Огэ по химии 9. Готовимся к гиа по химии. Инструкция по выполнению работы

Готовимся к ГИА по химии

ЕГЭ-11 - 2019

Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности.

(Н.Д. Зелинский)

Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей.

ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения.

ЕГЭ - предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ.

ЕГЭ - дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление.

В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений

  • Физические и химические свойства, получение и применение алкинов

ОГЭ-9 - 2019

ОГЭ (ГИА) по химии – экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост - не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.

Структура ГИА по химии следующая:
1 часть:
15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
2 часть: в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.

Соответствие баллов ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам следующее:

0-8 баллов – 2;

9-17 баллов – 3;

18-26 баллов – 4;

27-34 баллов – 5.

Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.

Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.

Длительность ГИА по химии составляет всего 120 минут .

Во время экзамена учащийся может пользоваться:

  • таблицей Менделеева,
  • электрохимическим рядом напряжений металлов,
  • таблицей растворимости химических соединений в воде.
  • Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.

ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

План КИМаОГЭ по химии

9 класс ( МОДЕЛЬ №1)

Проверяемые элементы содержания (банк заданий)

Номер задания в работе

Ионные уравнения реакций.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов,

Оксиды, их классификация, свойства.

Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

Соли в свете ТЭД, их свойства.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

_________________________

Для школьников, которые планируют в будущем освоить профессию, связанную химией, ОГЭ по этому предмету очень важен. Если вы хотите получить на испытаниях лучшую оценку, начните подготовку немедленно. Лучшее количество баллов при выполнении работы – 34. Показатели данного экзамена могут использоваться при направлении в профильные классы средней школы. При этом минимальная граница показателя по баллам в этом случае - 23.

Из чего состоят варианты

ОГЭ по химии, как и в предыдущие годы, включает теорию и практику. С помощью теоретических заданий проверяют, как юноши и девушки знают основные формулы и определения органической и неорганической химии и умеют их применять на практике. Вторая часть соответственно направлена на проверку способностей школьников проводить реакции окислительно-восстановительного и ионно-обменного типа, иметь представление о молярных массах и объемах веществ.

Почему необходимо проходить тестирование

ОГЭ 2019 по химии требует серьезной подготовки, так как предмет достаточно сложен. Многие уже забыли теорию, может быть, плохо ее поняли, а без нее невозможно правильно решить практическую часть задания.

Стоит выделить время на тренировку сейчас, чтобы в будущем показать достойный результат. Сегодня школьники имеют отличную возможность оценить свои силы, решая реальные прошлогодние тесты. Никаких затрат - можно бесплатно использовать школьные знания и понять, как будет проходить экзамен. Ученики смогут не только повторить пройденный материал и выполнить практическую часть, но и почувствовать атмосферу настоящих испытаний.

Удобно и эффективно

Отличная возможность – готовиться к ОГЭ прямо за компьютером. Надо лишь нажать кнопку пуск и начать прохождение тестов онлайн. Это очень эффективно и может заменить занятия с репетитором. Для удобства все задания сгруппированы по номерам билетов и полностью соответствуют реальным, поскольку взяты с сайта Федерального института педагогических измерений.

Если вы не уверены в своих силах, испытываете страх перед предстоящими испытаниями, у вас есть пробелы в теории, вы выполняли недостаточно экспериментальных заданий –включайте компьютер и начинайте подготовку. Желаем вам успехов и самых высоких оценок!

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Вариант

    контрольных измерительных материалов для подготовки

    к государственной (итоговой) аттестации

    по ХИМИИ обучающихся, освоивших

    основные общеобразовательные программы основного

    общего образования.

    Данный тренировочный тест рассчитан для выпускников 9 классов, собирающихся сдавать ОГЭ по предмету химия.

    Цель : проверка знаний по химии за курс основной школы, выявить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.

    Уровень сложности : базовый, повышенный, высокий

    Составитель:Самарченко Наталья Васильевна учитель химии и биологии –высшей кактегории

    Инструкция по выполнению работы

    На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, содержащих 22 задания.

    Часть 1 содержит 19 заданий. К каждому заданию (1–15) дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

    (16–19) состоит из 4 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.

    Часть 2 включает 3 задания (20, 21, 22), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.

    Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале: 0-7 баллов – «2», 9-14 баллов «3»; 15-19 баллов «4»; 20-22 балла «5».

    При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

    Желаем успеха!

    Часть 1

    К каждому из заданий 1–15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

    1 . Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно?

    2. От кислотных к амфотерным меняются свойства оксидов в ряду?

    1) CaO → SiO 2 → SO 3

    2) CO 2 → Al 2 O 3 → MgO

    3) SO 3 → P 2 O 5 → Al 2 O 3

    4) Na 2 O → MgO → Al 2 O 3

    3. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

    4. Такую же степень окисления, как и в SO 3 , сера имеет в соединении

    5. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются?

    1. CO 2 , (NH 4) 2 S

    6. К химическим явлениям относится процесс?

      Засахаривание варенья

      Образование накипи в чайнике

      Испарение воды

      Превращение воды в лед

    7. 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль

      Фосфата натрия

      Нитрата алюминия

      Хлорида железа (III)

      Гидроксида кальция

    8. Какое уравнение соответствует реакции обмена?

    1. 2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O

      2HCl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H 2 O

      Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

    9. И натрий, и медь при комнатной температуре реагируют с

      Гидроксидом натрия

      Водородом

      Азотной кислотой

    10. Химическая реакция возможна между?

      Оксидом бария и гидроксидом натрия

      Оксидом бария и водой

      Оксидом кремния и водой

      Оксидом кремния и соляной кислотой

    11 . Кислород не реагирует с

      Оксидом углерода (IV)

      Сероводородом

      Оксидом фосфора (III)

      аммиаком

    12. В реакцию с соляной кислотой вступает

      оксид магния

      сероводород

      сульфат бария

    13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

    А. Минеральная вода является чистым веществом.

    Б. Духи являются смесью веществ.

    1) верно только А

    2 ) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    14. Какому из веществ соответствует общая формула C n H 2 n

    15. Чему равнамассовая доля кислорода в азотной кислоте?

    При выполнении заданий 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.

    16. В ряду химических элементов Si – P – S

    1) уменьшается число протонов в ядре

    2) уменьшается электроотрицательность

    3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

    4) увеличивается радиус атомов

    5) усиливаются неметаллические свойства

    Ответ: ___________.

    17. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к нефти:

      Жидкость без запаха

      Не растворяется в воде

      Имеет определенную температуру кипения

      Ее компоненты служат пищей для некоторых бактерий

      Растворяется в воде

    Ответ: ___________.

    18. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени

    окисления восстановителя в ней.

    ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

    ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

    A) Fe 2 O 3 + CO →Fe + CO 2

    1) Э -1 → Э 0

    Б) Al 2 S 3 + HNO 3 → Al 2 (SO 4) 3 + NO 2 + H 2 O

    2) Э +3 → Э +2

    В) HNO 2 + HI →I 2 +NO + H 2 O

    3) Э +5 → Э +4

    4) Э +2 → Э +4

    5) Э -2 → Э +6

    Ответ:

    Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

    ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

    ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

    A) H 2 S + O 2 →

    Б) H 2 SO 3 + Na 2 O →

    2) → SO 2 + H 2 O

    В) H 2 SO 4 + NaOH →

    3) → Na 2 SO 4 + Н 2

    4)→ Na 2 SO 4 + H 2 O

    5)→ Na 2 SO 3 + H 2 O

    Ответ:

    Часть 2

    20. Дана схема превращений:

    ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

    21.

    22.

    процессе его распознавания.

    Система оценивания экзаменационной работы по химии

    Части 1 и 2

    Верное выполнение каждого задания Части 1 (1–15) оценивается1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

    З адание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях 16-17 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задание ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Задание 18-19 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлено 2 соответствия из 3, оценивается в 1 балл. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

    задания

    ответ

    задания

    ответ

    Часть 2

    Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом

    20. Дана схема превращений:

    ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

    Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно

    осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте

    сокращенное ионное уравнение реакции.

    Элементы ответа

    Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

    1) 2ZnS + 3O 2 = 2ZnO + 2SO 2

    2) ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

    3) ZnCl 2 + 2KOH = Zn(OH) 2 + 2KCl

    4) Составлено сокращенное ионное уравнение для третьего превращения:

    Zn +2 + 2OH - = Zn(OH) 2

    Критерии оценивания

    Баллы

    Правильно записаны 3 уравнения реакций.

    Правильно записаны 2 уравнения реакций.

    Правильно записано 1 уравнение реакции.

    Максимальный балл

    21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.

    Элементы ответа

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    1) Составлено уравнение реакции:

    СО 2 + Ba(OH) 2 = BaCO 3 + H 2 O

    2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида бария, содержащегося в растворе:

    m(Ba(OH) 2) = m (p-pa) . w/100 = 171 . 0,05 =8,55

    n(Ba(OH) 2) = m(Ba(OH) 2) /M(Ba(OH) 2) = 8,55/171 = 0,05моль

    3) Определен объем углекислого газа, вступившего в реакцию:

    По уравнению реакции n(СО 2) = n(Ba(OH) 2) = 0,05 моль

    V(СО 2) = n(СО 2) . V m = 0,05 . 22,4 = 1,12л

    Критерии оценивания

    Баллы

    Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

    Все элементы ответа записаны неверно.

    Максимальный балл

    На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное

    вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и

    последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.

    Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.

    Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

    процессе его распознавания.

    Элементы ответа

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Определен состав вещества и записано его название:

    1) CuO – оксид меди (II).

    Составлены 2 уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:

    2) CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

    3) CuCl 2 + 2AgNO 3 → Cu(NO 3) 2 + 2AgCl ↓

    Критерии оценивания

    Баллы

    Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

    Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.

    Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).

    Все элементы ответа записаны неверно.

    Максимальный балл

    Теоретический материал к заданиям ОГЭ по химии

    1.

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

    Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.

    Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.

    Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.

    Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.

    Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z .

    Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

    2.

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

    По периоду

    (слева направо )

    По группе

    (сверху вниз↓)

    Заряд ядра

    Число электронных слоев

    Число валентных электронов

    Возрастает

    Не изменяется

    Возрастает

    Возрастает

    Возрастает

    Не изменяется

      Радиусы атомов

      Металлические свойства

      Восстановительные свойства

      Основные свойства оксидов и гидроксидов

    Убывают

    Возрастают

      Электоотрицательность

      Неметаллические свойства

      Окислительные свойства

      Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

    Возрастают

    Убывают


    3.

    Строение молекул.

    Химическая связь:

    ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

    Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (то есть, с одинаковым значением электроотрицательности).

    Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов (с разным значением электроотрицательности).

    Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и неметаллов и в солях аммония! (NH 4 Cl , NH 4 NO 3 и т.д.)

    Металлическая связь - в металлах и сплавах.

    Длина связи определяется:

      радиусом атомов элементов: чем больше радиусы атомов, тем больше длина связи;

      кратностью связи (одинарная длиннее, чем двойная)

    4.

    Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

    Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи в молекуле – ионные.

    Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления.

    Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления.

    Валентностью называют число химических связей, которые образует атом в химическом соединении. Часто значение валентности совпадает численно со значением степени окисления.

    Различия в значениях степени окисления и валентности

    Степень окисления

    Валентность

    Простые вещества

    O 0 2 H 0 2 N 0 2 F 0 2 Cl 0 2 Br 0 2 I 0 2

    O II 2 H I 2 N III 2 F I 2 Cl I 2 Br I 2 I I 2

    Соединения азота

    HN +5 O 3

    N 2 +5 O 5

    N -3 H 4 Cl

    HN IV O 3

    N 2 IV O 5

    N IV H 4 Cl (в ионе аммония)

    5.

    Простые и сложные вещества. Основные классы

    неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

    Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных химических элементов.

    Кислоты - сложные вещества , в состав которых обычно входят атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов, и кислотный остаток: HCl , H 3 Р O 4

    Основания – сложные вещества, в состав которых входят ионы металла и гидроксид-ионы ОН - : NaOH , Ca (OH ) 2

    Соли средние – сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков (CaCO 3 ) . В составе кислых солей есть еще атом(-ы) водорода ( Ca ( HCO 3 ) 2 ) . В составе основных солей – гидроксид-ионы ((CuOH ) 2 CO 3 ) .

    Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух элементов, один из которых обязательно кислород в степени окисления (-2). Оксиды классифицируются на основные, кислотные, амфотерные и несолеобразующие.

    металлы со степенями окисления +3, + 4 и

    Zn +2 , Be +2

      неметаллы

      металлы со степенями окисления +5, +6, +7

    Оксиды CO , NO , N 2 O – являются несолеобразующими.

    6.

    Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

    Химические реакции – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества.

    Признаки протекания химической реакции – выделение света и тепла, образование осадка, газа, появление запаха, изменение цвета.

    Сохранение массы веществ при химических реакциях.

    Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe +2 HCl FeCl 2 (1+2+1=4)

    Классификация химических реакций

    По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:

    Соединения А+В = АВ

    Разложения АВ = А+ В

    Замещения А + ВС = АС + В

    Обмена АВ + С D = AD + CB

    Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.

    По изменению степеней окисления химических элементов:

    Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

    Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР

    Реакции замещения – это всегда ОВР.

    Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов. !Реакции обмена всегда не ОВР.

    По поглощению и выделению энергии:

      экзотермические реакции идут с выделением тепла (это все реакции горения, обмена, замещения, большинство реакций соединения);

      эндотермические реакции идут с поглощением тепла (реакции разложения)

    По направлению процесса : обратимые и необратимые.

    По наличию катализатора : каталитические и некаталитические.

    7.

    Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

    Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

    Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.

    Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н +

    Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН -

    Соли средние - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

    Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный

    8.

    Реакции ионного обмена и условия их осуществления

    Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода (или другое малодиссоциирующее вещество)

    В ионных уравнениях в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов.

    Правила составления ионных уравнений:

      составить молекулярное уравнение реакции ;

      проверить возможность протекания реакции ;

      отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);

      записать полное ионное уравнение реакции;

      вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;

      переписать сокращённое ионное уравнение.

    9.

    Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

    С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu , Hg , Ag , Au , Pt с кислотами не реагируют.

    Но: Cu , Hg , Ag реагируют с HNO 3 конц, разбавл. , H 2 SO 4конц.

    Ме ( Cu , Hg , Ag ) +

    HNO 3 конц,

    Ме NO 3 + NO 2 + H 2 O

    HNO 3 разбавл.

    Ме NO 3 + NO + H 2 O

    H 2 SO 4конц.

    Ме SO 4 + SO 2 + H 2 O

    !!! HNO 3 конц, , H 2 SO 4конц. пассивируют Fe , Al , С r (при н.у.))

    Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.

    Неметаллы реагируют с металлами и между собой.

    H 2 +Ca →CaH 2

    N 2 + 3Ca → Ca 3 N 2

    N 2 + O 2 ↔ 2 NO

    S + O 2 SO 2

    N 2 + 3H 2 → 2NH 3

    2P + 3Cl 2 → 2PCl 3 или 2P + 5Cl 2 → 2PCl 5

    Галогены

    1) реагируют со щелочами:

    Cl 2 + 2 NaOH NaCl + NaClO + H 2 O (в холодном растворе)

    3 Cl 2 + 6 NaOH NaCl + 5 NaClO 3 + H 2 O (в горячем растворе)

    2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из их галогенидов. вытесняет нижестоящий галоген из галогенида.

    Cl 2 + 2 KBr Br 2 + 2 KCl , но Br 2 + KCl

    3) 2 F 2 + O 2 → 2 O +2 F 2 (фторид кислорода)

    4) Запомнить: 2 Fe + 3 Cl 2 → 2 Fe +3 Cl 3 и Fe + 2 HCl Fe +2 Cl 2 + H 2

    Свойства металлов

    Средней активности

    Неактивные

    Cu , Hg , Ag , Au , Pt

    1. + H 2 O Me * OH + H 2 (н.у.)

    2.+ неметаллы

    (!2 Na + O 2 Na 2 O 2 - пероксид)

    3.+ кислоты

    1.+ Н 2 О ( t 0 ) → MeO + H 2

    2.+ неметаллы (кроме N 2 )

    3. +кислоты

    4. + соль (раств.),

    5. Ме 1 +Ме 2 О (если Ме 1 g , Al )

    1. (только Cu , Hg )

    + О 2 (при t 0 )

    2. (только Cu , Hg ) + Cl 2 (при t 0 )

    3. + соль (раств.), если Ме более акт., чем в соли

    10.

    Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

    Химические свойства оксидов

    Обозначим активные металлы (Me *): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr , Ca , Sr , Ba , Ra .

    Металлы, образующие амфотерные соединения, обозначим Ме А (Zn , Be , Al )

    1.+ Н 2 О

    2. + кислоты (Н CI и др.)

    3.+ЭО

    4.+ Me A O

    5.+ Me A O Н

    1. + кислоты (Н CI и др.)

    2. +восстановители:

    С, СО, Н 2 , Al

    3. MgO + Э O

    1.+ кислоты (Н CI и др.)

    2.+ Me * O

    3.+ Me * O Н

    4. +восстановители:

    С, СО, Н 2 , Al

    5. ZnO + Э O

    1.+ Н 2 О

    2. + Me*O

    +MgO

    +ZnO

    3.+ Me*O Н

    4. ЭО нелетуч + Соль → ЭО летуч. + соль

    Некоторые особенности: 2 Mg + SiO 2 Si + 2 MgO

    4 HF + SiO 2 SiF 4 + 2 H 2 O (плавиковая кислота «плавит» стекло)

    11.

    Химические свойства кислот, оснований

    Химические свойства КИСЛОТ:

    1. Взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O ZnO+2HNO 3 =Zn(NO 3 ) 2 +H 2 O

    2. Взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):

    NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H 2 O

    Zn (OH ) 2 + H 2 SO 4 = ZnSO 4 +2 H 2 O

      Взаимодействуют с солями

    А) если выпадает осадок или выделяется газ:

    BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl

    CuS + H 2 SO 4 = Cu SO 4 + H 2 S

    Б) сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей (если в реакционной системе мало воды):

    2K N O 3тв. + H 2 SO 4конц. =K 2 SO 4 + 2 HN O 3

      С металлами:

    А) металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO 3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 )

    Б) с азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идёт иначе (см. свойства металлов)

    12.

    Химические свойства солей

    Химические свойства СОЛЕЙ :

      Соль раств. + Соль раств. → если образуется ↓

      Соль раств. + основание раств. → если образуется ↓или (NH 3 )

      Соль . + кислота . → если образуется ↓или

      Соль раств. + Ме → если Ме более активен, чем в соли, но не Ме*

      Карбонаты, сульфиты образуют кислые соли

    ! CаCO 3 + CO 2 2 О → Cа(НCO 3 ) 2

    6. Некоторые соли разлагаются при нагревании:
    1. Карбонаты, сульфиты и силикаты(кроме щелочных металлов) CuCO
    3 =CuO+CO 2

    2. Нитраты (разных металлов разлагаются по-разному)

    t o

    MeNO 3 MeNO 2 + O 2

    Li , металлов средней акт., Cu

    MeNO 3 MeO + NO 2 + O 2

    металлов неактивных, кроме Cu

    MeNO 3 Me + NO 2 + O 2

    NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
    NH
    4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O

    13.

    Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ.

    Чистые вещества и смеси

    Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
    Смеси - это физические сочетания чистых веществ.
    Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ) и неоднородными.

    Разделить смеси можно, используя их физические свойства:

      Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет

      Песок и др. нерастворим в воде

      Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды

      Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки

    Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:

      Работать с едкими веществами надо в перчатках

      Получение таких газов, как SO 2 , Cl 2 , NO 2 , надо проводить только под тягой

      Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне

      При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-45 0

    14.

    Определение характера среды раствора кислот и щелочей с

    помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

    Получение газов

    Уравнение реакции получения

    Проверка

    Как собирать

    O 2

    2KMnO 4 → K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 (2 2NH 4 Cl+Ca(OH) 2 → CaCl 2 +2NH 3 +2H 2 O (t 0 )

    Синеет влажная лакмусовая бумажка

    Примечание: Н 2 О(+) можно данный газ собирать методом вытеснения воды,

    Н 2 О(-) нельзя собирать методом вытеснения воды

    Лакмус

    Метиловый оранжевый

    Фенолфталеин

    Красный

    Розовый

    Бесцветный

    Фиолетовый

    Оранжевый

    Бесцветный

    Синий

    Желтый

    Малиновый

    Т.е. для определения кислой среды нельзя использовать фенолфталеин!!!

    Таблица определения ионов

    Ag + (AgNO 3 )

    Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.

    Br -

    Образуется желтоватый осадок

    I -

    Образуется желтый осадок

    PO 4 3-

    Образуется желтый осадок

    SO 4 2-

    Ba 2+ (Ba(NO 3 ) 2 )

    Выпадает молочно-белый осадок, нераств. ни в кислотах, ни в щелочах

    CO 3 2-

    H + (HCl )

    Бурное выделение газа СО 2

    NH 4 +

    OH - (NaOH )

    Появление запаха NH 3

    Fe 2+

    Зеленоватый осадок↓, буреющий

    Fe 3+

    Бурый осадок↓

    Cu 2+

    Голубой ↓гелеобразный

    Al 3+

    Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется

    Zn 2+

    Ca 2+

    CO 3 2- (Na 2 CO 3 )

    Белый осадок CaCO 3

    15.

    Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

    Массовая доля химического элемента в общей массе соединений равна отношению массы данного элемента к массе всего соединения (выражают в долях единицы или в процентах)

    ω = n Ar (хэ)/ Mr (вещества)(×100%)

     

    Возможно, будет полезно почитать: