600 школьных библиотек.
И в них трудятся педагоги-библиотекари. В последние годы школьные библиотеки трансформируются.
Из библиотек где выдают учебники и книги по программе они превращаются в центры культуры, воспитания, информации, центры семейного чтения.
Не случайно в новых стандартах образования(ФГОС) библиотеке в школе выделена роль над предметной области в обучении.
Принят Профессиональный стандарт по воспитанию-где педагоги-библиотекари играют важную роль!

Все школьные библиотеки республики работают над семейным чтением.

С 2015 года Якутия подхватила Российский проект- " Читающая мама- Читающая страна".

Сколько прекрасных пособий выпустила РШБА в помощь родителям.

Это и журнал " Читайка"-где собраны лучшие современные и

Советские произведения для детей, с вкладкой подсказки для взрослых(какие вопросы задавать ребятам по почитанным произведениям).

Книга Ирины Ивановны Тихомировой "Добру откроем сердце"-школа развивающего чтения- написана для чтения мамами детям. Короткие произведения советских писателей на духовно-нравственные темы. И вопросы к каждому произведению-для бесед с детьми.

Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна»

Составитель И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 232 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 5.) — ISBN 978-5-9908635-2-1

Адресованный в помощь педагогам-библиотекарям и широкому кругу родительской общественности, дайджест лучших конкурсных работ по теме Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна» – это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях. В дайджесте представлены разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности и ориентации в области детской художественной литературы, формирования навыков совместного с ребёнком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учётом индивидуального развития ребёнка и его интересов.

Дайджест включил в себя 16 лучших конкурсных работ, выполненных по номинациям «Методист семейного чтения», «Исследователь» и «Педагог». Разделы дайджеста сформированы составителем по тематическому принципу. Они выборочно представляют отдельные фрагменты конкурсных работ, наиболее значимые для педагогов-библиотекарей в теоретическом и практическом отношении. Кроме содержательной новизны, читатель найдёт в представленном материале множество интересных высказываний великих людей о роли книги и чтения в жизни детей и взрослых.

  • Скачать издание (.pdf)

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера .

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Я ознакомилась с опытом работы школы г.Краснодара №32, которая стала участником Всероссийского проекта «Читающая мама - читающая страна». Проект был призван обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций семейного материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери. В этой школе открыта первая в России «Комната читающей мамы». В комнате мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской литературы.

Я разработала проект «Читающая мама» для воспитанников своей группы. Проведя опрос родителей воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Участниками проекта стали родители, воспитанники и педагог группы.

Пути решения проблемы;

1. Подбор наглядного материала и иллюстраций, оборудования, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения.

На данном этапе проекта мной была подробно изучена литература по данной проблеме, велась подготовка наглядного материала. Была разработана картотека стихов для совместного чтения.

2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Следующим этапом подготовки проекта стала организация книжной выставки в группе.

3. Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

С родителями были проведены беседы и консультации по данной проблеме. Мною были разработаны брошюры и памятки по теме проекта. Родителям была представлена картотека с рекомендуемой литературой.

4. Реализация проекта.

Реализация проекта началась с совместной деятельности родителей и детей. Мамы читали детям дома и приходили в группу. Чтобы определить самую читающую маму, читающую семью на лучиках солнышка и в книжках-малышках делались отметки о прочитанных стихотворениях.

Проект закончился изготовлением мамами с детьми книжек малышек, с прочитанными любимыми стихотворениями.

Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению художественной литературы.

Возрождение традиции семейного чтения.

В ДОУ созданы условия для организации совместного чтения.

Я отметила, что у мам появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром. Планируется продолжение работы в данном направлении с созданием «Комнаты читающей мамы» в детском саду и с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс. Проект «Читающая мама»

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера .

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Я ознакомилась с опытом работы школы г.Краснодара №32, которая стала участником Всероссийского проекта «Читающая мама - читающая страна». Проект был призван обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций семейного материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери. В этой школе открыта первая в России «Комната читающей мамы». В комнате мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской литературы.

Я разработала проект «Читающая мама» для воспитанников своей группы. Проведя опрос родителей воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Участниками проекта стали родители, воспитанники и педагог группы.

Пути решения проблемы;

  1. Подбор наглядного материала и иллюстраций, оборудования, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения.

На данном этапе проекта мной была подробно изучена литература по данной проблеме, велась подготовка наглядного материала. Была разработана картотека стихов для совместного чтения.

  1. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Следующим этапом подготовки проекта стала организация книжной выставки в группе.

  1. Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

С родителями были проведены беседы и консультации по данной проблеме. Мною были разработаны брошюры и памятки по теме проекта. Родителям была представлена картотека с рекомендуемой литературой.

  1. Реализация проекта.

Реализация проекта началась с совместной деятельности родителей и детей. Мамы читали детям дома и приходили в группу. Чтобы определить самую читающую маму, читающую семью на лучиках солнышка и в книжках-малышках делались отметки о прочитанных стихотворениях.

Проект закончился изготовлением мамами с детьми книжек малышек, с прочитанными любимыми стихотворениями.

5.Эффективность внедрения используемой технологии.

Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению художественной литературы.

Возрождение традиции семейного чтения.

В ДОУ созданы условия для организации совместного чтения.

Я отметила, что у мам появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром. Планируется продолжение работы в данном направлении с созданием «Комнаты читающей мамы» в детском саду и с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.


Опубликовано: 16 августа 2018 Создано: 16 августа 2018 Просмотров: 6390

Всё начинается с семьи.
Когда-то в детстве раннем
Мне дверь открыла в книжный мир
Читающая мама.

Стихи с утра. В обед - рассказ,
А на ночь - чудо-сказка.
И наполнялся каждый раз
Наш дом теплом и лаской.

Бокова Т.

Какой ребенок не хочет засыпать под интересную историю рассказанную мамой? Но современным родителям иногда не хватает времени для полноценного общения с детьми. А чтение на ночь или дневной сон является идеальным поводом стать ближе друг к другу и укрепить внутреннюю связь. Благодаря такой крепкой эмоциональной привязанности обеспечиваются доверительные отношения между ребенком и родителями, а так же формируется культурная привычка слушать и читать книги.

С 2018 года наш детский сад стал участником всероссийского проекта «Читающая мама», который должен обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери, повысить родительскую компетенцию в вопросах детского чтения и популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения.

В рамках проекта были созданы книжные выставки, где ребенок мог познакомиться с разнообразием детских произведений, полистать книгу и выбрать ту, которую будет читать мама.

Несмотря на занятость, ограниченность во времени мамы наших воспитанников оказались очень отзывчивыми и с удовольствием согласились участвовать в проекте. Так, в подготовительной группе «Радуга» ребята слушали сказку С.Козлова «Львёнок и Черепаха». После прочтения «Читающая мама» задавала детям вопросы, все принимали активное участие в обсуждении сказки.

Подводя итоги года, мы отметили, что родителям нравятся подобные проекты, участвуя, они чувствую свою нужность и важность в построении образовательного процесса. И, судя по отзывам мам и детей, проект будет жить и в следующем году!

Татьяна Агапова
Всероссийский проект «Читающая мама - читающая страна»

Читающая мама - читающая страна[

«Читайте детям не нотации, а книги»

Всё начинается с семьи.

Когда-то в детстве раннем

Мне дверь открыла в книжный мир

Читающая мама.

Стихи с утра. В обед – рассказ,

А на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз

Наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё

Сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём

Признательна я маме.

Она дарила мне любовь,

Прижав меня руками.

Я вслушиваюсь вновь и вновь

Я помню тот волшебный звук,

Исполненный покоя,

И в хороводе чёрных букв

Рождался мир героев.

Он наши души тормошил

Сюжетами историй,

И мы смеялись от души

И плакали от горя.

И было ясно: хочешь стать

Ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет

Во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет

Мне выписала мама.

Т. Бокова

Когда – то в юности, прочитав стихотворение Татьяны Боковой, популярной детской писательницы, я решила для себя, что непременно буду читать своему ребенку книги. Спустя много лет я узнала, что с 2013 года по всей России проходит акция «Читающая мама – читающая страна», и решила поучаствовать. Все началось с моей дочери, я приходила в класс по субботам и читала, потом защищала свой проект в ФОК «Гагаринский» вместе с классным руководителем дочери. В дальнейшем предложение провести данную акцию у нас в детском саду не осталось без внимания. Акция началась в феврале 2018 года.

Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.

Мамы, которые принимали участие в данном проекте, приглашались в дошкольное отделение для чтения детям. Мамы воспитанников читали вслух отрывки из произведений детской литературы, либо произведения целиком, при этом они получали незабываемые ощущения и неповторимые эмоции от общения с детьми. Дети внимательно слушали, отвечали на вопросы, а конечным результатом было выполнение задания (зарисовка либо инсценировка отрывка из произведения).

Ведь книга в руках мамы – главная воспитательная сила, с которой ничто не сравнится.

Публикации по теме:

Анкетирование родителей «Мы читающая семья» "Мы читающая семья" (анкетирование родителей) Цель: содействие воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей 1. Что чаще.

Краткий отчет с презентацией по проекту «Читающая мама» Краткий отчет с презентацией по проекту "Читающая мама" Людмила Руденко. Общие переживания и общие размышления исповедального характера.

Квест «Мама, папа, я - читающая семья» с детьми старшего дошкольного возраста государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п. г. т. Безенчук муниципального района.

Сценарий праздника «Мама, папа, я - читающая семья» Тема: Семейный праздник «Мамая, папа, я - читающая семья» Именно в семье происходит воспитание личности ребенка и без чтения здесь не обойтись.

Что нужно для того, чтобы чтение стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить.

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Проект «Страна здоровья» «Страна здоровья» (для второй младшей группы) ПАСПОРТ ПРОЕКТА: 1. Тема: «Страна здоровья» (путешествие) 2. Авторы проекта: воспитатели группы.

Общие переживания и общие размышления исповедального характера – лучшие скрепы семьи. Пройдет время, ребёнок станет взрослым. Им забудутся авторы и рассказы, но чарующий голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место рядом с совестью.
И.И. Тихомирова

ИНИЦИАТОР И ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА:

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)

ПРОБЛЕМА:

Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению с зарубежными разработками, в частности, с опытом китайских педагогов в Шанхае, где 15-летние школьники заняли 1 место в международном исследовании PISA по качеству чтения. Секрет их успеха в уникальной программе по чтению, организованной во всех шанхайских школах, где, кроме учительских, открыты родительские комнаты, которые названы комнатами для мам. Там работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской классики или современной детской литературы, а дети определяют лучшую маму месяца. Проект стал информационным поводом для СМИ, в том числе и для телевидения, где проводится просветительское шоу. Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.

Как отмечает Ирина Ивановна Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная В.П. Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Она звучит особенно современно в контексте задач Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления. Большинство нынешних молодых женщин не испытали в детстве счастье эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений. Для российских мам этот проект позволит создать своеобразный хобби-клуб, клуб читающих мам, сообщество мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.
  • Усилить включенность библиотеки в систему читательского всеобуча молодых матерей и повысить родительскую компетенцию в вопросах детского чтения.
  • Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию Проекта.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Организация РR-кампаний, резонансных мероприятий популяризации материнского чтения.
  • Разработка современных подходов и технологий преодоления функциональной неграмотности школьников и их родителей.
  • Формирование заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения.
  • Разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных и управленческих программ и методик развития материнского чтения.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Повышение квалификации участников Проекта через клубы «Читающих мам», школьные родительские собрания, семинары, конкурсы, сетевые площадки в Интернете.
  • Создание программно-методического обеспечения Проекта.
  • Создание специальных экспериментальных площадок при организациях дополнительного образования детей и школах.
  • Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении материнского чтения.
  • Создание банка инновационных программ повышения квалификации участников Проекта.
  • Проведение мониторингов и опросов с целью определения эффективности программ Проекта.

 

Возможно, будет полезно почитать: