Развитие мышления дошкольника. Работа над развитием мышления ребенка

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением становления психики ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С. Выготский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация) для будущей учебной деятельности. В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы мышления:

Наглядно-действенное - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей до 1,5 лет.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки, пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

Наглядно-образное - задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 1,5 - до 5 лет.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета, и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества". Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.

Абстрактно-логическое - мышление абстракциями -- категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у дошкольников с 5 лет.

Абстрактно - логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

Современная концепция общего образования во главу утла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3-4 года.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2-3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Первая особенность мышления -- его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное -- через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -- ощущения, восприятия, представления -- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления -- его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде.всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Способность решать задачи в уме несколько отстает в этом возрасте от развития способности решать задачи в практическом плане. Вначале обобщения, лежащие в основе формирования понятий, производятся без пользования словом и проявляются в практике как перенос предметного действия с одних объектов и ситуаций на другие, отличающиеся от тех, где соответствующее действие исходно было образовано. На этой стадии ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте примерно 2,5 лет предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.

Заметим, что в это время речь ребенка с его мышлением еще не связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака -- воспринятого слова к значению -- конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот -- от значения к знаку. Со второй половины раннего дошкольного возраста, т. е. приблизительно с 1,5-- 2 лет, значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Первый из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного мышления, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагирование свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета. За значением детского слова в дошкольном детстве зачастую скрывается обобщенное, образное восприятие действительности.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка. Сначала, когда ребенок находится еще на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления -- словесно-логической.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов -- свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие.

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе--память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач» . При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив ее 2--7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной форме.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Выводы по первой главе

В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено, что:

Мышление - это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;

Мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;

Мышлению присущ опосредованный характер;

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания;

Мышлению присуща обобщенность;

Ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;

Различают три основных вида мышления: предметно - действенное, наглядно - образное и абстрактное;

В основе мышления лежит условно - рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;

Мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;

С момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;

Усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;

В психике человека происходит огромное количество очень важных процессов. Но одним из самых приоритетных из них является мышление. Что это такое, каких бывает видов, и каким образом происходит его развитие? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое мышление?

В повседневной жизни под этим термином мы понимаем словесные рассуждения. С точки зрения психологии мышление обладает более широким значением. Под ним понимается любой психический процесс, позволяющий человеку решить ту или иную задачу. Люди в этом случае воспринимают вещи без всяких анализаторов (обонятельного, слухового, тактильного, зрительного, болевого и т.д.), на основе одних только речевых сигналов.

Немного истории

Мышление, являясь видом умственной деятельности, интересовало людей с давних времен. Изучить его пытались еще философы древнего мира. Они же стремились дать ему точное объяснение. Так, Платоном мышление приравнивалось к интуиции. А Аристотелем была создана даже целая наука - логика. Познавательный процесс им был разделен на части, в числе которых находятся понятие, суждение и умозаключение. И на сегодняшний день изучить специфику мышления пытаются представители разных наук. Однако, несмотря на все высказанные идеи и выводы, полученные в результате проведения многочисленных экспериментов, прийти к единому четкому определению данного процесса пока еще не удалось.

Виды мышления у детей раннего возраста

Данный процесс рассматривается наукой психологией. При этом в дисциплине выделено три основных формы мышления, которыми обладают дети дошкольного возраста. Это наглядно-действенное и наглядно-образное, а также пространственно-временное, или темпоральное.

Развитие мышления у детей условно разбито на определенные этапы. Причем каждый из них малыши проходят в процессе познания окружающего мира. Рассмотрим развитие каждой из форм мышления подробнее.

Наглядно-действенный вид

Развитие мышления данного типа у происходит благодаря непосредственному восприятию ими окружающего мира. Это время, когда малыш начинает свое взаимодействие с различными предметами. Из всех процессов, которые развиваются в психике, главная роль отводится именно восприятию. Все переживания маленького человечка сосредотачиваются на тех явлениях и вещах, которые его окружают.

Мыслительные процессы в этом случае представляют собой внешне ориентированные действия, которые, в свою очередь, являются наглядно-действенными.

Развитие мышления наглядно-действенной формы позволяет детям открывать для себя обширные связи между человеком и предметами, находящимися в его окружении. В этот период ребенок приобретает необходимый опыт. Он начинает регулярно и настойчиво воспроизводить элементарные действия, целью которых является ожидаемый им результат. Полученный опыт позднее станет основой более сложных психических процессов.

Данный этап развития мышления у детей, которое имеет наглядно-действенную форму, является неосознанным. Он лишь включается в процесс совершаемых малышом движений.

Развитие наглядно-действенного мышления

У ребенка в процессе совершаемых им во время манипуляций с различными предметами ориентировочных и зрительных действий происходит формирование определенного образа. На раннем этапе развития мышления наглядно-действенного вида главным признаком вещи для малыша является ее величина, форма. Цвет пока еще не обладает своим основополагающим значением.

Особую роль в развитии мышления на данном этапе будут играть разнообразные движения, направленные на развитие действенных и наглядных психических процессов. Постепенно малыш учится соотносить размеры двух или более предметов, их форму, а также место расположения. Он нанизывает на пирамиду колечки, ставит кубики друг на друга и т.д. Принимать во внимание различные характеристики предметов и подбирать их по форме и по размеру он будет гораздо позже.

Никаких заданий на развитие мышления данного вида давать малышу не надо, так как его формирование происходит, как правило, самостоятельно. Взрослому необходимо только заинтересовать маленького человечка игрушкой и вызвать у него желание взаимодействовать с ней.

Особенности, касающиеся развития мышления данного вида, особенно ярко проявляются, например, при игре с матрешкой. Малыш, стараясь получить необходимый результат, будет прикладывать две совсем не подходящих друг к другу половинки силой. И только после того как он убедится в том, что все его действия не приводят к желаемому результату, начнет перебирать детали до тех пор, пока ему не попадется нужная. Для того чтобы ускорить процесс развития мышления у детей, производители разрабатывают игрушки таким образом, чтобы они сами «подсказывали» малышу, какой из элементов подойдет лучше всего.

После освоения внешних ориентировочных действий ребенок приобретает навык по соотношению различных характеристик предметов. С этого момента начнется закладка фундамента зрительного восприятия, когда малыш будет сравнивать одну игрушку с другими.

Следующий этап развития наглядно-действенного мышления наступает после достижения детьми 2-летнего возраста. Малыши начинают подбирать вещи зрительно, исходя из имеющегося образца. Взрослый человек во время такой игры предлагает ребенку подать ему точно такой же предмет. На это маленький ученик должен отреагировать и подобрать среди всех игрушек наиболее подходящую.

Несколько позже, по мере развития данного вида мышления, детки способны приобрести постоянные образцы. С ними они в дальнейшем будут сравнивать все предметы.

Развитие наглядно-образного мышления

Данный вид психического процесса начинает формироваться у малышей, возраст которых приближается к трем годам. К этому времени дети производят сложные манипуляции, используя наглядно-действенную форму.

Для развития данного вида мышления, как, впрочем, и любого другого, малышу понадобятся развивающие игрушки. Это намного ускорит процесс. Самыми подходящими при этом являются составные игрушки, при использовании которых малышу необходимо соотносить имеющиеся детали по цветам и по размеру.

Первые воспроизводящие действия ребенок начинает выполнять к концу первого года своей жизни. Он достает свои игрушки из коробки, а затем разбрасывает. И даже после того как взрослый наведет в комнате порядок, малыш вновь достанет их. Несколько позже ребенок начинает собирать небольшие по размеру игрушки в имеющуюся у него емкость. Взрослому важно поддержать подобное начинание, а для ускорения процесса формирования мышления наглядно-образного вида самому показать, как все вещи можно сложить в коробку или в другую тару. Ребенок в этом случае будет получать удовольствие не от результата, а от самого действия.

Очень полезной для детей является такая игрушка, как пирамидка. Родителям важно научить своего малыша правильно надевать и снимать ее кольца. Как развить мышление с помощью такой игрушки? Взрослый должен установить перед ребенком стержень и показать ему, как правильно нанизывать, а затем снимать кольца. На начальном этапе родитель даже может взять ручку малыша и, вложив в нее деталь пирамиды, нанизать все вместе с ним. После выполнения подобного упражнения несколько раз подряд ребенку это можно позволить сделать самостоятельно.

Для малышей постарше действия с такой игрушкой можно несколько разнообразить. Им предлагается выложить из колечек дорожку, располагая детали от большей к меньшей.

Игры на развитие мышления образного типа с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить с применением двух пирамидок. В этом случае малышу показывают, например, зеленое кольцо, и просят найти на второй игрушке деталь такого же цвета.

Развитие мышления в дошкольном возрасте на начальных этапах происходит при неразрывной связи речи и действий. Но проходит какое-то время, и ребенок свои поступки начинает уже предварять словами. Вначале он говорит о том, что собирается выполнить, а после делает запланированное. На данном жизненном этапе происходит переход наглядно-действенного мышления в наглядно-образное. Ребенок уже обладает достаточным жизненным опытом, чтобы представить в своей голове те или иные предметы, а уж потом совершать с ними некоторые действия.

В дальнейшем в мышлении детей-дошкольников все большая роль отводится слову. Но все же приблизительно до 7 лет умственная деятельность остается конкретной. Другими словами, она пока не вычленяется из общей картины окружающего мира. Приблизительно с 6 лет развитие мышления образного типа позволяет дошкольникам смело применять на практике имеющийся у них фактический материал. При этом детки начинают обобщать различные явления и делают для себя необходимые выводы.

Визуально-словесное мышление

Что характерно для данного этапа психического развития ребенка? Формирование происходит более всего на основе описаний и объяснений, а не на восприятии предметов. При этом малыш продолжает мыслить конкретными понятиями. Так, ребенок уже знает о том, что металлические предметы в воде тонут. Именно поэтому у него возникает полная уверенность в том, что гвоздь, помещенный в емкость с жидкостью, пойдет ко дну. Тем не менее свои познания он стремится подкрепить личным опытом.

Это возраст, когда детки очень любознательны. Они задают много вопросов, на которые взрослые обязательно должны дать им ответ. Это необходимо для развития детского мышления. Вначале вопросы, как правило, связаны с нарушениями привычного для малышей порядка вещей. Например, им нужно знать, почему сломалась игрушка. Позже начинают появляться вопросы, касающиеся окружающего мира.

Развитие мышления младших школьников, а также деток среднего дошкольного возраста начинает набирать скорость. Деятельность же ребенка, который сел за парту, претерпевает существенные изменения. На развитие мышления школьников влияет расширение круга тех предметов, которые вызывают у них интерес. И здесь весьма важной становится роль учителя. Педагог должен способствовать тому, чтобы дети в классе свободно излагали собственные мысли с помощью слов. Им рекомендуется вначале подумать, а после начать выполнять определенные действия.

И несмотря на то что у школьников младшего возраста развитие мышления пока еще находится на этапе конкретно-образной формы, в них начинает закладываться его абстрактный тип. Умственные процессы маленького человека начинают распространяться на окружающих людей, растения, животных и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления младшего школьника будет зависеть, прежде всего, от правильного подбора программы обучения. Дети, которым предлагается материал повышенной сложности, уже к 8 годам проявляют более высокие способности к отвлеченному рассуждению, чем их сверстники, обучающиеся по стандартным методическим пособиям.

Пространственно-временное мышление

Взрослый человек прекрасно осознает тот факт, что время является понятием относительным и неоднозначным. Детям же с этим ознакомиться еще предстоит.

Психологами уже давно подмечен тот факт, что ребенок ориентируется во времени, используя значимое для него впечатление, ожидание чего-либо или яркое событие. Получается, что малыш хорошо ориентируется в прошлом и будущем, но настоящее время для него отсутствует. Текущий момент у ребенка - это тот, который происходит в данную секунду.

Намного проще усваивают время те детки, которым с самого раннего детства был привит конкретный распорядок дня. Ведь их организм уже подстроен под существующий ритм жизни. Именно поэтому в мозгу такого ребенка представление о временных отрезках складывается намного быстрее. Если сегодня малыш ел в полдень, а вчера мама его кормила днем в 2 часа, то ориентироваться во времени ему довольно сложно.

Для того чтобы ускорить и мышления пространственно-временного типа, родители с самого раннего возраста должны знакомить его с понятием времени. Для этого не нужно проводить отдельных бесед. Достаточно просто проговаривать словами временные понятия. Это должно происходить в процессе общения или игры с малышом. Взрослому просто нужно комментировать свои планы и действия.

Своеобразные уроки развития мышления детей-дошкольников родители могут проводить начиная с двухлетнего возраста своего чада. Такие малыши уже осознают смену времен года. Взрослым же необходимо обращать внимание ребенка на изменения, происходящие в природе при переходе от одного сезона к другому. При этом о них нужно не только рассказывать малышу, но и расспрашивать, к примеру, о том, какие изменения он видит на детской площадке или в сквере.

Критическое мышление

Различные задачи, в которых участвуют реальные предметы, ребенок начинает решать после 4-5 лет. Этому способствует развитие у него наглядно-образного мышления. В сознании дошкольника возникают различные модели и схемы. Он уже начинает анализировать и обобщать информацию, получаемую из внешнего мира. Достижение ребенком данного этапа в развитии мышления должно стать поводом для перехода на новую жизненную ступеньку, где станет формироваться критическая форма видения мира. Почему указанное направление считается важным? Для того чтобы понять это, стоит определиться с самим понятием критического мышления. В современной психологии данному термину дано несколько трактовок. Однако смысл у всех их один. Итак, под критическим мышлением понимают сложный мыслительный процесс, началом которого служит получение ребенком информации. Заканчивается он принятием обдуманного решения с формированием личного отношения к тому или иному предмету.

Развитие критического мышления позволяет развить у ребенка способность к постановке новых вопросов, к выработке аргументов в защиту собственного мнения, а также возможности делать выводы. Такие дети интерпритирируют и анализируют информацию. Они всегда аргументировано доказывают собственную позицию, опираясь при этом на мнение собеседника и на логику. Следовательно, они всегда могут объяснить, почему согласны или не согласны с тем или иным вопросом.

Развитие критического мышления начинается еще в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствует, например, вопрос «Почему?». Ребенок при этом показывает взрослому, что он желает знать причины природных явлений, человеческих поступков и событий, которые он видит. В этом случае родителям важно не только ответить на вопрос своего чада, но и помочь ему в объективной оценке фактов. После этого малыш должен сделать определенные выводы и сформировать собственное отношение к полученной информации. И не стоит думать о том, что хороший ребенок не должен спорить со старшими. Ведь принцип, согласно которому малыш обязан делать только то, что ему говорят взрослые, уже не подходит для существующей реальности. Разумеется, в семье необходимо уважать старших и вежливо общаться с близкими людьми, но без использования технологии развития критического мышления ребенку сложно будет приспособиться при поступлении в школу к требованию учебных программ. Ведь большинство из них требует совершенно иного подхода к изучению материала.

Высокие требования в этом направлении предъявляются уже к младшим школьникам. Успешность учебы в первом классе уже мало зависит от умения детей считать, писать и читать. Детям предлагается решение простых логических задач. Кроме этого младшие школьники должны делать собственные выводы, прочтя короткие тексты. Порой учитель даже предлагает ребенку поспорить с ним, чтобы последний доказал педагогу свою правоту. Такой подход в системе образования имеется во многих современных учебных программах.

Технология развития критического мышления предлагает родителям ряд советов, которые помогут им в правильном воспитании:

  1. С раннего возраста ребенка необходимо учить логически мыслить. Для этого при нем нужно чаще рассуждать и обязательно обосновывать свое мнение.
  2. Приучать малыша развивать критическое мышление различными способами, в том числе и во время игры.
  3. Сравнивать с ребенком предметы, находить в них отличия и общие черты. После этого малыш обязательно должен сделать свои выводы.
  4. Не принимать ответ вроде такого: «Потому что я так хочу». Ребенок должен назвать настоящую причину, приведя собственную аргументацию.
  5. Позволить ребенку сомневаться. В этом случае у него появится недоверие к определенным фактам, и он захочет больше узнать об объекте, вызвавшем спор.
  6. Стараться учить ребенка делать выводы только после выяснения всей информации. Родители должны рассказать, что подвергать критике то, о чем ничего не знаешь, просто неразумно.

Творческое мышление

Психологи различают такое понятие, как креативность. Под этим термином они понимают способность человека видеть обычные вещи в новом свете, что и позволяет найти уникальное решение для возникающих проблем.

Креативное мышление является явной противоположностью шаблонному. Оно позволяет уйти в сторону от привычного взгляда, от банальных идей, и способствует рождению оригинальных решений.

Исследователями интеллекта уже давно был сделан однозначный вывод о том, что творческие способности человека обладают слабой связью с его интеллектом. В этом случае на первый план выходят особенности темперамента, а также возможность в быстром усвоении информации и зарождении новых идей.

Креативные способности человека находят свое проявление в различных видах его деятельности. Именно поэтому родители пытаются получить ответ на вопрос: «Возможно ли развитие творческого мышления у ребенка?». Психологи дают на это однозначный ответ: да. Особенно эффективно данный процесс будет протекать в дошкольном возрасте. Ведь в это время психика у детей очень восприимчива и пластична. К тому же у малышей великолепно развито воображение. Благодаря этим качествам возраст от 3 до 7 лет весьма благоприятен для того, чтобы развивать креативность индивида. Способов для этого существует большое множество и, прежде всего, у родителей. Дело в том, что именно близкие люди лучше всего смогут организовать эффективный процесс творческого развития для своего ребенка. Все это происходит благодаря тому, что:

  • родители для ребенка являются авторитетом, и он высоко ценит с ними общение;
  • мамы и папы хорошо знают свое дитя, и поэтому могут подобрать для него самые действенные возможности развития, которые будут интересны малышу;
  • внимание родителей посвящено только одному своему ребенку, а воспитателю необходимо распределять его между группой детей;
  • эмоциональные контакты со значимыми для малыша взрослыми доставляют ему особую радость от совместного творчества;
  • родители, как правило, применяют различные средства для эффективного процесса развития памяти и мышления, что позволяет умножить эффективность результата практически вдвое.

Каким образом можно ускорить данный процесс? Технология развития мышления предполагает выполнение с ребенком некоторых упражнений. Одно из них - занятия сочинительством. Родители могут придумать со своим сыном или дочкой фантазийную сказку, главными героями которой станут выбранные их чадом персонажи в виде предметов, картинок, просто озвученные устно. Сочиняя незнакомую для ребенка историю, рекомендуется не выбирать привычных для него собак, лис и куриц. В противном случае отойти от известного сюжета будет довольно сложно. Главным персонажем можно сделать один из предметов домашнего интерьера или бытовую принадлежность. Можно также придумать жителя, который тайно поселился в вашем доме. В этом случае можно сочинить неповторимый рассказ. А вообще сочинительством можно заниматься на любые темы, пришедшие в голову.

Развитию творческого мышления будут помогать занятия по рисованию или складыванию из бумажных, деревянных, пластиковых и других геометрических заготовок неких фигур, которым впоследствии нужно дать имена.

Родители также могут вместе со своими детьми складывать изображения растений и животных, коллажи, предметы мебели и строения, используя кусочки ярких иллюстраций. Развитию творческого мышления будет способствовать и создание из подобного материала целых пейзажей или портретов.

Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.

Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.

В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.


Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой "помощи" маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.

И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной "развивающей" игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.

В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких "поделок" и любых других результатов.


Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.

Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.

В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.

Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!

В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?


В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.

Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.

К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.

Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу "раннего развития", как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период. опубликовано

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, - действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

 

Возможно, будет полезно почитать: