Андрей илларионов август. Андрей Илларионов: Война Кремля против Украины – предательство. РФ отказалась поставлять нефть в Беларусь по скидкам В настоящее время Беларусь и Россия проходят через очередной нефтяной кризис в двусторонних отношениях - постав


Минобороны России планирует в 83 раза увеличить военные поставки в Беларусь в 2017 году.
"Судя по информации из РФ о резком росте военных поставок в Беларусь в 2017 году, Россия действительно планирует стратегическое развертывание на белорусской территории значительного количества войск", - говорит эксперт. И прогнозирует, что реальный объем воинских перевозок может быть еще большим: "Часть поставок проходит по секретным статьям расходов, и по этой причине точные цифры нигде не публикуются".
Cравнивая масштаб будущих учений с прошлыми, Сивицкий приводит данные по перевозкам за 2013 год, когда на территории Беларуси также проходили совместные оперативно-стратегические маневры "Запад-2013" с участием 13 тысяч человек. Из них 3 тысячи - от вооруженных сил России.
"Тогда для переброски из РФ военных вместе с техникой российской стороне понадобилось всего 200 вагонов, на будущий же год затребовано 4126 вагонов - в 20 раз больше, и это явно избыточная цифра для целей учений "Запад-2017", которые формально должны носить оборонительный характер", - считает глава CSFPS.

Российские войска останутся в Белоруссии после окончаний учений "Запад-2017", считает Минобороны Эстонии
Россия может использовать широкомасштабные военные учения в Белоруссии "Запад-2017" для создания форпоста в соседней стране в противовес силам Североатлантического альянса. Об этом заявил в четверг в интервью Reuters министр обороны Эстонии Маргус Цахкна.
По его словам, Эстония и другие страны НАТО располагают разведданными, согласно которым российские войска могут остаться в Белоруссии после завершения учений. По его словам, для переброски войск и снаряжения из России в Белоруссию будут использованы 4000 железнодорожных вагонов, что также указывает на возможность развертывания военной базы.
"Для российских войск, отправляющихся в Белоруссию, это билет в один конец", - сказал Цахкна журналистам накануне встречи министров обороны стран ЕС на Мальте.
Он добавил, что это не его личное мнение, а опасения, которые разделяет все эстонское руководство. "Мы очень глубоко анализируем, как Россия готовится к учениям "Запад". Мы видим, что они делают по другую сторону границы ЕС и НАТО. Войска могут там остаться после учений", - заявил министр. Численность российского контингента он оценил в тысячи военнослужащих.
Цахкна отметил, что Таллин поделился своими опасениями с союзниками по НАТО. В случае размещения российских войск в Белоруссии они окажутся на границе с Польшей, Литвой и Латвией сразу после размещения в этих странах многонациональных батальонов альянса - шага, предпринятого западными странами в ответ на присоединение Россией Крыма.
Масштабные стратегические учения "Запад-2017" пройдут с 14 по 20 сентября этого года одновременно на нескольких полигонах России и Белоруссии. Анонсируя маневры, министр обороны РФ Сергей Шойгу ранее назвал их "главным мероприятием совместной подготовки наших вооруженных сил в 2017 году".
В то же время в Москве отказываются предоставить НАТО более подробную информацию. В частности, Кремль так и не озвучил численность военных, которые примут участие в российско-белорусских учениях.
По мнению союзников НАТО, речь может идти о более чем 100 тыс. военнослужащих. Это сделает "Запад-2017" самыми крупными военными учениями, проводимыми Россией с 2013 года.
В НАТО отмечают, что во время предыдущих крупномасштабных маневров в 2013 году Россия отработала действия спецназа и провела испытания, которые позднее использовались во время присоединения Крыма.

Почему вы уехали из россии и планируете ли вы в будущем туда вернуться?

Меня пригласили на работу в Институт Катона в Вашингтоне. После десяти месяцев размышлений я принял это приглашение.

По тем направлениям исследований, какие я считаю важными, полезными, необходимыми, в том числе для успеха будущей свободной России, сейчас работать в стране, при жестко авторитарном политическом режиме, очень трудно, практически невозможно. Когда нынешний политический режим уйдет в прошлое, многие российские граждане, включая и меня, вернутся работать в Россию.

Меркель недавно заявила, что посту канцлера она последний срок. Что будет значить для Москвы отход Меркель от дел, это на руку России или наоборот?

Скорее, да. Хотя позиция Меркель и по внутриполитическим вопросам, и по целому ряду тем внешнеполитической повестки дня весьма непростая. Но в отношениях с Москвой Меркель часто, хоть и не всегда, занимала относительно твердую позицию.
Появление на посту канцлера Германии человека, либо финансируемого Кремлем, либо идеологически близкого к Путину, либо находящегося от него в психологической зависимости, могло бы привести к радикальному изменению политики Германии. И это могло бы иметь тяжелые последствия для безопасности европейского континента.

На ваш взгляд, существует ли угроза распада Российской Федерации? Если такое огромное государство начнет сыпаться, как это отразится на соседях, в частности, на Украине? Или сам же Запад не допустит распада России?

Дальнейший распад России неизбежен. Это продолжение естественного процесса распада многонациональных империй. Первый этап этого распада наблюдался в начале ХХ века, в 1917-1918 годах. Затем произошла частичная реконкиста, реоккупация некоторых территорий, хотя и не в полном составе. Второй этап имперского распада имел место в начале 1990-х годов. Затем вновь была произведена частичная реконкиста. Неизбежно наступит и третий этап, во время которого российские войска уйдут с оккупированных территорий в соседних государствах, а также произойдет отделение ряда нерусских этнических территорий от нынешней Российской Федерации. Такого рода процессы часто сопровождаются трагедиями и кровью. Но остановить тектонические силы мировой истории невозможно.
Как этот распад повлияет на Украину? С одной стороны, это уменьшит военное давление на Украину независимо от того, кто будет находиться во главе России. С другой стороны, если во главе России будет находиться ответственное правительство, то не исключено, что демократическая Украина окажет помощь российским властям для того, чтобы процесс роспуска империи происходил менее болезненным способом и для России, и для новых образующихся государств, и для их соседей, включая Украину.

Г-н Илларионов, как вы считаете, чем можно объяснить то, что, несмотря на войну и вражду, товарооборот между Россией и Украиной только растет? Кому война, а кому мать родная, так, выходит?

Сегодняшние войны - это не войны вчерашнего дня, тем более не тотальные войны. Нынешнюю войну не объявляла ни Россия, ни Украина. То есть с юридической точки зрения военных действий нет. Поэтому нет и оснований запрещать торговлю.
Но вопрос «Почему нет состояния войны?» должен быть адресован прежде всего к украинским властям. У украинского президента остались производственные активы на территории России, они не были ни арестованы, ни конфискованы, какое-то время они там работали, а сейчас происходит эвакуация оборудования с территории России.
Эти факты в очередной раз заставляют задуматься о том, какого рода отношения существуют не только между двумя странами, но и между руководителями России и Украины.

В какие суммы России обходится оккупация Донбасса, сколько она тратит на дотации для этого региона?

Официальных данных об этом нет. Но можно сделать оценку, исходя из того, сколько средств российский бюджет тратит на финансирование оккупированного Крыма - примерно два миллиарда долларов в год. Поскольку численность населения на оккупированном Донбассе немного превышает численность населения Крыма и Севастополя, а расходы на душу населения на территории Донбасса несколько ниже, чем на территории Крыма и Севастополя, то можно предположить, что сумма дотаций для Донбасса также составляет около двух миллиардов долларов в год.
Таким образом, дополнительные расходы России в сумме составляют порядка четырех миллиардов долларов, или примерно четверть процента от российского ВВП. Это солидная сумма, но это не та сумма, какая стала бы неподъемной для России в нынешней ситуации. И это не та сумма, какая в состоянии была бы остановить экономический рост в России. Она заметна, но она не является запредельной для нынешнего российского бюджета.

Каких санкций больше всего боится Россия - персональных или против государства как такового? В какимх секторах санкции наиболее болезненны?

Прежде всего, следует отметить, что говорить о России как о субъекте в данном случае некорректно. Санкций боится (или не боится) Кремль, руководство Российской Федерации, но не Россия.
Каких санкций больше всего боятся в Кремле? В первую очередь, там опасаются персональных санкций, направленных против них лично, а также против членов их семей, так как это не позволяет им ездить в Европу и США, пользоваться западной банковской системой, владеть собственностью на территории западных стран.
Что касается противодействия агрессивной внешней политике Кремля, то наиболее эффективными являются секторальные санкции в финансовой, банковской и энергетической сферах. Именно такого рода санкции, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ) двухлетней давности, сокращали потенциальный темп экономического роста России примерно на 1,5% ВВП ежегодно.
Поскольку с тех пор число санкций, а также масштабы их применения возросли, то, пользуясь тем же подходом, можно предположить, что санкции, введенные против российских субъектов, снижают потенциальные темпы экономического роста России, очевидно, не менее чем на 2 процентных пункта ВВП ежегодно. Это довольно ощутимый эффект.
С учетом дополнительных расходов на Крым и Донбасс, на ведение военных операций в Сирии совокупные издержки от российской агрессивной политики составляют, вероятно, не менее 2,5% ВВП.
Среднегодовые темпы экономического роста России в предыдущее десятилетие (1998-2008 годы) составляли 7%. В последние же десять лет (2008-2018 годы) они упали до 0,4%. То есть произошло сокращение среднегодовых темпов экономического роста на 6,6 процентного пункта (п.п.) ВВП ежегодно. Из этих 6,6 п.п. примерно 2,5 п.п. приходятся на эффект санкций и дополнительных издержек, вызванных оккупацией Донбасса и Крыма, военными действиями в Сирии.
Иными словами, агрессивная внешняя политика, которую Кремль начал энергично проводить с 2008 года, явилась одним из важных факторов резкого сокращения темпов экономического роста в России и его перехода к состоянию стагнации.

Угрожает ли Беларуси аннексия в ближайшее время по примеру Крыма? И вообще решиться ли Кремль на новую авантюру в ближайшее время? Кто из стран, кроме Беларуси может оказаться под угрозой?

Такая угроза для Беларуси существует. Но плюсом от той дискуссии, какая была начата несколько лет назад относительно угроз для Беларуси, стало то, что эту угрозу стали понимать и на Западе, и в самой Беларуси. И реакция белорусского лидера Александра Лукашенко показывает, что эта угроза воспринимается им адекватно, и потому на давление со стороны Кремля относительно создания российской базы на территории Беларуси он отвечает негативно.
По опыту предыдущих агрессий мы знаем, что Путину удобно начинать агрессию тогда, когда на территории страны-жертвы находится российская военная база, российские миротворцы, российские пограничники и т.п. Так было в Грузии, так было в украинском Крыму. Видимо, эти примеры показались Лукашенко достаточно убедительными, чтобы он не стал торопиться с размещением российской военной базы на территории Беларуси. Само отсутствие российской базы на территории Беларуси угрозу агрессии снижает, но не ликвидирует ее полностью.
По целому ряду соображений внутриполитического, внешнеполитического, идеологического характера Беларусь продолжает оставаться целью №1 для возможных действий Кремля в ближайшее время.

Добрый вечер. Как вы считаете - можно ли уже начинать готовиться к похоронам доллара как резервной валюты? В чем сейчас лучше хранить деньги. И второй вопрос - мировой кризис уже начался? Будет ли он мощнее кризиса 2007-8 годов? И как от этого пострадают Украина и Россия

1. К похоронам доллара можно не готовиться - лучше их сразу заканчивать. Никаких признаков того, чтобы что-то катастрофическое произошло с долларом, нет. Федеральный резерв США проводит достаточно разумную денежную политику. Никаких признаков того, чтобы ожидать валютной дестабилизации, нет. Темпы инфляции и темпы прироста денежной массы - низкие. Поэтому оснований для утраты долларом своей роли в качестве главной мировой резервной валюты, сейчас нет.
В какой валюте сейчас лучше хранить сбережения? У каждого человека есть своя пирамида предпочтений. Тем, у кого есть что хранить, видимо, правильнее всего было бы разделить то, что можно хранить, на две-три части. Какую-то часть средств было бы разумно хранить в национальной валюте (либо в украинских гривнах, либо в российских рублях) - для обслуживания краткосрочных операций. Долгосрочные сбережения имеет смысл хранить либо в американских долларах, либо в евро. Пропорции между этими основными валютами следует определять в зависимости от того, с какими валютными зонами преимущественно связана жизнь конкретного человека, куда он чаще всего ездит, где он осуществляет свои покупки, где бо́льшую часть времени он проводит, - в долларовой или евровой зоне.
2. Признаков того, что начался новый мировой кризис, пока нет.

Российские социологические исследования указывают на постепенное падение рейтинга Путина, последним явным ударом по которому стала «пенсионная реформа» в РФ. Какими способами Путин может пытаться поднять свой подающий рейтинг? Он уже испробовал «Крым-наш» и войну в Сирии, что дальше, какие методы пойдут в ход…?

С одной стороны, для Путина нет необходимости существенно поднимать рейтинг именно сейчас, поскольку т.н. «выборы» прошли только что, а следующие будут только через пять с лишним лет.
С другой стороны, для начала операций, подобных украинской, сирийской, войны в Центральноафриканской республике, интервенции в Ливии, нужно обладать прежде всего таким желанием, вне зависимости от состояния рейтинга.
Операция, которая действительно могла бы заметно поднять рейтинг Путина и удерживать его достаточно длительное время - это возможная аннексия Беларуси. Но уже не части Беларуси, как это было в случае Украины, когда были оккупированы Крым и Донбасс, а всей Беларуси. Беларусь является более однородной страной, чем Украина, в высокой степени русифицированной. Значительная часть белорусов с большой симпатией относится к России, русским и даже к Путину. Если Путин решится на такого рода операцию, то ее целью будет не захват кусочков Могилевской, Витебской или Гомельской областей, а установление контроля над всей Беларусью.

Кто будет отстраивать Донбасс после войны? Есть ли у Украины шанс добиться от России компенсации за причиненный ущерб аннексией Крыма и войной на Донбассе?

Вопрос о восстановлении Донбасса возникнет только после завершения войны. И потому вполне логично вначале задать предварительный вопрос - а когда же закончится война? Война на Донбассе при нынешнем российском руководстве, к сожалению, не закончится. Она закончится только при первом ответственном (!) политическом руководстве, какое появится после Путина. Из этого не следует, что первое руководство после Путина гарантированно будет ответственным.
Однако, как только ответственные люди окажутся у власти в России, тогда:
а) будет остановлена война на Донбассе,
б) российские войска будут выведены с территории оккупированного Донбасса, аннексированных Крыма и Севастополя,
в) Россия вернет все оккупированные территории Украине,
г) между новыми российскими властями и украинским правительством начнутся переговоры по поводу компенсации за нанесенный ущерб, относительно совместных усилий по восстановлению Донбасса, по поводу Азовского моря, Керченского моста и по другим вопросам.
Но это произойдет только тогда, когда к власти в России придут ответственные люди.

Ряд российских социологических исследований говорит о том, что все больше россиян считает уже не американцев, а украинцев «врагами номер один». В связи с этим вопросы: 1) когда и при каких условиях народы смогут простить друг другу события последних лет и вернуться к более-менее нормальным добрососедским отношениям? 2) способен ли украинцев и россиян помирить «телевизор» так же быстро, как и рассорил? Спасибо за ответ.

К сожалению, быстро не получится. Есть огромные жертвы - более 10 тысяч человек погибших, это не такая рана, которая быстро зарастает и легко забывается.
В течение жизни нынешнего поколения отношения между двумя народами останутся настороженными. Очень надеюсь на то, что после того, как в России исчезнет нынешняя власть, и появится ответственное руководство, новое российское правительство приложит все необходимые усилия, чтобы восстановить нормальные отношения с Украиной и украинцами, восстановить разрушенное доверие между народами. Но для этого потребуются годы.
Надеюсь, что, возможно, через поколение отношения между украинцами и россиянами станут уважительными и добрососедскими, как обычно и бывает между двумя близкими друг другу, но независимыми народами.

Насколько возможен сегодня сценарий «танки на Киев», о котором постоянно предупреждают, оценивая его вероятность? Нужна ли сейчас РФ широкомасштабная война с Украиной, выгодна ли? Или такой сценарий можно полностью исключить?

Ни сегодня, ни вчера, ни даже в 2014 году сценария «танки на Киев» не было.
Военные специалисты привлекли внимание к тому факту, что для реализации сценария «танки на Киев», для завоевания, оккупации, удержания под контролем России, пусть даже на короткое время, левобережной Украины вместе с Киевом, необходима военная группировка численностью не менее одного миллиона человек.
Во время германо-советской войны 1941-1945 годов, когда через Украину фронт прокатился дважды - вначале с запада на восток, а потом с востока на запад, в составе соединений двух противоборствовавших армий - немецкой и советской - в то время находилось от полутора до двух с лишним миллионов человек. Это говорит о том, какие ресурсы необходимы, чтобы проводить соответствующие операции.
В Российской Федерации ни в 2014 году, ни в 2018-ом группировки, пригодной для проведения такого рода операций, в размере миллиона человек, не было и нет. Максимальная оценка численности российских вооруженных сил, какие были подтянуты к российско-украинской границе летом 2014 года, составляла 50 тысяч человек. Такой численности было достаточно лишь для оккупации Луганской и Донецкой областей при относительно нежестком сопротивлении местного населения, его нейтралитете или же его благоприятном отношении к оккупантам. Но не более, чем этих двух областей.
Иными словами, такого сценария в действительности тогда не было. Но Путин достаточно успешно использовал эту угрозу в чисто технологическом плане, пытаясь оказать психологическое воздействие на украинские власти с тем, чтобы лишить их воли к сопротивлению.

Поделитесь вашим прогнозом, пожалуйста: на сколько лет еще может остаться «проблема Донбасса»? Может ли случиться так, что вопрос «зависнет», а сам Донбасс, как Приднестровье, Южная Осетия или Абхазия, замрет в непонятном статусе на долгие годы?

Донбасс уже «завис» - так же, как и Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия. И «завис» он на тот же самый срок, что и Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, то есть на период существования нынешнего режима в России. Как только в России, в Москве, в Кремле появится новая ответственная власть, то наряду с перечнем самых срочных и неотложных вопросов внутрироссийской политической повестки дня во внешнеполитической повестке дня появится вопрос о выведении российских войск, размещенных во всех этих регионах, и о проведении переговоров с Украиной, Молдовой, Грузией по всем тем вопросам, какие останутся нерешенными после вывода российских войск с оккупированных территорий.
Поэтому ответ на первую часть заданного вопроса - на сколько лет может остаться проблема Донбасса - совершенно очевиден: ровно на то время, в течение которого в Кремле будут находиться неадекватные и агрессивные руководители, проводящие политику, не соответствующую интересам России.

Для чего нужны ли России "ДНР" и "ЛНР", кто и почему заинтересован в РФ в ее продолжении?

Следует использовать корректные термины: «ДНР» и «ЛНР» нужны не России - они нужны Путину. Но Путин - это не Россия.
Путину «ДНР» и «ЛНР» действительно нужны. Они нужны ему для двух целей. Во-первых, они используются в качестве своеобразных «отверток», какие можно было бы постоянно втыкать в бок Украине для дестабилизации ситуации в стране.
Во-вторых, Путин надеется, что рано или поздно в Украине окажется власть, которая будет готова пойти на размен Крыма на «ДНР» и «ЛНР». Иными словами, он надеется, что смогут найтись какие-то будущие украинские власти, которые смогут признать Крым частью России, а за это признание получат «ДНР» и «ЛНР».
Поэтому «ДНР» и «ЛНР» придерживаются в качестве «разменной монеты» для будущего возможного «урегулирования отношений» между Россией и Украиной.

Какие сценарии будет реализовывать Путин в связи с приближением президентских и парламентских выборов в Украине? Чего ждать от него - эскалации на Донбассе, дестабилизации ситуации внутри страны, попыток пропихнуть своих ставленников, или он просто будет наблюдать, а действовать, исходя из итогов голосования?

Для Путина идеальным вариантом стало бы проведение своего кандидата на пост президента Украины. Но в сегодняшней ситуации это невозможно, какие бы действия в прошлом ни совершали те или иные кандидаты в президенты Украины. Проведение пророссийской, точнее прокремлевской, политики в сегодняшней Украине невозможно, победа прокремлевского кандидата на украинских президентских выборах совершенно нереалистична.
Что касается прокремлевских кандидатов на парламентских выборах, то такие лица имеются, некоторые из них, скорее всего, окажутся в новом составе Верховной Рады. Тем не менее удельный вес таких лиц будет относительно небольшим, и эта группа людей вряд ли сможет оказывать существенное воздействие на формирование внутренней и внешней политики Украины.
До того времени цель Путина будет по-прежнему заключаться в том, чтобы продолжать пытаться дискредитировать Украину в глазах и самих украинцев, и россиян, и окружающего мира, демонстрируя и реальные и выдуманные примеры безответственности, коррупции, нестабильности, подрыва безопасности. Эта стратегическая линия поведения сохранится.

Как, по-вашему, скажется (если скажется, конечно) на отношении крымчан к оккупационной власти, к "Крым-нашу" трагедия в Керчи? Ведь сейчас вспомнили все те, кто предупреждал крымчан в 2014-ом, чтобы они готовились к терактам и контртеррористическим операциям, свои тогдашние прогнозы - мол, "где Россия - там всегда теракты, взрывы, контртеррористические операции и т.д.". Задумаются ли крымчане об этом?

Сейчас нет, не задумаются. Потребуется более длительное время для того, чтобы жители Крыма и Севастополя осознали последствия преступления 2014 года.
Пользуясь случаем, хочу напомнить всем нынешним жителям Крыма и Севастополя - и тем, кто жил на полуострове до 2014 года, и тем, кто приехал туда после 2014 года: у них не должно быть иллюзий - рано или поздно Крым вместе с Севастополем будет возвращен Украине. Это необходимо помнить сейчас, поскольку люди принимают долгосрочные решения о переезде, о приобретении собственности, о ведении того или иного бизнеса. Те, кто принимают такие решения, должны помнить о том, что рано или поздно Крым и Севастополь будут возвращены Украине, они должны быть к этому готовы.

Андрей Николаевич, как думаете, к чему готовил Путин россиян и мировое сообщество своими заявлениями на Валдае, обещаниями, что россияне, как мученики, попадут в рай в случае ядерной войны..?

Похоже, это было не столько запугиванием, сколько неконтролируемым высказыванием собственных размышлений. Не исключено, что это результат личной возрастной эволюции.
Для человека, становящегося все старше и старше, естественно думать о прекращении жизни. Люди в возрасте нередко говорят вслух о завершении жизни, о смерти. Но одно дело - частному человеку делиться такими мыслями со своими близкими, совсем другое - политику, публичному лицу делиться подобными соображениями с широкой аудиторией, со всей страной.
Общественная реакция оказалась консенсусной и крайне негативной: даже среди тех, кто поддерживает Путина, даже в государственном аппарате не нашлось ни одного человека, кто бы поддержал это заявление Путина. В отличие от него самого никто досрочно даже в рай попадать не хочет.

Как вы думаете, чего ждать от беседы Трампа и Путина 30 ноября на G20?

Позиция Путина заключается в том, чтобы продолжить кампанию психологического воздействия на Трампа, успех которой он продемонстрировал в Хельсинки. Но сейчас американская администрация лучше подготовлена к подобной встрече и будет готовить Трампа к ней иначе, она постарается не допустить повторения хельсинкского провала. Поэтому я бы не стал ждать от встречи Трампа и Путина слишком многого.

Как вы оцениваете значение резолюции Европарламента по ситуации в Азовском море - последуют ли за ней какие-то конкретные шаги со стороны европейцев, или все закончится "глубокой обеспокоенностью"?

На сей момент все закончится «глубокой обеспокоенностью». Проблема Азовского моря является вторичной по отношению к вопросам оккупации Донбасса и продолжения российско-украинской войны. Эта проблема не может быть решена без прекращения войны и деоккупации Крыма. Как только эти вопросы будут решены, тогда и проблема Азовского моря естественным образом исчезнет.

Что на практике будет значить выход США из "ракетного договора" с Россией (если до этого действительно дойдет)? какие угрозы для мировой безопасности это создаст?

Главная цель для Трампа при выходе из этого договора - не Россия, а Китай. Таким образом американский президент решает вопрос безопасности Соединенных Штатов относительно потенциальной угрозы со стороны Китая.
Для России проблема заключается не в том, что США выходят из этого договора (если они выйдут), так как ни Соединенные Штаты не собираются размещать свои ракеты в Европе, ни европейские страны не собираются принимать американские ракеты.
Главная проблема заключается в наличии соответствующего класса ракет в Китае. Поэтому возможный выход США из договора - это лишь американская подсказка Кремлю, откуда действительно исходит угроза для России.

Здравствуйте. Как вы считаете, какой из потенциальных кандидатов в президенты Украины был бы наиболее выгоден Кремлю? С кем Путин сумеет "договориться"? Заранее спасибо за ваше мнение.

В данный момент договориться на условиях Кремля, на условиях, желательных для Путина, ни один из нынешних заметных кандидатов в президенты, пользующихся существенной поддержкой украинского общества, не сможет.
Поэтому в предстоящие годы независимо от того, кто именно окажется на посту президента Украины, основные тенденции в развитии страны сохранятся: Украина будет усиливать свою оборону - в военной, экономической, политической и идеологической сферах. Будет также продолжен процесс удаления от Кремля и приближения Украины к Западу, Европейскому союзу, НАТО.

Андрей Николаевич, что вы думаете о перечне тех физических лиц в Украине (более 300 человек), против которых на прошлой неделе Россия ввела санкции? Каких целей пыталась достичь Москва выдавая на гора этот список, который большая часть попавших туда политических и общественных деятелей восприняла как награду и признание их хорошей работы во благо Украины? Вы считаете, эти санкции действительно были настолько безболезненны для тех, кто туда попал?? Какой эффект от них прогнозируете? Спасибо за ответ

Зачем Кремль создал этот список? И почему именно сейчас? Представляется, что таким образом он пытался спровоцировать эти 300 человек, а также украинские власти на заявления и действия достаточно жесткого характера, какие можно было бы использовать в качестве предлога для совершения агрессивных действий против Украины.
Возможно, непосредственной причиной для публикации этого списка стал ускоряющийся процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви (УПЦ). Лично для Путина это безусловно является наиболее болезненным (после военного сопротивления) действием со стороны Украины. Путин уже говорил о том, что готов осуществлять защиту не только российских граждан, но и русскоязычных, и православных за пределами России.

Г-н Илларионов, по вашим подсчетам, во сколько России обходится Крым? Насколько это посильная ноша для российской экономики, она оставляет возможность Кремлю планировать новые военные авантюры и оккупацию новых земель, к примеру, того же Донбасса?

Мы уже говорили о приблизительных оценках того, во сколько России обходится Крым, во сколько - Донбасс. Бо́льшая часть Донбасса уже оккупирована, за исключением его западной части. Особого смысла проводить военные авантюры на территории Украины для Путина сейчас нет.
У России также нет ресурсов и необходимых вооруженных сил для того, чтобы осуществить операцию по оккупации левобережной Украины, или 11 областей Украины, как это обсуждалось в Кремле в январе 2014 года. За почти пять прошедших лет Путин получил некоторое представление об ограниченности своих возможностей.
Однако желание, внутренняя потребность проводить разного рода авантюры и агрессивные действия у него сохраняется. Сначала это было в Чечне, потом - в Грузии, потом - в Украине, потом - в Сирии. Но этот «наркотик» нужно принимать вновь и вновь. Поэтому российские военные отправились и в Центральноафриканскую республику, и в Ливию. Очевидно, что мы имеем дело с психологической потребностью все время совершать насилие и агрессивные действия.
Поскольку такого рода желание у Путина сохраняется, то военные авантюры будут продолжаться. Однако авантюры большого масштаба Россия, исходя из нынешнего состояния ее экономики и бюджета, осуществлять не может. Потому возможные операции, если и будут проводиться, то относительно некрупного размера и, скорее всего, «гибридного» характера.

Медведев заявил, что введение антироссийских санкций пошло на пользу России: "У нас возникли целые вполне конкурентоспособные направления в промышленности, в высоких технологиях", "наше сельское хозяйство начало развиваться просто ударными темпами". Так ли хорошо живется России под санкциями? Или браваду Медведева следует воспринимать как-то иначе?

Значительную часть заявлений Медведева комментировать серьезно невозможно.

Добрый вечер! Андрей, правильно ли считать, что Трамп, как человек сферы бизнеса, привнёс некую "бизнесовую" максимизацию выгоды в международной политике США? (Ближний Восток (курды, Сирия), ЕС, КНДР, Украина). Чем это грозит? Спасибо.

Внешняя политика США в последние почти два года является не столько внешней политикой Трампа, сколько внешней политикой администрации Трампа. Политика администрации Трампа оказалась опирающейся на идеологию, а не на бизнес-подходы, причем в большей степени, чем, например, политика Обамы. Как раз политика Обамы была в большой степени политикой торговли. Это мы видели и по отношению к России (так называемая «перезагрузка»), по отношению к Ирану (снятие санкций и заключение соглашений относительно ядерной программы Ирана), по отношению к Кубе. В нынешней американской администрации немало ветеранов «холодной войны», а также представителей нового поколения, воспринявшего ее идеологию. Очевидно, что со времени Буша-старшего в США не было администрации, которая бы столь последовательно отстаивала идеологическую позицию по отношению к России, Северной Корее, Китаю, Ирану, Кубе.
Это весьма заметный разворот в американской внешней политике, который ее противниками воспринимается очень болезненно. С точки зрения промежуточных результатов он внес существенный вклад в оздоровление международной ситуации.
Действия лично Трампа оказались весьма болезненными в части его взаимоотношений с союзниками. Но одним из последствий такого поворота стало более серьезное отношение европейских стран к вопросам своей безопасности. Это касается не только повышения расходов на оборону. Это привело к тому, что европейцы заговорили о создании европейских вооруженных сил, которые взяли бы на себя значительную часть ответственности за оборону континента. Это существенное изменение европейского подхода в вопросах безопасности. И это тоже результат внешней политики администрации Трампа.

Смена политического режима в Украине на более жесткий/проукраински авторитарный - это вариант для страны и общества?

Угроза авторитаризма в Украине существует. И она возрастает. В условиях сохраняющихся низких темпов экономического роста без быстрого восстановления, без решения важнейших внутриполитических проблем, в условиях достаточно высокого уровня коррупции вырастает число потенциальных сторонников «жесткой руки» и перехода к более авторитарному политическому строю. Силы же, противостоящие такому переходу, оказываются ослабленными.
За последние четыре с половиной года Украина действительно стала более националистической. В какой-то степени это было неизбежно, потому что в условиях оборонительной войны совершенно естественно усиливается стремление опираться на национальные идеи и символы, на национальный язык и национальную культуру, естественно возрастает противодействие тому, что не считается национальным. Увы, при этом происходят и эксцессы, какие в современном цивилизованном обществе неприемлемы.
Если война будет продолжаться, и к тому же сопровождаться жертвами, как это было последние четыре с лишним года, то усиление национализма в Украине неизбежно.

Правда ли, что в Кремле уже сильно недовольны Путиным и начинають думать над тем, чтобы его заменить? И ищет ли Путин себе преемника или он планирует править Россией до того момента, пока ногами вперед не вынесут из Кремля?

Главная политическая сила в Кремле - это Путин. Путин недоволен Путиным? Даже если он бывает недоволен собой, вряд ли он раздумывает о том, как бы от себя избавиться.
Что же касается других лиц, то, независимо от того, что они думают, до настоящего времени не было признаков того, чтобы они обладали самостоятельной политической волей.
Кроме того, среди тех, кто сегодня находится во власти, Путин является самым эффективным коммуникатором и с российским обществом, и с внешним миром за пределами России. Никого другого, сопоставимого по этим качествам с Путиным, нет. Пока для большинства обитателей Кремля вопросы личного выживания не вышли на первый план, потенциальной угрозы переворота нет.
Такой вопрос может возникнуть тогда, когда для них возникнет личная угроза. Комментарий Путина о том, что граждане отправятся в рай, заставили, как мне кажется, немало людей в Кремле задуматься о том, действительно ли они хотят отправиться вместе с Путиным по этому адресу, или же они предпочтут хотя бы еще немного протянуть на этой бренной земле.
Демонстрация Путиным суицидальных намерений и в дальнейшем может вынудить кого-то не просто задуматься, но и предпринять определенные шаги.

Как вы думаете, поможет ли водная блокада Крыма вернуть Украине полуостров или только еще больше разозлит кремлевского карлика и спровоцирует новую агрессию? И вообще, спустя 4 года аннексии, у Киева стало больше шансов на возвращение Крыма или меньше и почему?

Нет, позицию Кремля может изменить только один фактор - смена политического руководства в России.
Что могут сделать «водная блокада» или другие блокады - так это увеличить издержки для Кремля по сохранению Крыма и Севастополя под политическим и военным контролем России. Растущие издержки ограничивают возможности проведения новой агрессии и против Украины, и против других стран.

Добрый день! Насколько болезненна для Москвы "религиозная" потеря Украины? Каким будет ответ Путина на получение автокефалии УПЦ? Верите ли вы в то, что Кремль может спровоцировать церковную резню в Украине?

Кремль очень болезненно воспринимает эти процессы. Пожалуй, из того, что за последние четыре года делала Украина, ничто (за исключением военного сопротивления) не оказалось столь эффективным для обеспечения государственной независимости Украины и для разрушения имперских позиций Русской православной церкви, для неизбежного ухода РПЦ из Украины и потенциального ухода (не сегодня, не завтра, но в обозримой перспективе) Беларуси.
По своему значению это событие сопоставимо с распадами Советского Союза и Российской империи. Вослед первому (1917 год) и второму (1991 год) этапам политической дезинтеграции имперского пространства начинается дезинтеграция империи в конфессиональной сфере. Путин это хорошо понимает, и потому сдавать свои позиции не собирается. И, очевидно, готовит реакцию в отношении Украины для того, чтобы либо не допустить автокефалии (кажется, уже поздно), либо же каким-то образом «наказать» Украину за ее приобретение.

В глобальном плане Россия выиграла или проиграла, аннексировав Крым? Мне кажется, что даже очень проиграла. Путин мог бы войти в историю нормальным правителем, а войдёт как международный разбойник.

Естественно, Россия проиграла. Путин полагает, что он выиграл, но Россия и российское общество катастрофически проиграли.
Повторюсь, рано или поздно Россия вернет Украине и Крым, и Севастополь, и Донбасс. Перед людьми, живущими там, встанет серьезный вопрос: что делать? Остаться ли на этих территориях? Или же вернуться туда, откуда они приехали? Или уехать в третье место? Те россияне, кто захочет остаться жить в украинском государстве, останутся, кто не захочет - вернется в Россию, кто-то уедет в третьи страны. Тем не менее всем должно быть ясно, что и Крым, и Севастополь, и Донбасс вернутся в состав Украины.
Крым - это то место, на территории которого было немало разных государств с разным этническим составом. За тысячелетия этот состав несколько раз полностью менялся. В нынешнем Крыму не живет ни один киммериец, там не живут скифы, почти нет греков, не осталось генуэзцев, живших там в течение столетий. В нынешнем Крыму почти нет немцев и евреев, хотя там было немало немецких и еврейских колхозов. В населении нынешнего Крыма примерно 13% крымских татар, хотя в течение нескольких веков крымские татары составляли более 90% населения Крымского полуострова.
Иными словами, этнический состав Крыма изменялся радикально. Во многом эти изменения предопределялись политическими условиями, существовавшими на полуострове при тех или иных режимах.
Когда Крым и Севастополь вернутся в состав Украины, многие из ныне живущих там людей должны будут принять для себя решение - жить и работать в Украине, вернуться в Россию, или уехать в другую страну.

18 марта – в нарушение Конституции России президентом страны в четвертый раз становится Владимир Путин.

27 апреля – погранслужба ФСБ России начинает кампанию выборочных остановок и досмотров торговых судов в Азовском море, идущих в украинские порты и из них. Сутки фрахта торгового судна водоизмещением 10 тысяч тонн составляют до 7 тысяч долларов, сухогруза 60 тысяч тонн – до 15 тыс. долларов. Судовладельцы несут убытки и начинают переориентировать свои маршруты на другие порты.

30 апреля – до конца апреля 2018 года в акватории Азовского моря у РФ были лишь корабли береговой охраны и пограничной службы. Из состава Каспийской военной флотилии по речным путям перебрасываются два бронекатера типа «Шмель», один катер типа «Гриф», рейдовый водолазный катер РВК-933, рейдовый буксир РБ-410. Переброшены несколько десантных катеров на воздушной подушке типа «Серна» со скоростью движения до 30 узлов, предназначенные для высадки на необорудованный берег гусеничной, колёсной и иной военной техники массой до 45 тонн и передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека). Сформирована специальная морская бригада Росгвардии, оснащенная противодиверсионными катерами типа «Грачонок». Глубины Азовского моря позволяют находиться здесь большим десантным кораблям 97-й бригады ЧФ РФ (7 единиц), трем десяткам малых ракетных кораблей и катеров, противолодочным кораблям и тральщикам ЧФ.

4 мая – погранслужба ФСБ задерживает украинское рыболовное судно «ЯМК-0041». Возбуждено уголовное дело, судно арестовано в Ейске, экипаж задержан.

15 мая – Владимир Путин открывает Керченский мост, построенный Россией в нарушение норм международного права. Керченский мост приводит к сокращению грузооборота Мариупольского порта на 14% в 2017 г., еще на 45% – в 2018 г., Бердянского порта – на 30%.

17 мая – кампания ФСБ по остановкам и досмотру украинских судов приобретает массовый характер. За шесть месяцев (май-октябрь) остановлены и досмотрены 683 коммерческих судна из 19 стран. С 1 июля по 15 октября суммарные потери времени для судовладельцев составили 1262 дня, финансовые потери – $36 млн.

25 мая – ФСБ начинает останавливать и досматривать все украинские суда. Досмотр проводится в том числе в 3-5 милях от украинского берега.

В июле-ноябре ФСБ задерживает и досматривает в среднем 100-130 торговых судов в месяц. В целом за пять месяцев задержано 595 судов. Если в июле длительность задержек судов в Керченском проливе на входе в Азовское море составляла чуть больше суток, в августе она возросла до трех суток, в ноябре – до более чем 5 суток. Задержки судов на выходе из Азовского моря выросли с почти двух суток в июле до 5 суток в ноябре. Суммарные потери времени судовладельцев за пять месяцев составили 45604 часов, или 1900 суток, или более пяти лет.

30 мая – для проведения учений Россия закрывает судоходный район Азовского моря, непосредственно примыкающий к Бердянскому порту. Учения не проводятся, но весь судопоток вынужден менять маршруты, тратя топливо, время и увеличивая расходы.

1 июня – 41-й бригада малых ракетных кораблей ЧФ начинает патрулирование в Азовском море в круглосуточном режиме.

2-4 июня – из-за задержек кораблями ФСБ коммерческих судов Мариупольский торговый порт остается на трое суток без грузопереработки.

10 июня – из Каспийской флотилии РФ в Азовское море прибывают ракетные корветы «Град Свияжск» и «Великий Устюг», вооруженные крылатыми ракетами «Калибр»; в конце 2015 года эти корветы производили стрельбы ракетами «Калибр» по территории Сирии.

13 августа – число российских боевых кораблей и катеров на Азовском море достигает 60.

9 сентября – в Бердянске на воду спущен переброшенный по суше украинский малый бронированный артиллерийский катер (МБАК) «Лубны».

Середина сентября – украинские МБАКи приступают к эскорту торговых судов из Мариуполя и Бердянска до Керчи и обратно. Это сразу же сказывается на активности погранслужбы ФСБ – число досмотров торговых судов российскими кораблями сокращается: в открытом море в сентябре их было 8, в октябре – 2, в ноябре их не было вовсе; в 12-мильной зоне досмотр украинских торговых судов в сентябре-ноябре прекращается полностью.

16 сентября – украинские власти объявляют о планах создания до конца года военно-морской базы на Азовском море.

20 сентября – официальный представитель МИДа России М.Захарова заявляет о соблюдении Россией Договора 2003 года, воды Керченского пролива названы внутренними водами и России и Украины: «Международно-правовой статус Азовского моря и Керченского пролива определен двусторонними международными договорами, а именно Договором между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года и Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года. В данных документах подтверждено, что «Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины».

23 сентября – украинские вспомогательные суда – поисково-спасательный корабль (переделанный в корабль управления) «Донбасс» и буксир «Корец» – в сопровождении двух российских пограничных кораблей проходят через Керченский пролив. Предупреждение о своем проходе капитаны передают диспетчеру Керченского порта за один час до начала прохода. Они не обращаются к российским властям за разрешением на проход, а сообщают лишь, что «планируют проход через пролив». Лоцман для прохода украинскими кораблями Керченского пролива предоставлен портовыми службами Керчи бесплатно.

1 октября – число единиц российского флота в Азовском море достигает 100 единиц. Из них – 36 вооруженных кораблей и катеров, 24 – с артиллерийским вооружением.

9 октября – на полигоне Опук в Крыму проходят совместные учения Черноморского флота и подразделений бригады береговой обороны Армейского корпуса флота. В учениях участвуют три тысячи военнослужащих и более 200 единиц техники. Подразделения морской пехоты ЧФ под прикрытием армейской авиации ЮВО производят высадку на необорудованный участок побережья с больших десантных кораблей «Орск» и «Азов», проводят бой за высадку десанта, занимают прибрежный участок и выдвигаются вглубь позиций условного противника. В ходе проведения высадки десанта морские пехотинцы применяют нестандартный подход с неожиданным для противника наращиванием сил десанта как с воды, так и с воздуха, что позволяет им в более короткое время захватить плацдарм и оборудовать укрепрайон.

25 октября – Европарламент принимает резолюцию о положении в Азовском море, призывающую ЕС усилить санкции против России за нарушение свободы судоходства в Азовском море.

15 ноября – официальный представитель МИДа России Мария Захарова заявляет о совершении Россией односторонней незаконной аннексии Керченского пролива: «Дополнительно хотели бы отметить два важных момента, относящиеся к особенностям статуса Керченского пролива и Азовского моря. Первый в настоящий момент находится под полным суверенитетом России как единственного прибрежного государства».

21 ноября – МИД России делает специальное заявление об осуществлении односторонней незаконной аннексии Керченского пролива: «Керченский пролив никогда не являлся и не является международным по смыслу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., и к нему не применимы требования о праве транзитного или мирного прохода для иностранных судов».

23-26 ноября – Керченский морской бой. 24 украинских моряка, в том числе трое раненых, захвачены в плен.

26 ноября – представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявляет, что Россия сосредоточила вдоль границы с Украиной около 500 боевых самолетов тактической авиации и до 340 вертолетов армейской авиации.

27 ноября – за нарушение Кремлем свободы судоходства председательствующая в ЕС Австрия предлагает ввести новые санкции против России. Германия и Франция отвергают это предложение.

28 ноября – в 10 областях Украины введено военное положение сроком на 30 дней.

29 ноября – четвертый дивизион С-400 российских частей ПВО в Крыму заступает на боевое дежурство в Джанкое.

1 декабря – Порошенко заявляет, что Россия развернула у границ с Украиной, а также в аннексированном Крыму и на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей группировку численностью более 80 тысяч военнослужащих. Российская группировка включает в себя около 1400 артиллерийских и ракетных систем залпового огня, 900 танков, 2300 боевых бронированных машин, более 500 самолётов и 300 вертолётов. В акваториях Чёрного, Азовского и Эгейского морей находятся более 80 российских военных кораблей и 8 подводных лодок.

1 декабря – на саммите Группы 20 в Буэнос-Айресе Ангела Меркель предлагает Путину разместить в Азовском море и Керченском проливе наблюдателей ОБСЕ для выявления нарушений свободы навигации и предлагает обсудить ситуацию в Азовском море и Керченском проливе во время встречи в Берлине в Нормандском формате 11 декабря.

4 декабря – в Крыму и прилежащих акваториях Черного и Азовского морей начинаются маневры сухопутных сил Южного военного округа (ЮВО) и Черноморского флота (ЧФ).

7 декабря – на пресс-конференции в Милане Сергей Лавров заявляет о бесперспективности германского предложения о размещении наблюдателей ОБСЕ.

10 декабря – один из военных лидеров ДНР Эдуард Басурин делает специальное заявление, согласно которому украинская сторона, по его данным, 14 декабря начнет наступление на Мариупольском направлении.

14 декабря – прокремлевские СМИ распространяют дезинформацию о якобы планируемом Киевом теракте в Мариуполе с большим числом человеческих жертв .

Источник: facenews

Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов в рубриках «Блоги» и «Статьи». Мнение редакции может отличаться от авторского.


  • Игорь Тышкевич: Лукашенко и Путин снова не договорились. Дальше – война? Очередные переговоры Лукашенко и Путина закончились ничем. В Сочи стороны продемонстрировали неуступчивость. Беларусь не желает выполнять российские требования по интеграции. Россия давит нефтегазовой дубинкой


  • РФ отказалась поставлять нефть в Беларусь по скидкам В настоящее время Беларусь и Россия проходят через очередной нефтяной кризис в двусторонних отношениях - поставки нефти из РФ на белорусские НПЗ практически отсутствуют из-за разногласий по цене сырья


  • Британия отрицает отмену торговых контрмер против России В посольстве также напомнили, что после выхода из ЕС Великобритания вступила в переходный период, в течение которого она остается частью единого рынка и таможенного союза ЕС

  • 1 марта 2017 года

    Андрей Илларионов: Война Кремля против Украины – предательство

    Украине нужно минимизировать контакты с оккупированными территориями и ждать того момента, когда их можно будет вернуть, как в свое время Французская Республика ждала возвращение Эльзаса и Лотарингии, а Западная Германия - воссоединения с ГДР, говорит российский экономист, бывший советник российского президента Андрей Илларионов. В интервью argumentua.com он также рассказал, сколько Россия потратила на войну против Украины, до каких пор Путин будет у власти и какую роль играет Навальный в президентской кампании в России.

    Ранее, 2-3 года назад, вы прогнозировали, что Россия начнет полномасштабную войну против Украины. Этот прогноз не сбылся. Как вы считаете, почему?

    После оккупации "в прямом эфире" Крыма стало ясно, что использовать войска Путин может там и тогда, где и когда он посчитает возможным и нужным. Поскольку так называемое "восстание" на Юге и Востоке Украины не оказалось столь успешным, как он надеялся, то для создания так называемой "Новороссии" - остался единственный возможный инструмент - прямая интервенция. Тогда казалось, что он готов применить открытую вооруженную силу так, как это он сделал в Крыму и на Донбассе. Однако этого не произошло.

    При анализе информации о численности российских войск на украинском ТВД стало ясно, что открытая интервенция не планировалась. Потому что на российско-украинской границе были сосредоточены регулярные вооруженные части численностью не более 50 000 человек. Этих войск было абсолютно недостаточно. Для того, чтобы вести сколько-нибудь заметную операцию по захвату Южной или Восточной Украины, даже в том случае, если такого рода военные действия будут носить не слишком жесткий характер, необходима группировка численностью около 1 миллиона человек.

    Поэтому, когда Путин размещал на границе 50 тысяч человек, изображавших активную деятельность, это был чистый шантаж. К большому сожалению, ряд наблюдателей, не являющихся профессиональными военными специалистами, как в Украине, так и за ее пределами, восприняли эти действия как подготовку к открытой интервенции.

    Обратим внимание и на то, что, когда Путин готовит военную операцию конвенциональными средствами, то он не только не демонстрирует свои силы, наоборот, он обеспечивает их максимальную маскировку. Вторжение в Грузию в августе 2008 года происходило под покровом секретности. Когда Путин планировал крымскую операцию, никто, включая американскую разведку, не обнаружил сосредоточения вооруженных сил, которые затем вторглись в Крым и оккупировали его. Если Путин демонстрирует войска, то скорее всего для шантажа, а не для проведения реальной операции.

    Есть ли основание ожидать, что Кремль попытается осуществить операции в Одесской, Харьковской области, учитывая, что эти операции ранее были предотвращены Службой безопасности Украины и сейчас Россия, наверное, имеет на Донбассе ту ситуацию, которая ее устраивает.

    Конечно, всякое возможно, но большого смысла для проведения таких операций у Путина нет. Можно время от времени делать какие-то гадости, организовать террористические акты, проводить акции против украинских символов, людей, организаций, зданий, институтов. Но время для крупномасштабной операции с целью захвата территории, установления военного контроля ушло безвозвратно. Такого рода операции Путин мог проводить в марте, апреле, мае 2014 года. Сейчас уже поздно.

    Недавно была вторая годовщина Минска-2. Какова эффективность формата и его перспективы? Возможен ли Минск-3 или другие подобные договоренности по урегулированию войны на Донбассе?

    Повторю, что говорил не раз: Минск является крайне неудачным решением. И Минск-2 намного хуже, чем Минск-1, хотя и Минск-1 далек от приемлемого варианта. По сути дела, это сдача суверенитета Украины. До сих пор украинские руководители не ответили, зачем они сдавали суверенитет страны. Сейчас по прошествии двух лет это уже очевидно всем - и в Украине, и за ее пределами. Единственный аргумент, который можно было бы взять для защиты Минска, это тот, согласно которому эти соглашения привели пусть к небольшому, но снижению интенсивности военных действий, и в результате меньшее количество людей погибает. Но обнародованные некоторое время тому назад данные о численности погибших по периодам показывают, что уменьшение численности погибших оказывается очень незначительным. На самом деле сами Минские соглашения не оказали сколько-нибудь существенного воздействия на снижение интенсивности военных действий. Нынешнее обострение вокруг Авдеевки это лишний раз подтверждает. Если что-то и сдерживает от интенсификации военных действий, то это не бумага, подписанная Путиным или в присутствии Путина, а его собственное нежелание вести боевые действия, когда он не считает нужным их вести их. Поэтому Минские соглашения камуфлируют истинные намерения Путина.

    Есть ли у Киева другие варианты решения этого конфликта, учитывая, что к Минским соглашениям привязаны санкции? Военный сценарий мы оставим для обсуждения военным экспертам. Все-таки, наверное, другие форматы мирного урегулирования существуют?

    Тут необходимо проводить различия. Санкции были введены без связи с Минском, основной их пакет был введен даже еще до Минска-1. Санкции за аннексию Крыма были введены в марте 2014 года. Большой пакет финансовых, секторальных, личных санкций был введен в конце июля 2014 года за ведение военных действий на Донбассе, а также в связи со сбитием малайзийского лайнера МН-17. Первый Минск был подписан в начале сентября 2014 года, второй - в феврале 2015 года. Поэтому прямой связи между санкциями и Минском нет.

    Что может сделать украинская сторона? Ей следует признать нынешнюю линию разграничения между украинскими войсками и сепаратистами и российскими войсками на Донбассе, и минимизировать свои контакты с территорией и людьми, находящимися по ту сторону. За исключением жителей, считающих себя украинскими гражданами и воспринимающих себя частью украинского общества. Этим гражданам украинские власти должны оказать всю необходимую помощь - от обеспечения их переезда на территорию, контролируемыми украинскими властями, до, если они не хотят переезжать, решения их вопросов в индивидуальном порядке. Но контакты с территорией за линией разграничения надо минимизировать. Затем следует ждать момента, когда можно будет вернуться к этому вопросу - так же, как к подобному вопросу вернулась Французская Республика после оккупации Эльзаса и Лотарингии прусскими войсками в 1871 году. Они ждали всего 48 лет, и в 1919 году обе эти провинции были возвращены Франции. Потом эта история повторилась, как мы знаем, в 1940-м году. Но в 1945-м эти территории были возвращены окончательно. Сколько придется ждать в украинском случае - предсказать невозможно.

    - "Всего" - это в кавычках или в прямом смысле? "Всего 48 лет" - это мало или много?

    Этого никто не знает. В одном случае французы ждали 5 лет во время Второй мировой войны. В другом случае - 48 лет. В третьем случае Западная Германия ждала воссоединения с Восточной Германией 40 лет. Западноевропейские народы, у которых стоит учиться, показывают нам примеры того, как решались такого рода вопросы в их непростой истории. Если французы смогли ждать 5 и 48 лет, а немцы смогли ждать 40 лет, то это дает нам некоторое представление о пределах ожидания и в нашем случае.

    Есть ли шансы на то, что Крым вернется в состав Украины? Можете ли назвать свои варианты возвращения Крыма?

    И Донбасс, и Крым являются оккупированными территориями. Их возвращение в Украину неизбежно. Единственное, что мы знаем точно, это то, что эти территории вернутся в состав Украины. После 1945 года принцип нерушимости международных границ и суверенитета стал одним из основополагающих принципов международного права, в Европе точно. Чего мы пока не знаем, когда это произойдет, при каких условиях, какая конкретная схема или модель будет использована. Мы знаем и другие примеры из истории. Оккупация Восточного Тимора Индонезией длилась 20 с лишним лет. А затем индонезийские войска были выведены, и Восточный Тимор стал независимым. Кувейт был оккупирован иракскими войсками и аннексирован. А через семь месяцев иракские войска оттуда ушли, и Кувейт восстановил свою независимость.

    Но, скорей всего, это произойдет не при жизни Владимира Путина. Правильно?

    Я бы сказал: не при президентстве Владимира Путина.

    Насколько этому может помешать милитаризация Крыма? Милитаризации Крыма - это угроза для Украины или стран НАТО? Если такая угроза существует на самом деле.

    Это угроза прежде всего Украине. Но в деле возвращения Крыма милитаризация Крыма не имеет большого значения, поскольку возвращение - это правовое решение. И это означает лишь то, что гигантские средства, которые сейчас вложены в милитаризацию Крыма, в строительство баз, укреплений, размещение ракет и так далее, - это все выброшенные для российского бюджета деньги.

    Не знаю, что украинская власть с этим будет делать, когда получит эти территории. В Москве тогда будет другое правительство, которое по-другому будет смотреть на окружающий мир. Будущая Россия не будет представлять угрозы для Украины, и нормальные отношения между Украиной и Россией будут восстановлены.

    Вопрос из области социологии: по вашим оценкам, за время войны в Украине доля россиян, которые поддерживают агрессию на территории Украины, упала или выросла?

    Уменьшилась, конечно. Война против Украины чрезвычайно непопулярна в России, кто бы что ни говорил. Война против украинцев воспринимается как предательская война, как братоубийственная война. Независимо от того, что в Украине сейчас чувствуют по отношению к России и русским, в России огромное количество людей все равно воспринимают украинцев как самый близкий народ. И ведение военных действий против самого близкого народа воспринимается как неприемлемое предательство.

    То, что россияне не верят, что Кремль ведет войну на территории Украины, - это все-таки создание иллюзии, а на самом деле россияне знают о войсках на территории Украины?

    Это искусственная психологическая защита для многих. Невероятно неприятно, болезненно воспринимать, что твоя страна ведет военные действия против самого близкого народа, поэтому многие люди пытаются прикрыться детской ложью о том, что войну ведем "не мы", а "какие-то сепаратисты".

    По вашим оценкам, сколько Россия могла потратить на войну на Донбассе?

    Вопрос, как считать. Можно считать только войну на Донбассе. Но война на Донбассе - это часть войны против Украины, в том числе и на крымском направлении. А война против Украины - это часть более общей войны против окружающего мира. Если говорить не только об украинском театре военных действий, а о всей этой войне, какую кремлевские пропагандисты часто называют Четвертой мировой войной, то нужно считать, сколько затрачено на ведение всей этой войны с того момента, когда она началась.

    Если за точку отсчета брать начало гибридной войны против Украины 27 июля 2013 года, когда были объявлены антиукраинские санкции, то за 3,5 года войны на нее потрачено порядка 150 миллиардов долларов.

    Что вы можете сказать о подготовке Кремля к выборам президента России в 2018 году? Есть ли признаки того, как Кремль готовится к этой кампании, проглядывается какая-то стратегия?

    Без кавычек слово "выборы" в России сейчас использовать нельзя. Выборов без кавычек в России нет. Несколько недель тому назад Freedom House опубликовал последний доклад о политических свободах в мире. Россия впервые опустилась на самую низкую ступень по политическим свободам, на седьмую, то есть туда, где находятся Северная Корея, Саудовская Аравия, Туркменистан. За последние 30 лет такое происходит впервые. Поэтому слова "выборы", "президентская кампания" в отношении России можно использовать либо в кавычках, либо как неудачную шутку.

    Приговор Навальному помешает ему баллотироваться на этих выборах?

    Думаю, что ему повезло в том смысле, что Кремль к нему продемонстрировал особый гуманизм, а не те средства, какие были применены к Сергею Юшенкову, Борису Немцову, Владимиру Кара-Мурзе.

    Я не совсем понял, вы считаете, что этим Кремль гарантировал, что он не будет участвовать в кампании?

    Навальный не будет участвовать в выборах. Но Навальный уже участвует и будет участвовать в "выборах".

    Я, наверное, упомяну все-таки в этом разговоре Борового, который утверждает, что Навальный - это подсадная утка Кремля. Вы согласны с этим? Или все-таки это из области конспирологии?

    Он не является подсадной уткой в том смысле, что Кремль его не создавал. Но Кремль достаточно эффективно управляет действиями Навального. Конечно, Навальный сам принимает свои решения. Но Навального грамотно ставят в такие рамки, вынуждая его совершать такие шаги, каких от него ждет Кремль, и какие выгодны Кремлю. Наилучшим образом это было продемонстрировано во время кампании по так называемым "выборам" мэра Москвы летом 2013 года, когда именно Кремль помог Навальному зарегистрироваться, когда депутаты "Единой России" предоставляли ему подписи, когда Кремль обеспечивал ему пиаровское сопровождение. Кремлю тогда важно было продемонстрировать, будто бы "выборы мэра Москвы" проходят свободно. И Навальный выполнил очень важную роль, введя общественность в заблуждение и играя с Кремлем в одну и ту же игру. В конце концов он обеспечил Кремлю именно то, что тот хотел получить. Мэром Москвы Навальный, естественно, не стал, а впечатление "конкуренции" для неискушенной публики создал.

    Почему приговор Навальному был вынесен только сейчас, а не тогда, когда еще не началась его предвыборная кампания? Зачем нужно было ждать?

    Чтобы кампания не казалась уж совсем тусклой. Но в реальных выборах Навальный участвовать не будет.

    Путин мог опасаться Навального как реального конкурента на выборах?

    Один из важнейших выводов, какие российские спецслужбы сделали из демократических экспериментов последних трех десятилетий, заключается в том, что выборы непредсказуемы. Борис Ельцин, свергнутый с партийного Олимпа, облитый грязью, полностью дискредитированный, казалось, не имел никаких шансов на возвращение в политику. Тем не менее он восстал из пепла, выиграл депутатские выборы на Съезд народных депутатов СССР, затем выиграл депутатские выборы на Съезд народных депутатов России, затем выиграл выборы на пост председателя Верховного Совета России, затем победил на выборах президента России. На этом посту он сыграл одну из ключевых ролей в ликвидации Советского Союза, временном ослаблении спецслужб и в целом в изменении политического, экономического и идеологического ландшафта в наших странах. Из этого болезненного опыта спецслужбы извлекли важнейший урок: к вопросу о власти надо относиться исключительно серьезно, нельзя оставлять ни одного, сколько-нибудь скромного, ничтожного, минимального, микроскопического шанса для победы недопустимых кандидатов, не относящихся к корпорации спецслужб. Не имеет значения, является ли такой кандидат оппозиционером или не оппозиционером, либералом или консерватором, националистом или глобалистом. У всех, кто обладал потенциалом для избрания, судьба оказалась сходной. Достаточно вспомнить - Галина Старовойтова, генерал Рохлин, Борис Немцов, в Украине - Вячеслав Чорновол, почти получилось с Виктором Ющенко…

    Недавно увидел интервью Бориса Немцова, в котором он рассказывает такую историю: когда театр "Норд-Ост" был захвачен боевиками, то несколько российских политических деятелей направились туда, чтобы вести переговоры с боевиками об освобождении людей. Туда собрался и Борис Немцов. Тогда ему позвонил Путин и попросил его в театр не ходить. Немцов признался: "Я сделал глупость, что послушался его, и я действительно туда не пошел". А потом он узнал, что с подобной же просьбой Путин обратился к еще одному человеку - Юрию Лужкову, мэру Москвы. Позже Немцов оказался на какой-то встрече в Кремле и спросил, почему именно его и Лужкова Путин просил не ходить в "Норд-Ост" и не заниматься переговорами об освобождении заложников. На что, по словам Немцова, Волошин от имени Путина ответил: "Дело в том, что у вас (в смысле - у Немцова и у Лужкова) уже высокие рейтинги, и они продолжают расти, поэтому ваш приход в "Норд-Ост" и переговоры еще сильнее повысили бы ваши рейтинги"...

    Какая реальная поддержка Путина среди населения России? Понятно, что эти 90 или 88% нарисованы, и никто, наверное, не знает реальных цифр. Какова ваша оценка?

    В сентябре 2016 года "выборы" в Государственную думу проходили в двух регионах, в которых они раньше не проходили, и в которых по всем признакам они проходили без большого количества фальсификаций. Это Севастополь и "Республика Крым". Севастополь - это город бывших и нынешних моряков, военных и спецслужбистов. Это самый пропутинский регион, в котором проводились так называемые "выборы". За "Единую Россию" (конечно, это не за Путина, но некоторое представление все же дает) проголосовало 53% пришедших на выборы, или 24% от общего числа избирателей. Теперь мы знаем потолок поддержки пропутинской партии. Для оценки поддержки Путина эта цифра должна быть уточнена в большую сторону. Но если в Севастополе поддержка среди всех избирателей составляет 25%, то какой она является в непутинских регионах?

    Вы должны мне простить этот вопрос, но как долго еще Владимир Путин продержится у власти? И какой может быть реальная причина его ухода?

    До конца своей жизни, сколько бы она ни продлилась, и как бы она ни закончилась. Он не уйдет сам, даже по состоянию здоровья.

    Насколько высока вероятность, что внутри системы может образоваться круг желающих по устранению Владимира Путина?

    Круг желающих образоваться может, но они никогда этого не сделают.

    В силу личных качеств.

    Насколько вероятны ослабление или отмена санкций против России в ближайшее время?

    На сегодняшний день такая вероятность существенно снизилась. Если в предстоящие шесть месяцев их не отменят и не ослабят, то они останутся до полного возвращения Украине всех оккупированных территорий.

    Существуют совершенно разные оценки пользы от санкций. Некоторые специалисты говорят, что нужно просто подождать, и санкции возымеют эффект. Другие склоняются к мнению, что надеяться на них наивно. Вы какой версии придерживаетесь?

    Нужно различать сферы общественной жизни, о которых идет речь. Эффективность санкций с точки зрения изменения внешней и внутренней политики Кремля равна нулю. Эффективность санкций с точки зрения воздействия на экономическую ситуацию в России весьма скромная. Российское правительство не может получить кредиты на внешнем рынке, компании, оказавшиеся под санкциями, не могут получить кредитование на внешнем рынке, по некоторым технологиям мировые рынки закрыты. Их можно, конечно, обходить, но это дополнительные издержки и сложности.

    Что касается персональных санкций, примененных по отношению примерно к 150 лицам, имеющим отношение к оккупации и аннексии Крыма, ведению войны против Украины, то они, судя по всему, являются наиболее эффективными.

    И, наконец, есть еще один срез, эмоционально-психологический. Санкции - это единственное, что Запад предпринял в отношении Кремля после начала агрессии. Поэтому отмена или ослабление санкций означали бы, что Запад вообще никак не отреагировал на вопиющее нарушение норм международного права. Пока есть санкции, Запад может утверждать: "Мы не оставили эту агрессию безответной".

    Владислав Кудрик

    Центральной темой российских экономических дискуссий последнего времени стало драматическое снижение темпов экономического роста. Последние 18 лет традиционно делят на два периода: десятилетний период бума в 1999–2008 гг., когда среднегодовые темпы прироста российского ВВП (по данным Росстата) составили 7,1% (фактическое удвоение ВВП за десятилетие), и восьмилетний период стагнации в 2009–2016 гг., в течение которого темпы прироста упали до 0,4% (кумулятивный прирост ВВП за восемь лет составил всего 2,7%).

    Такая периодизация позволяет представить радикальное (17-кратное) падение среднегодовых темпов экономического роста в России и переход от бума к стагнации преимущественно внешними факторами – воздействием мирового экономического кризиса 2008–2009 гг., падением мировых цен на нефть, введением против России западных санкций. Такая периодизация удобна для пропагандистского представления нашей страны в качестве невинной жертвы внешних сил, противодействовать которым открытая российская экономика оказывается не в состоянии. При этом стараются не привлекать внимание к тому, что в те восемь лет, пока российская экономика находилась в стагнации, мировая экономика (несмотря на мировой кризис и его последствия), по данным МВФ, выросла на 31,6%, а экономика стран-энергоэкспортеров (несмотря на снижение цен на энергоресурсы) – на 23,8%.

    Более внимательное отношение к нашей недавней истории позволяет обнаружить, что упомянутый выше подход объединяет в один период отрезки времени с качественно различной экономической динамикой. Так, с мая 2009 г. по июль 2012 г. среднегодовые темпы прироста индекса интенсивности выпуска по базовым видам экономической деятельности (показатель, близкий по содержанию к ВВП, рассчитываемый Центром развития ВШЭ по более узкой номенклатуре с устранением сезонной и календарной составляющих) составили 5,6% – хотя и не бумовые 7,1%, но тем не менее вполне достойный результат. Иными словами, после кризиса 2008–2009 гг. восстановление российской экономики происходило темпами, сопоставимыми с темпами, наблюдавшимися в предшествовавшее десятилетие. И посткризисное восстановление с такой скоростью шло на протяжении трех с лишним лет.

    Стоит особенно отметить то, что в течение всей почти четырнадцатилетней эпохи «нормального экономического роста» – т. е. с сентября 1998 г. по июль 2012 г. (включая и период кризиса 2008–2009 гг.) – среднегодовые темпы прироста индекса интенсивности выпуска составляли 5,2%, т. е. столько же или даже чуть меньше, чем 5,6%, достигнутые в период восстановления российской экономики после кризиса 2008–2009 гг. (расчет по данным Центра развития ВШЭ). Это означает, что качественных различий в природе российского экономического роста во время всей этой почти четырнадцатилетней эпохи как до кризиса 2008–2009 гг., так и после него, похоже, не было.

    Качественный перелом в характере российского экономического роста произошел не в 2008–2009 гг., а летом 2012 г. Начиная с июля 2012 г. по апрель 2017 г. (последний месяц, для которого в настоящее время имеются сопоставимые данные) среднегодовые темпы прироста реального выпуска составили минус 1,2%. Такая периодизация, естественно, ставит в центр общественного внимания вопрос о причинах коренного перелома в экономической динамике: почему он произошел именно летом 2012 г.?

    Традиционно популяризируемое объяснение зависимости российского экономического роста от мировых цен на нефть в этом случае не помогает: в июле 2012 г. цены были весьма высокими – около $100/барр., более того, они продолжали оставаться примерно на этом уровне еще минимум два года – до лета 2014 г.

    Поиски причин коренного перелома в характере экономической динамики так или иначе приводят наблюдателя к политическим факторам – к занятию поста президента в очередной раз Владимиром Путиным и к той внутренней и внешней политике, какую начал тогда проводить «новый старый» руководитель. В первые 10 месяцев после объявления в сентябре 2011 г. «рокировки Медведев – Путин» (т. е. по июль 2012 г.) среднегодовые темпы экономического роста упали в 1,5 раза – с 6,9 до 4,3% (здесь и далее – расчеты автора по данным Центра развития ВШЭ). В последующие 10 месяцев – с августа 2012 г. по май 2013 г., когда характерные черты «обновленного» политического режима стали вполне очевидными, темпы роста упали более чем втрое – до 1,3% в расчете на год. С июня 2013 г. по март 2014 г., когда был присоединен Крым, стагнация сменилась спадом, среднегодовые темпы которого достигли минус 0,1%. Наконец, с апреля 2014 г. по январь 2015 г., когда военные действия на территории Украины приобрели наиболее ожесточенный характер, темпы экономического спада достигли минус 3,2%.

    Экономическую ситуацию в России в период, начавшийся с лета 2012 г., можно назвать «локаутом» либо же, пользуясь терминологией Айн Рэнд из романа «Атлант расправил плечи», «забастовкой предпринимателей в ответ на интервенционистскую и агрессивную политику властей». Особенно выпукло эта забастовка видна по данным о радикальном изменении инвестиционного поведения российских граждан. Если в период «нормального экономического роста» (с сентября 1998 г. по июль 2012 г.) среднегодовые темпы прироста инвестиций в российскую экономику составляли, по данным Центра развития ВШЭ, впечатляющие 9,2%, то в период «общенациональной забастовки предпринимателей» (с июля 2012 г. по апрель 2017 г.) – минус 4,3%. В апреле 2017 г. объем инвестиций оставался на 23% ниже, чем в июне 2013 г. Как показывает жизнь, в агрессивной политической среде инвестиции не осуществляются, а бизнес не расширяет масштабы своей деятельности.

    Не менее драматическим оказалось воздействие политики властей и на динамику промышленного производства. В рамках стандартного бизнес-цикла динамика выпуска обычно принимает U- или V-образную форму – производство вначале сокращается, затем достигает дна, вслед за чем наступает очередь оживления и подъема. Именно так вела себя российская экономика и во время «обычных» кризисов 1998 г. и 2008–2009 гг., обусловленных в первую очередь экономическими причинами. Однако во время рецессии 2014–2016 гг., вызванной прежде всего политическими и геополитическими причинами, динамика выпуска стала напоминать лестницу, ведущую вниз.

    Первая ступень падения промышленного производства пришлась на летнюю украинскую кампанию 2014 г. Вторая ступень совпала с военными действиями зимой 2014–2015 гг. (бои за Донецкий аэропорт и Дебальцево). Третья фаза падения выпуска, стартовавшая в октябре 2015 г., началась одновременно с включением России в сирийский конфликт. Иными словами, даже неофициальные военные кампании (причастность к которым российские власти отрицают) вызывают острый паралич экономической активности российских предпринимателей.

    Идентификация причин экономической рецессии последних лет дает ответственным силам, заинтересованным в преодолении рецессии и восстановлении устойчивого экономического роста в России, вполне логичный ответ, как это можно было бы сделать. Во-первых, прекратить военные авантюры в ближнем и дальнем зарубежье; вывести российские войска со всех чужих территорий; прекратить поддержку сепаратистам, ведущим подрывную деятельность против законных властей соседних суверенных государств. Во-вторых, восстановить действие российской Конституции как минимум в части недопустимости занятия поста президента страны одним и тем же лицом более двух сроков. Поможет ли это экономическому росту? Безусловно.

    Тем не менее только такие меры сами по себе не смогут обеспечить темпы экономического роста, способные сократить (не говоря уже о преодолеть) в обозримом будущем экономическое отставание России от наиболее развитых стран. Причиной этого является так называемая ловушка несвободы – непреодолимый барьер политической несвободы для быстрого и устойчивого экономического роста.

    Среди высокоразвитых стран (с ВВП на душу населения не менее 60% от среднего уровня стран ОЭСР за исключением таких небольших стран-энергоэкспортеров, как Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ) нет ни одной политически несвободной страны по критериям Индекса политических прав и гражданских свобод Freedom House. Среди экономически высокоразвитых стран есть только две страны с частично свободными политическими режимами – Гонконг и Сингапур. Все остальные развитые страны – это политически свободные страны.

    Для несвободных стран (к которым с 2004 г. относится и Россия) ситуация усугубляется невозможностью не только сократить существующее для них отставание от высокоразвитых стран по уровню экономического развития, но даже и сохранить его в среднесрочной перспективе.

    В 1939 г. самым высокоразвитым среди существовавших тогда тоталитарных государств была гитлеровская Германия (муссолиниевская Италия, франкистская Испания, сталинский СССР от нее заметно отставали). Тогда ВВП на душу населения в Германии превышал аналогичные показатели многих европейских стран и большинства стран мира за исключением Дании, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США. Германский показатель составлял тогда 82% от американского уровня (по данным Ангуса Мэддисона).

    В 1961 г. самой богатой среди стран с тоталитарными политическими режимами была Чехословакия, ее ВВП на душу населения составлял 46% от уровня США. В 1983 г. самым богатым тоталитарным государством была ГДР, ее ВВП на душу населения достигал 47% от уровня США. В 1975 г. ВВП на душу населения в коммунистическом СССР составлял 38% от американского уровня. В 2013 г. самой состоятельной из числа стран с несвободной политической системой оказалась Россия, ее ВВП на душу населения был равен 30% от уровня США; в 2016 г. он опустился до 27% (по данным из базы Мэддисона с досчетом последних лет по данным МВФ).

    Таким образом, с течением времени экономическое отставание политически несвободных стран от высокоразвитых политически свободных стран не только не сокращается, оно даже не сохраняется на прежнем уровне. С каждым десятилетием это отставание растет. Максимальные относительные уровни экономического развития (в процентах к уровню ВВП на душу населения в США), достигнутые политически несвободными странами, – 82% в 1930-х гг., 46–47% – в 1960–1980-х гг., 27–30% – в 2010-х.

    Поэтому, очевидно, что какие бы замечательные программы экономического развития ни разрабатывались в недрах российского правительства, какие бы «радикальные» проекты реформ ни предлагались «новому старому» президенту на очередной его срок Центром стратегических разработок или Академией народного хозяйства, даже в том невероятном случае, если бы эти проекты и программы действительно удалось воплотить в жизнь, это вряд ли бы принципиально изменило ситуацию со средне- и долгосрочными темпами роста российской экономики. При сохранении политической несвободы Россия, увы, продолжит увеличивать свое отставание и от уровня высокоразвитых государств, и от среднемирового уровня.

    Шанс (не гарантия) на преодоление нашего растущего стратегического отставания появится, если произойдет тройное политическое чудо: российские власти прекратят агрессивные кампании за рубежом, Россия перейдет к регулярной сменяемости высшего руководства в соответствии с Конституцией, в стране будет сформирована и начнет действовать свободная политическая система.

     

    Возможно, будет полезно почитать: