Специфика речи преподавателя. Речь педагога и ее влияние на воспитанников Речь учителя какая она

Культура речи преподавателя

Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со студентами, владеть содержанием профессионального образования необходимо любому преподавателю.

На всех этапах урока, да и во внеурочном общении, студенты должны слушать из уст учителя речь правильную, точную, выразительную.

Русский язык в опасности! – думаем мы подчас, поэтому слово «Россия»давно ассоциируется со словом «катастрофа». И мы, учителя, обязаны сейчас за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого мы создаем, прежде всего, при помощи нашего языка, и этот язык должен быть для него эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия мы приобщаем студентов к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Мы, учителя, должны грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия со студентами – речью. Профессиональное мастерство приходит к нему через мастерство учебно – воспитательной ситуации, в которых мы бывали, и найти оптимальное средство речевого реагирования, взаимодействия со студентами.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему владение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается еще в школьные годы и продолжается всю жизнь.

То, как говорят сегодня наши студенты, есть следствие прямого пренебрежения к своему языку и застенчиво – виноватого отношения к тому, что они говорят на нем. Возродить гордость за « этот клад, это достояние» можем только мы, учителя.

Сейчас мы видим катострафическую деградацию языкового сознания и речевого поведения. Язык стал средством передачи быстрой информации и это связано с появлением сети интернет и компьютеров. Язык информатики точен и универсален, но для повседневного общения непригоден, он ведет к полному неумению общаться, приводящему в конечном итоге к разрушению и отдельной личности, и цивилизации в целом.

Чем больше появилось средств общения, тем реже встречается собственно общение: так всегда – если долго помогать человеку что-то делать, он разучится это делать самостоятельно. Результат очевиден: нашим детям интенсивно помогают общаться, поэтому они показывают полное неумение это делать.

Почему компьютер во множестве семей вызывает паническую реакцию родителей, видящих свое чадо общающимся круглосуточно с клавиатурой и экраном? Потому что это разрушает повседневную речь, люди забывают книги, театр, музеи. Кстати, по прогнозам социологов книжная эпоха подошла к концу, ведь в интернете есть вещи более интересные, чем роман когда – то любимого писателя.

Но именно в речевой сфере положение сейчас наиболее драматичное: русские постепенно перестают говорить по-русски. Информационная революция привнесла множество англицизмов, привела к ошеломляющему разгулу сленга и объединению лексикона – все это делает культуру речи проблемной первоочередной, индикатором выживании нации и государства. Мы должны говорить о воссоздании культуры русской речи как о национально –государственном приоритете, без которого будущего у России нет.

Сегодня в Москве уже появились школы, где говорят только по-английски. Учителя гордо сообщают: здесь учатся те, коту предстоит руководить Россией! Им уже готовы места в университетах. Получается, русский язык –не для «элиты».

Разрушение страны неминуемо, если мы не вспомнит сами и не заставим вспомнить других, что являемся наследниками языка Пушкина, Гоголя, Достоевского…

Мы уже привыкли и к «секонд -хенд», к «автолайнам», а дети читают в учебниках обо всем, кроме страны, в которой растут. Как же быть?

Во-первых, прекратить делать вид, будто «антикультуры» не существует: она есть, она предназначена для тех, кому нет места в «элитных» школах. С этим нужно бороться. Но не установлением табу, а поиском действительно противостоящих средств, способных заинтересовать наших воспитанников.

Во – вторых, не отрицать того, чего просто не знаем мы сами: авторитетом у молодежи пользуются лишь те, кто знает ценностные ориентиры, и в том числе заведомо негативные. То, с чем мы хотим бороться, мы должны изучить. Учитель, не знающий сегодня «прикольных» хитов, безнадежно отстал от жизни и авторитетом пользоваться не будет.

В-третьих, нужно знать культуру речи и предьявлять образцы высочайшего речевого мастерства, как противопоставление однодневным «шедеврам».

Об этой необходимости писал Сухомлинский: «Духовны отношения между воспитателям и воспитанниками я назвал бы педагогическим красноречием. Большая беда в том, что учитель не умеет выбирать из сокровищницы языка те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу.»

Косноязычие ограничивается случайными, такими, которые пришли на память словами. Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам. Они отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки.

Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – ода из предпосылок гармоничного развития личности.

Учитель не должен разрушать нормы языка в погоне за большей экспрессивностью речи. Он должен не только говорить ребятам о необходимости оттачивать речь, а эту речь точную, логичную, выразительную, им надо показывать. Чтобы это оказалось реальностью, мы сегодня и обращаемся к проблеме культуры речи учителя.

Нам позволено много меньше, чем тому, для кого речь не является важнейшим средством трудовой деятельности, для кого речевая и профессиональная задачи не являются столь близкими.

Психологами доказано, что учащиеся резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. А ведь очень часто преподаватели, блестяще знающие свой предмет, формирующие методическую ситуацию занятия, иногда нарушают свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью.

Речевые ошибки, речевая двусмысленность, безграмотность в устах учителя, обращающегося к детям, недопустимы.

Для того, что бы процесс усвоения знаний протекал продуктивно, мы должны позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации общения.

Речевая культура – визитная карточка человека, и при всей предметной эрудиции отсутствие или небрежность этой «карточки» может оказаться не только причиной срыва занятия, но и фактором личностного неприятия человека. Мы, педагоги, обязаны учиться культуре речи, чтобы выходя из аудитории, знать: наша речь эталонна, и уже поэтому коммуникативное лидерство профессионалов нам обеспечено.

Культура речи учителя – дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Правильность – это первостепенное качество любой речи, и речи учителя в собственности. Слушая педагога, учащиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.

Правильная – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка.

Норма – закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления. Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей.

Но язык – явление живое. Он медленно, но непрерывно изменяется. Отсюда и норма не является постоянной.

Учителю важно усвоить типы норм:

1.Акцентологические (правила ударения);

2. Орфоэпические (правила произношения);

3. Лексические (правила словоупотребления);

4. Словообразовательные (правила образования слов);

5. Грамматические (сочетания слов и объединение их в предложения);

6. Орфографические (правила написания слов);

7. Пунктуационные (постановка знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные нормы актуальны в письменной речи.

Остальные нормы действуют в речи устной.

Особенно часто нарушаются акцентологические нормы. Русское ударение – явление сложное, оно может быть подвижным и неподвижным. Чтобы избежать ошибок в ударении надо запомнить слова, которые имеют неподвижное ударение:

На корне (красивее, средствами, стержнями и др.);

На окончании (графа – графами, о графах).

Нарушение этих норм моет привести к искажению смысла высказывания, создает невыгодное впечатление об авторе речи. Поэтому при затруднениях лучше обратиться к словарю.

Качество речи определяет также правильно произношение. Усвоить нормы произношения позволит обязательный контроль над собственной речью.

Как правильно говорить: в отпуске или в отпуску, директоры или директора. Для речи учителя уместнее говорить: в отпуске, в цехе, директора, профессора, но бухгалтеры, лекторы, шоферы.

Необходимо учитывать в какой речи –устной или письменной –употребляются эти слова. В разговорной речи предпочтительнее окончание ов : килограммов, помидоров. Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие:

Национальность с основой на н, р: башкир, болгар, грузин, татар, но калмыков, монголов.

Устаревшие воинские профессии: гусар, драгун, но при указании количества шесть уланов, пять гусаров.

Парные предметы: много валенок, погон, манжет, но носков.

Запомнить формы слов с нулевым окончанием: много дел, мест, плеч, макарон, яблок, но консервов, мемуаров.

Учителям истории, математики, физики, химии постоянно использующим в своей речи числительные, очень важно не нарушать норм их склонения.

Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль.

Нарушение фактической точности – явление частое. Много примеров можно привести из ответов студентов: искажаются имена исторических деятелей, наименование событий. Главное условие точной речи – хорошее знание предмета речи.

Для того, чтобы наиболее точно обозначить словом информацию для учащихся, преподавателю следует всякий раз контролировать свою речь, слушать ее как бы со стороны.

Выразительная речь – такая речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают интерес слушателей.

Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, которые в наибольшей мере соответствуют задачам общения. Главное условие выразительной речи - самостоятельность, творческий характер мышления, неравнодушие к тому, о чем он говорит.

Богатство речи – показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Также о богатстве речи судят по смысловой насыщенности речи.

Если речь заранее неподготовлена, то каждый может попасть под влияние стереотипов. Подобные словесные штампы не вызовут в сознании учащихся необходимых ассоциаций.

Уместность речи – речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учетом времени и места. Ясно, что в научной конференции учитель имеет право употребить такие термины, которые на уроке по той же теме будут неуместны.

Итак, чтобы достичь высокого уровня культуры речи, мы, преподаватели, должны иметь богатый запас языковых средств, и выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Прежде всего нужно заботиться о расширении своего словарного запаса.

Для этого необходимо больше читать, развивать в себе критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу. Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас.


Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом

непрерывное совершенствование своей речи.

Педагогического общения -- вербальное общение, изложение учебного материала учителем, передача своих видений объекту -- эпицентр процесса педагогического общения, его педагогическая сердцевина. Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Выражение «речь учителя» (синоним -- «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса -- устные высказывания. Устная речь учителя -- это речь, создаваемая педагогом в момент говорения. К. С. Станиславский выдвигал важную и в педагогическом отношении задачу: заставить объект не только услышать, понять, но и увидеть внутренним зрением передаваемое.

Выразительная, яркая речь, точность и одновременно действенность определений, способность вызвать образное видение излагаемого материала -- все это крайне необходимо для педагога, причем умение заставить ученика увидеть то, о чем идет речь, значительно повышает эффективность педагогического общения. Познавательную информацию о предмете ученик может получить и самостоятельно, из книги, а вот сопроводить этот материал системой образов путем доходчивого эмоционального изложения, в процессе хорошо организованного общения может только учитель. Естественно, что большую роль здесь играет образное мышление учителя, педагогическое воображение, помогающее учащимся увидеть явления и процессы, о которых идет речь, обеспечивающее четкость наглядность материала, его убедительность и увлекательность. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, оно должно стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности.

В системе педагогического общения слово педагога--« возбудитель образов», по словам Станиславского. В процессе педагогического общения, как и при словесном общении на сцене, «говорить нужно не столько уху, сколько глазу». «Слушать на нашем языке,-- указывал Станиславский,-- означает видеть «то, о чем говорят, а говорить значит рисовать зрительные образы». Заставить партнера видеть вашими глазами,-- учил Станиславский,-- вот основа речевой техники. Но для того чтобы передавать эти образы другому, надо, разумеется, прежде всего, видеть самому. В нашем сознании должна возникать непрерывная цепь внутренних ассоциативных образов--зрительных и слуховых. Это, по терминологии К. С. Станиславского, «видения внутреннего зрения» и «слышания внутреннего слуха». Эти положения Станиславского, принятые советской, да и мировой театральной педагогикой, имеют принципиальное значение для организации педагогического общения, где огромную роль играет образность речи, умение педагога воссоздать образную картину того, о чем идет речь. Причем эта особенность общения необходима любому педагогу: физику, математику, географу и другим, ибо образное видение материала помогает в усвоении любого предмета.

Вот почему необходимо специальное обучение владению техникой образной передачи материала, когда учитель не просто сообщает, а находит слова, создающие определенный образ, будоражащие воображение учащихся, вызывающие ассоциации, помогающие мысленно воспроизводить то, о чем идет речь на урок. Одновременно необходимо подчеркнуть, что стадия вербального общения должна быть пронизана ярко выраженным личным отношением педагога к тому, о чем идет речь. В процессе взаимодействия педагога и обучающихся и восприятия школьниками того, что говорит педагог, важную роль играют коммуникативные средства передачи переживания. Следовательно, методы обучения, избранные педагогом, должны опираться на прочный фундамент, который в данном случае составляют речь, голос, выразительность фразы и интонационная выразительность, мимические и пантомимические средства передачи информации и чувств. Пропущенные через этот арсенал выразительных средств дидактические приемы приобретают реальное, действенное значение. Самые глубокие чувства и мысли педагога, не подкрепленные хорошей выразительной речью, интонационной выразительностью, адекватными коммуникативными средствами, не принесут высоких результатов и останутся не воспринятыми учащимися. Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т. е. соответствием речи нормам современного литературного языка -- акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи -- ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи учителя.

Особое внимание важно уделить вопросам правильности и чистоты речи, наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм и использованием диалектизмов, «лишних» слов («ну», «это», «значит», «так сказать»).

Анализ деятельности начинающих учителей показывает, что нередко хорошо подготовленный урок, не подкрепленный яркой, образной речью учителя, не реализует до конца свои обучающие и. воспитывающие возможности. Вот почему развитие речевой культуры педагога следует рассматривать, с одной стороны, как средство оптимизации обучения, а с другой -- как фактор усиления его воспитательного воздействия. Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству.

Речевые способности являются органичным компонентом коммуникативных способностей учителя, важным звеном его коммуникативной культуры в целом. Психологи выделяют следующие компоненты речевых способностей: хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура учителя.

Начинающий педагог в первые годы работы в школе вполне естественно стремится ориентироваться на опытных учителей. Молодые учителя нередко пытаются подражать старшим коллегам, даже копируют их. Опыт других в таком тонком и сложном деле, как организация общения, безусловно, полезен, но необходимо с самого начала искать собственные возможности коммуникативной деятельности, которые помогут, во-первых, овладеть технологией профессионально-педагогической коммуникации, во-вторых, сделать процедуру общения органичной, отражать творческую индивидуальность педагога. Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам -- звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, движения тела говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, в какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

Визуальный канал предоставляет также ученикам информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении) к ним. Поэтому будущему учителю важно уже в институте развивать в себе умения контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов.

Владение технологией общения помогает педагогу организовать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, избранная для взаимодействия, т. е. «технологическая» неподготовленность в общении, может привести к конфликту между учителем и учеником.

А. С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15--20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»

Ведь воздействуя на ученика, мы стремимся организовать его поведение в нужном направлении, найти «слабые точки», выделить «управляющие факторы и избирательно воздействовать на них».

Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Скачать конспект
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи?
Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е. И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е. И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т. к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки)
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т. е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать)
Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание)
Ошибка (промах, просчет, оплошность)
Задание 4. Объясните значение слов
Жизнь (физиологическое существование)
Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами)
Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях)

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Ирина Трунова
Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»

составила воспитатель Трунова И. С.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека .

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи , и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи , которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога , зависит культура речи детей .

Речь педагога , который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи .

При воспитании речи ребёнка :

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка» , которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи .

Речь педагога должна быть :

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах :

порт – порты, торт – торты, крем - крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.

Так к недочетам речи педагога относиться :

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию) ;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов : что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров : яканьем, цоканьем и др. ;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог , в данном случае - воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом , стоят следующие задачи : воспитание у детей чистого , ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи .

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексико – грамматическому оформлению :

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога ;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами , сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой , трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий , слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трёх сторон :

Безупречная правильность формы : как говорит, возрастная и педагогическая направленность , умеет ли говорить с дошкольниками;

Может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов :

1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о» , в таких словах : «молодость – произноситься, как «моладость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы» , «договор» - произносится, как «догавор» , «сороконожка» - произносится, как «сараканожка» .

2. Безударные гласные : «а и о» в произношении ослабевают, звук «о» , заменяется и произносится, как звук «а» , или как средний звук между «а и ы» , например : «вода» - вада, «окно» - акно, «молоко» - малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и» , и в безударном положении не изменяются, например : утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств , помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина : «Зимний вечер» :

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать :

Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.) ;

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит) ;

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей ;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей .

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь , дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой , трудной для детей .

В целом рассказ педагога должен быть :

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней , разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например : точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее :

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи .

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь , то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм :

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции , в соответствии с возрастом детей .

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей , через игровую деятельность,

игра : «Волшебный стул!»

Цель : формировать у детей умения , активизировать в своей речи ласковые , нежные слова.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.

 

Возможно, будет полезно почитать: