Чем занимаются саамы. Российские саами. Саамский язык: право на использование

Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.

Саамы, финны или лопыри?

Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.

Современные представители этого народа называют себя «сами» и «саами», но откуда произошло это самоназвание доподлинно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля. Считается, что именно с этим самоназванием связано и финское название Финляндии – Суоми.

Ранее же другие народы Европы называли саамов иначе. Так, древнеримский историк Тацит называет их «fenni» и пишет о том, что это народ, «живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни». Такое название народа — «fenni» — вероятнее всего происходит от немецкого корня со значением «находить», «искать» (finden). Более поздние историки и этнографы пишут о саамах, используя тот же этноним «finn». Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский называет этот народ «Skrithifinoi», более поздний географ из Равенны называет саамов «Sirdifenni», готский писатель Иордан называл их «finni», и т.д. Вполне очевидно, что и само название страны Финляндии происходит от этого народа, названного на немецкий лад.

Также саамов называли «lapp». Именно под таким названием они встречаются в скандинавских сагах и именно так этот народ назван в «Деяниях даннов» — монументальном труде, написанном датским писателем Саксоном Грамматиком на рубеже XII-XIII вв. Считается, что такое название происходит от перевода на древнешведский язык одного из старых (ныне исчезнувших) самоназваний саамов, которое было производным от слова со значением клин, вставка в одежде. Со шведского же слово «lapp» переводится, как лоскут ткани, кожи. Ученые до сих пор не могут придти к однозначному ответу, о каком клине идет речь. На Руси саамов также называли производным существительным именно от «lapp» — лопырями. В древних новгородских и московских источниках также саамов называют терской лопью.

Вероятнее всего, именно от этого слова и происходит название территорий, на которых проживают саамы — Лапландия (другие варианты – Лаппония и Лаппоника), что переводится, как «земля лопарей».

Где находится Лапландия?


Саамы севера Норвегии, фюльке Трумс, 1928

Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.

Сами саамы называют свою землю не Лапландией, а Сампи, что дословно переводится, как «Земля саамов», а словом Лапландия саамскую территорию называли скандинавы и русские.

Столицей Лапландии считается город Рованиеми, который располагается на территории Финляндии в 940 км от Хельсинки. Население Рованиеми составляет порядка 60 тысяч человек и, разумеется, далеко не все жители этого города — саамы. Рованиеми — древний город: первые поселения на его территории возникли в IX веке, а в письменных источниках он упоминается, начиная с середины XV столетия.

Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.

Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.

Сколько саамов на Земле?

Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.

Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.

Саамы России говорят на трех языках, причем все они вскоре могут стать «мертвыми». Так, носителями йоканьгско-саамского языка считается всего лишь 10 человек, коллта-саамский язык помнит 20 человек и чуть лучше ситуация – хотя все равно критическая – с кильдинским саамским: на этом языке разговаривает порядка 500 человек. А бабинско-саамский язык уже сегодня перешел в разряд «мертвых» — на этом языке больше никто не разговаривает.

В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.

Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.

На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.

Кто такие саамы?


Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.

Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.

Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.

Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.

Как саамы расселялись в Северной Европе

Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.

На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.

Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.

В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.

Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.

Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.

Традиционный быт саамов


На ярмарку в Швеции

Самобытный язык саамов также характеризует и ключевое отличие этого народов от других жителей Европы. В их речи есть слова, описывающие и землю, и воду, и снег, и тишину, но зато они не знают такого глагола, как «владеть». Саамы не понимают, зачем присваивать что-то, если можно взять во временное пользование вместе с остальными.

Многовековое влияние на саамов со стороны норвежцев, шведов, датчан и русских так и не сумели исправить этот народ, который живет на Севере Скандинавии и России гораздо дольше, чем цивилизованные европейцы. На протяжении всей их истории саамов пытались «окультуривать» — насильно учить, обращать в христианскую веру, заталкивать в многоквартирные дома и лишь в последнее столетие европейцы поняли, что невозможно саамов заставить «пить из чаши цивилизации» против их воли. Большинству из них попросту не нужны блага современной цивилизации.

Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее - оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.

Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту - то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.

Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста - обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.

Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа - традиционная верхняя суконная одежда, а также печок - верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк - зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.

Зимой саамы ходят на скользящих лыжах, которые они называют «савех», камусных подволоках — «колас», «каллк», и непарных лыжах. По воде саамы передвигаются на стянутых древесным корнем небольших дощатых лодках, которые называются «вэнс» и на больших дощаниках — «карабасах».

Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой - мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги - болезненного нароста на стволах березы - саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы - чай.

С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Корзины, сплетенные умельцами этого народа, получались настолько прочными и плотными, что их использовали вместо ведер - они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей

Верования саамов


Сейды - священный камень саамов

Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.

Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.

Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.

Также этот народ почитал священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. Особенно почитаемым духом у саамов был Пырт-хозин или домашний дух, который считался покровителем домашнего очага. Для того, чтобы не гневить этого духа рядом с очагом в жилище саамов всегда выделялось «чистое место», которое тщательно убиралось и никогда не заставлялось предметами быта.

Также саамы поклонялись небесным светилам и обожествляли различные явления природы. В верованиях саамов был развит материнский культ, нашедший свое отражение в представлениях о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и трех ее дочерях – Сар-акка (она помогала женщинам при родах), Укс-акка (оберегала жилище) и Юкс-акка (покровительствовала детям мужского пола). Среди покровителей промыслов также преобладали женщины, а особым уважением пользовалась Луот-хозик – покровительница оленьих стад. Именно к ней обращались с молитвой пастухи, отпуская оленей летом на вольный выпас. Помогала оберегать Луот-хозик оленьи стада еще одно женское божество – Рази-айка – «родительница травы».

Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.

Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.

Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.

Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.

Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.

Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.

Саамы сегодня


Саамские дети

Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.

Причем среди тех саамов, которые кочевью предпочли жизнь в городах, есть по-настоящему выдающиеся личности. Это и ученые, и политики, и музыканты, и даже звезды кинематографа. Так, например, знаменитая актриса, лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград Рене Зеллвегер по материнской линии имеет саамские корни.

Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.

Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.

Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.

Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.

...у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного - не испытывать нужды даже в желаниях...

Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus). «О происхождении германцев и местоположении Германии» 98 г. I в. н.э.

Всё сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы) - предкам современных саамов...

О саами


Флаг и гимн саами

Your browser does not support HTML5 audio + video.

С аамы (лопари) - небольшой народ Севера Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Самоназвание Кольских саамов - саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек. Свое название "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем у Саксона Грамматика (конец XII в.), а в русских источниках термин лопъ появляется с конца XIV в. Одни исследователи (Т. И. Итконен) производят слова "лопь", "лопарь" от финского lape, lappea - сторона, другие (Е. Итконен) связывают его со шведским lapp - место.

В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию - саамами.

Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, но занимает в ней особое место. Лингвисты выявляют в нем субстрат, восходящий, по их мнению, к самодийским языкам.

Современный саамский язык распадается на ряд диалектов, различия между которыми довольно значительны. Исследователи делят всех саамов в языковом отношении на две ветви: западную и восточную. К последней относятся наряду с некоторыми группами саамов Финляндии (инари и сколтами) и саамы Кольского полуострова, которые говорят на трех диалектах: большинство - на иоканьгском и кильдинском, меньшая часть - на нотозерском. Саамы России знают сейчас также и русский.

У саамов можно выделить четыре основных хозяйственно-культурных типа. К первому относится наиболее многочисленная группа горных саамов, живущих преимущественно в Швеции, в небольшом числе - в Норвегии и Финляндии. Они занимаются главным образом горным оленеводством и ведут кочевую жизнь. Вторая группа - оседлые приморские или береговые саамы, к которым принадлежит большинство саамов Норвегии. Их основное занятие - морское рыболовство: летом и осенью - промысел семги, а весной - прибрежный лов трески. Третья группа саамов - так называемые лесные. Они населяют в основном лесные области Швеции и Финляндии и занимаются преимущественно охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Образ жизни их полукочевой.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Кольского полуострова, главным образом на его северном побережье и отчасти в южных районах, привели к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.

На крайнем северо-западе Кольского полуострова, на полуострове Рыбачьем, Б. Ф. Земляковым и П. Н. Третьяковым в 1935 г. открыта своеобразная культура арктического палеолита, распространенная также на территории Северной Норвегии (культура Комса). Стоянки Кольского арктического палеолита, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно VII-V тысячелетиями до н. э.

Исследованием Кольского неолита занимались Г. Д. Рихтер, С. Ф. Егоров, А. В. Шмидт, Г. И. Горецкий. В последние годы значительная работа в этом направлении проведена Н. Н. Гуриной.

Неолитические памятники Кольского полуострова датируются III-II тысячелетиями до н. э. Древнее население, оставившее их, было, вероятно, полубродячими рыболовами и охотниками на морского и сухопутного зверя. В северных, прибрежных районах полуострова выявлены остатки поселений как летних, сезонных, расположенных на берегу моря, так и осенне-зимних, рассчитанных на более длительное пребывание людей и отстоящих от моря на расстоянии 3 или 4 км. В местах этих последних поселении найдены остатки жилищ полуземляночного типа. По мнению Н. Н. Гуриной, население стоянок было предками современных саамов.

Древняя культура Кольского полуострова обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Карелии, главным образом северо-восточного побережья Онежского озера. Исследователи считают, что заселение Кольского полуострова древними людьми происходило с территории Карелии и, по всей вероятности, из ее северо-восточной части. Широкое заселение Кольского полуострова началось, по мнению археологов, не ранее конца II тысячелетия до н. э.

Впервые о лопарях Кольского полуострова под именем финнов упоминает скандинавский путешественник Оттар, который побывал на берегах Белого моря в IX в.

В русских источниках название лопъ, как уже говорилось, появляется только с конца XIV в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т. е. Терская сторона. С XV в. начинают появляться сведения о лопарях в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других письменных документах (упоминания о "дикой и лешей лопи", "лоплянах" и т. п.).

В далеком прошлом и еще в XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. Об этом свидетельствуют топонимика, а также новгородские писцовые книги, в которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель. Но еще в середине XVIII в., как можно судить по сохранившимся от того периода рукописным картам, в Северной Карелии существовало два лопарских погоста - Орьезерский, на р.Чумче, к западу от Ковдозера, и Пяозерский, на юго-восточной оконечности Ругозера. Существование Пяозерского погоста в конце XVIII в. отмечал и Н. Озерецковский, где, по его сообщению, проживало 78 душ лопарей мужского пола.

Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX - начале XX в. саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега - от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладало русское население.

Родовой состав Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой половины XVII в. имеется указание, что в погостах центральных, восточных и северо-восточных районов Кольского полуострова (Вороненском, Ловозерском, Семиостровском, Иоканьгском и Понойском) живет так называемая терская лопь. Все остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанской лопи. По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские, каменские, понойские и сосновские, отличающиеся общими особенностями культуры. Ловозерские же, семиостровские и вороненские лопари составляют особую, так называемую срединную группу, отличную от терской. Лопари западных районов Кольского полуострова (кончанская лопь, по терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.

Первое проникновение новгородцев на берега Белого моря и на Кольский полуостров относится к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега новгородцам относится к 1216 г. В конце XIII и в начале XIV в. новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию.

В дальнейшем, с XV в., с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. От 1526 г. имеется летописное известие о крещении "дикой лопи" Кандалагской губы, где была поставлена церковь Рождества Ивана Предтечи. Большую роль в распространении христианства среди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Трифоном, прозванным Печенгским. В 1556 г. два лопарских погоста, Печенгский и Мотовский, со всеми угодьями уже значились за Печенгским монастырем, пожалованной грамоте царя Ивана Грозного, а лопари этих погостов входили в число монастырских крестьян. Кроме этого монахи Печенгского монастыря постепенно осваивали близлежащие промысловые угодгя, Печенгский монастырь просуществовал до 1764 г.

Распространение христианства среди Кольских лопарей связано также с деятельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других местах.

К этому времени, т. е. ко второй половине XVI в., относится начало христианизации терских лопарей. На востоке полуострова, как явствует из грамот царя Ивана Грозного от 1575 и 1581 гг., в устье р.Поноя была построена церковь Петра и Павла. В XVII в. в районах расселения терских лопарей появляются угодья Антониево-Сийского монастыря (на р.Еконги). Крестного и Воскресенского монастырей (на реках Еконге и Поной).

Религиозная и миссионерская деятельность монастырей очень скоро уступила место хозяйственной и торговой. Монастыри стали важными торговыми и хозяйственными центрами в крае. Вместе с поморскими купцами монастыри являлись главными потребителями продукции местных промыслов (оленеводства, пушного, рыболовного и морского) и эксплуататорами местного населения.

В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и др.), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.

Погосты были, по всей вероятности, экзогамны. Статистических данных мы не имеем, так как этим вопросом никто не занимался, но, по рассказам, еще в первые десятилетия XX в. браки предпочитали заключать между жителями разных погостов.

У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи. Все промысловые угодья и охотничьи территории, как свидетельствуют материалы конца XIX - начала XX в., были разделены между погостами с правом наследственного владения.

В то же время у саамов в начале XX в. наблюдалось в какой-то мере имущественное расслоение и социальное неравенство. Наемного труда как такового в саамском обществе не было, но у крупных стадчиков коми малооленные саамы работали пастухами, отдавая свои небольшие стада им на выпас.

Саамы были широко втянуты в систему товарно-денежных отношений. А. Я. Ефименко описывает кабальную зависимость саамов от Кольских и поморских купцов, которые "захватили в свои руки снабжение лопарей предметами продовольствия, а также орудиями рыбной ловли, солью, порохом и всем необходимым. Самый взнос государственных податей и повинностей с лопарских обществ торговцы приняли на себя. В результате лопари превратились в неоплатных должников Кольских и поморских торговцев". Последние за ничтожную арендную плату пользовались лучшими местами рыбной ловли, за бесценок скупали продукцию рыбного и пушного промысла.

В конце XIX - начале XX в. территория расселения лопарей в административном отношении делилась на две волости: Понойскую (с управлением в селе Поное) и Кольско-Лопарскую (с управлением в г. Коле). Волости включали в себя лопарские селения-погосты. В Понойскую волость входили лопари, населявшие северо-восточные пределы Кольского полуострова, погосты: Сосновский, Каменски й, Иоканьгский, Лумбовский и Куроптевский.

Все остальные лопари, населявшие земли к западу от них, относились к Кольско-Лопарской волости, включавшей в себя следующие погосты: Экостровский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Вороненский, Семиостровский, Сонгельский.

Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 г. В 1927-1928 гг. сельсоветы Мурманского округа, расположенные в пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 г. В середине 1930-х годов на основной территории расселения Кольских лопарей было выделено два национальных района - Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.

В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).

Кольские саамы в конце XIX-начале XX в. жили не изолированно, а довольно тесно общались и местами жили чересполосно с другими народами. Прежде всего это были русские, общение с которыми насчитывает уже около восьми столетий.

Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце XIX - начале XX в. жили карелы и финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). Ижемцы и ненцы переселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров в конце 80-х годов XIX в. из Ижемско-Печорского края, где перед этим прошли сильные эпизоотии, вызвавшие массовые падежи оленей.

В последующие десятилетия XX в. национальный состав Мурманской области становится еще более смешанным. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .

Саамы — коренной народ Северной Европы.

Фри́тьоф На́нсен - норвежский полярный исследователь, называл Арктику «ледяным ужасом».

Кольский полуостров, расположенный за Северным полярным кругом, входит в состав
арктических материковых земель. Значит, саамы живут в преддверии «ледяного ужаса».

Норвежские саамы, 1901 — 1920 годы.

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы, называвшийся в своей праистории лопарями. Отсюда происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей». Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Норвегией, Швецией, Финляндией и

Российские саамы XIX века. Общая численность саамов — 60-80 тысяч.
Кольские саамы составляют около 2 тысяч.

Очень интересное описание древних лопарей оставил Тацит в I веке н.э… «у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях…»


Старый саам на кочевье.

На санях укреплен сборно-разборный чум, обтянутый оленьей шкурой, транспортное средство — олени, одежда — из остатков оленьих шкур мехом внутрь.
Собака — для общения. Бесконечная тундра вокруг — для размышлений о высоком.


Олени на пастбище. Олени обеспечивают саамов очень многим жизненно необходимым,
при этом они остаются друзьями.

Саамское стойбище: чум с печкой, или вежа — деревянный сруб, укрытый дерном, с окнами,
дверьми и плитой, амбар на «курьих ножках» для защиты припасов.


Оленье мясо и рыба — основная пища и скандинавских, и финских саамов.

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство.

Саамские дети — светловолосые, голубоглазые, в праздничных нарядах.Чаще саамы относятся к условно «монголоидному типу»: они темноволосы, у них более широкие и уплощенные лица.
Для полного счастья кроме ощущения родства с Природой ничего не нужно.
Коло — Солнце, что согревает Кольский полуостров и его жителей — солнцепоклонников



Подарки от гипербореев,

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Сигнальная система для путешественников
во времени и пространстве…

Они летят, летят, летят… Нет, это мы радуемся, когда удается увидеть на небе северное сияние. А саамы считали, что северное сияние — это души умерших людей, и увидеть их на небе – к несчастью. Из поколения в поколение учили осторожности: увидел северное сияние – накинь капюшон, поправь шапку – чтобы злые духи не могли схватить тебя за волосы и утащить на небо.

Не кажется ли и вам, что коренные жители, населявшие Русский Север тысячи лет назад, знали об окружающем мире гораздо больше, чем современные, и это знание позволяло им, оставаясь один на один с Природой — без защиты цивилизации, жить с ней в полной гармонии?

Статистика Экология Статьи о Норвегии Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык Cаамы Профсоюзное движение

Культура и быт саамов

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки. У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим. Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме. В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь. Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

В XVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин. Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера. Зимняя одежда (печок) длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу. Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти. Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь. Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице. Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги - яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни. Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи. В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен - пимы из камусов мехом наружу.

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы). Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось. Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами. С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель. Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр. В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте. Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки. Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община сийт (сыйт). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована. Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ в. преобладала малая семья. До конца ХIХ в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось. Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Духовная культура и традиционные верования

Сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия. У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.

В XV-XVI вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии - лютеране, в России - православные. Однако долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам. Ещё в XX в. встречались приверженцы шаманизма. Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями.

Культура и быт саамов

 

Возможно, будет полезно почитать: