Национальная одежда ханты и манси. Россия Национальный костюм хантов

Светлана Потапова
Беседа «Национальная одежда ханты и манси»

Цель :

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси .

Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда .

Развивать восприятие, воображение, речь.

Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси .

Материал : картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду , вышивают бисером, охотятся, ставят чум) ; картинки с изображением одежды и обуви ; образцы орнаментов для украшения одежды .

Словарная работа : обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

Воспитатель : Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке , которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Что вы видите?

Дети : Женщины шьют одежду , вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

Воспитатель : Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом , который называется чум?

Дети : из палок и из шкур оленя.

Воспитатель : правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках .

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

Ребята : Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая , чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

Ребята, обратите внимание, как украшена одежда . Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

Физкультминутка :

Игра «Поймай оленя» . (Задеть петлей веревки друг друга) .

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду . Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев : «Рог оленя самца» , «Заячьи ушки» , «Лапы лисы» , «След маленьких крестов» , «Рябь воды» , «Накаты волн» , «Голова соболя» , «Гнездо птицы» , «Ноги маленькой лягушки» , «Пасть щуки» , «Солнце» , «Ветки березы» .

Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия ? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы» , «Солнце» .

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

Итог :

Воспитатель : Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети : Мы были в музее.

Воспитатель : На чем мы добирались до музея.

Дети : На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель : С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты , манси )

Как называется одежда мужчин ? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины ? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда ? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.

Публикации по теме:

Беседа с родителями в младшей группе «Одежда детей в группе и на улице» Родители, которые готовят своего ребенка в детский сад, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это.

«ХАСАНДЕЛА» - аварская народная игра. Играет вся группа. ИНВЕНТАРЬ: палочка длиной 50-60 см. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся, образуя.

Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Программное содержание: Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Приобщение детей к якутской народной культуре является сегодня актуальной темой для нас. Детям обязательно нужно знать историю своего народа,.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки.

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колеи. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

У северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Эта одежда у других групп хантов и манси употреблялась только как дорожная. Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Зимняя обувь оленеводов хантов и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных хантов-оленеводов. Как и у ненцев, обувь эта прикреплялась под малицей к поясу.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась па толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У южной группы хантов и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы хантов и манси рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда северных хантов (сах) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных хантов шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских.

Женские рубахи южных групп хантов и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп хантов и манси были русского покроя ; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя , с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.

Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком.

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали па лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа.

В прошлом у южных хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ (ср. татарск. сарауц). Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Ткацкое искусство было известно хантам и манси, проживавшим по Салыму, Иртышу, Демьянке и Сосве, а также на Оби, в районе устья Иртыша и вверх до устья Салыма. У этих групп имелся очень примитивный ткацкий станок. Такой же ткацкий станок и тот же способ тканья был распространен и у тобольских татар . Многие названия частей ткацкого станка у этих групп хантов и манси и у тобольских татар совпадают. Ткацкое искусство у хантов и манси не шло дальше изготовления самого простого холста, который в прежние времена делали из крапивы и лишь впоследствии из конопли. Но уже к началу XX в. ханты холстов не ткали, и ткацкие станки встречались в быту очень редко.

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогу́лы, вогуличи)

Взгляд из прошлого

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

- При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.


- Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

- Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

К.Носилов, "У вогулов", 1900:

Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.


- Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.


- Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.


Ближайшие родственники остяков-хантов - манси, в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.

Современные источники


Ма́нси - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры.

Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров)

Численность


Всего 12500, из них в РФ (по переписи 2010г.) 12269 человек.

Тюменская область 11614 ч., в том числе Ханты-Мансийский А. О. 10917 ч., Ямало-Ненецкий А. О. 171 ч., Тюменская область (бех ХМАО и ЯНАО) 496 человек.

Свердловская область 251 человек.

Несколько человек - на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.


Ханты-Мансийский АО:

Посёлок городского типа Кондинское - 876

Город Ханты-Мансийск - 785

Город Нижневартовск - 705

Посёлок городского типа Игрим - 592

Посёлок городского типа Междуреченский - 585

Село Саранпауль - 558

Посёлок Сосьва - 440

Посёлок городского типа Берёзово - 374

Деревня Шугур - 343

Посёлок Половинка - 269

Деревня Хулимсунт - 255

Село Леуши - 240

Посёлок Ванзетур - 235

Село Ломбовож - 203

Город Сургут - 199

Деревня Нижние Нарыкары - 198

Село Няксимволь - 179

Деревня Юмас - 171

Деревня Анеева - 128

Посёлок Ягодный - 125

Село Перегребное - 118

Посёлок Лиственичный - 112

Посёлок городского типа Луговой - 105

Деревня Кимкьясуй - 104

Тюменская область:

Город Тюмень - 340

Самоназвание (эндо-этноним)

Манси, означает человек и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек».

Имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий - маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров magyar.

В разных диалектах мансийского оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī),нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś).

Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского мась (mɔś) (О), однако имеет такое же прохождение из общеугорского слова *mańćɜ.

В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. манси (несклоняемое) имансийцы; в ед. ч. мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси.

До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat.

Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.

К этнониму «манси» обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси).

Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ

Язык и письменность

Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.


Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации - уральско-юкагирской) языковой семьи.

Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года - на основе латинского,

с 1937 года - на основе русского алфавита.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Этногенез

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири, и Северного Казахстана.

Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями.

Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.

Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось - потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось - женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Антропологическая характеристика


Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),

Общая грацильность (миниатюрность строения),

Неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,

Прямые мягкие чёрные или русые волосы,

Тёмные или смешанные глаза,

Заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),

Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,

- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

Ослабленный рост бороды,

Относительно широкий рот,

Небольшая толщина губ,

Средне выступающий или убегающий подбородок.

Традиционные занятия

Охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой).

Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве.

Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках.

К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Кроме того, развито птицеводство.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов.

Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.

Использовались гончарные изделия.


Из оружия применялись луки и стрелы, копья, рогатины, различного типа клинки, известны были и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов.

Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

В бронзовом литье чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Жилище


Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла.

Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа.


Летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.

Хлеб пекли в отдельных печах.

В период месячных, женщины Манси жили в специальных домах.

Традиционная одежда

Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов.

Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы.

Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц.

Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.

Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы.

Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур.

Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.

Суконная накидка - лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади.

Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одежда.

Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу.

Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги.

Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги.

Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.

Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами.

Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками.

К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий.

Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности.

Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.

Интерес вызывает мужская мансийская прическа.

Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами.

В ушах носили серьги.

Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Э

тнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии.

Такую имели и североамериканские индейцы.

В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах.

Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах.

Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу.

С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей.

Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту.

Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан.

По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером.

Бисером украшался и воротник рубахи.

Любопытны выводы этнографов о вышивке женских рубах.

Для нее характерна ярко выраженная полихромия с использованием ниток темных расцветок: красных, коричневых, синих, черных.

Мотивы вышитого орнамента находят прямые аналогии с узорами на тканях восточных и поволжских народов.

Исследователь З.П. Соколова считает, что такое сходство идет от эпохи бронзы, когда существовало единство племен, от которых впоследствии произошли не только финно-угры Западной Сибири, Урала, но и Среднего Поволжья.


Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха или сукна
- сахи.

Самой нарядной считалась шуба белого цвета.

Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки.

Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом.

В каждой местности был свой орнамент.

Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.

Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.

Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами.

В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки.

В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями.

Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти.

Праздничные чулки обязательно орнаментировали.

Кожаная поверхность няр расшивалась бисером.

Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.

Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток.

Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо.

На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье.

Об этом есть фольклорные сведения.

Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.

Девушки носили головные повязки - панжос.

Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, «что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии».

Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов.

У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс.

Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани.

Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками.

Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные зооморфные подвески.

В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков.

Национальная кухня

Традиционной пищей манси служили рыба и мясо.

Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами.

Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили.

Домашних оленей забивали в основном по праздникам.

Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.

Беличьи желудки

С открытием охотничьего зимнего сезона охотники добывают много белок.

В урожайные годы кедра у добытых белок желудки, как правило, набиты кедровыми орехами.

Охотники беличьи желудки вместе с содержимым обжаривают и едят. Б

людо относится к разряду деликатесных.

Березовый сок

Манси любят березовый сок.

Собирают его в период сокодвижения, заготавливают в различные емкости.

Икра по-мансийски

Икру манси редко едят в малосольном виде.

Обычно они ее отваривают в рыбьем жиру.

Получается калорийное и вкусное кушанье.

Рыба на рожне

Манси предпочитают жарить на рожне рыбу небольших размеров.

Обычно они на тальниковый шампур надевают 10-15 рыбок, солят и зажаривают около костра.

Ягоды с рыбьим жиром

В тайге растет много разной ягоды: морошка, голубика, шикша, брусника, княженка и др.

Манси активно собирают ягоды и широко их используют в своем питании. Наиболее часто они употребляют ягоды с рыбьим жиром и зеленью

Религия

Формальное православие, однако сохраняются традиционный Пантеизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули.

По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр.

Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную.

Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, - ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне - Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).


Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест.

Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, - посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь - Товлынг-лув, Мых-ими - «Земля-старуха».

Богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква - богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква - богиня солнца.

Этпос-ойка - бог луны, Най-эква - богиня огня, Сяхыл-торум - бог грома, Косяр-Торум - внук Нуми-Торума.

Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка - покровитель оленьих стад.

Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка - на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум - бог войны, его жена - Суй-ур-эква, помощники - Хуси, Энки.

Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг - добрый дух (хранитель), куль - злой дух, менкв - великан-людоед, учи (очи) - лесной монстр, мысь (мис) - добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ - «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж.

У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом.



Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси - у мужчин - 5 или 7 душ, у женщин - 4 или 6. Из них две - важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.


По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы.

Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» - «женщина, дева», «отыр» - «богатырь».

История

История Манси крайне плохо изучена!

Из очевидного…:

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Предполагается, что первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье.

У Манси выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

К X веку была известна письменность, металлургия и металлообработка, ювелирное дело и гончарное дело, медицина, ткачество, развита международная торговля.


Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.


Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство.

Особенности хантыйской женской одежды


  • Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ№ 6 г. Радужный ХМАО-Югра
  • Ишкильдина Римма Хуснулловна
  • Высшая квалификационная категория

Цели и задачи:

  • Рассмотреть особенности в хантыйской женской одежде

1) Характерные отличия этнографических групп народов ханты

2) Характеристика составляющих женской одежды (северной, восточной, южной групп)

3) Характеристика свойств материалов


Общая информация

  • Ханты - коренной народ в Западной Сибири. Само название - ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Восточная группа

Южная группа

Этнографические группы народов ханты

Северная группа

Особенности Хантыйской женской одежды


Влияние других культур на одежду хантов

  • Значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
  • На культуру северных хантов также влияла национальные особенности ненцов.

Особенности хантыйской женской одежды

была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Северная группа

Покрой одежды

Украшения

Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками

аппликация из цветных тканей

Одежда народов северных Хантов, близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна


Украшения из полосок-аппликаций

  • Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций.
  • Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков.
  • Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам».
  • Все вместе образует яркую цветовую кайму.


Особенности хантыйской женской одежды

Была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Восточная группа

Покрой одежды

Ажурные, оловянные бляшки собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах

Ханты раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали под меховые кисы.

Воротники, ластовицы и обшлага


Влияние территории oбитания на внешний вид одежды

  • Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей. Зимнюю меховую шубу (сах) делали двойной, т. е. на подкладе из меха или же из птичьих шкурок. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов и манси (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха.
  • У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Покрой рубахи

  • На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.
  • Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине. Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.
  • Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Особенности хантыйской женской одежды

Покрой спинки, которая кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки

Покрой одежды

зимняя, летняя

Южная группа

Использовали крапивное полотно

Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол. Их также украшали аппликацией

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.


Ткачество

  • По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.
  • Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Обувь хантов –кисы, чижи

  • Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Головной убор женщин

  • Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой
  • Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа

Характеристика свойств материалов

  • Материалом для одежды служила прежде также и рыбья кожа (налима, осетра). Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

Изготовление ниток из оленьих сухожилий.

  • Традиционно для пошива меховой одежды, изготовления меховой мозаики, бисерных изделий, да и для шитья по сукну ханты и манси пользовались нитками из оленьих сухожилий или «жилками».

Мастерицы искусницы

  • Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.
  • Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.).

Работа с бисером

  • Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.
  • Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

Заключение

  • Особенность хантыйской женской одежды состоит в том, что независимо от вида этнографической группы невольно отмечаешь ее красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов и использование их при ее изготовлении.
  • Удивительная особенность мастерства женщин заключается в выполнении всех работ в ручную: будь то выделывание шкур, обработка рыбьих шкурок, пришивание полосок аппликации, вышивание бисером.

  • Особенность хантыйской женской одежды выражена ярких колоритах, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
  • Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край- все это отражается в женской одежде народов ханты

Литература

1.Бахлыков, П. С. Юганские ханты: история, быт, культура: краткое ист. повествование о ханты Сургут. р-на. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. – 208 с.

2.УРОКИ ЕВДОКИИ ЕРНЫХОВОЙ

Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Текст и иллюстрации Елены Оборотовой. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Лаборатория этнического мониторинг. Березово 1997

3. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. Учебное пособие /Мар гост. Ун–т. Йошкар- ола. – 2000г.,

4. Зубаирова Ж. Б. Знакомство с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28

http://www.severprostor.ru/novyj-staryj-biser.

 

Возможно, будет полезно почитать: