Самые известные клоуны. Кто такие клоуны? Что такое клоунада? Кто такой гаер

В различных языковых диалектах слово «клоун» имеет абсолютно непохожие значения: например, мужик, деревенщина в латыни («колонус»); болван, дерзослов, шут в Англии; некультурный, болтливый парень в Исландии («клуни»); сорванец в Голландии; дубина, колода в Швеции («клун»); дурак в Дании («клунт»).


"Эволюцию" клоуна стоит начать с древнегреческих пиров. Именно в то время и появились деревенские шуты («комос»). Они веселили народ в деревнях, показывали пародии, смешили народ, шутили над прохожими, спорили (называлось это «агоном») и порой злобно язвили друг над другом.

Вскоре самые проворные стали называться «бомолохами» . Партнёром «бомолоха» был «бохвал». Первый был лидером, всё время выигрывал и часто обижал бохвала, а когда у него недоставало слов, он его бил. Весельчаки были деревенскими «колонус», а шутки бомолоха приобрели такую же форму и перекочевали Греции в Италию, и там продолжали называться колонус. Однако значение стало другим. Теперь это уже был человек с острым юмором, а не деревня.

Так как шуточки этих весельчаков были достаточно саркастические и высмеивали в людях плохие черты, а афинское правительство было очень демократично, оно нашло в шутках положительное влияние на моральный уровень людей. Вскоре оно решило популяризировать это начинание и стало приглашать шутников на выступления в театр. Тогда еще никто не мог подумать о том, что бы пригласить клоуна на дом .

Бомолохи привнесли в театр эстетику , карнавальный язык и выразительность средств. Комические приёмы их выступлений стали основой клоунады. Они использовали различный реквизит, ловкость рук, жонгляж, иллюзии, вместе со стилем народного спектакля. Но они противились общепринятым нормам, вели себя свободно, не ограничиваясь традиционными условностями, и вскоре это к появлению совсем другого героя - циркового персонажа. Он продолжил своё развитие параллельно с театральным. В то время представления назывались «мимейнами», что переводилось как подражание.

Артисты «флиаки» были очень акробатичны и динамичны, показывали различные комические падения. Ещё существовали «буффоно». Это были карикатурные типажи, которые носили гротесковую маску из грима на лице, пользовались несимметричными формами, широко раскрывали рты, брили голову наголо. Их одежды были яркими с разноцветными пятнами, различные шляпы-треуголки стали характерными признаками комедии масок в Италии. Сейчас их используют и современные комики.

«Гистрионы» стали предтечей циркового искусства. Они жонглировали подожженными палками, дышали огнём, придумывали иллюзионные механизмы для фокусов, тренировали голубей. Вскоре они разделились на жанры (трубадуры, акробаты, эквилибристы). В XIV веке они поделились на два больших класса: «аристократический» , в который входили танцоры и музыканты, и низший. Последний включал в себя акробатов, канатоходцев, иллюзионистов, клоунов. Все эти жанры и стали вскоре цирковым искусством.

В середине XVI года впервые появился «клоун» (мужик). Сценическим образом это название стало через двадцать лет. В своей одной и той же маске, он выглядел неуклюжим, смешным, наивным. Каждый его выход на сцену был не связан с сюжетом пьесы, режиссёры нарочно оставляли пробелы для остроумных шуток и трюков клоуна. Первые же цирки появились в Англии и Франции, как раз в это время.

Седьмое июля 1782 года ознаменовалось появлением первого стационарного цирка во Франции (пригороды Парижа). Он назывался « Английский амфитеатр предместья Тампль». Его строительством занимались англичане, хозяином цирка был Филип Астлей. Известно так же и имя первого комика. Его звали Билли Саундерс, он показывал представления с дрессированными собаками.

Приветствую всех!
В прошлых выпусках проекта мы уже рассмотрели множество наиболее известных крипипаст и коснулись целого направления стиля хоррор. Сегодня я собираюсь рассказать вам ещё об одном огромном пласте крипи культуры, причём это направление настолько обширное, что проникло практически во все другие отрасли искусства.

Речь сегодня пойдёт о клоунах, и не просто о клоунах, а о злобных колунах. Клоуны всюду, в кино, в играх, в музыке. Причём клоун это единственный персонаж крипи, который существует и отлично себя чувствует в других жанрах. В частности клоуны присутствуют в боевиках, в триллерах, в комедиях, само собой, ведь всё-таки они смешные ребята, и даже в лирических мелодрамах. Достаточно вспомнить Джокера из Бэтмэна. Хотя и Пугало присутствовало в Бэтмэне, но всё же массе никто не сравнится с клоунами по частоте использования...
Всё дело тут в уникальности образа, ведь клоун изначально тот, кто веселит, может быть и пугающим персонажем. Именно из-за столь широкого спектра применения, если так можно выразиться, клоуны снискали себе такую славу.
Давайте разберёмся для начала, откуда вообще пошли клоуны и зачем они красят свои лица.
Изначально клоуны - это уличные актёры, арлекины, которые устраивали весёлые и не очень весёлые представления на улицах средневековых городов. В те времена не было ни то что телевизора, но даже профессиональные театры являлись роскошью, которую простолюдины себе позволить не могли.
Единственным развлечением являлись уличные представления. Чтобы увеселить толпу актёры наряжались в яркие костюмы, надевали специальные головные уборы с бубенчиками, эдакие примитивные визуальные эффекты. Всё это выглядело необычно, контрастировало с привычными для обывателей, серыми нарядами и вызывало интерес, забавляло толпу. Толпа же кидала комедиантам гроши, на то они и жили.
Прародителей клоунов, шутов называли в частности паяцами, это итальянское слово дословно переводится как "мешок соломы", и происходит от соответствующего наряда шута. Тут мы чувствуем некоторую ассоциацию с пугалом из прошлой части проекта...
Так вот, уличные актёры, комедианты, паяцы, представители так называемого ярморочного театра, выступали без каких-либо вспомогательных технических средств. В их распоряжении были лишь нехитрая сцена в лучшем случае и собственная выдумка. Однако они являлись актёрами, и должны были создавать на сцене более-менее убедительные образы. Как же можно донести до зрителя эмоции персонажей, их характеры? Тут-то на помощь и пришёл грим. Во-первых, грим позволял нарисовать нужную эмоцию или отразить характер персонажа, во-вторых, такие яркие черты лица были видны всем даже с отдалённого расстояния и даже та публика, которая оказывалась далеко от сцены, могла понять, что происходит по сюжету.
Сейчас, к слову сказать, этим приёмом тоже пользуются и не только клоуны в цирках. Глаза и брови подводят, губы красят даже рок-музыканты, чтобы из дальнего конца зала зрителям было их лучше видно. Можно вспомнить, например, знаменитый грим Виктора Цоя, который он накладывал перед выступлениями на больших концертных площадках.
Но вернёмся к площадному театру древности. В Италии у уличных актёров были строго устоявшиеся персонажи, которые кочевали из пьесы в пьесу из сценки в сценку. В частности всем хорошо известны по "Приключениям Буратино" такие герои как Арлекин и Пьеро. Арлекин - энергичный и весёлый герой, Пьеро - наоборот, образ грустного персонажа. Типажи были удобны, их знали все и разыгрывать сценки с ними было проще, чем сочинять каких-то новых персонажей, и каждый раз заново объяснять зрителям их взаимодействия и так далее.
И здесь также грим помогал зрителю быстро идентифицировать, кто показался на сцене, весёлый персонаж или грустный, энергичный или подавленный.
Спустя годы, когда такие актёры стали работать на профессиональном уровне, в цирке, например, их стали называть клоунами.
Вроде бы страшного в них ничего нет, так почему же так любят эксплуатировать тему клоунов в фильмах ужасов и крипипасте?
Как полагают психологи коулрофобия - боязнь клоунов, одна из немногих фобий, созданная массовой культурой. С некоторых пор в книгах и кинофильмах авторы стали эксплуатировать злых и страшных клоунов. И это понятно, у клоуна как бы нет лица, он скрывает свои эмоции, никогда не знаешь, что у замаскированного паяца на самом деле на уме. Фальшивая улыбка, при этом чудовищно выкаченные глаза, словно вылезающие из орбит, что смотрится на самом деле довольно жутковато. Кроме того, как утверждал ещё Альфред Хичкок, людей больше всего пугают самые обычные вещи, те предметы, которые часто попадаются на глаза. Клоуны стали частыми персонажами фильмов ужасов. Сам жанр фильмов ужасов пришёл из США, где очень распространены цирки и, соответственно, колуны, поэтому дети, насмотревшись ужастиков, начинают бояться ряженых на праздничных карнавалах и ярмарках.
Не буду перечислять все произведения, которые содержат в себе клоунов, количество их как профессиональных так и фанатских просто немыслимо и для одного перечисления всех подобных крипи стори потребуется создавать отдельный проект в триста серий. Напомню лишь, что даже знаменитая группа Кисс в своё время выпустила альбом Psycho Circus, с пугающей рожей страшного клоуна на обложке.
А теперь займёмся тем, для чего мы здесь собрались, попробуем найти истоки не самой фобии, а именно страшных клоунов в произведениях искусства и массовой культуре.

ПРУВ:
Многие ошибочно полагают, что автором самого первого страшного колуна является писатель Стивен Кинг, а прародителем этого пугающего персонажа чудовище из книги "Оно", но это совершенно не так. Первым, кто написал произведение с прототипом страшного клоуна на самом деле был знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По. Кстати, если вы увлекаетесь крипи, но не знакомы с творчеством Эдгара По, то советую вам непременно с ним ознакомиться. Однако предупреждаю, чтиво это весьма пугающее и может подавляюще воздействовать на психику, трезво соотносите свои желания и возможности.
Итак, Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года, в городе Бостоне Соединённых Штатов Америки, а умер 7 октября 1849 года, в городе Балтиморе. Трудно переоценить значение того вклада в культуру в целом и в литературу в частности, который сделал Эдгар По. Можно утверждать, что он является родоначальником всего жанра современного детективного романа в том виде, в каком мы к нему уже привыкли. Также он фактически дал старт развитию жанра научной фантастики и вообще мистицизму в массовой культуре.
Кстати, если кто не знает, знаменитый фильм "Ворон" по не менее известной серии комиксов, в котором главную роль музыканта и рок-звезды Эрика Дрейвена сыграл сын Брюса Ли Брэндон Ли, является отсылкой к одноимённому печальному стихотворению Эдгара По.
По был известным и популярным писателем, ныне он зарабатывал бы миллионы, но в то время он жил крайне бедно. И даже в забегаловках расплачивался подчас расписками. Владельцы заведений знали о нужде По и требовали за грошовые заказы непременно писать долговые расписки, не веря По на слова. А когда писатель умер эти расписки ушли на аукционе с молотка за огромные деньги, вот такая невесёлая усмешка судьбы.
Но вернёмся к истокам коулрофобии. Настоящим прототипом злобного клоуна был персонаж романа Эдгара По "Прыг-Скок", в других переводах: "Лягушонок" или "Гоп-Фрог". В оригинале звучит как: Hop-Frog; Or, the Eight Chained Ourangoutangs - "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов". Это жуткое произведение было впервые опубликовано ещё аж 17 марта 1849 г. в бостонской газете "The Flag of Our Union".
В истории рассказывалось как в стародавние времена некий генерал подарил одному королю карлика-шута по прозвищу Лягушонок и подневольную девушку по имени Пушинка (или Трипетта).
Однажды король с вельможами задумали бал-маскарад и поручили шуту Лягушонку всё устроить. Шут справился на отлично, но зажравшимся вельможам хотелось чего-то особенного и особенно запоминающегося.
Чтобы удовлетворить желания развлечений король принялся насильно поить шута вином, зная при этом, что тому становится дурно от спиртного. Девушка попыталась заступиться за несчастного Лягушонка, но король ударил Пушинку (Трипетту), и выплеснул оставшееся вино ей в лицо.
Шут затаил обиду и вскоре разработал план мести. Он рассказал королю, что придумал замечательную забаву для карнавала. По задумке шута король с вельможами должны были нарядиться орангутангами, для чего вымазаться дёгтем и обваляться в пеньке (волокно, из которого плели бечёвку). После приготовлений шут связал короля и вельмож цепью и дал знак. "Восемь скованных орангутангов" ворвались в зал посреди пира и принялись пугать гостей. Когда они оказались в центре залы под люстрой, Лягушонок исполнил свою месть, он привязал цепь к люстре и факелом поджёг тирана и его вырядившуюся свиту. После этого он сказал: "Что до меня, я всего-навсего Прыг-Скок, шут — и это моя последняя шутка", а затем скрылся в люке в потолке...
Предполагают, что Пушинка (Трипетта), ожидавшая его на крыше, была сообщницей своего друга в его огненном мщении, и что им вместе удалось бежать к себе на родину, ибо их более не видели.
Именно Лягушонок, шут Прыг-Скок при дворе безымянного короля из рассказа Эдгара По и есть тот самый первый страшный клоун. Мало того, первый клоун убийца, убивший короля и его министров. Но, как и всегда у гениального Эдгара Аллана По, этот персонаж отомстил негодяям за несправедливость, ибо автор настолько точно расставлял акценты, что лучше, наверное, просто невозможно.
А вот теперь я открою вам ещё одну тайну: задолго до того, как По написал "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов" подобные события происходили на самом деле, они-то и легли в основу жуткого рассказа мастера...
Эта история называется "Бал объятых пламенем". 28 января 1393 года в Париже состоялся бал-маскарад, на котором по невнимательности едва не погиб король Карл VI и заживо сгорели несколько его придворных. Этот случай пошатнул и без того слабую психику короля и как утверждают летописцы, впоследствии король сошёл с ума. Именно поэтому его ещё называют Карл VI Безумный.
Бал давала королева Изабелла Баварская по поводу свадьбы своей фрейлины Катерины де Фатоврен. Согласно древнему обычаю, во время празднования свадьбы вдовы, повторно выходящей замуж, коей и являлась фрейлина Фатоврен, устраивали так называемый "Шаривари", бал с громким шумом, игрой на кастрюлях, фривольными танцами и прочим ребячеством. Сам король явился на бал в сопровождении вельмож в костюмах "диких людей", нарядах обмазанных воском и облепленных растрёпанной бечёвкой, изображающей шерсть. Не нужно пояснять, что всё это добро превосходно горит... Кроме того персонажи кроме самого короля были скованы цепью. Никто, даже родная тётка короля не смогли распознать, кто же скрывается под маскарадом.
Брат короля Людовик Орлеанский попытался рассмотреть "диких людей" тщательнее, поднёс факел к одному из вельмож слишком близко, и костюмы вспыхнули.
Король был спасён лишь благодаря находчивости юной герцогини Беррийской, которая сумела потушить огонь на костюме монарха длинным шлейфом своего платья.
Герцог Орлеанский винил во всём только себя и во искупление воздвиг подле Целестинской церкви Орлеанскую часовню, в которой впоследствии часто молился за души погибших.
Именно так и возник образ злобного клоуна, вернее будет сказать его прототипа - злого шута, пришедший в современность из тёмных глубин средневековья благодаря гению Эдгара По...

И в завершение я хочу рассказать вам ещё одну историю с мистическим оттенком...
В "Книге о Жизни" и заметке "Эдгар По" Константина Паустовского есть упоминание одной истории, связанной с Эдгаром По...
Несмотря на известность По был крайне беден, последние годы он доживал в крайней нищете в крохотном домике, где почти ничего не было. Его молодая жена и любовь всей жизни Вирджиния умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Дальше процитирую отрывок из Паустовского: "В январе 1847 года Виргиния умерла в пустом деревенском доме — все было продано. Она умерла на полу, на охапке чистой соломы, застланной белоснежной простыней, умерла, укрытая старым рваным пальто Эдгара По". При жизни Эдгар самозабвенно любил Вирджинию и ласково звал её именем цветка Троицын Цвет - Тринити.
Стих "Ворон" или "Никогда" "Nevermore" был написал По в память о его горячо любимой рано умершей жене, в нём выразилась вся безысходность будущего и тотальное отчаяние автора, навсегда потерявшего любимую Вирджинию...
Но... Когда писатель и сам умер, его родственники, религиозные люди придерживающиеся крайне строгих правил зачем-то положили на могилу По мощную каменную плиту, как верно заметил гениальный писатель Паустовский, словно пытаясь запечатать писателя, чтобы дух его не выбрался наружу. Впоследствии вместе с ним перезахоронили и его жену. А мощная каменная плита треснула, и скоро в трещине проросли цветы, те самые цветы, которые называются Троицын Цвет...
Удачи всем!

Коулрофобия — паническая неконтролируемая боязнь клоунов как у детей, так и у взрослых. В числе глубинных причин коулрофобии психологи выделяют невозможность разглядеть настоящее лицо человека под гримом, чересчур активное поведение и громкий смех клоуна, указывающие на него как на психически нездорового человека, и боязнь быть публично осмеянным. Сотрудник университета Тринити в Техасе Джозеф Дервин отмечает два наиболее распространенных пути возникновения фобии: негативный личный опыт, обычно приобретенный в детстве, и образ «злого клоуна», созданный и поддерживаемый массовой культурой.

Кто придумал злых клоунов

Точное происхождение архетипа злого клоуна неизвестно, но в художественной культуре XIX и почти всего XX века шуты и клоуны изображались скорее нейтрально. В числе исключений — рассказ Эдгара Аллана По «Лягушонок»: в нем шут наряжает короля и свиту орангутангами и поджигает их. В 1892 году в Италии состоялась премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», где клоун из ревности убивает жену.

Эксплуатация образа в поп-культуре

ДЖОКЕР

Злодей с клоунским гримом из серии комиксов издательства DC Comics о супергерое Бэтмене. Джокер упоминается уже в первом выпуске комикса за апрель 1940 года. На экране появился в киноверсии «Бэтмена» 1966 года.

ПЕННИВАЙЗ

РОББИ

Игрушечный клоун из фильма Тоуба Хупера по сценарию Стивена Спилберга «Полтергейст» 1982 года большую часть картины остается неподвижным, однако в финале становится одержим и нападает на маленького мальчика.

БОБО

Неуравновешенный юноша, в прошлом работавший цирковым клоуном, из фильма Майкла Шредера 1988 года «Из тьмы». Убивает девушек из службы «Секс по телефону», используя самое разное оружие, но всегда в клоунской маске.

ТВИСТИ

Серийный убийца в костюме клоуна, персонаж четвертого сезона сериала «Американская история ужасов». Похищает своих жертв, держит их в фургоне и заставляет смотреть фокусы в собственном исполнении.

Злые клоуны в жизни

Клоун Пого — настоящее имя Джон Уэйн Гейси. Серийный убийца из Чикаго, с 1972 по 1978 годы изнасиловавший и убивший 33 подростков и молодых людей. В 1975 году вступил в клоунское объединение Jolly Jokers и стал выступать на частных вечеринках в образе клоуна Пого. В 1980 году Гейси приговорили к 21 пожизненному заключению и 12 смертным казням.

Усталый Вилли — псевдоним Пола Келли, внука знаменитого американского клоуна Эмметта Лео Келли. В конце 1970-х, как рассказывал сам Пол, к нему явился во сне дух клоуна Вилли с просьбой «не дать ему умереть» после выхода отца на пенсию. В 1978 году был арестован за убийство двух своих партнеров: позднее у него диагностировали раздвоение личности.

Из официального обращения французской полиции от 27 октября 2014 года

Национальная полиция получила от граждан множество сообщений о клоунах, пугающих прохожих. Распространяющиеся слухи подбивают некоторых преступников совершать преступления под их масками. В социальных сетях набирает популярность инициатива по сбору групп «охотников на клоунов». Будьте ответственны, в том числе в интернете (родителям стоит рассказать детям о рисках, следующих за подобными нарушениями). Если у вас возникли сомнения, немедленно звоните по номерам 17 или 112.

Происшествия в 2014 году


Васко, США

В октябре на улицах калифорнийского города Васко стали замечать человека в клоунском костюме и пугающем гриме. Вскоре у него появились последователи: жуткие клоуны ни на кого не нападали (один из них, как оказалось, вместе с женой снимал фотопроект), однако жители были напуганы их появлением.


Портсмут, Великобритания

В октябре местных жителей встревожило появление на улицах жуткого клоуна в рыжем парике. Сообщалось, что клоун навязчиво предлагал некоторым людям посмотреть, как он жонглирует, пересекал им дорогу на своем велосипеде и гнался за теми, кто пытался его сфотографировать.


Монпелье, Франция

Переодетый клоуном мужчина погнался за прохожим с требованием отдать ему деньги и телефон. Догнав жертву, клоун избил ее железным прутом. В конце октября преступника приговорили к году тюремного заключения.


Гринвудское кладбище, США

Человек в костюме клоуна, в красном парике и со связкой воздушных шаров в июле был несколько раз замечен на кладбищев Бруклине. Клоун молча гулял среди могил, не приближаясь ни к комуиз посетителей.

Коверный клоун в качестве неотъемлемого персонажа программы утвердился в советском цирке, заменив традиционного Рыжего, выступавшего в паузах. Свое название - коверный - клоун получил от той первоначальной функции, которой ограничивалось его выступление. Он должен был заполнять паузы, когда разворачивали или убирали ковер, устанавливали артистический реквизит. Этот клоун мешал работе униформистов, сыпал на ковер опилки, прятал под полу пиджака, что-либо из реквизита и развлекал зрителей другими подобными шутками. А когда увозили с манежа тачку с ковром, он обязательно запрыгивал на нее или вскакивал на спину униформиста, толкавшего тачку. Таков был приблизительно "набор" его шуток и проделок, характерных для первых коверных.

Кончалась пауза - и коверный должен был покинуть манеж независимо от того, успел ли он закончить свою репризу. Такое неуважительное отношение к его выступлению диктовалось теми конкретными, узкими функциями, которые он выполнял в программе. Это, разумеется, ограничивало творческие возможности коверного. В дореволюционном русском цирке встречались, правда, и одаренные "ковровые" или "подковровые" клоуны, как их тогда называли (П. Брыкин, например, или В. Камбаров). Иногда способного коверного клоуны-буфф включали в свои антре. Лучшие артисты, выступающие в амплуа Рыжих у ковра, доставляли публике немало веселых минут. Постепенно интерес к забавному чудаку, к его проделкам все более возрастал. Положение его в цирке изменилось: коверный стал не только обязательным участником каждой программы, но и занял в ней ведущее положение. Его функции давно уже не ограничиваются только заполнением пауз. Вместо термина "коверный" на афишах пишут: "Весь вечер на манеже клоун..." и называют имя и фамилию артиста. Естественно, изменился и репертуар клоунов у ковра: от маленьких шуток до сюжетных пантомимических сцен, от юмористических интермедий до сатирических памфлетов, от пародий до лирических новелл - таков диапазон творчества сегодняшних мастеров клоунады. Теперь не коверные клоуны приспосабливаются к программе, а, случается, программу "привязывают" к их выступлению. И это закономерно: коверные - любимцы зрителей, их с нетерпением ждут на манеже. Сегодня коверные задают тон всему представлению.

Весь вечер клоун общается со зрителями, "подогревает" их интерес к программе, способствует наилучшему восприятию каждого номера в отдельности и программы в целом; он решительно влияет на эмоциональный настрой зрительного зала. Вот почему в нашем цирке коверные клоуны стали премьерами программы, а выступление наиболее талантливых из них часто приравнивается к аттракциону. Роль коверного клоуна высоко ценится и артистами, отлично понимающими, что от клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в целом.

Маска современного клоуна в основном реалистична. Зритель смеется вместе с клоуном над его проделками, а не над ним, как это было в старом цирке. Однако этот так называемый бытовой тип клоуна утвердился не сразу - ему предшествовал длительный период эволюции, трудных поисков, огорчительных неудач и радостных находок. В 20-х гг. клоуны, увлеченные преобразованием циркового искусства, стали отказываться от традиционной маски Рыжего.

Однако новые образы пока еще не были найдены. Внимание артистов привлекли знаменитые персонажи кинокомедий. Их яркие типажи, снискавшие огромную популярность у зрителей, перекочевали с экрана на манеж. Маски Пата и Паташона, Гарольда Ллойда и Чарли Чаплина замелькали в цирке и на эстраде. Особенно "повезло" Чарли Чаплину, который появлялся во множестве программ. Но это, разумеется, была лишь бледная копия маленького бродяжки Чарли. Впрочем, очень скоро и сами исполнители поняли, что образ неудачника, грустного и смешного маленького человечка, сталкивающегося с социальной несправедливостью буржуазного общества, каким был Чарли, не соответствует положению коверного клоуна в советском цирке и не может выполнить возложенные на него задачи. Несоответствие между формой и содержанием заставило наших клоунов искать свои, оригинальные образы.

Одним из первых, кому удалось найти новые черты коверного, был П. А. Алексеев. В самом начале 30-х гг. на манеже Ленинградского цирка появился вечно спешащий бухгалтер Павел Алексеевич, в мешковатом костюме, с портфелем в руке. Этот забавный персонаж пользовался в Ленинграде огромной популярностью. Следом за П. А. Алексеевым отказался от маски Чарли Чаплина и молодой артист Михаил Румянцев. Он создал образ веселого проказника Карандаша, принесший ему всемирную известность. Костюм Карандаша близок к бытовому. И все же он отличает клоуна от сидящих в зрительном зале. Бытовизм обеднил бы образ клоуна, низвел его до человека из публики или превратил бы в театральный персонаж. Черный костюм Карандаша чуть-чуть не по размеру, сидит на нем мешковато. Ботинки также немного большего размера, но не огромные, как у буффонадных клоунов. Остроконечная шляпа несколько маловата, она как бы завершает своеобразный парик с копной волос сзади. А как гармонирует этот костюм с фигурой артиста!

Образ, созданный Румянцевым, удивительно соответствует индивидуальности артиста.

Чрезвычайно современен и по-своему интересен клоунский образ Олега Попова. Его творческая особенность метко определена эпитетом "Солнечный клоун", полученным им во время гастролей за рубежом и ставшим неотъемлемой частицей его имени. Яркие, своеобразные характеры создали и другие наши одаренные комики. Среди них Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев, Генрих Ротман и Геннадий Маковский.

Среди стройных, сильных и ловких артистов, выступающих на манеже цирка, нескладная фигура коверного всегда выглядит особенно смешно. И это для него выигрышный контраст.

Коверный - универсальный артист. Он обязан владеть приемами акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, уметь играть на музыкальных инструментах. В его клоунском арсенале и пародия, и гротеск, и эксцентрика, и реприза-слово, и реприза-действие. Подлинно универсальными артистами цирка можно назвать Константина Мусина, Константина Бермана, Алексея Сергеева, Геннадия (Генри) Лерри, Романа Ширмана. Каждый из них, прежде чем стать клоуном, участвовал во многих, различных по жанру, номерах. Например, Роман Ширман был комиком на батуте, выступал в групповом жонглерском номере и в номере музыкальной эксцентриады. Один из испытанных номеров в репертуаре коверного клоуна - пародия. Клоун пытается повторить только что выступавших артистов (акробатов, жонглеров, гимнастов), но все делает неумело, неуклюжего, чем вызывает смех зрителей. Но клоун и должен выполнять эти упражнения смешно, пародийно. Такова его задача. В конце концов он все же "осваивает" пародируемый трюк и исполняет ого с профессиональным мастерством, но в клоунской манере. Именно в этом и раскрывается характер персонажа.

Обращающийся к пародии коверный клоун должен владеть актерским мастерством, выдумкой, в совершенстве знать пародируемый жанр, в противном случае пародия превратится в имитацию, а комизм станет комикованием.

Пародия не единственный прием в палитре коверного. Клоун должен быть отличным мимом, так как многие его репризы бессловесны. Мимика - одно из основных выразительных средств клоуна. Мимикой можно сказать очень многое, иногда больше, чем словами. Круг тем клоунских пантомим чрезвычайно обширен, своеобразен и условен язык. Клоун "стреляет" из палки, и зритель верит в эту условность.

Талантливый артист с помощью мимики и жеста может убедительно передать сюжет сценки и донести ее основную мысль до зрителя. Действия клоуна в пантомимах должны быть логичны и предельно ясны. Если зритель сразу не поймет, что хотел выразить клоун, и должен об этом догадываться, значит, действия артиста недостаточно продуманы и не достигли цели. Многие коверные кроме мимики и жеста пользуются слоном. Однако клоун не может разговаривать обыденно, как в быту. У него особый, клоунский язык, особая интонация, своеобразный рисунок речи. У каждого хорошего клоуна свое произношение, свое индивидуальное владение словом, своя манера разговора. Артист должен знать законы и технику речи, владеть культурой слова. Некоторые коверные свое появление на манеже сопровождают каким-либо резким возгласом, произносимым часто фальцетом. Этот прием привлечения внимания к себе всегда вызывает веселую реакцию в зрительном зале.

В наше время творчество клоуна тесно связано с режиссером, хорошо знающим специфику клоунады. Пожалуй, ни в одном ином жанре цирка роль режиссера не имеет такого значения, как в этом. Создание клоунского образа, сценическое поведение, подбор репертуара - словом, все, что связано с выступлением клоуна, - требует внимания режиссера. Не случайно многие из учеников главного режиссера Московского цирка М. С. Местечкина, руководящего длительное время студией клоунады и воспитавшего таких ныне известных клоунов, как Ю. Никулин, М. Шуйдин, Ю. Котов, и других, будучи признанными мастерами, продолжают творческий контакт со своим воспитателем.

И в заключение следует сказать, что палитра комического не ограничивается жанром клоунады. Комические персонажи включаются в различные номера программы - воздушные полеты, гимнастику на турниках, в выступления велофигуристов. А сколько веселья вносят в номера забавные прыжки комиков на батуте и на подкидных досках! Однако в последние годы веселые персонажи встречаются в номерах все реже и реже. Такое "осерьезнивание" обедняет программы.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Клоун – это цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады, задача которого – смешить публику.

Родственные определения: шут, паяц, и т. д.

Раньше в цирке главная задача клоуна состояла в том, чтобы заполнить паузу между номерами, необходимую для подготовки манежа. Но сейчас имена самых интересных клоунов известны широкой публике – они не просто смешат, но и задают тон всему представлению. Клоун может быть одновременно акробатом (как знаменитая клоунесса Ириска), может быть дрессировщиком кошек, как Юрий Куклачев, владеть искусством пантомимы, как Леонид Енгибаров, и т.д. Чем больше клоун умеет, тем ярче и интереснее его выступления. Клоуну нужны актерские данные, чувство юмора, фантазия, самоирония.

Современный репертуар клоунов очень широк, в клоунском арсенале и пародия, и гротеск, и эксцентрика, и пантомима, и реприза.

Фамилии и имена клоунов

Альперов, Дмитрий Сергеевич

Асмус, Ирина Павловна

Барский, Борис Владимирович

Бутаев, Алан Юрьевич

Вяткин, Борис Петрович

Гальцев Юрий

Городецкий, Роберт Шимшонович

Гримальди, Джозеф

Грок

Делиев, Георгий Викторович

Дерябкин Владимир

Дубино, Анатолий Антонович

Дуров, Юрий Владимирович

Емцев, Олег Павлович

Енгибаров, Леонид Георгиевич

Жигалов, Андрей Николаевич

Карандаш

Картуков, Геннадий Александрович

Келли Эмметт

Кещян, Мартирос Вартанович

Колвиг, Пинто

Комаров Владимир

Куклачёв, Юрий Дмитриевич

Куксо, Леонид Георгиевич

Лазаренко, Виталий Ефимович

Латышев, Анатолий Евгеньевич

Лейкин, Леонид Владимирович

Либабов, Анвар Зоянович

Майхровский Евгений

Макаров, Сергей Михайлович

Мараногли, Евгений Даутович

Марсо, Марсель

Маслюков, Семён Иванович

Мозель Василий

Морозов Александр

Мутурганов, Карим Муратович

Николаев, Андрей Николаевич

Никулин, Юрий Владимирович

Ольшанский, Владимир Моисеевич

Павлов, Сергей Александрович

Плучс, Казимир Петрович

Полунин, Вячеслав Иванович

Поляков, Николай Петрович

Попов, Олег Константинович

Радунский, Иван Семёнович

Сергеев, Алексей Иванович

Середа, Эдуард Иосифович

Славский, Рудольф Евгеньевич

Станевский, Мечислав Антонович

Сучков, Юрий Станиславович

Танти, Леон Константинович

Футтит Джео

Хуш-Ма-Хуш

Чеколтан, Евгений Фролович

Ша-У-Као

Шамшадинов, Энвар Ханяфиевич

Шуйдин, Михаил Иванович

Шульгин Николай

Юсупов Акрам

Из этого списка вы можете выбрать фамилию и заказать нам ее энергоинформационную диагностику .

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Клоуны

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

 

Возможно, будет полезно почитать: