Философия С. Кьеркегора. Бергман и Кьеркегор: дерзость отчаяния Философские идеи кьеркегора

Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм». Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера). Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти». Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.

Кьеркегор и экзистенциальная философия

В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля. Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа. Кьеркегор в своей философии как раз и являет пример такой попытки осмысления собственных сокровенных душевных переживаний. Главный вопрос в жизни человека – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет». Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Кьеркегор убежден, такую экзистенциальную истину нельзя знать, в ней можно только быть. Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает. Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.

Кьеркегор об абстрактном мышлении

Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие». «Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование». Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».

Кьеркегор о свободе и необходимости

«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее. «В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства». «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли». Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».

Кьеркегор и философия отчаяния

Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».

Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния». Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека». Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.

Кьеркегор о способах существования

Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится». Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры». Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.

Эстетическое существование

Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.

Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».

Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.

Этическое существование

Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.

Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.

В теоретической философии, как и в эстетике, противоположность добра и зла является относительной. В акте выбора человек выбирает не добро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «или-или». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром. «Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать не может».

Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.

Существование в вере

Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.

«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего». «Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту». И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.

Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».

Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности. Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния. Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я». Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!

Кьеркегор и значение его философии

Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками. Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальными.

Кьеркегор книги

  • О понятии иронии (1841)
  • Или-или (1843)
  • Две назидательные беседы (1843)
  • Страх и трепет (1843)
  • Повторение (1843)
  • Философские крохи (1844)
  • Понятие страха (1844)
  • Стадии жизненного пути (1845)
  • Заключительное ненаучное послесловие (1846)
  • Назидательные речи в различном духе (1847)
  • Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные (1847)
  • Дело любви (1847)
  • Христианские речи (1848)
  • «Первосвященник» (1848)
  • Болезнь к смерти (1849)
  • Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы (1849)
  • Введение в христианство (1850)
  • Дневник обольстителя

Иррационалистический характер философии

Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог . Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.

Учение о линейном бытии Единичного

В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную.

Сферы существования Кьеркегора не имеют ничего общего с триадой Гегеля. Для Гегеля достижение высшего, третьего уровня бытия человека - уровня духа, возможного через последовательное прохождение уровня идеи и уровня природы, свидетельствует о спиралеобразном саморазвитии и самопознании мирового духа. Движение бытия по мысли Кьеркегора, напротив, осуществляется линейно, а не спиралеобразно: высшая стадия развития человека - стадия веры, не имеет ничего общего с первой стадией - эстетической. Вера не дополняет эстетическое и этическое начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.

Итак, жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках.

Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Она описывается Кьеркегором в двухтомной работе "Либо-либо" 1843 года. Кьеркегор в отличие от предшествующей традиции от Платона до Канта и Гегеля понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "На этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".

Дихотомия "эстетическое-этическое", получившая полное освещение в работе 1843 года с названием "Или-или" ("Enten-eller"), и отрицательное отношение к обоим началам бытия самого автора свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути, еще одна красная, но теперь и путеводная нить жизни. Это - этика религиозная.

Религиозный уровень жизни человека есть высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую, напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.

Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики) являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца, настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни - эстетический, этический, религиозный.

Мысль Кьеркегора, несмотря на популярность в те времена гегелевского метода, течет в направлении, противоположном гегельянству: речи о синтезе первых двух начал бытия религиозной этикой не идет и идти не может. Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться не на чем другом, кроме веры.

Учение о вере как основании экзистенции

"Вера - высшая страсть в человеке. Пожалуй, в любом поколении найдется много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного, который бы мог уйти дальше нее... Я не скрываю, что мне еще далеко до веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и обрел величайшее - ВЕРУ" . Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. стадии экзистенции. А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной и недоступной для разума, как вера человека.

Рассмотреть источник веры, ее специфику - задача небольшого сочинения Кьеркегора "Страх и трепет", написанного в том же, 1843 году. Кьеркегор выводит главным героем - рыцарем веры - библейского Авраама и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы веры, остался в памяти людей отцом веры и "не было на свете человека, подобного по величию Аврааму, и кто же в состоянии постичь его?" .Авраам не просто вызвал удивление, но стал путеводной звездой, спасающей робкие души. Кьеркегор следующим образом поясняет свой тезис. Когда Исаак, единственный сын Авраама, восприняв себя в качестве жертвы просил отца пощадить его молодую жизнь, Авраам попытался утешить и ободрить сына. Но когда Авраам осознал, что сын так и не понял веры отца в бога, представил себя отчимом, чтобы не отнять веры у сына, чтобы вера в отца сменилась на веру в бога. "Если у меня нет отца на земля, то будь бы моим отцом", господи,- затрепетал и возопил Исаак. С этими словами Авраам сказал про себя: "Пусть лучше он думает, что я чудовище, нежели утратит веру...".

Итак, вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей,- он становится Единичным.

Старик Авраам, стоя у подожженных дров с занесенным ножом на своего единственного сына - единственную свою надежду, Авраам "не усомнился и не озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами... он знал, что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее: и он занес нож". Авраам "верил против всякого разума".

* Кьеркегор не противоречит себе, когда говорит о долге. Долг и ответственность имеют основание в этическом начале; последнее "есть общее, и, как общее, оно обязательно для всех и каждого. Этическое обязательно имеет значение в каждую минуту, всегда... оно само является целью для всего, находящегося вне его, и по включении этого в себя, этическому дальше идти некуда. Любое единичное лицо имеет свою внешнюю цель в общем, и этической задачей индивидуума является постоянно выражать себя в общем; отрешаться от всей единичности, чтобы стать общим" .

Чтобы пояснить отличие общее,- этическое, (долг и ответственность) и единичное,- веру, Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама. Авраам мог бы молить бога пощадить его единственного сына, а заодно и его с Саррой, которая умерла бы с горя,- и мы бы имели эстетического, чувственного Авраама.

Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь, и таким прославился бы в мире, показав миру настоящую отеческую любовь.

И в первом, и во втором случае перед нами предстал бы обыкновенный человек, которым руководят, соответственно, чувства или разум.

Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой разум, но взял с собой веру и все сбылось согласно вере Авраама. Вера Авраама, и об этом постоянно твердит Кьеркегор, относилась к настоящей жизни. В этом пункте, акцентирующем внимание на настоящую веру, (настоящую уже потому, что она имеет место в настоящей жизни и в настоящее время - не в прошлом, не в будущем), Кьеркегор противопоставляет свою веру - вере христианства. Христианство XIX века стало лживым, а потому лживой и поверхностной стала вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения, обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала способом добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет вообще, а есть лишь разум. У современного христианства, считает Кьеркегор, нет настоящей веры. Настоящей верой владеет Авраам. Если бы вера Авраама относилась к прошлой или будущей жизни, ему нужно было бы быстрее покинуть этот мир. Но Авраам по-настоящему верит и по-настоящему страдает и источником его страданий является вера. Вера не спасает человека, но делает жизнь человека исключительной, Единичной, безумной.

С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

Что укрепило руку Авраама и что удержало ее занесенную, не дав бессильно опуститься? Что укрепило душу Авраама, что у него не помутилось в глазах? - задает риторические вопросы Кьеркегор и называет Авраама вторым, после бога, отцом рода человеческого, который познал возвышенную страсть - безумие.

В заключении изложения философии Кьеркегора можно отметить, что вера, как ее понимал автор "Страха и трепета", есть "высочайшая вершина", а потому является нечестным со стороны философии подменять веру чем-то другим и смотреть на веру свысока.

Интерпретация веры в современной психологии

Насколько актуально прочтение Серена Кьеркегора сегодня, по прошествии полторы сотни лет после написания его сочинений?

Как представляется, сегодня задуматься над проблемой веры, четко описанной Кьеркегором, должен прежде всего психолог, или будущий психолог.

Так, современные исследования по психотерапевтической практике высветили неявные предпосылки субъективного ощущения выздоровления психически больных пациентов. В теоретических исследованиях по психотерапии является обоснованным тезис, что главным в терапевтической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих: опыт психологической помощи, существовавший всегда в христианских общинах с момента их возникновения, только подтверждают исходное положение психотерапии.

В настоящее время выделяют, как минимум, две предпосылки, влияющие на эффективность психотерапевтических сеансов. Это, во-первых, вера пациента в своего психотерапевта и, во-вторых, вера в эффективность действующих методик. Субъективные ощущения больного о наступлении желаемого результата, об улучшении своего состояния и высказывания пациента о том, что "становится лучше" не являются объективными критериями. Заключение больного, что "стало лучше" рассматривается врачом как наступление "ближайшего эффекта" - эффекта психологической помощи, но не собственно терапевтической или фармацевтической. "Ближайший эффект" с точки зрения самоощущения человека может действительно иметь эмоционально положительный характер: с ним общаются, если не сказать, "возятся", "нянчатся" наподобие матери, ему помогают, обсуждают его проблемы, указывают на возможные варианты решения проблем.

Не излишне будет вспомнить историю возникновения первоначального христианства, принципы функционирования первых христианских общин. Даже во времена Кьеркегора, тем более во времена начала действий первых христианских общин,- в условиях возникновения христианства, было крайне далеко до известной лишь с конца XIX века системы психологической помощи в собственном значении слова. Но уже имелись "априорные" представления об условиях формирования "невыносимых представлений" (З.Фрейд), о введении их в общую структуру сознания, о необходимости их изоляции, об осознании травматической ситуации и поиска ее источников.

Указанные три фактора: 1) психологическая поддержка и участие в чужой судьбе, 2) понимание личностных проблем и 3) помощь в решении или поиске путей решения проблем,- рассматриваются сегодня в качестве источников появления надежды. Но главным фактором возникновения и пульсирования надежды является вера, жесткое требование которой постулируется в любой религии, что прямо свидетельствует о бессознательном, интуитивном открытии механизмов функционирования психики в феномене веры в религиозно ориентированном сознании. Чтобы ждать и дождаться, надо верит ь. Если учесть биографические сведения о Кьеркегоре, не в этом ли причина воспевания веры, его религиозности, что только она и помогла пережить "невыносимые" ситуации, смогла оправдать сплошную "безумную" трагедию жизни? Религиозно ориентированное сознание, предложившее миру новый способ жизни - по законам межличностных отношений, демонстрирует своей философией датский мыслитель середины XIX века Серен Кьеркегор.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Известный протестантский теолог, писатель и философ Сёрен Обю Кьеркегор, появился на свет в Копенгагене, 5 мая 1813 года.

Биография Сёрена Обю Кьеркегора непродолжительна, но свидетельствует о длительной и серьезной работе.

Кьеркегор происходил из дворянской семьи и получил прекрасное образование. Он обучался в Копенгагенском университете и окончил его теологический факультет в 1840 году. В 1841 он получил степень магистра, защитив диссертационную работу «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», которая была посвящена концепциям иронии в работах романтиков и авторов Древней Греции.

Кьеркегор помолвился с Региной Ольсен, но помолвка была разорвана до 1851 года. После этого события Кьеркегор много работал и написал основные свои труды. После этого автор, чувствуя что сказал все, что был должен, оставил писательскую деятельность.

В 1855 году он принял живое участие в «церковной полемике». Кьеркегор вёл скрытную жизнь, не сближаясь с людьми, но при этом замечательно понимал человеческую природу. Работы философа отличаются психологической глубиной и точностью.

Кьеркегор резко критиковал выхолащивание христианской жизни, свойственное некоторым направлениям христианства, а именно, желание жить удобной и комфортной жизнью, но при этом считаться добропорядочным христианином. Кьеркегор посвятил проблеме христианского образа жизни экзегетические работы, такие как «Беседы» и «Введение в христианство», а также ряд последних публикаций в издании «Мгновения».

Кьеркегор скончался в 1855 году, во время эпидемии гриппа в Копенгагене.
Основные идеи Кьеркегора заключаются в следующем. Ключевой момент его философского наследия - это учение о трёх этапах человеческого существования, которое впервые было сформулировано философом в работе «Или - или». Идея была окончательно оформлена в виде учения уже позднее, в послесловии к «Философским крохам».

Три стадии, выделенные в человеческом существовании Кьеркегором, таковы:

Эстетическая,
- этическая,
- религиозная.

Рассматривая эти стадии, Серен Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа, среди которых: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек.
Первый из них, обыватель, живет так же, как окружающие. Он стремится создать семью, носить красивую одежду и хорошо говорить. Этот тип людей подвержен стадному инстинкту. Обыватели плывут по течению и смиряются с внешними обстоятельствами, не задумываясь о возможных изменениях в собственной жизни. О возможном выборе они даже не подозревают.

Эстетик знает о наличии выбора и понимает, что необязательно следовать за толпой. Он выбирает собственный путь, который является жизнью, полной удовольствий. Он любит хорошую еду, вино и красивых женщин. Его не заботят ответственность и чувство долга, а также вопросы правильного и неправильного. Эстетик живет в настоящем времени, он наслаждается жизнью и скучает, когда не происходит ничего интересного. Он знает, что жизнь его пуста.

Через эти переживания человек может перейти этическую стадию, на которой его поступки вдохновляет чувство долга и разум. Эстетик не чувствует в жизни пустоты, у него развита ответственность и чувство долго, он видит разницу между злом и добром и высоко ценит верность. Он стремится исключительно к хорошим поступкам и сторонится плохих. Этическая стадия не уничтожает бесследно эстетическую. Смена двух этих состояний происходит время от времени, колебаниями.

В конце пути человек приходит к осознанию ограниченности этих двух состояний и вновь испытывает отчаяние. В таком случае он может прорваться на последнюю, религиозную, стадию. На этой стадии им руководит вера и сердце, которые неподвластны разуму и чувственности.

Религиозный человек сознает свою греховность и видит совершенство только в Боге. Он стремится к спасению и верит, что Бог дарует ему это спасение.
Кьеркегор отталкивался от догмата о первородном грехе и определял его, как отчаяние, которое сопровождало всю человеческую жизнь. Отчаяние, произрастающее из греховности человечества - это единственный способ пробиться на стадию религиозности и прорваться к Богу.

Кьеркегор поставил в соответствие каждой стадии развития свой тип отчаяния.

«Отчаяние возможного» наблюдается у эстетического типа. Оно связано с жизнью, не соответствующей человеческим ожиданиям. В сознании своем такой человек стремится к подмене собственного Я новым, другим Я, которое обладает преимуществами в красоте, силе и уме. Это отчаяние от нежелания быть собой, оно приводит к такому явлению, как распад самости. Отдельные удовольствия, доступные эстету, фрагментарны, поэтому Я распадается и становится «песком мгновений».

«Мужественное отчаяние» - это тип отчаяния, возникающий как следствие желания обрести самость и непрерывное, цельное Я. Это результат нравственных усилий, которые прилагает человек. «Я» для него уже не является совокупностью случайных удовольствий, оно - это результат формирования личности в свободных условиях. Самонадеянность такого человека, который возомнил себя способным своими собственными человеческими силами воплотить я, приводит к новому виду отчаяния, свидетельствующего о понимании неспособности отринуть или преодолеть свою конечность и возвыситься над людьми, став ближе к Богу.

«Абсолютное отчаяние» свойственно религиозному человеку, который осознает богооставленность мира и собственное одиночество перед Богом. Вера такого человека истинна, она - результат не усвоения религиозных традиций, а абсолютно осознанного, ответственного и свободного выбора в ситуации, когда человек абсолютно одинок.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кьеркегора Серена представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Сёрен Кьеркегор (1811-1855), датский философ и писатель, изучавший философию в Берлине в то время, когда там читали свои лекции старый Шеллинг, а затем в одно и то же время Гегель и Шопенгауэр. От Шеллинга и Шопенгауэра Кьеркегор и унаследовал враждебность к философии Гегеля и его школе. Абсолютистская философия Гегеля, по мнению Кьеркегора, - типичная болезнь философии современной эпохи. Тяготея к абсолютистскому, объективному, эта философская система превращает реального человека в познающую логическую машину. Такая философия, делающая культом панлогизм и панрационализм, становится не просто бесполезной, но и сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями: «Я предъявляю к философии вполне законные требования – что делать человеку? Как жить? Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой».

Новая философия, экзистенциальная философия, должна так поставить и решить проблемы «Я» и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рационально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки логики. «Я» как центр философии – это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх и преодоление страха смерти. В противовес абстрактности гегелевских понятий «я» и «мышление» Кьеркегор противопоставляет философию конкретного человеческого существования.

Основные категории философии Кьеркегора – жизнь, страх, смерть, выбор, бытие, вина, экзистенция. В его философии впервые появляется понятие «экзистенции» как способа существования человека в мире, отличающего его от существования других существ в силу осознания человеком своего внутреннего бытия, ставшее принципиально важным для экзистенциальной философии ХХ века. Его ощущение «растревоженной экзистенции» - прямая противоположность самоуверенному «Я» классической философии. «Где я? Кто Я? Как я пришел сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, который заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я куплен у некоего продавца душ? Экзистенция (существование), безусловно, есть полемика – и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению?». Характерными для философии Кьеркегора являются ощущения бесприютности, заброшенности, одиночества, тоски по бытию, озабоченности своим существованием, страхом перед смертью, перед будущим и стремление найти выход из тупика покинутости и брошенности экзистенции в мир.

Полемической фигурой экзистенциальных размышлений Кьеркегора является длительная традиция европейского рационализма с его безграничным доверием к разуму, и, в первую очередь, Гегель и немецкий трансцендентализм. Экзистенциализм вообще можно рассматривать как реакцию на гегелевский идеализм, как разочарование в идеале разума, науки, системы, в идее социального прогресса, в примиряемой с идеей свободы внутренней религиозности. В упрек Гегелю и рационалистической традиции ставилась неспособность системы объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и отчаяние индивидуального человека и вместе с тем претензия редуцировать все к понятию, логике, разуму, предельная абстрактность философских схем.


Кьеркегор противопоставляет гегелевскому абсолютному разуму мирские аспекты существования человека, которое абсурдно и проблематично. Если существование по своей сути абсурдно, неоправданно и так драматично, то как можно говорить, что «все действительное разумно»? Борьба Кьеркегора против научности философии и против той систематической формы, которую придал ей Гегель, однако, отнюдь не была антирационализмом, борьбой против разума. Кьеркегор ставит вопрос о выведении разума из глубин экзистенции, иного способа философствования, в качестве важнейшей предпосылки которого является представление об истине не как научной и объективной, а прежде всего - экзистенциальной .

Основные моменты экзистенциальной философии Кьеркегора таковы:

1. Трагизм человеческого «Я» порождается в силу совокупности различных причин: отчужденности мира, конечности и хрупкости Я, неподлинности бытия человека в модусе со-бытия с другими людьми, вообще постоянного присутствия в твоей жизни других людей, из-за «безумия» мира, которое заражает и человеческую личность.

2. Выбор человеком самого себя – своего уникального и неповторимого Я – процесс ежедневный, постоянный для человеческой экзистенции. Это ответственность перед собой и богом. Выбор способа бытия в соответствии с осознанием своего предназначения означает выбор подлинного бытия. Если выбор состоялся, если человек осознал свое предназначение, то это величайший по смыслу и содержанию этап его жизни. Человек сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося.

3. Важнейшее место в философии Кьеркегора занимает тема Бога, религии, греха, смерти. В работе «Болезнь к смерти» он критикует христианскую религию за то, что она создала образ Бога как Богочеловека. Антропоморфный Бог христианства внушает человеку глубокий комплекс неполноценности и в то же время снимает с человека личную ответственность за греховность. Христианство одновременно лишает понятие греха всякой серьезности, введя доктрину общеобязательного первородного греха, и настаивает на обосновании высших нравственных ценностей через религию. Но путь к Богу проходит только через личное страдание, отчаяние и преодоление страстей. Кьеркегор не признает никакого религиозного благодушия. Путь к вере не усыпан розами, он пахнет болью, отчаянием, болезнью к смерти.

4. На пути к Богу человек проходит три последовательные стадии познания человеком своего существования, это:

a) эстетическая, где дается обоснование эстетизма как формы существования. Эстетик зациклен на настоящем, недоволен своим Я, ждет его чудесного превращения в другое Я, переживает отчаяние и стремится к спасению, но скован слабостью;

b) этическая. Этический человек, этик живет мыслью и заботой о будущем, не зациклен на настоящем, ему присущи глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он также движется к Богу через отчаяние, но уже не так хаотично, как эстетик. Однако он охвачен гордыней, уповает лишь на собственные силы и свой возможный прорыв в будущее ценит выше приобщения к вечному, истинно абсолютному,

c) наибольшие преимущества имеет поэтому религиозная стадия. Истинно религиозный человек оставляет позади отчаяние и слабости (эстетика) и «отчаяние-вызов» (этика). Его абсолютное отчаяние (религия) – высшая стадия, выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются с вечностью.

Анализ этих трех стадий Кьеркегор называет «качественной диалектикой», которая противостоит формальной диалектике Гегеля. Существуют, говорит Кьеркегор, феномены и процессы, которые невозможно выразить в такой объективной форме, которые вообще с трудом формализуются и исчисляются логикой. Таковы переживания страха, отчаяния, вины, одиночества. Им также присущи тонкая, глубокая, даже изощренная диалектика. Но она носит качественный характер, ибо фиксирует противоречия человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренним религиозным истолкованием.

Таковы идеи Сёрена Кьеркегора об экзистенциально-психологическом обосновании христианской религиозности. К числу наиболее значимых произведений Кьеркегора принадлежат «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849). Эти работы вовсе не чисто религиозные, в них рассматриваются и подробно обсуждаются многие исключительно философские проблемы и понятия, развернута полемика с предшествующей традицией, прежде всего с Гегелем в силу общей антигегелевской направленности экзистенциализма Кьеркегора. Следует напомнить, что гегельянство к концу XIX века утвердилось в большинстве университетов Германии как официальная философия, все, кто выступал против, автоматически становились маргиналами, вне главного направления, и выжить в академической атмосфере университетской философии им было практически невозможно. Неприятие университетской средой вызывало гнев и отчаяние, страдание порождало агрессию, враждебность, претензию к противопоставлению академической философии своей. Эту общую чашу разделил и Кьеркегор. Со своим трагическим мироощущением он не вписался в оголтелый оптимизм «философии разума». Несомненно одаренный философским гением, он не стал популярен при жизни. Религиозная община Копенгагена, куда он вернулся жить после обучения в Германии, не приняла его философских идей. Умер он в одиночестве, бедности, насмешках и презрении толпы.

Сёрен Кьеркегор

Его называют дедушкой экзистенциализма, крёстным отцом Достоевского, несостоявшимся пастором, который всю свою жизнь бунтовал против «удобного протестантского христианства». Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Генрик Ибсен, Антон Чехов, Николай Бердяев, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Читать его непросто. Тексты его сложны, многословны, метафоричны. Но что всегда остаётся близким в нём, так это искренность его сомнений, честность перед собой в поиске ответов на непростые вопросы.

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (1813-1855) — датский философ, протестантский теолог и писатель. Работы Кьеркегора известны своей исключительной психологической точностью. Критиковал (особенно резко — в последние годы) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. В 2013 году исполнилось 200 лет со дня рождения философа.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"». Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

  1. Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
  2. Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.
  3. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
  4. В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс. Творчество Кьеркегора — это диалог автора с самим собой, а потому всякая попытка однозначной расшифровки, превращения в монолог мешает проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать поставленные в нем проблемы.

Цитаты - Серен Обю Кьеркегор

1. Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют ту, которой у них нет.

2. В наши дни всё более распространяется некая поверхностная образованность, и при этом множатся различные взаимные расчёты между человеком и человеком; в наши дни люди, движимые завистью и страхом, всё более мелочно сравнивают себя друг с другом, и это распространяется, как зараза; и все эти веяния тем более пагубны, что они грозят задушить в людях сердечную чистоту и свободу. В то время как идёт борьба за то, чтобы свергнуть начальства и власти, люди, кажется, изо всех сил трудятся над тем, чтобы всё более и более насаждать самое опасное рабство: мелочный страх перед равными им людьми.

3. Есть в языке замечательное слово, которое, сочетаясь с самыми различными словами, никогда при этом не употребляется так, чтобы речь не шла о добре. Это слово: мужество; везде, где присутствует добро, присутствует и мужество; какими бы судьбами ни совершалось доброе, мужество всегда на его стороне; добро всегда мужественно, только зло трусливо и малодушно, и дьявол всегда трепещет.

4. Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.

5. Человек способен научиться весьма многому, не вступая в отношения с вечным. Так, если человек в своём обучении обращён вовне, он может узнать весьма многое, но приобретая все эти знания, он может быть и оставаться сам для себя загадкой, незнакомцем. Как ветер движет могучий корабль, но ветер не понимает самого себя; как река движет мельничное колесо, но река не понимает саму себя: так может и человек совершать удивительное, приобретать многообразные знания, и однако при этом не понимать самого себя. Страдание, напротив, обращает человека вовнутрь. Если это удаётся, если человек не отчаивается, не сопротивляется, не ищет утопить свою беду и забыться в мирских развлечениях, в удивительном деле, во всеохватном безразличном знании, — если это удаётся, тогда во внутреннем человека начинается обучение.

6. Когда человек страдает и в страдании готов учиться, он постоянно узнаёт нечто лишь о себе самом и своём отношении к Богу, откуда становится ясно, что учат его для вечности.

7. Там, где вечное, там покой; беспокойство же там, где вечного нет. Беспокойство присутствует в мире, но прежде всего беспокойство присутствует в человеческой душе, когда в ней нет вечного, и человек может «питаться беспокойством».

8. Отдельный хороший поступок, отдельное великодушное решение не есть ещё самоотвержение.

9. Умный мирским умом знает много лекарств от страданий, однако все эти лекарства имеют одно печальное свойство: они, исцеляя плоть, убивают душу; также умный мирским умом знает и много средств для того, чтобы ободрить страдающего, но все эти средства имеют одно печальное свойство: они укрепляют плоть, но омрачают дух; также и умный мирским умом знает, как можно в страдании придать человеку отчаянную жизнерадостность, — но только глубокий человек в страдании обретает вечное.

10. Так же, как обычно человек ищет имущества, чести, почёта, так ищет апостол избежать этих благ; ведь мы единодушны с апостолом в том, что всячески желаем избежать того, что нам мешает как сор — и в то же время мы настолько, насколько только возможно, не единодушны с ним, ведь мы почитаем за сор прямо противоположное тому, что почитает за сор апостол.

11. Взвешивать одно временное и другое временное, опуская вечное, — это не значит взвешивать, это значит обманываться, это значит терять время и упускать блаженства, обманываясь детскими шалостями жизни... Основной смысл человеческого взвешивания — взвешивать между временным и вечным.

12. Ах, откуда же происходит то, что труднее всего отвергнуться себя в незначительных вещах? Не оттого ли, что самолюбие, имеющее некий благородный вид, тоже по-видимому способно к самоотвержению в чём-то большом, но чем меньше, чем незначительнее, чем мизернее то, в чём нужно отвергнуться себя, тем оскорбительнее это для самолюбия, потому что когда стоит такая задача, у самолюбивого сразу же улетучиваются его собственные и чужие высокопарные представления; но тем смиреннее поэтому будет самоотвержение в этом случае.

 

Возможно, будет полезно почитать: