Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с онр. Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста Игра противоположное слово

Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Игра возможна в двух вариантах:

1 вариант. Вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение.

Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров: маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д.

Возможно ребенку будет трудно подбирать слова, которые он редко использует в своей речи. В таком случае напомните эти слова и старайтесь чаще использовать их в процессе общения. Используйте эту игру для того, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и его представление о разнообразии окружающего мира, присутствии в нем противоположных явлений.

2 вариант. Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Юлия Уверская

Игра для дошкольников 3-5 лет .

Парные карточки выполнены с единым фоном. Это своего рода подсказка. Ребенку сложно найти среди множества карточек нужную. Ориентируясь на "похожую" картинку ребенок быстрее найдет правильную пару.

Цель : нахождение понятий , противоположных по смыслу .

Основные задачи :

Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи.

Расширять представления детей об окружающем мире .





Понятия :

далеко-близко

полная-пустая

легкий-тяжелый

ночь-день

здоровый-больной

жарко-холодно

большой-маленький

длинный-короткий

широкая-узкая

тупой-острый

пожилой-молодой

тянуть-толкать

высокий-низкий

закрытый-открытый

внизу-наверху

толстый-тонкий

съедобный-несъедобный

белый-черный

быстрый-медленный

Публикации по теме:

Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.

Предлагаю ещё один вариант популярной игры «Посади бабочку на цветок» (к сожалению, не знаю её автора) Я добавила коврик с липучками, который.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Найди пару» Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) "Найди пару". Цель:Научить сопоставлять предметы, выделять основные.

Дидактическая игра для детей младшего возраста «Разноцветные носочки» Цель: развитие мелкой моторики; развитие зрительного восприятия;.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью» Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Цель: закрепить умение различать и правильно подбирать пуговицы по цвету и форме, развивать цветовосприятие, мелкую моторику, мышление.

Веселая и увлекательная игра незаменима в период развития речи у ребенка. Она способствует улучшению речевых и коммуникативных навыков, образной и словесной памяти, внимательности, формированию логического мышления и обогащению словарного запаса. В ходе игры малыш научится сравнивать предметы по определенному признаку и быстро находить предметы с противоположными качествами.

Как играть

Распечатайте шесть листов с готовыми картинками на цветном принтере, для более удобного использования наклейте на плотную бумагу и разрежьте.

Принимать участие в игре могут от двух до шести человек. Ведущий перемешивает и оставляет себе карточки с красной каемкой, а с зеленой раздает всем в равном количестве. Затем достает одну карточку в красной рамке, читает написанное на ней слово и показывает карту всем. Игрок, который считает, что среди его карт есть подходящая пара, называет слово с противоположным значением слову ведущего. Если участник правильно подобрал противоположность, он забирает карточку. Если игрок ошибся, остальные участники продолжают искать пару среди своих карт. Станет победителем тот, кто первый найдет противоположные пары к своим карточкам.

Если Вы серьезно настроены подготовить ребенка к школе, играйте с ним в различные развивающие игры. Искать противоположности можно также вдвоем с малышом, например, во время прогулки, просто называете ему слово, а он подбирает к нему противоположное по значению.





Татьяна Астахова
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря , выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи , с использованием понятных слов , связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Лексика (словарь ) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах : пассивный словарь (импрессивная лексика) - это те слова , которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) - это те слова , которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря , в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив , т. е. актуализация, проходит ступенчато.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса , резком расхождении объема активного и пассивного словаря , неточном употреблении слов , многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря .

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря , понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования , поскольку она быстро обогащается за счет производных слов . Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных ). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова . Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей .

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно , но и необходимо развивать у детей словарь . А особенно обратить внимание на формирование и развитие , как активного, так и пассивного словаря , включая словарь антонимов .

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется :

Речевой образец;

Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

Объяснение происхождения слова ;

Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

Договаривание слов , недосказанных воспитателем;

Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов .

На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова , именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова : знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове .

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления , а не слова – звука .

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей . Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо , непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений :

«Найди другое слово »

Цель : точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы .

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется» . Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется» . Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным) . Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее) .

Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек» ? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят : «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек) .

Объясните, что значат слова : «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком) . Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

Придумайте предложения со словом «крепкий» .

Я вам буду называть слова , а вы говорите мне слова с противоположным смыслом : длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова , противоположные по смыслу. Можете брать слова , которые мы только что называли.

Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот» .

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь. («низко» ).

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь. («близко» ).

Скажу я слово «потолок» , а ты ответишь. («пол» ).

Скажу я слово «потерял» , а скажешь ты. («нашел» !

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты. («храбрец» ).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай. («конец» ).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели ) .

Логопед называет детям словосочетания , делая паузы. Ребенок должен сказать слово , которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Закончить предложение и назвать слова - «неприятели» .

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый , а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Сравни!»

По вкусу : горчицу и мед.

По цвету : снег и сажу.

По высоте : дерево и цветок.

По толщине : канат и нитку.

По ширине : дорогу и тропинку.

По возрасту : юношу и старика .

По весу : гирю и пушинку.

По размеру : дом и шалаш.

Игра «Сравни наоборот» .

Используются слова : больше - меньше, тяжелее легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Игра «Антонимы »

Ход игры : объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением . Например, утро - вечер, темно - светло, холодно - жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова , противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом. (длинный) .

Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .

Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .

Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .

Лето далеко, зима. (близко) .

В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов . Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы , на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

Список использованной литературы

1. Коноваленко, В. В. Антонимы . Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Издательство : ГНОМ и Д

2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И Лалаева, Н. В Серебрякова– СПб.:СОЮЗ, 1999 – 160 с.

3. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова - М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

Возможно, будет полезно почитать: