Важнейший этап модернизации всей. Исторические этапы модернизации. Теории политической модернизации

Оба эти подхода, как и теории модернизации на первом этапе объединял взгляд на модернизацию не как на спонтанный саморазвивающийся процесс, а как на процесс, инициаторами и проводниками которого выступают, в первую очередь, политические элиты, проводящие соответствующую политику модернизации.

Еще на втором этапе развития теорий модернизации сформировались предпосылки для более сложного понимания этого явления, отвергающего однозначное противопоставление современности и традиционности в общественном развитии. Многие авторы теории модернизации стали полагать, что модернизация, напротив, предполагает не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая определяет сам характер модернизационного процесса, а также выступает его стабилизирующим фактором.

Дальнейшая эволюция теорий модернизации на третьем этапе выражалась во все большем распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. Многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.

Во второй половине 80-х годов получает свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). «Модернити» связывалась с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния.

В рамках этой концепции не отрицается универсальность общественного и политического развития. Вместе с тем принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса. Модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

В рамках этой концепции получают свое развитие термины «контрмодернизация» и «антимодернизация» (А. Турен). Контрмодернизация обозначает альтернативный вариант модернизации по незападному образцу (например, сталинскую модернизацию), а антимодернизация обозначает активное противодействие этому процессу. По мнению А Турена, эти два варианта и составляют главную тенденцию общественно-политического развития XX в., основанную на утрате веры в принцип универсальности. Приобретает новое звучание вопрос о соотношении политической и социально-экономической модернизации, ответ на который становится в целом еще более неоднозначным, чем в предыдущие десятилетия.

Пулатова Г.Э.

стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т"а^ипд.

Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

"Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

"Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

"Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

"Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

"Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

Таблица 1

Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

Уровень экономического роста (%) 10,5

Уровень безработицы (%) 5,2

Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

Импорт (млрд. долл. США) 251,4

Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

Обменный курс (TWD:USD) 31,642

Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

Около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

За последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

Диаграмма 1:

Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

Динамика структуры ВВП

80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

□ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

Теории политической модернизации

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоре­тическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской ци­вилизации в направлении от традиционного общества к современно­му на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на ос­нове разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные поло­жения структурно-функционального анализа, представления струк­турных функционалистов об общественном развитии.

Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с по­зиций "концепции развития"»(1966), Д. Аптера «Политика модерниза­ции» (1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л. Пая «Ас­пекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: про­тест и изменение»(1966), С. Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три эта­па: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Теория модернизации «образца 50-60-х гг.» основывалась на та­ком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особеннос­тей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большин­ство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общест­венного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории ин­дустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Бла­годаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и струк­турам.

Наиболее развитой, «современной» страной представители тео­рии модернизации считали США, за которыми выстраивались евро­пейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выясня­лось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выяв­лялись некоторые национальные особенности и намечались пути ре­шения проблем.


Таким образом, одной из основных черт теории модернизации пер­вого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модерниза­ции, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследо­вателей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим обра­зом: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направ­лении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский конти­ненты». Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация являет­ся всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери­зующихся относительной политической стабильностью».

Благодаря этим особенностям теория имела большую приклад­ную значимость: ее положения, например, с успехом применялись для обслуживания внешней политики США.

Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследовате­лей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на пер­вом этапе развития теории сводилась к следующему:

Демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развива­ющихся странах. Среди благоприятных называлось успешное соци­ально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также актив­ное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов тра­диционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие ра­ционального сознания у большинства населения, существование тра­диционных социальных слоев и традиционного сектора производства. В ходе модернизации должно было, по мнению сторонников данной теории, происходить постепенное устранение неблагоприятных фак­торов.

Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершен­ство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработ­ки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:

1) радикальная критика модернизации, осуществляемая в основ­ном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. в Западной Европе. По их мнению, теория модернизации оправдывала колонизацию. Они выступали против западной экспансии, за антимодернизацию (против мо­дернизации по западному образцу);

2) критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отста­лости», представителями которой были в основном левые радикалы западных и некоторых развивающихся стран. Они критиковали теорию модернизации за упрощение картины развития, за то, что данная теория недостаточно учитывала специфику рассматриваемых обществ, особенности культу­ры и не объясняла механизм торможения насаждавшихся но­вых отношений, институтов и т.п. Эти исследователи счита­ли, что модернизация по западному образцу ведет к консер­вации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам.

В эпоху технического прогресса, когда у потребителя появляется многообразие выбора, в производственные линии концернов неизменно внедряются наукоемкие системы, выводящие условия контроля на новый уровень. Инновационные концепции позволяют существенно улучшить качество выпускаемой продукции, сократив за счет рационального использования расходных материалов затратную часть предприятия. На сегодняшний день автоматизацию технологической линии проводят как на небольших объектах, так и на крупных промышленных концернах. Модернизация производства – это необходимость, позволяющая сохранять лидирующие позиции в определенной отрасли в условиях постоянной конкуренции.

Распространенные предпосылки к модернизации производства

Усовершенствование технического потенциала имеющегося оборудования или внедрение новых систем – залог к увеличению рентабельности предприятия, открывающее перед корпорацией новые профессиональные горизонты. Зачастую основными предпосылками к автоматизации производства становятся следующие факторы:

  • нехватка квалификации и профильных навыков у персонала;

  • работа с крупногабаритными изделиями, не рассчитанная на физические возможности человека;

  • низкие показатели ручной производительности;

  • опасные условия трудовой деятельности, негативно сказывающиеся на здоровье персонала;

  • наличие в производстве человеческого фактора (ошибка, невнимательность и пр.).

  • Вышеперечисленные причины становятся весомыми аргументами в пользу автоматизации производства и реконструкции штатного оборудования, технологический потенциал которого не удовлетворяет потребностям целевой аудитории.

    Преимущества модернизации производства

    Модернизация производства – это комплекс узкопрофильных процедур, предполагающий проектирование мощностей и последующее изготовление наукоемкого оборудования, внедрение на предприятие автоматизированных систем и обучение персонала. После проведения пусконаладочных работ заказчик неизменно замечает следующие преимущества:

  • отсутствие зависимости результата от человеческого фактора;

  • финансовая стабильность, достигаемая снижением рабочего персонала;

  • сокращение количества бракованной продукции;

  • возможность круглосуточной эксплуатации оборудования;

  • точный расчет себестоимости и рациональное использование расходного сырья;

  • увеличение производительности предприятия;

  • улучшение качества реализуемого товара.

  • Обратившись за усовершенствованием технологической линии к профессионалам, руководство предприятия делает первый шаг на пути к новой системе контроля и управления на производстве. В России все виды инжиниринговых услуг оказывает ГК «Матрикс», сотрудники которой имеют достаточный уровень узкопрофильных знаний и навыков. Уже на протяжении 12 лет представители отечественной компании проводят реконструкцию имеющегося на объекте оборудования и изготавливают наукоемкие агрегаты, внедряют в предприятие автоматизированные системы и осуществляют пусконаладочные работы. Довериться представителям ГК MaTrIx – значит, раскрыть технологический потенциал производства на максимум.

     

    Возможно, будет полезно почитать: