Презентация к уроку русского языка "родительный падеж существительных множественного числа". Родительный падеж имен существительных множественного числа с презентацией Был в восторг


Повторим!

Идти вдоль дорог

(1 скл, Род.п)

(2 скл, Пр.п)

Был в восторг

(на ия, Пр.п)

Был на лекци

Участие в соревновани

(на ие, Пр.п)

(на ия, Д.п)

Шёл к станци

По тропинк

(1 скл, Д.п)

Объясните правописание

падежных окончаний существительных .


Блиц - опрос

1 . Существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?

2 . Постоянные признаки существительного – род, склонение, непостоянные – число и падеж.

3 . К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием – А , - Я .


4 . Существительные 1 склонения в Дат и Предл. падежах имеют окончание Е .

5 . Существительные 1 склонения в Род. и 3 склонения в Род, Дат и Предл. падежах имеют окончание И .

6 . Существительные 2 склонения в Предл. падеже имеют окончание Е .

6 . Существительные на ИЕ , ИЯ , ИЙ в Род, Дат и Предл. падежах имеют окончание И .


- Как правильно сказать? - Определите падеж и число существительных. - Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.



Рассмотрим таблицу

Именительный падеж множеств. числа

Женский род

- И (- Ы )

Мужской род

Книг и , букв ы

- И (- Ы )

Средний род

- А (- Я )

Словар и

- А (- Я )

Профессор а

Предложени я

Выполним упражнение № 550, стр 74


Родительный падеж множ.числа

Нет апельсин ов

Много мест


Закрепляем

I вариант: Выпишите только те слова, которые в Р.п. мн.ч имеют окончание – ей

II вариант: выпишите только те слова, которые в Р.п. мн.ч имеют нулевое окончание

Лужа-

Афиша-

Мышь -

Синица-

Рукавица-

Площадь-

Тетрадь-

Печь -


Проверка

I вариант

Мыш ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Площад ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Тетрад ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Печ ей (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

II вариант

Луж (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Афиш (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Синиц (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)

Рукавиц (ж.р.,мн.ч.,Р.п.)


Говори и пиши правильно!

Много ( чего ?) Род. падеж

Апельсин ов

Мандарин ов

Абрикос ов

Фрукт ов

Помидор ов

Баклажан ов

Килограмм ов

яблок

вишен


Говори и пиши правильно!

Много ( чего ?) Род. падеж

Мест

Ботинок

Сапог

Валенок

Погон

Чулок

носк ов


Работа в парах

Спиши, исправляя выделенные слова, в скобках укажи род, число, падеж

Пять местов (…р., …ч., …п.) ,

спуститься с облаков (…р., …ч.,…п.) ,

несколько селов (…р., …ч., …п.) ,

шесть польт (…р., …ч., …п.),

две пары сумков (…р., ..ч., .п.) .


Проверка

Пять мест□ (ср.р.,мн.ч.,Р.п.),

спуститься с облак ов ( ср.р, мн.ч, Р.п.),

несколько сел □ (ср.р, мн.ч,Р.п.),

шесть пальто □ (ср.р, мн.ч,Р.п.),

две пары сумок □ (ж.р, мн.ч, Р.п).


Тест

  • Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа: килограмм, место, стекло

2. Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа:

дело, яблоко, помидор


Тест

3. Отметь существительные с окончанием - ов в Род. падеже множ. числа:

мандарин, сапоги, ботинки

4. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

огурцы, помидоры, улицы


Тест

5. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

фабрики, апельсины, облака

6. Отметь существительные, которые в Род. падеже множ. числа имеют нулевое окончание:

бананы, места, носки


Проверка

  • килограмм ов

2. помидор ов

3. мандарин ов

4. улиц

5. фабрик

6. мест


Домашнее задание:

§ 98, слова

Упражнение №554

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

4 класс Учитель:Барсукова Н.В. МОУ СШ №2 п.Селижарово Презентация. «Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа».

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». Презентация. 4 класс Учитель:Барсукова Н.В. МОУ СШ №2 п.Селижарово

Двенадцатое декабря. Классная работа. Тема урока: «Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа».

Что мы знаем об имени существительном? часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы кто?, что?; одушевлённое или неодушевлённое; имеет род и склонение; изменяется по числам и падежам;

Что мы знаем об имени существительном во множественном числе? - не различается по склонениям; имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(- ам, -ям), Т.п.(- ами, - ями), П.п.(-ах, - ях); у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(- а,-я,-и,-ы); у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(- ов,-ёв,-ей,-).

Поставь имя существительное во множественное число, в форму родительного падежа. с н.гирь г рач(?) с.нич (?) ка Ед. число сн е гир и г рач и с и ничк и Мн.число

Упражнение для глаз

Вставь пропущенные окончания, укажи падеж. Дни стали ненастные, по ноч … холодно. На огород… овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк … и помидоры с атласными спинк … Потом лук в бумажных рубашк … Потом бобы в шерстяных чулочк …

Проверь! Дни стали ненастные, по ноч ам (Д.п.) холодно. На огород ах (П.п.) овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши с пупырышк ами (Т.п.) и помидоры с атласными спинк ами (Т.п.). Потом лук в бумажных рубашк ах (П.п.). Потом бобы в шерстяных чулочках (П.п.).

Найди пару. Фразеологические обороты. Хорошо видно Гладить по головк … Всё время хвалить Видно как на ладон … Очень медленно Делать из мух… слона Сильно преувеличивать В час по чайной ложк …

Проверь! Хорошо видно Гладить по головк е (Д.п.) Всё время хвалить Видно как на ладон и (П.п.) Очень медленно Делать из мух и (Р.п) слона Сильно преувеличивать В час по чайной ложк е (Д.п.)

В падежных окончаниях множественного числа различия между склонения существительных незначительны В именительном падеже окончания: - и, - ы и - а, -я Следует запомнить образование форм родительного падежа множественного числа. Необходимо пользоваться словарём.

нет) валенок, ботинок, чулок, ворот, суток но: носков, рельсов, очков яблок, малин, оливок, но: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов Родительный падеж множественного числа некоторых существительных.

Используемые материалы: http://mirgif.com/animacii-zima.htm http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=4&uinfo=ww-1263-wh-908-fw-1038-fh-598-pd-1&p=4&text http://www.viki.rdf.ru ttp://festival.1september.ru/articles/629919/

Открытый урок по русскому языку (4 класс)

Учитель Павлова Елизавета Владимировна

Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Цели:

    Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;

    развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;

    воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Моё настроение в конце урока

Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание. (Слайд 3)

Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)

- Цели урока: (опорные слова слайд 4)

1) познакомиться с особенностями…;

3) развивать умение правильно употреблять … .

Ответы детей:

(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)

2. Подготовка к письму. (Слайд 5)

А сейчас…

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Чистописание.

Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

Ро ди на ро ди на ро ди на

Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

Как пишется слово «Родина»? (С заглавной буквы)

А когда слово «Родина» мы пишем со строчной буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем)

3.Работа по теме урока

А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

а) Упражнение «Впиши окончание». (Слайд 6)

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…... .

Слайд 7

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое )

Что объединяет эти существительные? (Они женского рода )

Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)

Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода )

Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев )

Какого они рода? (Среднего рода)

- Попробуйте сделать вывод : существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое.

На доске появляется таблица. (слайд 8)

Ов, -ев,-ей

Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных, вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.

Карта самоконтроля (слайд 9)

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Слайд 10

- все окончания вставил правильно, отлично

Неправильно вставил одно окончание, хорошо

- испытал затруднение, нужно повторить правило

4. Физминутка для глаз. (слайд 11-12)

б) Работа с предложением.

Вернемся к предложению в начале урока. (слайд 13)

На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .

Определите род существительных. Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)

Назовите их окончания. (_-ОВ, -Ы)

Почему у слова «капусты» окончание –Ы? (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественном числа? (-ов, -ев)

в) Работа по учебнику с.128

Прочитайте вывод на странице 128.

Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площад ей . Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощ ей .)

Упражнение 253 с.128

Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

На огородах – сущ, на чём? Где?

Н. ф. – огород

М. р. 2 скл.

5. Физминутка (слайд 14)

Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.

Учебники, улица, ручки, школа, ученики, ребята, тетрадь.

6. Рефлексия.

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных. (слайд 15-16)

7. Итог урока (слайд 17)

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Что вам понравилось на уроке?

А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание. (слайд 18)

1. С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.

2. НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, КАК ПРОВЕЛИ КАНИКУЛЫ, УПОТРЕБЛЯЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Спасибо за урок!

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Килограммы

Килограммы

Килограммы

Килограммы

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме (упр. 253)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

Помидоры

Помидоры

Помидоры

Килограммы

Килограммы

Килограммы

 

Возможно, будет полезно почитать: