Объективный дух гегеля. Учение о субъективном и объективном духе. Смотреть что такое "объективный дух" в других словарях

«Дух» характеризуется Гегелем как третья, высшая и завершающая ступень развития абсолютной идеи, когда она снимает предшествующую ступень своего природного «инобытия»: «В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия…»

Развитие «понятия духа» Гегель рассматривает как процесс «самоосвобождения духа» от всех несоответствующих его понятию форм наличия бытия посредством их преобразования «в некоторую действительность, полностью соответствующую понятию духа». Первая форма существования духа - это субъективный дух как «отношение к самому себе». Вторая форма - это объективный дух, существующий как порождаемый духом мир, в котором свобода имеет место в виде наличной необходимости.

По сути же дела, «субъективный дух» охватывает сферу индивидуального сознания людей в его природной и социальной обусловленности, «объективный дух» - сферу общественного бытия человечества.

Учение о субъективном духе делится на 1) антропологию, предметом которой является «душа», или «дух в себе», 2) феноменологию духа, предметом которой является «сознание», или «дух для себя» в его обособлении и отношении, 3) психологию, предметом которой является «дух как таковой», или «себя в себе определяющий дух как субъект для себя». Связь между этими формами субъективного духа, переход от одной из них к другой вплоть до завершающего их развитие перехода к объективному духу характеризуется Гегелем так: «В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия».

В разделе «Антропология» развитие «души» представлено в виде триады «природной», «чувствующей» и «действительной» душ. «Природная душа» характеризуется сначала через «природные качества». Указывая, что «дух живет» в этой душе «общей планетарной жизнью, различием климатов, сменой времен года, суток и т.п. природной жизнью, которая только от части доходит в нем до смутных настроений», Гегель вместе с тем полагал, что значение этих природных влияний для духа «ничтожно». Отметим, что Гегелю было свойственно убеждение в духовной неравноценности человеческих рас, возникшее на почве абсолютизирования их значения и роли в прошлом и в современном ему мире. Считая самой выдающейся в духовном отношении так называемую «кавказскую расу» («только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой»), к которой антропологи начала XIX в. Отнесли жителей Передней Азии и Европы, Гегель утверждал, что в истории «прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе». В пределах же этой расы Гегель ставил на первое место европейцев, поскольку только они, по его мнению, «в качестве своего принципа и характера обладают конкретно всеобщим, самое себя определяющей мыслью», в силу чего у европейцев «господствует…бесконечное стремление к знанию, чуждое другим расам». Слова Гегеля, что «европейский дух стремится и в сфере практической установить единство между собой и внешнем миром», звучали как философское обоснование экспансии европейских государств в другие части света.

Освещение «природных изменений» души ведется Гегелем в плане возрастной психологии с элементами педагогики (более основательно Гегель излагает свои педагогические взгляды при рассмотрении семьи в разделе об объективном духе, и по этому уместно их охарактеризовать в связи с этим разделом). Завершающий член триады «природной души» - это «ощущение», определяемая как «форма смутной деятельности духа в его бессознательной и чуждой рассудка индивидуальности…» Усматривая в чувствах «изображение моментов понятия», которых три, Гегель искусственно разбивает чувства на соответствующие этим моментам три класса: «физической идеальности» (зрение и слух), «реального различия» (обоняние и вкус), «тотальности всего земного» (осязание). Большое значение Гегель придавал влиянию эмоций на физиологические процессы, отмечая, что «веселое настроение духа поддерживает здоровье, горе подрывает его». Надо сказать, что в целом процесс ощущения Гегель рассматривал как необходимое сотрудничество, «здоровое соучастие жизни индивидуального духа с его телесностью».

Характеристика «чувствующей души», определяемой как «индивидуальность внутренняя», а не просто природная, производится Гегелем под углом зрения «освободительной борьбы», которую, по его мнению, «душа должна провести против непосредственности своего субстанциального содержания, чтобы вполне овладеть собой и прийти в соответствие с своим собственным пониманием», т.е. возвысится до самосознания, находящего выражение в «я». По Гегелю, это процесс борьбы идеального с материальным, духовного с телесным. «Действительная душа» - это, по Гегелю, третья ступень в развитии души, когда она «приобретает господство над своей природной индивидуальностью, над своей телесностью, низводит эту последнюю до подчиненного ей средства и выбрасывает из себя не принадлежащее к ее телесности содержание своей субстанциальной тотальности в качестве мира объективного», тем самым выступая «абстрактной свободе своего «я»» и становясь сознанием.

Содержателен и третий раздел учения о субъективном духе - «Психология», где развитие «духа как такового», являющегося единством и истиной души и сознания, представлено в виде триады «теоретического», «практического» и «свободного» духов. Правда, наиболее глубокие мысли о диалектическом единстве теории и практике воспроизводят - с психологическими уточнениями относительно познавательных способностей - те рациональные положения, которые были ранее высказаны в гегелевской науке логики. Существенным новшеством является трактовка «единства теоретического и практического духа», как «действительной свободной воли» в которой воплощен «свободный дух». Подчеркивая, что воля в отличие от интеллекта, стремится к объективированию своего еще отмеченного формой субъективности внутреннего. Гегель ставит в центр внимания проблему реализации идеи свободы посредством практической деятельности людей. «Если знание об идее, знание людей о том, что их сущность, цель и предмет есть свобода, является спекулятивным, то, - указывал Гегель, - сама эта идея как таковая есть действительность людей», понимая как именно «деятельность», состоящая в том, «чтобы эту идею развить и полагать ее саморазвивающееся содержание как наличное бытие, каковое в качестве наличного бытия есть действительность - объективный дух».

«Объективный дух», к которому посредством практической деятельности переходит «субъективный дух», характеризуется Гегелем как «наличное бытие свободной воли», образующее сферу «права». Включаемые в «объективный дух» возможные социальные отношения освещаются Гегелем с позиций характерного для идеологов буржуазии «юридического мировоззрения» в его объективно-идеалестической трактовке: имеется в виду не только «ограниченное юридическое право», но «право, которое обнимает наличное бытие всех определений свободы».

«Почвой права, - указывал Гегель, - является вообще духовное, и его ближайшем местом и исходным пунктом - воля, которая свободна, так что свобода составляет ее субстанцию и определение, и система права есть царство реализованной свободы, мир духа, порождаемый им самим как некая вторая природа». Гегель выделял следующие три ступени на восходящей лестнице развития «свободной воли»: 1) абстрактную волю как личность, 2) частную волю как моральное отношение, 3) субстанциальную волю как нравственность, воплощающуюся в семье, гражданском обществе и государстве.

Первой ступенью на восходящей лестнице развития воли Гегель считает единичную волю некого субъекта, который благодаря этой воле, неотделимой от самосознания, становится юридическим лицом, правоспособной личностью. Такого рода личность характеризуется как основа абстрактного, формального права, имеющей своей заповедью «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Придавая важнейшее значение тому, что «лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы», т.е. каким-то определенным образом относится к внешнему, «преднайденому» миру, Гегель видит это отношение в том, что лицо присваивает себе вещи данного мира как свою собственность. Гегель подчеркивает, что «так как в собственности моя воля становится для меня объективной как личная воля» т.е. воля единичного человека, «то собственность получает характер частной собственности». Идеалистичность гегелевского обоснования частной собственности выражается в утверждении, что она существует не ради удовлетворения определенной потребности, а потому, что в ней во имя реализации «разумности» идеи «снимается голая субъективность личности», так что «лишь в собственности лицо есть как разум». Существенно важно, что Гегель обосновывает «разумность», правомерность частной собственности в ее буржуазной форме. С точки зрения Гегеля, утверждение «свободы собственности» - это трансформация всемирно-исторического значения, происшедшая полтора тысячелетия после того, как был провозглашен принцип «свободы лица», приписываемый им христианству. «Свободу собственности» Гегель понимал как право собственников на основе договорных отношений между ними дарить и обменивать свою частную собственность, торговать ею. По его мнению, «разум делает необходимым» такие отношения.

Вторая часть «философии права» посвящена морали, как право субъективной воли. Согласно Гегелю, развитие понятия воли состоит в том, что после того, как она получила наличное бытие «в некотором внешнем» (собственности), она должна получить его также «в некотором внутреннем», т.е. «она должна быть сама для себя субъективностью и ставить себя перед самой собой». К рассмотрению морали Гегель переходит сразу же после трактовке наказания как снятия преступления. Указывая, что моральная воля проявляется в поступках, Гегель считает, что если с ним связано зло, то оно уже не носит характер юридически наказуемого преступления, а если с ним связано добро, то оно уже не определяется через соответствие юридическим законам. В праве моральной воли Гегель выделяет следующие три стороны как представляющие единичное, особенное и всеобщее: 1) поступок должен совпадать с субъективным («моим») умыслом, 2) субъективное намерение должно иметь своей целью благо, 3) поступок должен соответствовать добру как объективной ценности.

Поскольку тремя формами развития «нравственного духа» Гегель считал семью, гражданское общество и государство, поскольку речь шла о необходимости рассматривать моральное определение в контексте социально определенного бытия людей, понимаемых уже не как абстрактные индивиды, а как члены различных социальных образований. Главную ценность Гегель придавал той добродетели, которая есть просто добропорядочность, т.е. «одно лишь простое соответствие индивидуума обязанностям, диктуемым теми обстоятельствами, в которых он находится» в данном обществе. В итоге Гегель растворял нравственность в поддерживающих социально-политическую стабильность нравах народа, у которого выработалась «привычка к нравственному…».

Определяя семью как первоначальную, «непосредственную субстанцию духа», Гегель выделял в ней следующие три стороны: брак как таковой, семейную собственность и воспитание детей. Согласно Гегелю, в браке имеет место единство природного и духовного начал, вследствие чего он отвергал трактовку брака либо лишь как полового отношения, либо лишь как любви. «Правовая нравственная любовь» - такое определение брака давал Гегель, заявляя, что «вступление в состояние брака» является «объективным назначением, и следовательно, нравственной обязанностью единичных личностей» и что брак представляет собой «один из тех абсолютных принципов, на которых зиждется нравственность общественного союза» в целом. В детях по Гегелю, единство брака становится «самостоятельно сущим существованием и предметом», и в них же воплощается существование рода. Признание совершенно летних детей юридическими лицами, способными самостоятельно обладать собственность и основывать собственную семью, Гегель квалифицировал как «нравственное распадение семьи», образующее переход к гражданскому обществу.

Итак, первоначало мира, согласно Гегелю, - это бесконечно становящийся дух. Но что значит «становящийся» применительно к абсолюту? Когда речь идет о человеке, - это понятно: он сначала эмбрион, потом ребенок, потом взрослый (он сначала есть нечто меньшее, чем в конце). А если речь идет о чем-то подобном Богу?...

Тем не менее, становление Абсолютного духа Гегель понимает именно по аналогии со становлением человеческого индивида . Человек, когда он только родился, уже есть то, что он есть, но в проекте, только потенциально. Ему нужно еще стать собой, найти себя, свою сущность. Взрослый отличается от младенца тем, что он уже себя обрел, он уже понял, кто он такой (по крайней мере, схема такая; может, он и взрослеет бесконечно долго или бесконечное количество раз; и, может быть не только человек, но и Абсолютный дух). Он уже себя познал. Он, если говорить языком Гегеля, есть уже не только «в себе», но и «для себя». Иными словами, смысл взросления состоит в самопознании (так, по крайней мере, утверждает Гегель).

Итак, становление духа состоит в самопознании , а самопознание дает ему свободу .

Ведь что, прежде всего, стесняет свободу человека? То, что он себя еще не понял, не понял, что он такое и, следовательно, чего он хочет, что ему нужно, что ему делать. Для конкретного человека это верно отчасти (для него, все-таки, и внешние обстоятельства играют роль). Для Абсолютного духа, очевидно, это одно только и должно быть существенно. Он еще себя не знает, и поэтому он не свободен, - и он движется к свободе через самопознание.

Далее: человек познает себя в действии, сталкиваясь с действительностью, взаимодействуя с ней. Если бы он пребывал один, в некоем «безвоздушном пространстве», то он бы себя никогда не познал и, собственно, не был бы. То же верно и для Абсолютного духа: чтобы познать себя ему нужно иное .

Абсолютный дух творит (или порождает) мир и мир будет играть для него роль «зеркала», посредством которого он сможет познать себя (творит свое-иное, без которого он не был бы собой).

Итак, Гегель различает три формы существования Абсолюта, подобные трем возрастам человека (наиболее фундаментальная работа Гегеля, «Энциклопедия Философских наук» воспроизводит своей структурой эту логику становления).

1. Идея. Вначале он «в себе». Если сравнивать с человеком, - то это эмбрион. Если сравнивать с Богом, - то это Бог до творения мира. Он уже есть то, что он есть, но это еще пока только пустая схема, мысль, пока не вылившаяся ни во что внешнее.

Этой первой форме существования Абсолюта посвящен 1-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук – «Логика».


2. Природа. Потом он творит мир, точнее порождает: выпадает в него, как в свое инобытие . Заметьте: природа, материальная реальность, по Гегелю, не субстанция, а инобытие духа .

В природе дух забывается, забывает, что он такое, поэтому это состояние Абсолюта подобно сну. В природе дух перестает быть собой, соответствовать своей сущности (оказывается отчужденным от нее). Поэтому такое его состояние есть смерть. Если сравнивать с Богом, то это – мертвый Бог (нуждающийся в человеке, человеческой деятельности для своего воскрешения). Если сравнивать с человеком, то это – ребенок.

В природе дух играет, - пишет Гегель. Игра, - это когда много сил, но ты еще не понимаешь, для чего ты все это делаешь. В природе, согласно Гегелю, мы наблюдаем большое разнообразие форм, при минимуме смысловой нагруженности.

Природа, по Гегелю не развивается , материальное не содержит в себе внутреннего источника движения . В отличие от материалистов Дидро, Ламетри, деиста Вольтера, дуалиста Декарта, Гегель – идеалист, согласно Гегелю развивается дух.

Согласно Гегелю, мы наблюдаем в природе определенную иерархию форм от простых ко все более сложным. Начавшись в неживой природе, она продолжается в живой и заканчивается появлением духа. Но то, что движется по этой «лестнице» форм – не природа; сами по себе природные формы – мертвые слепки. Движется, развивается дух. А это – следы, которые он оставил.

Самое существенное свойство материи, по Гегелю, - тяжесть . Тяжесть двузначна. Это и инертность, косность, то, что характеризует материю в отличие от духа; и в то же время, это организующее начало материи. Благодаря тяжести (стремлению к центру) материальные тела собираются в сложные структуры. И, если пойти выше по лестнице форм, то усложнение структуры разрешится в появление живого (то есть чувствующего), а затем мыслящего (то есть определенного через себя, свободного).

Философии природы посвящен 2-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук»

3. Дух. Третья форма существования Абсолюта - собственно, Дух. Теперь он уже называется своим собственным именем, потому, что находится на пути к обретению себя, к истинному самопознанию.

Третий том гегелевской «Энциклопедии философских наук» - «Философия духа».

Гегель выделяет следующие формы (этапы) самопознания духа :

1) Субъективный дух – дух, как он осуществляется в рамках конкретного единичного индивида. По Гегелю, в форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию (и, следовательно, к свободе). Потому, что свобода, о которой говорит Гегель, - это, прежде всего не свобода от, а свобода для: свобода полного самоосуществления и самораскрытия духа; становления собой. А человеческая сущность, то есть сущность духа, наедине с собой не может быть обретена.

2) Объективный дух, - дух, вышедший за пределы человеческой единичности; сфера интерсубъективного (межчеловеческого), социального.

Гегель выделяет следующие формы объективного духа:

а) Семья – некое непосредственное единство индивидов, основанное на любви, симпатии и т. д.

б) Общество . Непосредственных связей (как в семье) здесь уже не существует, каждый индивид атомарен. Сознание общности существует только в некоем абстрактном виде: это в лучшем случае уважение к правам и интересам другого.

в) Государство. Это высшая форма самореализации объективного духа, согласно Гегелю. Государство синтезирует то, что есть в обществе и то, что есть в семье. В форме государства самосознание народа становится чем-то конкретным.

Государство, по Гегелю, – это некий единый организм, возвышающаяся над конкретными индивидами сверхличность, обладающая единым и в то же время вполне конкретным самосознанием. Гегель говорит о «духе народа», который воплощается в его религии и проявляется в его истории. То или иное политическое устройство не является случайным и соответствует а соответствует характеру той или иной нации. Только в форме государства народы (а, следовательно, и отдельные личности) способны на те или иные великие свершения в сфере духа. Согласно Гегелю, неверно, что государство существует для реализации прав и свобод граждан. Наоборот: индивид существует для государства. Неверно утверждать, пишет Гегель, что свобода была присуща некоему природному, дообщественному состоянию человека. Напротив, свобода возможна только в государстве.

3) Абсолютный дух преодолевает как ограниченность единичных сознаний, так и отчужденность, свойственную Объективному духу. Формами Абсолютного духа, согласно Гегелю, являются искусство, религия и философия.

а) Искусство , согласно Гегелю, не отображение природы, не копирование, а форма самопознания (самореализации) духа. В искусстве дух лучше познал себя, чем в природе. Поэтому в цветке, нарисованном на картине, больше истины и, следовательно, бытия, чем в цветке, растущем в лесу. Камень, из которого вытесали статую, в большей степени есть, чем камень, лежащий на дороге.

Но искусство, согласно Гегелю, не вполне совершенный вид самопознания духа. Во-первых, потому, что оно связано с природным материалом, который остается внутренне чужд придаваемой ему форме. Во-вторых, потому, что оно связано с чувством (в искусстве дух переживает, а не мыслит сам себя). В искусстве, пишет Гегель, дух познает самого себя посредством чувственного созерцания .

б) Религия . В форме религиозного сознания дух постигает, что он – единое и что он – не природа, что он – нечто принципиально отличное от всякой вещности. В религии, согласно Гегелю, дух познает себя посредством представления . При этом Гегель выделяет христианство, так как христианство понимает Абсолют как Субъекта (Личность). Но в форме религиозного представления духу еще кое-чего не хватает для адекватного познания себя: ему еще нужно схватить себя в процессе становления, в движении. В представлении той или иной религии Бог все еще слишком похож на вещь, а дух, как считает Гегель, - это нечто противоположное вещи (чистая деятельность).

в) Философия. В философии дух познает самого себя посредством чистого понятия . Под «философией» мы, вообще-то здесь должны понимать не любую, а именно «правильную» (гегелевскую) философию. Претензия философа Гегеля говорить, излагать истину с точки зрения Абсолютного духа в некоторых случаях может вызвать иронию. Но пойдем дальше. У Гегеля, все же, есть некоторые причины и право помещать свою систему на вершину лестницы самопознания Абсолютного духа, потому, что логика, разработанная Гегелем, составляющая основу его системы, является действительно принципиально отличной от всего, что было раньше.

Гегель создает новую логику, диалектическую , логику, в которой понятия движутся.

О гегелевской логике см. ниже.

«Материя тяжела, поскольку она тяготеет к центру; она по существу дела состоит из составных элементов, она находится вне себя, она ищет своего единства и, следовательно, старается сама преодолеть себя; она ищет своей противоположности; если бы она достигла этого, то она уже не была бы материей, но уничтожилась бы; она стремится к идеальности, потому что в единстве она идеальна». Гегель, «Философия истории», Введение.

_______________________________________________________________________

Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим вниманием к истории. Именно философия истории и философия культуры являются предметом его "философии духа". Духовная культура представлена в ней как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства. В "Энциклопедии философских наук" (1817), произведении Гегеля, излагающем систему абсолютного идеализма, "Философия духа" является третьей, заключительной частью (после "Логики" и "Философии природы"). В "философии духа" описывается "возвращение" духа из его природного инобытия "к себе". Эта часть философии Гегеля состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Этапы, предшествующие философии духа - это этапы эволюции (саморазвития) абсолютной идеи ("мирового разума"). Абсолютная идея - основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность, своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определении к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости (тезис), её раскол на противоречащие смысловые полюса (тезис и антитезис) и "снятие" противоречия в общности более высокого типа (синтез). Первым этапом раскрытия Абсолютной идеи является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т.е. живой истиной.

Второй этап самодвижения Абсолютной идеи - природа, т. о. "отпустившая" себя в инобытие, растворившаяся в чужом (материи) Абсолютная идея. Раскрывая содержание в "ином", которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой.

Дух - третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи - проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим (абстрактного с конкретным) и воплощая полноту Абсолютной идеи.

Субъективный дух представляет собой этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие "дремлющего в природе" духовного содержания и природной формы, т.е. бытия вне идеи, и создается дух, т.е. человек и человечество как носители идеи.

Субъективный дух, или индивидуальная душа, рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.

В ходе своего развития Субъективный дух активно усваивает "данное" ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающими свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями (живыми существами, личностями), - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и государство, становясь тем самым объективным духом (объективируясь).

Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух на этом этапе должен постичь, что все внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. На этом пути приобретается действительная индивидуальность, тождественная народному духу. Объективный дух проходит три стадии развития. На первой стадии он реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадают правовое и моральное, она становится высшей формой Объективного духа. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию государство - синтезируя субъективное и объективное в народном духе, может стать носителем абсолютного духа, т.е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.

Абсолютный дух реализует самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию. Формами знания (и самосознания) абсолютной идеи являются искусств, религия и философия. Дух постигает идею в искусстве через её образное созерцание и чувственно внешнее изображение; затем - в религии, осуществляя ее образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в философии, которая раскрывает абсолютную идею как мыслящее себя понятие. Абсолютный дух, таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, которые оказываются средством актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла Абсолютный дух является свободным, сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.

Философия духа обосновывается далее Гегелем в "Философии права" (1821). Развитое в философии права учение об объективном духе оказало сильное влияние на последующее становление социальной философии и социологии. "Объективный дух" охватывал у Гегеля сферу социальной жизни и понимался как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое отражение в учении Гегеля о "хитрости мирового разума", пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

Из "философии духа" Гегеля вытекали определённые социально-политические следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины (в форме научной философии), постольку и время и место, где творил Гегель - Германия времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом исторического развития. Здесь явно присутствует идеологический оттенок, направленный на увековечивание монархического строя. Но социально - политические следствия не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для развития немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы осуществляющемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства, а немецкий народ является избранным народом. Что же касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.

Высшим достижением немецкой классической философии яви-] лась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831).

Мировой разум и абсолютная диалектика. По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода “чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики”. Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской “вещи в себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой.процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме “инобытия” в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (от греч. pan - все и logos - мысль, слово), восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, “половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу”.

Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух: о его действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее.

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе - не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходил не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть “корень всякого движения и жизненности”, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя.цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система - высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Разум в истории. Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Как развертывается эта диалектика в реальном историческом процессе? Согласно Гегелю, история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Пафос гегелевского понимания истории заключается в утверждении активности человека, ибо ничто великое не совершается без страсти. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума. Она заключаемся в “опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель”.

Поэтому разум у Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа, или абсолютной идеи.

Вся история есть по существу, история мысли, история саморазвития разума. Отсюда история в своей основе оказывается логическим процессом, т.е. суть лишь реализация логики. В этом выразилось общее панлогическое воззрение Гегеля. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве за- В конов, государственных учреждений, искусства, религии и философии). Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа в этом восхождении: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. У восточных народов не было свободы; свободным признается лишь один - деспот; поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа. Греко-римскому миру свойственно наличие свободы, но она осознавалась лишь в ограниченных пределах - для некоторых. Поэтому государственное устройство греко-римского мира не исключало рабства. Но народный дух греческого и римского миров имел разную ориентацию. Если для греческого мира характерным было осуществление принципа “прекрасной индивидуальности”, то для римского - “абстрактной всеобщности”. Полная свобода, по Гегелю, нашла воплощение лишь у германских народов, которые в своем историческом развитии, унаследовав плоды Реформации и Французской революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Действительную историю Гегель связывает с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. “В наличном бытии народа субстанциальная цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и поныне существуют в качестве диких наций”. В конечном итоге Гегель стремился обосновать мысль, что именно германский народ, который якобы уже установил разумное государственное устройство, и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса. Таким образом, история, представленная как саморазвитие мирового духа, есть высший этап объективно-идеалистической философии. Следует отметить, что в рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. Государство, по его представлению, есть божественная идея в ее земной оболочке, цель всемирной истории, где свобода получает свою объективность; разумная необходимость, мировой дух находят в нем свое осуществление. Здесь разумное утверждает себя как необходимое субстанциональное; свобода становится всеобщим, объективным требованием, а человек - поистине несвободным, поскольку он признает это необходимое как закон и следует ему как “субстанция нашего собственного существования”.

Сила гегелевского гения дала ему возможность проникнуть в понимание глубокой сущности труда и его значения для становления человека и общества. Лишь путем труда, согласно Гегелю, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникают экономическая система и отношения. Они же в свою очередь лежат в основе социальной дифференциации людей.

Итак, свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии.

Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель. духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и перед ним преклоняются, как перед величайшим гением. Он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон, Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения. Но если углубиться в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь: “Я говорю всегда - стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода”.

306. Последователь И. Канта в XVIII в.:

И. Фихте

307. Фихте является последователем..... .

Канта

308. Фундамент всех наук, учение о науке, по Фихте - ..... .

Философия

309. Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - ..... .

Диалектика

310. Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод:

И. Фихте Г. Гегель

311. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей - .

Диалектика

312. И. Фихте разрабатывал проблемы:

Гносеологии

313. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности-

Натурфилософия

314. Основа философии, "единственно истинный и вечный органон", по Шеллингу:

Искусство

315. Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. - .

Гегель

316. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю -

Мировой Дух

317. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю - ..... .

319. Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля - ..... .

Сознание

320. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - ..... .

Заблуждение

321. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - ..... .

Развитие

Становление

323. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

Свободы

324. Цель мировой истории, являющаяся "единственной целью духа":

Свобода

325. Низший период всемирной истории, по Гегелю... мир

Восточный

326. Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

Гегель

327. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир



Римский

328. Процесс, при котором созданные людьми предметы, организации порабощают человека:

Отчуждение

329. Социального процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную господствующую силу, враждебную ему - ..... .

Отчуждение

330. Власть, определяющая и устанавливающая "всеобщее", по Гегелю:

Законодательная

331. Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

Л. Фейербах

332. Основная человеческая ценность, по определению Фейербаха:

Свобода

333. Первоисточник мышления, по Фейербаху - ..... .

Природа

334. Философия Фейербаха:

Антропологический материализм

335. Время возникновения марксистской философии:

Е годы XIX в.

336. Последователи марксистской философии:

Г. Плеханов (+) П. Лафарг

337. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - ..... .

Немецкая классическая

338. Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха - ..... .

Марксизм

339. Основной труд К. Маркса - ..... .

Капитал

340. Основной труд Ф. Энгельса - ..... .

Энгельс

342. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

Практическая

343. Диалектический материализм - учение...

Марксизма

344. Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - ..... .

Пролетариат

345. Способ существования материи, в марксистской философии - ..... .

Движение

346. Всеобщее свойство материи, в марксистской философии - ..... .

Отражение

347. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - .

Отражение

348. Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - ..... .

Познание

349. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - ..... .

Чувственная

350. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки - ..... истина.

Абсолютная

351. Частичное, неполное знание об объекте - ..... истина.

Относительная

352. Критерий истины, в марксистской философии - ..... .

Практика

353. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - ..... .

Производство

354. Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

производственно~экономические

355. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии - ..... философия.

Западная

Сциентизм антисциентизм

357. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику - ..... .

Сциентизм

358. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества - ..... .

Сциентизм

359. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания - ..... .

Неопозитивизм

360. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем - ..... .

Неопозитивизм

361. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в...

Неопозитивизме

362. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме - ..... .

Верификация

363. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом - ..... .

Верификация

364. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки - ..... .

Логический позитивизм

365. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке:

Унификация

367. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой...

Постпозитивизма

368. Основатель критического рационализма - ..... .

Поппер

369. Критический рационализм как направление оформилось в...

Постпозитивизме

370. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме - ..... .

Фальсификации

371. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

Поппер

372. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну:

Научная революция

373. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:

Иррационализм

374. Представители "философии жизни":

Ф. Ницше О. Шпенглер

375. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

А. Шопенгауэр

376. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру - ..... .

Искусство

377. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни:

Ницше

379. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни:

В. Дильтей

380. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе:

Г. Зиммель

381. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире:

О. Шпенглер

382. Метод, разработанный З. Фрейдом - ..... .

Психоанализ

383. Психоаналитический метод создал:

Фрейд

384. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:

Психоанализ

385. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

Ф. Ницше

386. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека:

Фрейд

387. Философия существования - ..... .

Экзистенциализм

388. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире - ..... .

Экзистенциализм

 

Возможно, будет полезно почитать: