Что такое здоровье определение обж. ГДЗ по ОБЖ (Основы здоровья). Понятие о здоровье и болезни Здоровый образ жизни общие понятия и определения

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Здоровье человека - это сложное, многомерное, интегральное понятие. Оно является центральным в корпоративной культуре целой профессиональной группы - работников системы здравоохранения и медицины, студентов медицинских вузов и колледжей. В современных условиях, когда процесс урбанизации и бум технического прогресса охватил большинство сфер жизнедеятельности человека, становится все более значимой проблема здоровья как индивидуального, так и общественного. Именно здоровье абсолютно необходимое, хотя и недостаточное условие позитивного существования и развития отдельного человека и социальных общностей, вплоть до человечества в целом. В перечне прав человека, гарантированных Конституциями ряда стран, с недавних пор появилось и право на здоровье. В статье 25 "Всеобщей декларации прав человека" закреплено следующее положение: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи". В "Конституции Российской Федерации" аналогичная статья (41) также закрепляет право россиянина на охрану здоровья. Существует программа государственных гарантий, выраженная в финансовых нормативах и в объемах медицинской помощи, которую государство гарантирует населению бесплатно.

Государство кровно заинтересовано в здоровье своего населения. Здоровье обеспечивается основными социальными институтами - здравоохранение и медицину. В них формулируются фундаментальные категории "здоровье", "болезнь"; выстраивается концепция здоровья нации; определяется тактика достижения поставленных целей.

Здоровье и болезнь человека - это сложный социально-обусловленный феномен, объединяющий в себе биологические и социальные свойства. Этот сам по себе сложный конгломерат еще и корректируется воздействием факторов окружающей среды. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Ожегова читаем: "Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма" или "правильная, нормальная деятельность организма" . В современной научной литературе существует более ста определений и подходов к этому понятию. Большинство по смыслу сводится к следующему: здоровье - это отсутствие болезней; здоровье и норма - это понятия тождественные.. Эта концепция известна как "медико-биологическая", она базируется на "микробной теории болезни", которая доминировала в медицинском мышлении X1X века. Медицина рассматривала человека как сложный механизм, болезнь как следствие поломки этого механизма, как состояние, предшествующее смерти. Эта идея не нова, еще античный поэт Назон писал, что болезнь это смягченная смерть. Здоровье трактуется как нормальное состояние, как состояние свободы от физических и психических дефектов или заболеваний. Таким образом, болезнь становится окончательной целью медицины. Биомедицинская модель, несмотря на успехи в понимании механизма возникновения болезни и медикаментозных способов ее коррекции вплоть до полного излечения, все же является недостаточной. В быту здоровье понимается только как отсутствие болезней. Получается, что и в обыденном сознании и в некоторой части научной литературы здоровье определяется через понятие "нездоровье". Значит, доминируют маркеры патологии и сведены к минимуму показатели, отражающие качество и количество личного и общественного собственно здоровья. В настоящее время, на ряду с теорией патологии существует и теория здоровья - валеология, не получившая в нашей стране ни общественного признания, ни институционального статуса. социология здравоохранение медицинский

Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году было дано следующее определение: "Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезни и физических дефектов". ВОЗ провозгласила принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека". Этот принцип является главной этической, профессиональной ценностью всех врачей и студентов медицинских вузов. Таким образом, здоровье - социально детерминированное явление, представляющее собой гармоничное взаимодействие биологических и социальных качеств. Другими словами, у здоровья биосоциальный статус.

Необходимо отметить и наличие социотических характеристик, поскольку здоровье является важнейшей, естественной, непреходящей для всех без исключений групп и слоев ценностью. Более того, чем выше в социальной иерархии место человека или группы, тем более осознана эта ценность и социально, и материально обеспечена. Последние условия (социальное и материальное благосостояние) позволяют более полно и интенсивно реализовывать многообразие человеческих потребностей и возможностей.

Очень интересным и полезным является психологическая интерпретация здоровья. Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетной в исследовательских интересах психологии. Скорее наоборот, повторялись общие алгоритмы рассуждений. Психология 20 века упивалась феноменологией человеческого страдания, внутреннего конфликта и кризиса. Через картины психических нарушений, методологию психотерапии складывались популярнейшие теории З.Фрейда, А. Адлера, К.Юнга. Иными словами, болезнь, психопатология была началом построения фундаментальных психологических теорий личности. Болезнь, внутриличностный конфликт казались гораздо более интересными, чем способность сохранять здоровье и душевное благополучие. Это и оказалось причиной довольно длительного периода отсутствия в психологии целостной, структурированной и аргументированной психологической теории здоровья. Сегодня психологи предлагают свою модель здоровой личности. Согласно этой концепции, "…здоровый человек способен самостоятельно, т.е. на основе собственных внутриличностных ресурсов поддерживать структурную и процессуальную согласованность психики, обеспечивать ассимиляцию жизненного опыта и интегрированность личности, достигать полноты самореализации". (Васильева О.С., Филатов Ф.Р. "Психология здоровья" Р/Д., 2005) Другими словами здоров не тот, у кого нет проблем, а тот кто способен их разрешить.

Социально-экономический статус здоровья является необходимым условием ресурса трудоспособности, эффективности труда. От производительности труда во всех сферах (умственного и физического) зависит степень вознаграждения. Это, в свою очередь определяет уровень удовлетворения всех потребностей человека. Здоровье, в некоторых случаях, предопределяет возможность приобщения к труду и использования его как источника материального благосостояния.

Сегодня медицинская практика активно использует промежуточный термин "практически здоров", предопределяя тем самым еще один вариант интерпретации здоровья. Подход к категории "здоровье" как дискретной, мозаичной, состоящей из понятий "здоров", "практически здоров" и "болен", скорее функциональный и более пригодный для бытового использования, поскольку чрезвычайно упрощен. Здоров - значит, в субъективном ощущении - способен осуществлять биологические и социальные функции. Даже если в организме у человека уже есть патологические изменения и процессы, но они позволяют ему заниматься общественно-полезной деятельностью - медицина констатирует "практически здоров". Это пограничное состояние, когда уже наличествуют соматические или психические проблемы, но существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Но со временем патология приводит к нарушению физиологических, психологических, социальных и экономических функций. Таким образом, можно сказать, что болезнь это процесс нарушения жизнедеятельности человека, а значит и жизнеобеспечения.

Болезнь также можно трактовать многоаспектно. Например, с позиции работодателя - болезнь это неспособность работника выполнять свои профессиональные функции. Биолог видит в болезни нарушение биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, а патолог - нарушение процессов физиологического жизнеобеспечения. Наконец, для самого больного болезнь - это изменение образа жизни его самого и его семьи, зачастую переоценка всей системы ценностей и приоритетов.

По существу, понятия здоровье и болезнь выходят далеко за рамки медицины, хотя у большинства людей слово "болезнь" ассоциируется только с медициной. Эти состояния определяются образом жизни, экологической безопасностью среды обитания, структурой питания и бытовыми условиями, характером труда, возможностями отдыха, социально-психологическим климатом, чувством защищенности медициной, государством и обществом.

В мировой практике принято выделять 4 уровня оценки здоровья:

  • 1-й уровень - здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье);
  • 2-й уровень - здоровье малых социальных групп или этнических групп (групповое здоровье);
  • 3-й уровень - здоровье населения (людей проживающих в определенных административно-территориальных единицах - селах, городах, областях и т.д.);
  • 4-й уровень - общественное здоровье - здоровье общества, людей целого государства, континента, популяции в целом.

Здоровье и болезнь в большой степени определяются так называемыми факторами риска. Фактор риска - потенциально опасные для здоровья условия поведенческого, социального, генетического, экологического и природно-климатического характера. В отличие от непосредственных причин заболевания (травм, вирусов, недостатка каких-либо микроэлементов и т.д.) они действуют опосредованно, создавая негативный фон, способствующий возникновению и прогрессу болезни. Известный российский ученый, академик РАМН Ю.П. Лисицин выстроил иерархию факторов риска по отношению к здоровью. К первой группе самых значимых факторов риска (определяющих на 49-53% качество здоровья) относятся условия, формирующие образ жизни:

  • -курение, употребление алкоголя;
  • -наркомания;
  • -неправильное питание;
  • -дистрессы (стрессовые ситуации);
  • -неблагоприятная производственная среда;
  • -гиподинамия;
  • -некомфортные бытовые условия;
  • -чрезмерное и некорректное употребление лекарств;
  • -непрочность института семьи;
  • -одиночество;
  • -высокий уровень урбанизации.

Вторая по значимости группа - генетические и биологические факторы, удельный вес которых приблизительно 18-22%:

  • -наличие наследственных болезней;
  • -предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням.

Третья группа (занимающая около 17-20%) - условия, связанные с внешней средой:

  • - загрязнение воздуха;
  • -плохое качество или отсутствие питьевой воды;
  • -дегенерация и загрязнение почвы;
  • -повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения;
  • -климатические изменения.

Четвертая группа факторов риска - условия, связанные непосредственно со здравоохранением и медициной (их удельный вес от общего числа - 8-10%):

  • -неэффективность профилактических мероприятий;
  • -низкое качество медицинской помощи;
  • -недостаточное количество лечебных учреждений;
  • -несвоевременность оказания медицинской помощи.

При анализе факторов, влияющих на общественное здоровье принято выделять их еще и следующим образом:

  • 1. Социально-экономические (материальный статус, условия труда, образовательный и культурный уровень);
  • 2. Социально-биологические (пол, возраст, генетические предрасположенности и т.д.);
  • 3. Экологические и климатические;
  • 4. Организационные и медицинские.

Министерство образования Московской области

ГОУ НПО Профессиональное училище №1

Здоровый образ жизни

как необходимое условие

сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Исследовательская работа

учащегося ПУ № 1 группы 36

Маркова Руслана

Руководитель: педагог- психолог

Камынина Л.В.

г.Орехово – Зуево

2007г.

План.

Введение

1. Общие понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2. Виды здоровья

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

6. Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Охрана здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче ских дефектов".

Возможность правильно оценить свои потенциально творческие и профессиональные способности - важный шаг на пути в благополуч ную и счастливую жизнь, о которой мечтает каждый человек.

Немецкий философ Артур Шо пенгауэр (1788-1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслажде ния, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъ ективные блага: качества ума, ду ши, темперамента при болезнен ном состоянии ослабевают и зами рают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, Друг друга о здоровье и желаем его Друг другу: оно поистине главное ус ловие человеческого счастья».

Наше здоровье связано с на шим поведением и является непре менным условием эффективной де ятельности, через которую и дости гается счастье.

Сегодня молодежь имеет большую свободу в выборе своего образа жизни. Возникла необходи мость формирования глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни вообще и репродуктивном здоровье в частности. Недостаточ ность и фрагментарность информа ции по этому вопросу приводят к росту заболеваний, передаваемых половым путем, расширению мас штабов употребления молодыми людьми наркотиков и алкоголя.

Я поступил учиться в профессиональное училище №1 в 2005 году. На протяжении всего периода обучения я чувствовал, что приоритетным направлением в училище является забота о здоровом образе жизни учащихся. В училище проводятся различные спортивные соревнования, занятия по ОБЖ, мероприятия по профилактике наркомании, курения, употребления алкоголя. На практических занятиях по психологии, я узнал, что кроме физического существуют другие виды здоровья, в том числе духовное и нравственное здоровье.

Я решил изучить с помощью педагога-психолога эту тему более подробно.

1. Общие понятия о здоровье

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

Отсутствие болезни;

Нормальное функционирование организма в системе «чело век - окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благо получие;

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного, духов ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собст венным возможностям, противостоять внешним и внутренним отри цательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в «Словаре русского языка» (автор С. И. Ожогов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и со стояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий можно сделать вывод: здоровье человека не отделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет не пременное условие эффективной деятельности, через которую до стигается благополучие и счастье.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового обра за жизни.

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.

В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверж дением ему служат высказывания древнеримского политика и орато ра Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В его трактате «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого - заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства граждан ской общины».

2. Виды здоровья.

Науке известны различные вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальное), общественное и индивидуальное.

Необходимо подчеркнуть, что здоровье каждо го человека является не только индивидуальной ценностью, но и общественной.

Общественное здоровье представляет собой социально-полити ческую и экономическую категории, которые характеризуют жизне способность всего общества как социального организма.

Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здо ровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно за висит от другого.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого человека в от дельности. Отметим еще раз, что в понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней. Оно включает также такие формы поведения человека, которые поз воляют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не толь ко его физической формы. Душевное благополучие соотносится с ра зумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием бла гополучия. Благополучие человека зависит не только от физического состояния организма, но и от его душевного равновесия. Нельзя по лучить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограниче на только телом или только психикой. Человек в отличие от осталь ного животного мира наделен творческим разумом, а значит, обла дает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступа ет его духовная составляющая. К пониманию этого люди пришли не сегодня. Обратимся к высказываниям Цицерона: «Прежде всего, каж дому виду живых существ природа даровала стремление защищать ся, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым су ществам стремление - соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее раз личие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передви гается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабли вается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, ви дит их причины, причем предшествующие события и как бы пред течи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы про жить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и ис следовать истину» (трактат «Об обязанностях»).

Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: «Душа обязана тру диться». «Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и на таскивать в этой прекрасной науке», - писал французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Разум - это способность познавать окружающий мир и себя, это анализ происходящих событий и явле ний, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на жизнь, модель поведения, направленная на решение по ставленных задач, защиту жизни и здоровья в реальных условиях. Чем выше интеллект, чем достовернее прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивее психика, тем выше уровень ду ховного здоровья.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека пра вильно функционирует и развивается. (Субъективно - это когда ничего не болит)

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умени ем правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употреб ления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, из лишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряжен ного и продолжительного умственного труда, далее - усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические ме ры» («Афоризмы житейской мудрости»).

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего ин дивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Поля Брэгга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в цент ре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой - зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита - одна сторона была красная, другая - зеленая. Есть также две стороны щита здоровья - физическая и духовная - и они обе важны. Обе эти стороны - физическая и духовная - так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здо ровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает не обходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Психическое (духовное) здоровье – это сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, зависит от состояния головного мозга, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.(Субъективно выражается во внутреннем равновесии и умении возвращаться к равновесию в случае его потери.)

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, позна нием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духов ное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзь ями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духов ное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить - это дело совести каждого.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил орга низма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

3. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие.

Среди фак торов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Среди физических факторов наиболее важными являются наслед ственность и состояние окружающей среды.

Исследования генетики человека свидетельствуют о существен ном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственно го предрасположения, практически на все аспекты состояния физи ческого и психического здоровья.

Если считать, что суммарный вклад всех вышеназванных факто ров, определяющих здоровье человека, равен 100%, то из всего мно гообразия компонентов, характеризующих состояние его здоровья, можно выделить следующие группы:

Признаки, определяемые исключительно (на 99%) наследствен ными факторами;

Признаки, определяемые, прежде всего (на 60% и более) наслед ственным предрасположением и в меньшей степени (до 40%) пове дением человека и другими факторами окружающей среды;

Признаки, определяемые, прежде всего (на 60% и более) дейст вием факторов окружающей среды (экологическим и социальным ок ружением), поведением и силой воли - духовными факторами ин дивидуума.

К первой группе относятся признаки, изменить которые практи чески невозможно. Например, вы уже знаете, что такой признак, как мужской или женский пол у человека, определяется сочетанием хро мосом в момент оплодотворения. Хирургически можно изменить внешнее проявление данного признака, сформировав вторичные по ловые признаки по мужскому или женскому типу. В очень редких случаях, при наличии определенных показаний, это делается. Но генетический пол такого человека изменить невозможно.

В настоящее время врачам известно более 3,5 млн. наследствен ных заболеваний, развитие которых на 99,9% предопределяется ге нетически в момент зачатия. Даже самые благоприятные условия жизни не предотвратят их развитие у ребенка. К счастью для чело вечества, в большинстве случаев все так называемые наследствен ные болезни встречаются крайне редко - с частотой 1 случай из 10000 рождений и даже реже.

Так, например, при такой наследственной болезни, как гемофи лия (известная вам из истории: ей страдал единственный сын по следнего российского императора - царевич Алексей), можно лишь облегчить страдания больного ребенка, продлить его жизнь, сделать ее более безопасной. Поэтому основная задача каждого человека, ответственно относящегося к своему здоровью и желающего иметь здоровых детей, - избежать рождения больного ребенка. Это можно сделать, только зная свою родословную. В случае если в семье уже были наследственные болезни (среди других детей или более даль них родственников), необходимо вовремя, до наступления желанной беременности, обратиться к врачам-генетикам за консультацией.

Ко второй группе относятся такие признаки, как рост, масса тела, цвет волос и многие другие. Согласно оценкам экспертов междуна родных организаций (ВОЗ, НКДАР, ООН и др.), большинство людей - до 60% населения во всех развитых странах мира, в том числе и в России, - страдают всего от 25 видов болезней. Эти болезни (гипер тония, сахарный диабет, язвенная болезнь и др.) называют широко распространенными или мультифакториальными (многофакторными), поскольку они на 60% и более определяются наследственным пред расположением. Кроме наследственной предрасположенности, на развитие этих признаков и заболеваний, на степень их проявления влияют состояние окружающей среды и образ жизни человека.

Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия на человека загрязненного воздуха или воды, наличие инфекций или мощного излучения. Признаки и заболевания, вызываемые действием этих факторов, относятся к третьей группе.

Духовные факторы также являются важными компонентами здо ровья и благополучия. Это - понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и беско рыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый об раз жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоро вый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый об раз жизни, - это одно, а вести его - совсем другое.

Человек склонен повторять те виды поведения, которые прино сят удовольствие. Так, зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Вы бор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фак тор во многом зависит от индивидуального образа жизни.

Социальные факторы также значительно влияют на здоровье и благополучие каждого из нас. Уровень благополучия, а, следователь но, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гаранти рованы хорошие жилищные условия, медицинское обслуживание и образование.

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни - это система поведе ния человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природ ной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормаль ного течения физиологических и психических процессов, что снижа ет вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжитель ность жизни человека и его работоспособность.

При таком образе жизни, когда человек своим поведением на носит ущерб здоровью, нормальное течение физиологических про цессов затруднено. Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается веро ятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организ ма, а продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Наследственные ка чества, стремления человека и его возможности индивидуальны. В определенной степени окружающая человека среда носит индивиду альный характер (дом, семья и т.д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носят личностный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут дружить со спортом, но занимается им сравнительно мало людей. Все могут соблюдать ра циональный режим питания, но делают это единицы.

Я принимал участие в психологических тренингах направленных педагогом-психологом на формирование у учащихся потребности заботы о своём здоровье. Участвовал в проведении анкетирования «Как вы относитесь к своему здоровью». Результаты анкетирования и их динамика на протяжении с 2005 по 2007 год представлена в приложении.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже ние физического, духовного, душевного и социального благополучия.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жиз недеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни - наиболее оптимальная система повсед невного поведения, позволяющая человеку максимально полно реали зовать свои духовные и физические качества для достижения душев ного, физического и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физи ческой культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружаю щими людьми

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональ ная и психическая напряженность при общении с окружающими, а так же неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведе ния человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удо вольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Чтобы создаваемая нами система здорового образа жизни име ла привлекательность, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформу лировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения че ловека для достижения благополучия для себя, для семьи и госу дарства».

Напомним, что здоровый образ жизни - это индивидуальная сис тема поведения. Выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого вам необходимо:

Иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психо логической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

Помнить, что предрасположенность к болезням передается по наследству;

Знать формы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

Стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что пра вильный образ жизни даст положительные результаты;

Выработать у себя положительное отношение к жизни, воспри нимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

Развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоя нии решить и знаете, как это сделать;

Постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел че ловека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы замени ли движение);

Соблюдать правила питания и гигиену;

Соблюдать режим труда и отдыха;

Быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

Радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно, постоянно соблюдая правила здорового образа жизни.

5. Моё участие в жизни города.

С 2005 года я являюсь участником движения молодых политических экологов Подмосковья «Местные». Я участвую в различных акциях направленных на сохранение и укрепление здоровья. «Чистое Подмосковье», «Мир без наркотиков», посещаю спортивно-оздоровительные комплексы (секции волейбола, плаванье.) Совместно с другими участниками движения шефствуем над детским домом «Малютка», оказываем помощь и поддержку маленьким крохам.

Меня эта тема заинтересовала еще по одной причине. С 2006 года вице-премьер правительства Д. Медведев возглавил национальный проект «Здоровье» и на сегодняшний день государство и правительство заинтересовано в том, чтобы люди были более здоровыми и заботились о своем здоровье. Строятся новые спортивно-оздоровительные комплексы, парки отдыха, перинатальные центры, направленные на улучшение здоровья живущего и подрастающего поколения. Если взять наш город Орехово - Зуево, то у нас открылся новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Восток», отремонтирован стадион «Торпедо», бассейн «Нептун», сейчас идёт ремонт детской юношеской спортивной школы, отремонтирована 3 городская поликлиника, строится женская консультация на территории родильного дома. Это благотворно влияет на здоровье жителей и формирование у них стремления к здоровому образу жизни.

Согласно статистике в городе увеличилась рождаемость: в 2006 году родилось 1315 младенцев, в 2007 году 1280 младенцев, снизилась смертность: в 2006 году умерло 2526 человек, в 2007 году – 2425.

Наглядно это представлено в приложении 2

Результаты анкетирования учащихся

«Как вы относитесь к своему здоровью»

№ группы

1 группа

(% соотношении)

2 группа

(% соотношение)

3 группа

(% соотношение)

1 курс

2005-2006 год обучения

73,7

26,3

54,9

45,1

76,1

17,9

78,6

16,4

63,2

36,8

75,5

12,5

2курс

2006-2007 год обучения

12,2

80,1

15,3

32,4

58,9

23,2

70,6

25,6

37,8

12,2

31,8

64,8

3 курс

2007-2008 год обучения

33,3

65,1

23,7

72,1

56,6

43,4

43,3

56,7

35,8

39,5

54,2

45,8

В таблице прослежена динамика отношений учащихся к своему здоровью, за период обучения учащихся с 1 по 3 курс, с 2005-2007 учебный год.

1 группа – количество учащихся, считающих, что нужно заботиться о своем здоровье.

(в % соотношении)

2 группа – количество учащихся, считающих, что у них и так хорошее здоровье.

(в % соотношении)

3 группа – количество учащихся, которые безразлично относятся к своему здоровью.

(в % соотношении)

Список литературы.

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.

2. Воробьев В. И.. Слагаемые здоровья. М., «Физкультура и спорт», 2005.

3. Куценко Г. И. , Новиков Ю. В.. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 2002.

  1. Лещинский Л.А Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 2004.

, «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» . Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности , заболеваемости и инвалидности .

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие :

  1. Здоровье - нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель - для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов
  • Биомедицинская модель - отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений
  • Биосоциальная модель - включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам
  • Ценностно-социальная модель - здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

Новозеландская марка, пропагандирующая здоровье

Показатели здоровья

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса , артериальное давление , температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов , лейкоцитов , гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи .
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

  1. оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм.рт.ст.
  2. нормальное: САД 120-129, ДАД 84 мм.рт.ст..

САД - систолическое артериальное давление. ДАД - диастолическое артериальное давление .

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические - рождаемость , смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность , частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость - общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Первичная инвалидность.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели психического здоровья.
  • Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
    • Когнитивные факторы - представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
    • Факторы социальной среды - социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
    • Демографические факторы - фактор пола, индивидуальные копинг -стратегии, этнические группы, социальные классы
  • Передающие факторы
    • Совладание с разноуровневыми проблемами
    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
    • Соблюдение правил здорового образа жизни
  • Мотиваторы
    • Стрессоры
    • Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья :

  • Уровень физического развития
  • Уровень физподготовки
  • Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
  • Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения - как правило, пищевые расстройства .

Разница в продолжательности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов .

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам .

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура .

Душевное здоровье

Душевное здоровье - способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения . Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа . Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда , Альфреда Адлера , Карен Хорни , Эриха Фромма) . Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей .

В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья :

Здоровый образ жизни

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья .

Здравоохранение

Здравоохранение - отрасль деятельности государства , целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья .

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР .

Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ​​ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения .

Всемирная организация здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO ) - специальное учреждение Организации Объединённых Наций , состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии .

В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.

Валеология

Валеология (от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым») - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных , общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям.

См. также

Примечания

  1. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 28-30. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  2. Александра Бочавер, Радослав Ступак XXIV европейская конференция по психологии здоровья «Здоровье в контексте» (рус.) // Психологический журнал . - М .: Наука, 2011. - В. 2. - Т. 32. - С. 116-118. - ISSN 0205-9592 .
  3. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М ., 1988.
  5. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 42-43. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  6. What is Public Health? Retrieved 2010-06-24
  7. Association of Schools of Public Health. Impact of Public Health . Retrieved 2010-06-24.
  8. World Health Organization. Life expectancy at birth , accessed 20 April 2011.
  9. 1.ESH-ESC Guidelines Committee. 2007 guidelines for the management of arterial hypertension. J Hypertension 2007; 25: 1105-87
  10. Всероссийское научное общество кардиологов: национальные кардиологические рекомендации.
  11. Здесь и далее: Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 31-39. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  12. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 70. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  13. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 230-240. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  14. World Health Organization. The determinants of health. Geneva. Accessed 12 May 2011.
  15. Public Health Agency of Canada. What Determines Health? Ottawa. Accessed 12 May 2011.
  16. Lalonde, Marc. «A New Perspective on the Health of Canadians .» Ottawa: Minister of Supply and Services; 1974.
  17. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 176. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  18. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 181. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  19. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 203-204. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  20. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 211. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  21. Sandra Bem Gender Schema theory and Its Implication for Child Development: raising gender-aschematic Children in a gender-shemtic Society // Psychology of women: Ongoing debates . - Yale University Press, 1987.
  22. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду . - Диссертация, 1997.
  23. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
  24. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988.
  25. Шухатович В. Р.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

 

Возможно, будет полезно почитать: