Сочинение на тему семейная реликвия. Рассказ семейной реликвии Написать рассказ про реликвию твоего края

Помню, в детстве я часто рассматривала открытку с надписью на непонятном языке. Нарисованные собачки дарили девочке корзинку с цветами. На обороте открытки можно было прочесть: «Галочке от папки с фронта». В папином шкафу бережно хранилась завернутая в чистую ткань гимнастерка деда. Я любила осторожно трогать светлые пуговицы. Это наши семейные реликвии. Папа объяснял мне, что реликвии - это такие вещи, которые принадлежали когда-то хорошим, добрым, храбрым людям. Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. В каждом доме есть фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты. В семье Наташи со второго этажа хранилась фляжка и письмо прадедушки из госпиталя. У Алешки я видела настоящий военный планшет и химический карандаш. Это их семейные реликвии.

Прошли годы. Теперь открытка и гимнастерка хранятся в моей семье.

Каждая реликвия - это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии - это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Он и Она. Ты и Я. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.2 (60 голосов)

Боевой путь Чередова Ильи Никандровича


Чередов Илья Никандрович

Мой прадедушка родился 02.08.1909 г.в селе Семеновка Знаменского района Омской области. У него было четверо детей. Работал он председателем сельского совета в деревне Авяк и в селе Бутаково. Был членом КПСС. После объявления войны в 1941 году был направлен в селение Черемушки Омской области на двухмесячные курсы для прохождения военного обучения. После курсов ему присвоили воинское звание лейтенант и направили на Северо-Кавказский фронт.

В начале 1944 года в одном из боев майор артиллерист Чередов И.Н получил тяжелое ранение от осколка снаряда в спину. Часть ребер было раздроблено, повреждены жизненно важные органы. Госпитализирован в Горьковскую область (ныне Нижегородская) станция Мулино. После лечения был признан непригодным для отправки на фронт по состоянию здоровья.
До окончания Великой Отечественной войны Илья Никандрович работал в Нижегородской области в учебном центре преподавателем начальной военной подготовки новобранцам. В мирное время работал в военнторге заведующим хозяйством.
Об этом мне рассказала бабушка, его дочь. Фотографию с фронта мы храним дома, как реликвию.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 8 (1 голос)

Военная фляга моего прадеда


Эта фляга принадлежала моему прадедушке Резнику Копелю Давыдовичу.
Сейчас она хранится у нас дома.
Фляга - это походная плоская бутыль для ношения на поясе.
Фляга «прошла» всю войну. Скорее всего, она была изготовлена в Германии перед войной. Досталась прадедушке как трофей после сложного боя. Она «воевала» вместе со своим хозяином на Белорусском фронте и всю войну с ним не расставалась. Закончила «боевой путь» в Восточной Пруссии.
О фляге мне рассказал папа.
Фляга похожа на термос, который я ношу с собой, когда жарко, он очень удобный и вода в нем в жару остается прохладной. Он выглядит как маленький цилиндр и занимает меньше места, хотя и военную флягу я носил бы с удовольствием.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 10 (1 голос)

Военный планшет

Издавна в русских семьях была традиция узнавать о своих предках. В каждой семье есть старинные вещи, документы, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.

В старом шкафу в квартире моей бабушки хранится военный планшет, который остался от деда Егоренко Петра Михайловича, прошедшего Великую Отечественную войну. Прадедушка воевал на Калининском фронте, закончил войну в звании подполковника, у него много орденов и медалей, был даже именной пистолет ТТ (Тульский Токарев), подаренный дедушке маршалом Рокоссовским, но больше всего ему был дорог этот военный планшет. Я думаю потому, что с ним он прошёл всю войну от начала и до конца.

Когда я была совсем маленькая, мне нравилось играть с планшетом, я хранила в нём свои самые важные детские секретики. Потом я забыла о его существовании, а недавно я отыскала его на полке и захотела узнать о нём побольше.

Планшет из кирзы (кирза – это искусственная кожа), тёмно-коричневого цвета, местами видны потёртости, но в целом он неплохо сохранился. В планшете имеются два отделения, спереди на нём есть места хранения для карандашей, небольшого ножичка (для заточки карандашей) и прочей нужной мелочи. Мне было интересно выяснить, для чего был нужен маленький кармашек на кнопке необычной треугольной формы. Оказывается, в таких кармашках хранился курвиметр – прибор для измерения длины линий на карте.

Застегнуть сумку можно 2-мя способами, в зависимости от того, насколько много документов в ней находится.

Через всё переднее отделение планшета проходил ремешок для документов большого размера (например, карт). Сейчас его нет, скорее всего он истёрся от времени.

Планшет служил для хранения письменных принадлежностей, а также для того чтобы в полевых условиях подписать приказы (планшет подкладывали под бумагу для удобства). Такие полевые сумки были только у командиров, солдаты планшеты не носили, ведь им не положено иметь при себе карты.

Многие офицеры надевали сумку только, когда шли на доклад к начальству. Сумка – слишком приметная деталь, немцы хорошо разбирались в форме советской армии и старались бить по командирам.

Были засекречены даже данные о количестве произведённых планшетов – ведь по ним можно было просчитать численность командного состава армии.

В каком году и где был наш изготовлен планшет сказать трудно. Мы нашли внутри планшета на подкладке печать, но разобрать её не смогли.

Носить сумку можно было 2 способами: с двумя плечевыми ремнями и с одним. В повседневной жизни носить сумку не полагалось. У человека с военным планшетом на плече могли возникнуть неприятности – первый же патруль мог спросить: откуда взял? Зато с окончанием войны планшеты стали ценными трофеями для детей: если кто-то ходил в школу с планшетом, доставшимся от отца – зависти не было предела.

С этим планшетом ходил в школу сын Петра Михайловича – Олег (мой прадедушка). На задней стенке планшета им выцарапаны фамилии известных русских писателей и композиторов: Пушкина, Глинки, Чайковского. Прадедушка с детства очень любил стихи и музыку, вот видимо и нацарапал на планшете любимых авторов. Как отреагировал Пётр Михайлович на испорченную дорогую вещь неизвестно, но скорее всего прадедушке за это крупно попало, ведь даже брать планшет в школу ему не разрешали, он брал без спроса.

Кроме военного планшета у нас дома ещё есть кобура от пистолета ТТ (сам пистолет утерян), фляжка и компас, но это темы моих будущих исследований.

Информационные ресурсы:

  1. Встреча и беседа с руководителем музея «История Углича» Кулагиным А.В.
  2. Беседы с бабушкой Чапаевой Е.О.;
  3. Газета «Итоги» №23 от 06.06.2005, статья «С тонкой сумкой на ремне»;
  4. Материала сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая_сумка.

Ваша оценка: Нет

Деревянная книжка

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 10 (1 голос)

КНИГА ПАМЯТИ

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям!

Из семейного архива

Статья из газеты "Советское Зауралье" к 40-летию Победы

Из семейного архива

Статья из "Субботней газеты" к 60-летию Победы. Лидия Ивановна и сейчас жива. Ей 93 года.

История одной фотографии

Вспоминая наших прадедов

О моём прадедушке по папиной линии.

Котелов Вячеслав Николаевич окончил военное училище. Началась война...На фронте был в должности заместителя командира роты. Вот один из эпизодов войны. На заседании штаба решили вопрос о взятии сопки и надо было кому-то вести в бой штрафную роту. Командование приняло решение, что поведёт старший лейтенант Котелов. И он повёл, ему было 23 года. В том бою его тяжело ранило, но он выжил. Из всей роты осталось в живых восемь человек. Он награждён орденом "Красной Звезды", орденом "Отечественной войны", медалями "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга".

О моём прадедушке по маминой линии.

Никифоров Платон Андреевич все годы войны был разведчиком.Вместе со своими товарищами выполнял очень трудные задания, рискуя своей жизнью.Разведчики пробирались в тыл врага, брали в плен "языков", доставляли важные сведения о перемещении немецких захватчиков и их техники. Награждён орденом "Славы" третьей степени, орденом "Красной звезды", орденом "Отечественной войны", а также значком "Отличный разведчик". Дважды писали о нём во фронтовой газете. Весть о победе застала в Кенигсберге. "Все радовались, обнимались и стреляли в воздух," - так мой дедушка об этом вспоминает.

*****************

"У меня два прадедушки воевали с фашистами. Один из них - Мельников Тимофей Кузьмич, 1922 года рождения, служил на фронте шофёром. Он возил солдатов, боеприпасы, оружие при освобождении города Сталинграда. Освобождая город Ленинград от блокады, мой прадед по ледовой "дороге жизни" перевозил больных людей, детей, продовольствие. Это было опасно, так как немецкие самолёты постоянно сбрасывали бомбы на грузовики. Лёд ломался, и машины могли утонуть. Нужно было профессионально водить машину. Мой дед умел это делать. Он был награждён медалью "За отвагу".

Из семейного архива

А такие открытки были в 50-е годы

Материалы помещены из семейных архивов с разрешения владельцев.

1 Г класс МОУ "Лицей №12" города Кургана

9.25

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.3 (16 голосов)

Личный дневник

У нас дома сохранился дневник моей бабушки Шибут Анны Николаевны.

В нем описывается время, проведенное в немецкой оккупации под Орлом. Бабушке было 12 лет. Ее отец был тяжело болен, на фронт его не взяли. Когда пришли немцы, то забили его прикладами и он умер.

В дневнике бабушка пишет о страшных днях, пережитых во время войны: как деревню бомбили(рядом проходила линия фронта), как сгорел их дом, как дети из неразорвавшихся снарядов доставали порох для светильников и погибали. Люди не жили, а выживали. Я о дневнике бабушки рассказала своим одноклассникам в классе. Мы решили, что очень важно беречь память, историю своей семьи. Это нужно и нам и нашим потомкам.

.

Участница команды "Умки", Тугулук Лиза С.

Ваша оценка: Нет

Маленький вклад в Великую Победу.

Я Полазнов Алёша, мне всего 9 лет. Страшные картины войны я видел только в кино, которое сейчас показывают очень редко. Время летит очень быстро, прошло уже много лет с тех пор, как наш российский народ победил в этой страшной войне. Конечно, я о ней знаю только по рассказам. Уже прошёл большой праздник, 65 лет Победы в Великой Отечественной Войне. Чтобы мы что-то знали о таком великом событии, чем-то интересовались, проводится много конкурсов в нашем районе и в области, в которых нам предлагает участвовать наша учительница. Да и моя мама, она работает директором нашей школы, всегда говорит о том, что я должен быть активным во всём. Одним из конкурсов, был конкурс сочинений «Моя семья в истории моей страны». Мы с моей семьей решили принять участие в нем, собрали информацию и то, что у нас вышло, показалось нам очень интересным. Я думаю, не у всех сохранились такие уникальные документы. Это реальная история, это мои родственники. Это сочинение, с множеством дополнений, мы предлагаем на ваш конкурс.

Совсем недавно, интересуясь тем, что лежит в дальнем ящике, в надёжно закрытой шкатулке, я стал перебирать старинные документы. Мама разрешила мне сделать это. Сказала, что я уже взрослый и имею право знать, что написано в этих документах.

Оказывается, в нашем доме мои родители и бабушка бережно хранят то небольшое количество документов, которые остались после моего прадеда. Я спросил, почему бабушка такая грустная, когда перебирает эти бумаги? То чем она со мной поделилась, я хотел бы написать для всех. Так как считаю, что мы должны быть благодарны тем, кто, погибая на войне, защитил нас. Ведь именно благодаря моему прадедушке Мошкову Петру Ивановичу появились на свет моя бабушка, моя мама, мой брат и я.

Мой прадедушка Мошков Пётр Иванович родился 18 марта 1910 года, очень давно, ещё в 20 веке. У нас сохранилось его свидетельство о рождении. Родился он в селе Богородское, Сергачского района, Горьковской области в семье крестьян Мошковых Ивана Михайловича и Пелагеи Алексеевны, у которых кроме Петра были ещё два сына Евгений и Иван. Мой прадедушка окончил семилетнюю школу, в 1932 году призвался в ряды Красной Армии, 5 лет отслужил, вернулся на Родину, в 1939 году женился и всей семьёй, вместе с родителями переехал в Москву, устроившись работать на завод. Всё было хорошо, уже привыкли к работе, получили отдельное, маленькое, но своё собственное жильё. Но как всегда неожиданно началась война. Началась она 22 июня 1941 года. И уже 23 июня 1941 года прадедушку забрали на войну. Прабабушке выдали справку для получения специального пособия, она уже ждала ребёнка, и ей надо было на что-то жить. Эта справка сохранилась у нас до сих пор. Но оставаться в голодной и холодной Москве прабабушке с ребёнком на руках не захотелось, и она вернулась на родину в село Богородское Сергачского района. Первого декабря 1941 года у неё родилась дочка, моя бабушка, которая никогда не видела своего папу, но документы и его письма с фронта бережно хранит и сейчас.

А прадедушку забрали в действующую Армию со второго дня после объявления войны в 422 отдельный сапёрный батальон. Он писал письма, на чём придётся, никогда не жаловался. Одно из этих старинных писем у нас сохранилось. Оно большое, на бумаге, которая оторвана наполовину. Написал он его за несколько дней до Нового 1942 года. Небольшой кусочек из письма мне очень запомнился, там, где адрес и его роспись. Это было одно из последних его писем. Войну мой прадед прошёл от Москвы до Смоленска. Мы с мамой поискали исторические сведения, чтобы узнать о том, при каких обстоятельствах пропал без вести наш прадед. Мы нашли много сведений, небольшую выдержку из книги «Ржевская битва 1941-1943 г.г.», изд.: «История Ржева», Ржев, 2000г. мы скопировали.

"…В начале 1942 года, после успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой, советские войска подошли к Ржеву. В Ставке Верховного Главнокомандования было принято решение без оперативной паузы продолжать движение вперед с целью завершить разгром немецко-фашистской группы армий "Центр". 8 января началась наступательная операция, получившая название Ржевско-Вяземской. В ней участвовали войска Калининского и Западного фронтов при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. В рамках Ржевско-Вяземской операции были проведены Сычевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции. Вначале успех сопутствовал Красной Армии. В марте-апреле 1942 года войска Калининского и Западного фронтов, пытаясь выполнить директивы Ставки Верховного Главнокомандования, продолжали наступательные бои. Войска должны были разгромить ржевскую группировку немцев и не позднее 5 апреля освободить город Ржев. Но вместо наступления часто приходилось отбивать ожесточенные контратаки сильного врага, имевшего большое преимущество в танках и авиации…" Ожесточённые бои продолжались и позже под Смоленском в Сычевском районе, откуда пришло извещение о том, что мой прадед пропал без вести после боя под деревней Гончаровка, Сычёвского района, Смоленской области. Извещение о смерти (похоронку) прислали на его Родину. Много было слёз, он так и не увидел дочку, которая родилась без него (мою бабушку Нину), о которой он писал в письмах домой. Мы нашли данные о том, что во время проведения Ржевско-Сычевской операции (только с 30 июля - 23 августа 1942 года) наша Армия понесла большие потери:

  • безвозвратные потери 51482 человека,
  • санитарные - 142201 человек,
  • всего -193383 человека.

К безвозвратным потерям отнесены убитые на поле боя, умершие от ран при эвакуации, пропавшие без вести и оказавшиеся в плену, к санитарным - раненые, контуженные, обожженные и обмороженные военнослужащие, которые были эвакуированы из районов боевых действий в армейские, фронтовые и тыловые госпиталя. (Книга "Гриф секретности снят"). Конечно цифра эта приблизительная. Какая она громадная и как жалко, что мой прадедушка попал в их число. Бойцом Красной Армии он нам запомнился по фотографии, которая сохранилась у нас. После гибели прадеда, на войне остался его отец и два его брата, которые тоже не пришли с Войны, погибли, защищая Родину. Письмо прапрадеда у нас тоже сохранилось, оно было прислано позже, в 1943 году. Никто из моих предков не вернулся Войны.

Я не жалею о том, что потратил много времени на знакомство с этими документами. Выслушал рассказ бабушки, написали все вместе сочинение. Конечно, мама мне помогала, но много я делал сам. Теперь я точно, на всю жизнь, запомню подвиг моего прадедушки Мошкова Петра Ивановича, который отдал свою жизнь, чтобы жили МЫ.

В то время когда м ы писали сочинение, мы много разговаривали. Папа, мама, мои бабушки, старший брат. Я точно понял, что наш народ очень сильный и любит свободу. Наверное, поэтому погибло громадное количество людей, но победили в войне, не дали завоевать нашу страну немцам. Теперь не только мои родные, знают эту историю, но и я тоже, и когда-нибудь, я расскажу о наших погибших родных, своим детям. О том, что у нас - героические предки, которые прославили нашу Россию на весь мир - победой в Великой Отечественной Войне.

Я отношусь к новому поколению граждан в России, родился уже в XXI веке, и я согласен со словами нашего президента Д. А. Медведева «Сегодня должны победить мы!» и прославлять Родину своими достижениями в настоящее время предстоит нам. Я пока ещё не очень большой, вот и эту работу мне помогали выполнить мои родные, но я очень стараюсь. Я хочу, чтобы мой прадедушка, прапрадедушка и все мои родные гордились мной. Поэтому, я учусь хорошо, участвую во многих школьных мероприятиях, хожу в секцию по хоккею с шайбой на наш ФОК «Лидер», стараюсь участвовать в конкурсах. И, что мне особенно нравиться, у меня уже есть небольшие достижения, около 20 наград, а это значит, что мои родные могут быть спокойны, я буду им хорошей сменой.

Ваша оценка: Нет

Мой прадедушка Силютин Ефим Константинович


К 65-летней годовщине Великой Победы мне хотелось бы немного рассказать Вам о моем прадедушке Силютине Ефиме Константиновиче.

Прадедушка родился в 1911 году в Брянской области, прошел всю войну. В 1991 году его не стало, но память о нем хранится в нашей памяти и наших сердцах. Конечно, мы не знаем всех подробностей его жизни, но всей семьей стараемся бережно хранить то, что осталось после него. А о части его боевого пути расскажет один из его документов.

Война давно закончилась и с каждым днем людей, прошедших и переживших ее остается все меньше и меньше, поэтому особенно важно не забывать и ценить то, что наша жизнь и наше мирное существование- это их заслуга.

ГЛУБОКИЙ ПОКЛОН ЖИВЫМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ!!!

Ваша оценка: Нет

Награда за Победу

Каждый год наша страна отмечает День Победы. А наша семья вспоминает родных погибших на войне, тех, кто внесли свой вклад в Победу над фашистской Германией и сохранили нам будущее.

Мой прадед Кошелев Василий Прокопьевич участвовал в боях Великой Отечественной войны. Он был награждён медалями: "за взятие Будапешта", "за взятие Вены", "за боевые заслуги", "за оборону Сталинграда", "за Победу над Германией, а также орденами "Отечественной войны" и "Орденом Красной Звезды". К сожалению, я не успела послушать его рассказы о войне, о том, как нелегко приходилось нашему народу в то трудное время.

Для меня очень важно сохранить память о моих родственниках, чтобы их подвиги небыли забыты, и следующие поколения могли знать правду о той страшной войне. Поэтому каждый раз 9 мая мы вспоминаем их подвиг, смотрим парад Победы, поздравляем ветеранов.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 7 (1 голос)

Награды моего прадедушки

У моей бабушки бережно хранятся прадедушкины красноармейская книжка, денежный аттестат, боевые и юбилейные награды её отца - моего прадедушки Федора Васильевича.

Мой прадедушка во время Великой Отечественной войны сражался на фронте с немецко-фашистскими захватчиками. Война началась 22 июня 1941 год.

Семья прадедушки жила в деревне. Прадедушка и прабабушка работали в колхозе, растили хлеб, ухаживали за скотом. В их семью война пришла через 2 месяца после её начала - 22 августа в разгар уборки урожая. В этот день прадедушка в поле на конной жатке скашивал ячмень.

Посыльный райвоенкомата прямо в поле вручил прадедушке повестку о мобилизации, то есть призыве на фронт.

Тридцатилетний прадедушка райвоенкоматом был направлен в школу снайперов в город Слободской. По окончании школы 24 сентября он был зачислен в 381 стрелковую дивизию, которая сдерживала натиск врага на подступах к Москве. Под городом Ржевом шли очень жестокие кровопролитные бои. В декабре 1941 года прадедушка был ранен в ногу. Санитары спасли прадедушку, вытащили его с поля боя.

Всех раненых переправляли в тыл санитарным обозом. Санитарный обоз - это вереница лошадей, запряженных в сани, и снабженный отличительными знаками красного креста. Путь обоза в тыловой госпиталь был длинным и нелёгким. Фашисты не щадили никого. Санитарный обоз постоянно подвергался бомбардировкам фашистскими самолётами, попал в окружение, но всё-таки сумел выйти к своим частям.

В госпиталь в городе Караганда Казахстанской республики (ныне страна Казахстан) прадедушка поступил 21 января 1942 года.

После полного выздоровления прадедушка был снова направлен на фронт в качестве механика прицепных механизмов.

За умелые и смелые действия в борьбе с врагами в январе 1945 года прадедушка был награждён медалью «За боевые заслуги».



Победу над фашистской Германией прадедушка встретил в Польше в звании гвардии ефрейтора и был награждён медалью «За победу над Германией».




На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1945 года прадедушка был демобилизован и вернулся к своей семье в конце ноября 1945 года.




9.53846

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.5 (13 голосов)

Нашел Наградные своего деда (Амелькин Николай Михайлович)

О своем прадедушке я узнал от родителей, еще в садике мы готовили с родителями вот такой фото-лист, где изображены мои прабабушка и дедушка, которых я не видел, но знаю их очень хорошо. А совсем недавно мне попались документы, это наградные листы моего прадедушки, они желтые, военные и такие ценные.

Мой прадедушка поистине был настоящим человеком, он шел вперед навстречу Победе, не страшась ни ранений, ни пуль, он знал что от него, как и от каждого солдата, командира, генерала зависит исход в войне за мир. Во время войны мой прадедушка служил в должности: Специальность радиоспециалист ракетных войск и артиллерии. С 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года участник Великой Отечественной Войны в составе 2-ой тяжелой гаубичной артиллерийской краснознаменной Ленинградской ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского бригады разрушения в звании ефрейтор. При взятии Берлина прокладывал телефонную и радиосвязь.

Награжден Медалью за Отвагу. Медалью за Победу над Германией.Медалью за освобождение Варшавы. Медалью за взятие Берлина. Уволен в запас 10 ноября 1946 года. После Войны уехал на Дальний Восток, создал семью, вырастил четверых детей, прожил в поселке Зарубино Приморского края до 12 августа 2003 года. В мирное время в 1982 году за долголетний добросовестный труд награжден Медалью "Ветеран Труда", позже в 1996 году награжден Медалью Жукова. Вот такая Настоящая судьба Настоящего человека!

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 10 (1 голос)

О чём рассказали пожелтевшие странички

Мой прадедушка Арасланов Мухамедша Садырович воевал с фашистами с июля 1941 года по 9 мая 1945 года. Он был рядовым красноармейцем, служил в механизированной роте трактористом. Об этом я узнал из семейной реликвии, которая хранится в нашей семье. Это «Красноармейская книжка». Книжка потертая, странички её пожелтели. Не все записи легко можно прочитать. Но этот краткий документ дорог нам: в нём скупые строчки долгого военного пути прадедушки. Из записей я узнал, что он был ранен, а после войны с фашистами участвовал в боях с Японией.


Для прадеда война закончилась в марте 1946 года. В книжке перечислены все боевые награды солдата:

медали «За боевые заслуги»,

«За оборону Советского Заполярья»,

«За победу над Германией»,

«За победу над Японией».

Эти медали говорят, что мой прадедушка - герой. Такие герои и победили фашистов.

А еще у нас хранится прадедушкин портсигар, который он привёз с фронта. Портсигар самодельный, из алюминия.

Может быть, он сделан из обшивки сбитого самолёта. Я с волнением рассматриваю эту семейную реликвию: этот портсигар держал в руках солдат. Он хранил в нём табак, в минуты отдыха, между боями, наверное, делал самокрутку и курил, думая о доме, о семье, мечтая о победе.

Мы бережно храним эти реликвии. Прадедушка давно умер, а мы о нём помним и гордимся им.

9.16667

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.2 (6 голосов)

В маминой семье бережно хранятся старые фотографии. И, однажд ы просматривая ее альбом я наткнулась на фотографию. На обратной стороне было подписано "Шапки 1942." Оказывается, на старом снимке был родительский дом в Шапках, где они жили до войны. Когда пришли немцы их выгнали из дома, а впоследствии дом был разрушен. Но в нашей семье теперь тоже будет храниться старый снимок, сделанный кем-то неизвестным, как память. Мои дети могут сказать: "Мы помним, мы со храним ".

Семейная реликвия.

Семейная реликвия - это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия - это лицо семьи или целого рода. В своем сочинении я хочу рассказать о реликвии нашей семьи, которая осталась нам на память от наших предков.

Реликвией может быть любая вещь, от обычной фотографии до драгоценного камня. Хранить семейные реликвии - это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.

Мама мне рассказала, что у моей прабабушки, в хате, где она жила, был святой угол, и в нем висело много икон, которые после смерти маминой прабабушки Агафьи остались у ее дочери, моей прабабушки Гончаровой Веры Михайловны. Прабабушка сумела сохранить эти иконы, несмотря ни на что. Особенно очень трудно пришлось во время войны, когда немцы приходили в деревню. Она их прятала, переживала, чтобы их не нашли и не забрали, потому что очень дорожила ими. По преданию, эти иконы появились в нашем роду на свадьбе, и считалось, что они несут мир и добро в семью. Прабабушка Вера передала иконы своим детям: моей бабушке Оле и ее брату. Когда прабабушка была очень старенькая, она строго наказывала своим детям сохранять традицию: передавать иконы по наследству своим детям, чтобы в семьях было спокойствие и благополучие.

Моей маме досталась самая большая икона. Она на вид очень старая, но красивая. Это икона Святой Марии. Иконе очень много лет. Она написана на деревянной доске. Несмотря на то, что прошло столько лет, она хорошо сохранилась. Лик Святой Марии словно живой, особенно выразительны глаза. Они смотрят, излучая свет и доброту. Сколько лет этой иконе остается только догадываться, но моей прабабушке 30 сентября исполнилось бы сто лет.

Когда мы привезли икону домой, папа решил ее немного обновить и сделать ей рамку, чтобы наша реликвия хранилась еще много лет. Эта икона стоит у нас в детской комнате. Может быть, когда-то мама передаст эту икону мне, а я своим детям, и они тоже будут свято хранить эту реликвию.

Муниципальное образовательное учреждение

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

Номинация

Семейная реликвия

Тема сочинения

Семейные реликвии о многом могут рассказать.

Учитель (руководитель) :

Токарь Катасонов

Ольга Анатольевна Александр Сергеевич

учитель начальных классов учащийся 4 класса

В нашей семье есть много интересных вещей, которые хранятся в бабушкиной ракушечной шкатулке. Чего там только не найдешь! Это и старинные необычные украшения, и старые деньги, разные документы… Там хранится и трубка, которую я видел в энциклопедии в руках у великого императора - Петра первого. Однажды я заинтересовался: откуда же появилась эта трубка в нашей семье? Я спросил об этом у моей бабушки - хранительнице этой шкатулки. Она сказала мне, что эта трубка принадлежала моему прапрадедушке Кузину Петру Павловичу. Он был заядлым курильщиком и практически никогда не расставался со своей трубкой. Только в двух случаях он не брал ее с собой, когда шел на охоту и когда фотографировался. Он работал мастером на ситценабивной фабрике Коншина. Петр Павлович считался одним из лучших мастеров на фабрике. Рабочие уважали его за знания и справедливость. Они определяли его настроение по тому, как он шел по цеху. Если с трубкой во рту - значит настроение хорошее. Если трубка в руках - значит что-то не так. Трубка была всегда погашена, в цеху он никогда не курил.

А однажды во время революции с ним приключился такой случай. Он сам был очень трудолюбив и не любил, когда рабочее время тратят попусту. Революцию он принял сразу, но в это время работа на фабрике часто прерывалась митингами. И на одном таком митинге он сказал: “Воевать - так воевать, работать - так работать, а лясы точить нечего”. За что рабочие вывезли его на тачке за ворота фабрики. Мой прапрадедушка остался без работы, которой посвятил всю свою жизнь. Но Петр Павлович был очень гордый человек и никогда не ходил просить за себя. Семья осталась без средств к существованию. В это время его мать жила в деревне на даче. Рядом снимала дачу Мария Ильинична Ульянова, мама вождя революции Владимира Ильича Ленина, который часто приезжал к ней. Мать моего прапрадедушки дождалась приезда Владимира Ильича, пошла и рассказала ему всю эту историю, на что он сказал: ”Неужели на месте сами не могут разобраться кто враг, а кто нет”, и написал записку руководителю рабочего комитета. По этой записке Петра Павловича восстановили на фабрике, и он до самой старости проработал там мастером.

Я, конечно, понимаю, что курение - это вред, но в данном случае я хотел рассказать не только о реликвии нашей семьи, которая передается из поколения в поколение, но и о замечательном человеке, который является моим предком по маминой линии. А рассказала мне об этом моя бабушка, Карнаухова Наталья Евгеньевна, внучка Кузина Петра Павловича. Она в нашей школе руководитель школьного краеведческого музея и знает много интересного как о нашей семье, так и об истории нашего района. И теперь наши семейные реликвии - печной изразец, старинная книга, которой уже 100 лет и многие другие хранятся в нашем школьном музее.

Приезжайте в наш музей и вы узнаете много интересного об истории нашего рода и нашего Серпуховского района!

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №13

141600, Московская область, Клинский муниципальный район,

Бородинский проезд, д. 23, телефон 8-496-2-74-06

«Семейные реликвии»

«Колечко»

Учитель (руководитель):

Арсентьева Елена Владимировна Кулигина Ксения

учитель начальных классов, Константиновна

телефон 8-903-241-71- 14 ученица 4 - б класса

(27.11.2001 год рождения)

В нашей семье есть реликвия. Это маленькое золотое колечко с голубым топазом. Не дорогое в цене, но дорогое сердцу кольцо оказалось достаточно старым. Ему насчитывается около ста пятидесяти лет. Грани камня изрядно затерты. По форме он напоминает каплю дождя, обрамленную маленькими золотыми рожками, как у улитки. Ничего особенного в нем нет, только когда берешь его в руки и надеваешь на палец, по телу пробегает дрожь. Всматриваясь в камень, начинаешь ощущать его глубину и неисчерпаемую энергию прошлых поколений. Эта тонкая энергетическая ниточка соединяет меня с моими предками. От осознания этого начинает захватывать дух. Я с вожделением жду того момента, когда смогу надеть его на свой пальчик и стать полноправной его хозяйкой. Но этот момент еще не настал. Я получу его в день моего рождения, когда мне исполнится шестнадцать лет, как и моя мама. Оно досталось ей от двоюродной бабушки, моей прабабушки, которая, к счастью, еще жива. Это она рассказала маме историю этого кольца, а мама передала ее мне.

Мою двоюродную прабабушку зовут Валентина Ивановна Чаброва. Среди своих мы называем ее «Лелька». Родилась она в деревне Тетерино, Клинского района и провела там все свое детство и юность. Потом вышла замуж и переехала жить в Москву. Родила сына и ютилась в маленькой однокомнатной квартирке на десятом этаже вместе со своей семьей. Рано потеряла мужа и растила сына одна. Сейчас они переехали в город Электросталь. Лелька помогает растить внуков, занимается нехитрыми домашними делами, ходит в церковь. Иногда приезжает на свою историческую родину. Долгими вечерами мы собираемся вокруг нее, пьем чай и слушаем рассказы о прежних временах, о наших предках.

В один из таких редких вечеров она еще раз рассказала уже мне историю нашей семейной реликвии. Я слушала ее, затаив дыхание. Слова лились из ее уст, а я погружалась сквозь толщу времен назад, когда Лелька была совсем еще маленькой девочкой.

Досталось ей это колечко от своей тетки, родной сестры ее отца. Звали ее тетя Дора. Родилась она в 1887 году, тоже в деревне Тетерино Клинского уезда Тверской губернии в многодетной семье зажиточного крестьянина. С детских лет девочке приходилось много трудиться. Ведь в достатке жили только те, которые вели хозяйство и много работали. Будучи еще совсем маленькой девочкой, в возрасте семи лет, Дора активно помогала семье. Вместе со своими братьями и сестрами вставала с первыми петухами, пропалывала сорняки, собирала поспевающие на огороде ягоды, ухаживала за скотиной. Ей даже доверяли доить корову. В ее обязанности входило нарвать травы для кроликов и рассыпать зерно курам. Времени для игр оставалось немного. Приходилось еще обучаться грамоте. В школу тетя Дора не ходила, тогда ее просто не было. Читать и писать ее обучали старшие братья. Грамоту тетя Дора освоила быстро, только доучиться не пришлось.

Родители выдали ее замуж в возрасте шестнадцати лет. После венчания, когда пришло время разбирать подарки, среди резных коромысел, хомутов и различной кухонной утвари оказалась маленькая берестяная коробочка. Внутри на атласной голубой подушечке лежал маленький перстенек, его голубой топаз разливался прозрачными голубыми гранями, как утренняя роса под первыми лучами солнца. Кто подарил его, осталось для нашей семьи загадкой. Известно только, что это была не молодая женщина, у которой не было детей. Она посоветовала тете Доре подарить это колечко только своей дочери. Случилось так, что у тети Доры своих детей не было, и когда у младшего брата родилась дочь, она полюбила ее как свою родную. Этой девочкой была Лелька.

Когда Лельке исполнялось шестнадцать лет она в качестве подарка преподнесла ей это кольцо. Рассказала ей о том, как оно к ней попало, кто эта женщина и велела подарить это колечко, только своей дочери. К сожалению, история той женщины, которая подарила кольцо тете Доре не дошла до нас, известно только, что она тоже получила его в подарок. Скончалась тетя Дора в 1952 году в возрасте шестидесяти пяти лет. Спустя тринадцать лет у Лельки родился сын, он был единственным ребенком в этой семье. Кольцо было подарено моей маме, когда ей исполнилось шестнадцать лет.

По рассказам мамы, в юности она не расставалась с этим кольцом ни днем, ни ночью. Она считала, что колечко придает ей силы и поднимает настроение. Мама иногда достает это колечко и с удовольствием носит его, напоминая мне о значимости этого кольца для нашей семьи. Не далек тот день, когда оно станет моим, и я стану полноправной его хозяйкой.

Я с гордостью приму этот дар из глубины столетий и постараюсь, чтобы история этого кольца на мне не закончилась.

пн., 27.04.2015

Воспитатель первой квалификационной

Что же такое семья? Семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки, традиции и реликвии. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ». И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила:

– Кто их воспитает, царица моя?

Ева покорно ответила:

– Кто есть приготовит, о радость моя?

Ева всё также ответила:

– Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё?

Я, я, – тихо молвила Ева.

«Я, я»,- сказала она знаменитых семь «Я». Вот так на земле появилась семья.

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Семья - один из шедевров природы. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Когда-то Лев Толстой оказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждая семья по-своему уникальна. В каждой семье есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающие из поколения в поколение. Семейные реликвии являются уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события эпохи. Эти события необходимо не только сохранить, но и донести до следующих поколений, чтобы сберечь в них память о предках.

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная реликвия. Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них. Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Реликвия (от латинского глагола relinquere - «оставаться») - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Семейные реликвии - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Семейные реликвии – это частицы семейного единения, связующие звенья между поколениями. Соприкосновение с семейной реликвией даёт ощущение опоры времени. Практически в каждой семье есть картина, статуэтка, старинный шкаф или пианино, которые передавались из поколения в поколение. Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе истинную ценность «бабушкиного наследства».

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

С чего начать?

Прошлое рода.

Отправляясь в прошлое своего рода, нам хочется узнать больше и больше. Очень жаль, что жизнь не стоит на месте и время смывает на своем пути многое, оставляя лишь яркие воспоминания. В наш век высоких технологий можно запечатлеть фрагменты жизни в фотографиях, видеосъемках, что невозможно было сделать раньше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Родительский дом начало начал, не стоит забывать об этом.

Семейные реликвии.

В качестве семейных реликвий могут выступать самые различные вещи: фамильные драгоценности, часы, ордена, боевое оружие, документы, посуда, предметы быта, книги, дневники, письма, открытки, игрушки, срезанные детские локоны, браслеты из роддома и многое другое. Это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семья

Существуют ли в вашей семье какие-либо реликвии, передаваемые из поколения в поколение? И если да, то как к ним относятся ваши дети, знают ли они историю этих памятных вещей? Что чувствуете вы сами, держа в руках семейную реликвию? Это может быть письмо прадеда с фронта, или старинная семейная икона, кольцо вашей прабабушки или пожелтевшая от времени фотография. Главное, что эти вещи наполнены смыслом, они помнят руки ваших предков и могут многое поведать вам о них, но лишь в том случае, если вам это интересно.

Вот мальчишка шести-семи лет держит в руках орден прадеда за Отвагу в бою… Вот маленькая девочка примеряет старинную шляпку с вуалью. Их глаза светятся любопытством, дети в восторге от того, что им дали прикоснуться к таким интересным и важным вещам, они обязательно выслушают ваш занимательный рассказ об их ушедших владельцах – их предках. Но отношение детей к семейным реликвиям полностью зависит от родителей. Если в семье не ценят, не соблюдают традиций и не уважают память ушедших родных, то все эти вещи будут для подрастающего поколения не более, чем ненужным, пыльным хламом, который кто-то там зачем-то хранил, забивая место на антресолях. И тогда орден прадеда очень скоро окажется на прилавке антикварного магазина, а прабабушкина модная шляпка с вуалью - на помойке. В мусорный бак отправятся и многочисленные старые фотоальбомы, письма, открытки многое другое, не оставив от семейной памяти камня на камне. К сожалению, я сама нередко наблюдала как из мусорного бака обреченно выглядывали углы старинных выпускных альбомов, и советских поздравительных открыток, написанных выцветшими от времени чернилами.

Для того, чтобы семья была богата не только материально, чтобы в ней росли неравнодушные, духовно здоровые люди необходимо:

  • поддерживать семейные традиции, а если их нет, то придумать свои, новые и нескучные, направленные на то, чтобы объединить всех членов семьи;
  • рассказывать детям историю вашей семьи, вместе с ними пытаться узнать что-то новое, интересоваться своими предками (например, можно составить красочное генеалогическое древо – обычно такое задание дают ученикам средней школы);
  • вместе с детьми рассматривать старые фотоальбомы, по возможности рассказывая им о людях, изображенных на фотографиях, их жизни и судьбе;
  • прививать подрастающему поколению бережное отношение к семейным реликвиям, интересоваться историей этих вещей;
  • тараться развивать в детях чувство гордости за своих предков, любовь к родине, гуманизм и неравнодушие к окружающему миру.

Всего этого можно достичь, только подавая своим детям собственный пример. Я думаю, что это не трудно, если действовать от души.

На первом подготовительном этапе я предлагаю подобрать одну или несколько семейных реликвий, наиболее значимых для человека сейчас. Это не простая задача.

Во - первых, большинство российских семей очень бережно относятся к старым вещам, которые, даже перестав быть нужными, ещё много лет хранятся на антресолях. Сделать выбор из такого многообразия очень сложно. Возможна и обратная ситуация, когда семья, переезжая на новое место жительства, берёт с собой лишь минимум вещей. И тогда все напоминания о прошлом остаются в этом самом прошлом.

Во – вторых, подчас реликвии оказываются или слишком громоздкими (бабушкин буфет или прабабушкин сундук), или слишком хрупкими (фарфор, старинные книги), или слишком ценными (бриллиантовая диадема). И тогда почти не реально показать эту вещь.

В – третьих, реликвии могут быть весьма интимного свойства (любовные письма, предметы туалета и т. п.), и представление их публике также нежелательно.

Однако трудности эти преодолимы, и на первом этапе работы с реликвиями происходит погружение в семейную историю, мифы и традиции. Тогда надо начинать собирать информацию у родственников о хранящихся в семье вещах и их первых хозяевах, размышлять о предках и их роли в твоей судьбе. Всё это помогает формированию запроса.

На втором этапе работа продолжается по прояснению и уточнению информации, когда отобранные реликвии хранятся. Как правило, рассматривание реликвий и рассказ о них создают в семье атмосферу благоговейного трепета и уважения, что, безусловно, благотворно сказывается на состояние ребенка, наполняя его гордостью и уважению к собственным корням.

Задача родителей на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используют следующие вопросы:

1. Чья это вещь? Что значит этот человек в вашей судьбе и для вашей семьи?

2. У кого хранится эта вещь? Как с ней обращаются? Принято ли демонстрировать её гостям?

3. Какие мысли и чувства рождает в Вас соприкосновение с этой вещью? Какие воспоминания навевает?

4. Знаете ли Вы историю этой вещи и её обладателя достаточно полно или эта история полна загадок и тайн, «белых пятен»?

5. Если Вы являетесь хранителем этой вещи, то кому и когда Вы передадите её для дальнейшего хранения? Зачем? Как бы Вы хотели, чтобы с ней обращались?

Всё глубже погружаясь в контакт с «материальным свидетельством» семейной истории, ощущая интерес и поддержку взрослых, ребенок испытывает всё меньше тревоги и всё больше чувствует уверенность в своих силах. На этом этапе запускается процесс примирения и принятия своих корней такими, каковы они есть.

В заключении хочется отметить, что подобная работа является не только эффективным способом переработки семейной истории, но и увлекательнейшим процессом, дающим практически неограниченное пространство для творческой активности.

Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Он и Она. Ты и Я. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия – это лицо семьи или целого рода.

Какой будет семья завтра?

Ученые строят прогнозы, а создавать семью нам. Но, чтобы каждый был счастлив у себя дома, нужно, чтобы все мы вместе и каждый в отдельности тоже взяли под защиту тот мир, в котором живем, - мир семьи. Мы стоим на пороге жизни. Перед нами множество дорог. Выбирая свой путь, знай, что он будет нелегким. Приведет ли он к счастью? Это зависит в первую очередь от нас!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Это - часть нашей культуры, сохранение семейных традиций и реликвий. Почему же мы храним эти вещи? Эти наши, семейные артефакты интересны с исторической точки зрения, как предметы старины культуры, быта, они дороги и как память о наших близких, наших предках. Ведь к ним прикасались их руки! История вещи – история человека, история семьи – часть истории нашей страны, маленький кирпичик в ней.
Каждая семья по-своему уникальна. В каждой есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни. Реликвии, передающиеся из поколения в поколение, молчаливые свидетели семейного уклада, истории семьи. Семейные реликвии являются уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события эпохи.
К сожалению, сегодня, как и в предшествующие столетия, модно корректировать, приукрашивать или, наоборот, очернять какие-то события, а то и просто замалчивать, одним словом, переписывать историю в угоду то одного мировоззренческого течения, то другого, используя сплошь и рядом откровенную ложь. Это и понятно: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Официальные историки получают зарплату, находясь на Службе, Они и их благополучие, продвижение зависят от власти.
Семейные же фотоматериалы, письма родственников и друзей, записки, книги, рукописи, хочешь, не хочешь, а представляют собой наиболее правдивое отражение эпохи и смогут послужить целительным источником Правды для будущих поколений. Они наименее подвержены умышленному искажению действительности. Этим они и важны для будущих поколений.
Разрушение семейных коллекций, разворовывание семейных реликвий и ценностей, уничтожение архивов и фотографий было положено в 1917 г. и продолжалось, практически, все советские годы. Издание первых Декретов об отмене наследования, об отмене частной собственности, о социализации земли и идеологемы большевиков положили основу для разрушения семьи, уничтожения семейных корней, традиций и семейных ценностей. Большой урон по семейным артефактам нанесло Постановление МВД в конце 50-х годов прошлого века, в котором требовалось сдать в трёхдневный срок все виды холодного и огнестрельного нарезного оружия под угрозой тюремного заключения на длительные сроки при обнаружении их во время обысков. Так мы потеряли уникальные боевые награды моих предков и их личное оружие, шпаги, сабли, кинжалы, кортики, пистолеты, снайперскую мелкокалиберную винтовку с оптическим прицелом... Часть из них была с выгравированными надписями "За храбрость...", украшены драгоценными камнями...
Захваты и грабежи имений, домов дворян, буржуа, чиновников, мещан, крестьян, священников… Коллективизация, аресты, обыски, конфискации без суда и следствия… Насильственные уплотнения, выселения, переселения, да и просто грабежы "человеком с ружьём" – всё это неизбежно приводило к утере ценнейших родовых коллекций, архивов, реликвий.
Рвалась нить, связующая поколения, разрушались семейные устои и традиции, разрушалась историческая память. Нас превращали в Иванушек, не помнящих родства.
Этому также способствовали и великие, ударные советские стройки коммунизма: каналов, ж/дорог, заводов, освоение целинных земель, когда в романтическом порыве советская молодёжь срывалась с мест и ехала туда, куда Макар телят не гонял. К потерям семейных реликвий и исторической памяти приводили многочисленные аресты, ссылки в ГУЛАГ, расстрелы…
Где сейчас известнейшие коллекции Морозова И.А., Щукина, Зимина, Бахрушина, Мараевой? Где семейные реликвии Орловых, Потёмкиных, да и других не столь громких фамилий, но не менее ценных? Где библиотека, коллекции фарфора, картин, архивы, документы, ордена, награды, мебель нашей семьи Коншиных?
Чудом сохранились у нас лишь отдельные предметы, принадлежавшие семье. Что-то из посуды, книги с автографами авторов и без, фотографии, с затушёванными или отрезанными подписями (не приведи Господь, если по фотографии кого узнает ЧК, ОГПУ или НКВД!…).
Совершенно уникальной реликвией является сохранившаяся лампадка А.С. Пушкина у его правнучки Наталье Сергеевны Мезенцевой, которая незадолго до смерти в 1999 г. просила меня к ней приехать, в итоге она передала её А. Бармину. Пока эта лампадка находится у его вдовы. А что дальше?

Никак не могу себе простить потерю реликвий семьи известного профессора химика, д.пед. н. Н.Л. Глинки (одного из представителей древнего рода дворян Глинок). Вспоминаю свои отроческие годы, когда с бабой Маней (Марьей Андреевной Глинкой) мы сидели на кухне, и она мне показывала толстенные огромного размера фотоальбомы в кожаном рельефном переплёте с пожелтевшими от времени фотографиями. Она рассказывала мне: кто есть кто на них, кто кому приходится дядей, тётей, дедом-прадедом, близким другом, о судьбах людей с фотографий. Как не интересно мне тогда было, и как я не старался запомнить, сегодня через полвека моя память не сохранила её рассказов, за исключением отдельных фрагментов. А после их смерти, после похорон их сына Игоря Николаевича (инженера) и внука, артиста театра Миниатюр - Олега Глинки все эти альбомы, семейные реликвии оставались в квартире на Ленинградском шоссе у вдовы И.Н. Глинки - Нины Никифоровны, с которой у нас не было тёплых отношений. Мои попытки дозвониться до неё после 2004 г. оказались безуспешными. Естественно, что альбомы, архивы, документы, реликвии канули в бездну…

К сожалению, во многих из нас ещё сидит советский нигилизм к старым предметам, с уходом из жизни наших родителей, дедушек и бабушек многие их вещи оказываются на помойках. Мы, в своём большинстве, а тем более наши дети и внуки не приучены бережно, хранить доставшееся нам от предков наследие, не составляем опись имущества, не даём сопроводительную справку ему. А всё это приводит к тому, что вещь или старинный предмет теряют свою историческую ценность и значимость. Даже, если вещь и дорогая по цене, но оторванная от конкретной исторической личности, её ценность падает, превращается в мёртвую вещь.
Проблема сохранения реликвий особенно актуальна для будущих поколений, т.к. семейные реликвии, архивы, документы будут служить им элементной базой для воссоздания исторической правды о той эпохе и людях, которым они принадлежали, о той стране, в которой они жили.
Наличие и сохранность семейных реликвий способствует воспитанию детей в духе патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к членам своей семьи, сохранению семейных традиций. Поэтому очень важно, чтобы семейные реликвии стали элементом научного и обзорного обихода исторических музеев, музеев краеведения, чтобы учащиеся, школьники, молодёжь могли ближе знакомиться с историей своего края, своей страны, с историей жизни своих земляков. Всё это будет способствовать пробуждению в подрастающем поколении чувства гордости за свой край, за земляков, чувство патриотизма к своей малой Родине, а в конечном итоге и ко всей стране.
История семьи – это ведь часть истории нашей страны, нашего государства. Семья – это простая ячейка государства. Чем крепче семья, тем крепче и богаче само государство. Знание истории своей семьи, её прошлое делает семейные узы прочнее, а семью крепче, здоровее.
Из семейных архивов и документов складывается история всего государства. И если мы их не убережём, то время неумолимо сделает своё дело – память о наших предках сотрётся в сознании, иссякнет живая память родов, а вместе с ними и историческая правда, не откуда и не с кого будет брать духовно-нравственные примеры, образцы верного служения Родине, погибнут семейные традиции. Останутся, разве что, жажда наживы и потребительский интерес к недвижимости. Оскудеет душа человека, и человек в своём миропонимании приблизится к животному.
Когда рассматриваешь старые фотографии, всматриваешься в лица родных людей, перебираешь старинные вещи, ты словно попадаешь в прошлое. Все это - память, самое ценное, что связывает человека с родными, с прошлым семьи. Появляется чувство ответственности перед предками за свои дела, чувствуешь свою обязанность в продолжении их Дела служения Родине, Отчизне, своему народу. И это чувство возникает несмотря на то, что порой охватывает и чувство отчаяния, что всё погибло, всё рушится…
Поэтому в сохранении преемственности поколений, в сохранении их связующей нити очень важную роль играют семейные реликвии, которые передаются из поколения к поколению, тем самым пополняя историю рода. К сожалению, чем старее реликвия, тем больше вероятность, что она не имеет сопровождающей исторической справки. Каждая сохранённая вещь - это свидетель частной жизни, свидетель времени. А значит, семейные реликвии необходимо беречь, чтобы не прерывалась связь времен, связь поколений и сохранялся бы источник Правды.

 

Возможно, будет полезно почитать: